Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения
Сарбаа, Л. Н. Тьюторское сопровождение учебного процесса — индивидуализация обучения / Л. Н. Сарбаа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 824-825. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26131/ (дата обращения: 14.12.2022).
Приоритет современного образования — это индивидуализация к обучающимся. Осуществление индивидуализации возможно при эффективной и продуктивной организации образовательного процесса, который будет не только включать передачу знаний, умений и навыков, но и иметь психолого-педагогическую составляющую в форме сопровождения обучающегося при его продвижении по индивидуальной образовательной траектории.
Существует два принципа при тьюторском сопровождении учебного процесса: индивидуальный подход и индивидуализация.
При индивидуальном подходе педагог передает знания не массовым способом, а напротив, каждому с учетом индивидуальных способностей. При индивидуализации педагог учитывает способности каждого и оказывает сопровождение обучающегося в процессе обучения, которое позволяет реализовывать цели обучающихся.
Что такое тьюторство
При тьюторском сопровождении используют второй принцип — индивидуализации.
В школе появляется новая педагогическая позиция — не педагог-предметник, который ориентирован только на свой предмет, а педагог, который владеет технологией совместного с ребенком поиска индивидуального личностного плана образования.
С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации.
Тьютор — новая профессия для российского образования. Тем не менее, в настоящий момент услуги тьютора достаточно востребованы. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как педагог, передавать знания, а поможет обучаемому выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП). [1]
Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, — раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного обучающегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии.
Деятельность тьютора включает три этапа:
- Создание избыточной среды (ситуация: чтобы был выбор, разные программы, разные педагоги).
- Навигация (проложить и обсудить маршрут).
- Масштабирование (не навязывая, переводить интересы ребенка на другой масштаб).
Тьютор (с англ. tutor) — это «домашний учитель, (школьный) наставник, опекун». [4]
Какой может быть тьюторская деятельность в современном образовании?
Тьюторская деятельность, работает с принципом индивидуализации, т. е. это личная образовательная траектория обучающегося, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации.
Реализуя индивидуализацию обучения, тьютор в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности, индивидуализации.
Варианты (форматы) тьюторского сопровождения взависимости от масштаба ИОП [1]
Масштаб индивидуализации иварианты (модели) тьюторского сопровождения
Модели/вариант тьюторского сопровождения
В рамках одной дисциплины профессионального модуля направления.
Индивидуальный план освоения дисциплины.
Учитель педагог, психолог с тьютерской компетентностью. Образовательные события.
В рамках образовательной программы
Индивидуальная учебная программа.
Тьютор, наставник с тьютерской компетентностью. Уклад жизни в ОУ. Образовательные события.
В рамках профессионализации.
Индивидуальная программа профессионального развития.
Возможные этапы тьюторской деятельности:
1-й этап — диагностика преподавателем уровня развития и степени выраженности личностных качеств обучающихся;
2-й этап — фиксирование каждым обучающимся, а затем и преподавателем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания;
3-й этап — выстраивание системы личного отношения обучающегося к предстоящей к усвоению образовательной области или теме;
4-й этап — программирование каждым обучающимся индивидуальной образовательной деятельности;
5-й этап — деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся;
6-й этап — демонстрация личных образовательных продуктов обучающихся и коллективное их обсуждение;
7-й этап — рефлексивно-оценочный. [3]
Профессия «тьютор» является своеобразным «ответом» на «вызов» современного общества, способный удовлетворить потребность человека в расширении образовательного пространства, в самоопределении, самоактуализации, в возможности осуществить выбор своего жизненного пути.
Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальный подход, сопровождение, индивидуализация, индивидуальная образовательная программа, масштаб индивидуализации, образовательная область, образовательная программа, обучающийся, педагог.
Похожие статьи
Проектирование и реализация индивидуальной.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей.
Индивидуальная образовательная программа как ресурс.
Наш опыт показывает, что индивидуальная образовательная программа — это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда, учитывая психолого-физиологические особенности, возможности и потребности ученика.
Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных.
Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа. Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования.
Модель проектирования индивидуального плана обучения
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная программа, курс, учебный план, учебный материал, индивидуальный образовательный маршрут.
К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании.
Как известно, индивидуализация в образовательном процессе определяется как построение индивидуальных образовательных программ, включающих помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика.
Педагогическое сопровождение как объект методической работы
Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа.
Реализация индивидуальной образовательной программы (далее — ИОП) в соответствии с ФГОС предполагает оценку.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальную образовательную программу (ИОП) рассматривают как документ, формализирующий
Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения.
О возможностях реализации принципа индивидуализации.
Ключевые слова: принцип индивидуализации, тьютор, кадетское образование, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.
Реализация принципов индивидуализации в процессе.
Ключевые слова: инклюзия, индивидуализация, дети с ОВЗ и дети-инвалиды, индивидуальный образовательный маршрут, игровые сеансы, информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные технологии.
Проектирование и реализация индивидуальной.
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей.
Индивидуальная образовательная программа как ресурс.
Наш опыт показывает, что индивидуальная образовательная программа — это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда, учитывая психолого-физиологические особенности, возможности и потребности ученика.
Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных.
Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа. Педагогическое сопровождение развития ребенка становится неотъемлемым элементом индивидуализации дошкольного образования.
Модель проектирования индивидуального плана обучения
индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный план обучения, индивидуальная образовательная программа, курс, учебный план, учебный материал, индивидуальный образовательный маршрут.
К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании.
Как известно, индивидуализация в образовательном процессе определяется как построение индивидуальных образовательных программ, включающих помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика.
Педагогическое сопровождение как объект методической работы
Ключевые слова:педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, индивидуальная образовательная программа.
Реализация индивидуальной образовательной программы (далее — ИОП) в соответствии с ФГОС предполагает оценку.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальную образовательную программу (ИОП) рассматривают как документ, формализирующий
Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения.
О возможностях реализации принципа индивидуализации.
Ключевые слова: принцип индивидуализации, тьютор, кадетское образование, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория.
Реализация принципов индивидуализации в процессе.
Ключевые слова: инклюзия, индивидуализация, дети с ОВЗ и дети-инвалиды, индивидуальный образовательный маршрут, игровые сеансы, информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные технологии.
Источник: moluch.ru
Кто такой тьютор, чем он занимается и как им стать
Сегодня обсудим новое и пока непривычное для многих явление в российском образовании – тьюторинг. Прочитав эту статью, вы узнаете, что входит в обязанности тьютора, кому подходит данная профессия и как ее можно получить.
Кто такой тьютор
Название этой востребованной в современном мире профессии происходит от английского слова tutor, которое можно перевести как «опекун», «наставник-педагог».
Тьютор курирует процесс учебы подопечного, разрабатывает индивидуальный план обучения, помогает выявлять, развивать и реализовывать способности сопровождаемого, учит его осознавать собственную мотивацию и поступки. Кроме того, задача тьютора – помочь закрепить материал, ответить на вопросы, поддержать, если что-то пошло не так.
Тьютор разрабатывает индивидуальные образовательные программы для детей дошкольного возраста, школьников и студентов высших учебных заведений, занимается сопровождением процесса индивидуального обучения в школах, вузах, а также в системах дополнительного образования.
Например, тьюторы, работающие с детьми школьного возраста способствуют нахождению мотивации к учебе, определяют интересы учащихся для выбора профильного класса, помогают сдать ЕГЭ и осознанно поступить в вуз, сориентировав подопечного в мире профессий.
Отдельный вид деятельности – тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Задачей специалиста в этом случае, помимо сопровождения учебного процесса и участия в развитии детей, нахождения их сильных сторон, является помощь в адаптации в обществе.
В сферу деятельности тьютора входят все, кому необходимо индивидуальное обучение.
Широкое распространение в настоящее время получило и дистанционное образование, в котором также часто требуется помощь тьюторов. В интернет-образовании ученики особенно остро нуждаются в мотивации и постоянном прямом контакте, так как у них нет возможности очно общаться с преподавателями и сокурсниками; все, что им доступно, – онлайн-уроки, консультации и чаты. Роль тьютора здесь – поддерживать атмосферу сообщества и отвечать за нетворкинг.
Услугами тьюторов пользуются и взрослые, которым такой специалист помогает быстро сориентироваться в учебном процессе, найти необходимую информацию, может подсказать, к кому обратиться, тем самым экономя самый ценный ресурс – время. Также взрослый человек может обратиться за тьюторским сопровождением для обсуждения смены деятельности внутри компании, перехода на управляющую должность или рассмотрения вариантов построения бизнеса.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
В чем заключается работа тьютора
Тьютор – особый тип педагогической профессии. Тьюторинг находится на стыке педагогики и психологии. Такой индивидуальный наставник не заменяет преподавателя. Если задача учителя донести материал до ученика так, чтобы он его запомнил и смог применить на практике, то тьютор смотрит значительно глубже.
С его помощью подопечный может понять, какие знания ему необходимы, какой формат образования окажется для него наиболее эффективным. То есть тьютор работает со смыслом обучения.
Должностные обязанности тьютора отличаются в зависимости от сферы деятельности. При работе с детьми они включают в себя:
- выявление и развитие познавательных интересов ребенка;
- тьютор готовит индивидуальные программы обучения;
- сопровождает ученика во время подготовки и в процессе обучения;
- помогает подопечному искать нужную для самообразования информацию;
- оказывает поддержку процесса формирования личности (сюда входит целеполагание, формулировка персонального заказа на знания, а также анализ причин успехов и неудач);
- в обязанности тьютора входит оценка имеющихся у подопечного ресурсов, которые он сможет использовать для достижения поставленных целей;
- тьютор поможет подобрать профильные и дополнительные курсы;
- окажет поддержку в выборе пути, поможет преодолеть трудности образовательного процесса;
- профориентация также является задачей персонального наставника;
- тьютор активизирует творческий потенциал ученика для участия в научно-исследовательской деятельности;
- контролирует достигнутый уровень знаний.
Кроме того, тьютор может проконсультировать подопечного относительно выстраивания линии поведения с родителями, а также другими учениками и учителями. При возникновении каких-либо конфликтов проводит групповые либо индивидуальные консультации с причастными к проблеме лицами: преподавателями, родственниками или одноклассниками.
В системе среднего профессионального образования персональный наставник способствует адаптации студентов к среде и учебным программам, в его задачи входит сопровождение успехов и возникающих в учебе проблем, профессиональное самоопределение, он помогает выпускникам строить карьерные маршруты.
В вузах тьютор работает как с абитуриентами (его задача в этом случае – прояснить их мотивы для поступления и конечные цели), так и с первокурсниками (адаптирует их к среде и учебным программам вуза). Выпускникам тьютор оказывает помощь с профессиональным самоопределением.
Работа тьютора отличается от деятельности психолога, однако в используемых методах можно найти что-то общее. Тьюторы применяют психологические тесты для проведения диагностики, могут задавать особые вопросы, помогающие ученику самому прийти к важным для них ответам. Тьютор может дать совет, как и чему стоит поучиться, что сейчас происходит на рынке труда и т.п. Он всегда готов выслушать своего подопечного и на основе его интересов может предложить попробовать себя в каком-либо новом деле. А при возникновении конфликтов с преподавателем помогает их разрешить.
При прохождении различных курсов тьютор следит за психологическим комфортом учащегося, дабы подопечный не потерял интерес и мотивацию и ясно видел, каким образом полученные знания и навыки помогут решать его задачи в будущем.
Если студент не желает продолжать обучение, задача наставника – поработать над мотивацией. Но если курс действительно не подходит, тьютор поможет выбрать направление, которое в большей степени соответствует запросу и интересам учащегося.
Длительность тьюторского сопровождения обсуждается индивидуально в каждым конкретном случае. Это могут быть 2–3 встречи, а иногда работа длится несколько месяцев.
Кому подходит профессия тьютора и как ее освоить
Поскольку тьюторская деятельность подразумевает работу с людьми, человек, выбирающий эту профессию должен быть коммуникабельным, порядочным, ответственным, дисциплинированным и психологически устойчивым. Стремление к развитию, самообразованию, навыки тайм-менеджмента и планирования – не менее важные качества для тьютора. Такой специалист должен уметь работать с образовательной средой и создавать ее, поэтому ему необходимы организаторские способности и умение нестандартно мыслить.
Тьютор должен знать действующее законодательство в образовательной сфере, владеть основами возрастной психологии и педагогики. При работе с детьми понимать особенности отношения ребенка с окружающими в зависимости от возраста и других факторов.
В этой работе также нельзя обойтись без знания способов мониторинга обучения школьника или студента, методик обучения и воспитательной работы. Тьютор должен легко находить актуальную информацию по нужным направлениям знаний: понимать, где найти учебники, требуемые веб-сайты и базы данных. Необходимо подбирать варианты организации свободного времени подопечного и владеть методами мотивации к обучению.
Личностные качества наставника имеют большое значение, так как от них зависит налаживание контакта с подопечным. Тьютор должен быть искренне заинтересован в успехах учащегося, проявлять неравнодушие к его проблемам, быть тактичным и толерантным. Еще данному специалисту необходима способность анализировать и умение применять выводы на практике. Кроме того, в работе помогут спокойствие и рассудительность, а также высокая культура и наличие творческих способностей. Индивидуальный наставник для своего подопечного должен являться авторитетом, достойным доверия человеком, на которого стоит равняться.
Тем, кто обладает перечисленными качествами можно пройти соответствующее обучение и попробовать себя в качестве тьютора. В идеале для работы в этой сфере хорошо иметь образование педагога или психолога, но можно стать успешным тьютором и пройдя профильные курсы.
Важно иметь представление о сфере, в которой работает данный специалист. Например, на сайтах с вакансиями нередко можно увидеть предложения для тьюторов, имеющих техническое образование и опыт работы в digital-сфере.
Специальность «тьютор» можно получить в вузах, имеющих кафедры и факультеты по данному направлению.
Специалисты образовательных учреждений, желающие освоить новую профессию, могут заниматься этой деятельностью профессионально после окончания курсов повышения квалификации в этой сфере. Например, Национальная академия дополнительного профессионального образования в Москве предлагает пройти двухмесячные курсы по повышению квалификации «Тьюторское сопровождение взрослых».
Профильные онлайн-курсы предлагает Университет Иннополис и другие учебные заведения.
Где работают тьюторы и сколько получают
Профессия тьютора востребована как в детских садах и школах, так и в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Такие специалисты часто требуются в организациях инклюзивного и дистанционного образования, а также в различных семейных центрах, организациях, осуществляющих поддержку в семейном образовании.
Тьюторы могут состоять в штате учебного заведения или работать на фрилансе.
Штатный тьютор выступает в роли посредника между учебным заведением и учащимися. Он прекрасно разбирается в программе, знает преподавателей. Если подопечному понадобится дополнительная консультация или нужно будет перенести дату зачета, он будет знать, к кому обратиться с этим вопросом.
Наставник-фрилансер работает с мотивацией, самоопределением, следит за усвоением материала по теме. К нему могут обратиться для проведения нескольких консультаций, чтобы решить конкретный запрос. Возможна также долгосрочная работа с учеником.
Уровень заработка напрямую зависит от квалификации тьютора. В первую очередь это касается тех, кто работает на фрилансе.
Также размер доходов в этой профессии отличается в различных регионах. К примеру, в Москве средний оклад такого специалиста колеблется в пределах 35-100 тысяч рублей. Переход из государственной организации в частное учреждение позволяет повысить уровень заработной платы. Цена за индивидуальные занятия может составлять от 500 рублей до нескольких тысяч рублей в час.
Заключение
Сегодня люди становятся более осознанными, поэтому спрос на услуги тьюторов растет.
Современные дети не идут учиться туда, куда заставляют родители, а желают понимать, где и как они в дальнейшем смогут применить полученные знания. Взрослым важно выстраивать стратегию обучения, чтобы не скупать курсы, которые после оплаты никогда не будут пройдены. К тому же учащимся любого возраста важно не терять мотивацию в процессе обучения и плавно двигаться к намеченным целям.
Со всем этим прекрасно помогает тьютор. Эта новая востребованная профессия дает возможность реализовать свой творческий и педагогический потенциал и имеет хорошие перспективы дальнейшего развития, а при высокой квалификации наставника и успехах подопечного позволяет получать достойную оплату за свой труд.
Источник: timeweb.com
Тьюторская программа что это
Лекция 2 Методика тьюторского сопровождения
2.1.Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? До недавнего времени такие вопросы авторы материалов, представленных в этих лекциях, слышали намного чаще, чем те, в поиске ответов на которые мы сегодня расширяем и углубляем свои разработки. Теперь в самых разнообразных ситуациях совместных обсуждений и обучения нам все чаще задают другие вопросы: как быть тьютором?
Каковы технологии тьюторского действия? Должен тьютор работать так или иначе? Для разрешения каких трудностей в образовании привлекают тьютора? Что он может сделать полезного и значимого для участников процесса образования?
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) — индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
· Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог — тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].
· Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
· Образовательное событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
Методы тьюторского сопровождения:
— методы практикоориентированной деятельности
— методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
— проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
— психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
— методы активного обучения,
— методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
— методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
2.2.Технология тьюторского сопровождения.
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
— «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
— «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• технологии профильных и профессиональных проб;
• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;
Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении
Типовые задачи
Действия тьютора
Знакомство (вхождение в деятельность)
· Определение целей и задач совместной деятельности.
· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Разработка стратегии работы группы на презентацию.
· Построение обобщенного «портрета» группы, определение сильных и слабых сторон.
· Определение собственной роли и позиции в группе.
· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
· Определение учебного потенциала группы.
· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
· Включение обучающихся в активную работу.
· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий,
· позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
Организация изучения концепций курса
· Объяснение сложных вопросов, концепций,
· Системное представление концепций курса,
· Выделение главных идей в теме, курсе,
· Организация работы обучающихся с кейс-стади.
· Объяснение концепций курса.
· Демонстрация связи курса с реальной практикой
· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,
· видеть и формулировать проблему.
· Представление более полного и более широкого, чем
· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
· Подготовка и чтение мини-лекций.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
· Оформление опыта обучающихся.
· Обзор материалов всего курса.
· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся
· идей, адекватных изучаемым материалам.
· Оценка адекватности применения концепций.
Организация групповой и индивидуальной
· Организация групповой работы,
· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,
· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
· Организация межгруппового взаимодействия.
· Выбор адекватных методов обучения.
· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
Организация обратной связи и рефлексии
· Определение сильных и слабых сторон в деятельности
· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;
· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Организация обратной связи.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
· Проведение рефлексии собственной деятельности.
· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
· мотивация и вовлечение обучающихся;
· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
· коррекция деятельности обучающихся;
· контроль выполнения заданий;
· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся
Таблица 2.
Типовые задачи
Функции
Источник: www.sites.google.com
Тьютор — кто это и чем он занимается?
В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах — Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.
В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.
Кто такой тьютер
Источник фото freepik
Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).
Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.
С кем занимаются тьюторы
В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.
Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.
Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.
Особенности работы тьютора в детском саду
В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т.е. с помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка.
Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.
Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.
Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
- вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
- адаптация ребенка к коллективу;
- контроль результатов реализации индивидуальной программы.
Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.
Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.
Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.
Тьютор в средней школе
Источник фото ArthurHidden/freepik
В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.
Кроме того, тьютор в школе:
- помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
- способствует установлению контактов со сверстниками;
- учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
- составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.
И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?
Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.
Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.
Как стать тьютором
Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?
Должность тьютора относится к самому высокому — четвертому квалификационному уровню (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н). Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся».
В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.
Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).
Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.
Магистерские программы тьюторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.
Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.
При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми. сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.
Источник: kedu.ru