Язык Паскаль, названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), был создан как учебный язык программирования в 1968-1971 годах швейцарским ученым Никлаусом Виртом на кафедре информатики Стэндфордского университета (Цюрих). Стандарт этого языка был утверждён позже, он считался более совершенным и удобным для работы, чем широко распространённые в то время языки программирования Алгол, Фортран, Бейсик.
В настоящее время это язык имеет более широкую сферу применения, чем предусматривалось при его создании. Свое признание Паскаль получил с появлением пакета Турбо Паскаль (Turbo Pascal). Этот язык отличается простотой понимания, стройностью и структурностью алгоритмов, быстротой компилятора и удобными средствами создания и отладки программ.
Достоинствами языка Паскаль являются:
1. Простой синтаксис языка. Небольшое число базовых понятий. Программы на Паскале достаточно легко читаемы.
2. Достаточно низкие аппаратные и системные требования, как самого компилятора, так и программ, написанных на Паскале.
Old Developer tools — Turbo Pascal
3. Универсальность языка. Язык Паскаль применим для решения практически всех задач программирования.
4. Поддержка структурного программирования, программирования «сверху-вниз», а также объектно-ориентированного программирования.
В настоящем пособии рассматривается Turbo Pascal v7.0. Данная версия разработана фирмой Borland и является последней в линейке компиляторов Pascal для DOS. Дальнейшее развитие Паскаль получил в Delphi — системе разработки программ для Windows.
Среда разработчика Turbo Pascal 7.0
Базовыми компонентами система программирования Турбо Паскаль являются компилятор языка Паскаль, средства создания и редактирования исходных текстов программ и средства их отладки (поиска ошибок). Все эти компоненты объединены в единую интегрированную среду разработчика, с которой как раз и работает программист, создавая свои программы.
Будем считать, что компьютер для работы с Турбо Паскаль настроен так, как это сказано в приложении.
Для начала работы с Турбо Паскаль удобнее всего поступить следующим образом:
1. Запустить Norton Commander;
2. Зайти в каталог, в котором планируется сохранять файлы с исходными текстами программы, а также вспомогательные файлы вашей программы;
3. Вызвать горячее меню Norton Commander (нажав клавишу F2);
4. Выбрать строку «Turbo Pascal 7.0»;
5. Если окно редактирования не открылось, то открыть его через пункт меню «File» (нажать Alt+F, выбрать New).
Если у вас уже есть некоторый файл с исходным текстом программы (файл с расширением pas), с которым вы хотите продолжить работу, то достаточно навести на него указатель Norton Commander и нажать Enter. В этом случае запустится Turbo Pascal и сразу откроется текст выбранной вами программы.
Окно среды разработчика
Основной экран интегрированной среды разработчика Turbo Pascal 7.0 выглядит следующим образом:
Turbo Pascal — Основы работы и пример программы
По функциональному назначению выделяется три области экрана:
Строка меню активизируется нажатием клавиши F10. В меню содержатся следующие разделы:
· File. Позволяет выполнять все основные действия с файлами (создание, открытие, сохранение ..)
· Edit. Позволяет выполнять все основные операции редактирования текста (копирование, вставка, удаление фрагментов, отмена последних изменений ..)
· Search. Позволяет осуществлять поиск и замену фрагментов текста.
· Run. Позволяет запускать программу, в том числе в пошаговом режиме.
· Compile. Позволяет осуществлять компиляцию программы.
· Debug. Содержит команды, облегчающие процесс поиска ошибок в программе.
· Tools. Содержит некоторые дополнительные средства Турбо Паскаль.
· Options. Позволяет установить необходимые для работы параметры компилятора и среды разработчика.
· Window. Позволяет выполнять все основные операции с окнами (открывать, закрывать, перемещать, изменять размер).
· Help. Позволяет получить имеющуюся в системе справочную информацию.
Все пункты меню доступны через горячие клавиши. Для этого надо нажать клавишу Alt и ту букву, которая выделена красной в названии пункта меню. Меню также позволяет работать с мышью.
В рабочей области имеется возможность открывать различные окна программы — окна редактируемого текста, окна помощи, отладки и настройки. В вышеприведенном примере открыто только одно окно — окно текста программы. В заголовке окна написано имя файла — исходного текста программы.
Строка состояния демонстрирует некоторые доступные и важные в данный момент операции и соответствующие им комбинации клавиш.
Основные команды и горячие клавиши
Ниже приведены основные команды среды разработчика Турбо Паскаль и соответствующие им горячие клавиши. Более полный перечень горячих клавиш вы можете найти в приложении.
· Ctrl+F9 — запуск программы
· Alt+F5 — просмотр пользовательского экрана
· F2 — сохранение программы
· F3 — открытие сохраненной программы
· Alt+F3 — закрытие активного окна
· Alt+X — выход из Турбо Паскаль
· F1 — контекстная помощь
· Ctrl+F1 — справка об операторе, на котором установлен курсор
· Alt+Backspace — отмена последнего изменения
· Ctrl+Y — удаление строки
· Shift+стрелки — выделение блока текста
· Ctrl+Insert — копирование выделенного блока в буфер
· Shift+Insert — вставка из буфера
Основные элементы языка Pascal
Программы предназначены для решения задач и определённой проблемы. В процессе решения задач необходимые начальные сведения вводятся в память компьютера, указываются способы их обработки и описывается, с помощью какого устройства и в каком виде осуществляется вывод результата. Программа состоит из отдельных строк.
Их набор и исправление осуществляются через специальный текстовый редактор. В одной строке можно писать несколько операторов, они разделяются между собой знаком “;” , но желательно писать по одному оператору, так как это удобно для чтения и можно легко исправлять ошибки. Программа на языке Pascal состоит из трёх разделов: заголовка, раздела описания и раздела операторов. Первая строка любой программы начинается с заголовка PROGRAM. Затем пишется раздел описания внутренних объектов программы. Этот раздел
помогает предварительно выделить общие свойства таких объектов, как переменные и постоянные. В зависимости от сложности программы раздел описания может состоять из одной или нескольких частей. Последней и основной частью программы на языке Pascalявляется раздел операторов. Все выполняемые действия и команды располагаются в этой части.
Раздел операторов начинается с ключевого слова begin, затем располагается последовательность операторов (команд), записанных в отдельных строках, и заканчивается ключевым словом end. Структуру программы можно изобразить, как показано на рисунке 2.1. В разделе операторов команды располагаются по порядку. Некоторые из них выполняются в зависимости от условия, а некоторые – в виде цикла или вспомогательной программы (подпрограмма, процедура). Рассмотрим основные действия, выполняемые в разделе операторов.
Источник: smekni.com
Язык программирования Turbo Pascal
Здравствуйте дорогие читатели моего блога! Сегодня речь пойдёт о довольно популярном языке программирования Turbo Pascal.
Паскаль является одним из самых популярных языков программирования. Он был создан в 1971 году, когда Никлаус Вирт опубликовал первую статью о нем. Паскаль стал популярным после 1974 года, когда Вирт, основываясь на пересмотренной статье, опубликовал первую языковую книгу с Кэтл Дженсен. По замыслу Вирта, язык Паскаль должен был использоваться в первую очередь для обучения структурированному программированию, то есть для определения больших элементов с помощью частей более низкого порядка, вплоть до конечных элементов программы, выполняющих определенные функции.
С развитием микрокомпьютерной технологии появилось множество версий языка Паскаль. Turbo Pascal, представленный на рынок в 1983 году американской компанией Borland International Inc.
Постоянное обогащение и совершенствование языка Turbo Pascal путем Borland привел к выпуску версии 7.0 в конце 1992 года, которая появилась на рынке в виде двух пакетов: Borland и Turbo.
Интегрированные системы программирования и сам язык Turbo Pascal характеризуются:
оконные системы программирования
многофайловый редактор, который генерирует текстовые коллекции в коде ASCII
возможность управления с помощью мыши
меры для отслеживания выполнения и местоположения программы, а также для устранения ошибок
способность писать части программ на ассемблере и рассматривать функции как процедуры
графическое программирование
возможность удалять ненужные фрагменты текстов
просмотр модулей, объектов и идентификаторов
идентифицирующие идентификаторы, ключевые слова, строки, комментарии
Алфавит Turbo Pascal содержит прописные и строчные латинские буквы, подчеркивание, арабские цифры, 23 специальных символа
и 32 управляющих персонажа. Элементы латинского алфавита называются основными символами. Полный набор основных символов
следующим образом показывается:
буквы из алфавита программы: A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z _
цифры из программы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Специальные символы: пробел + — ] <>. ,:; ‘
управляющие символы: символы с кодами ASCII от 0 до 31
Прописные и строчные буквы не различаются, например: TURBOPASCAL, TurBoPaScaL, TurboPascal и т. д.
Типы, константы и переменные
Константы и переменные используются в программе для представления данных.
Константа (литерал) — это имя определенного значения, которое на протяжении всей программы не меняется. Например, запись
означает, что константа e была определена, что имеет значение 75 в программе.
Переменные, в отличие от констант, могут представлять разные значения. Набор значений, которые может принимать переменная, называется ее типом.
Есть много предопределенных типов в Turbo Pascal, то есть типы, определенные на этом языке, использование которых требует соответствующего идентификатора, например: целые числа, действительные числа, логические значения, набор символов, набор указателей.
В программе этот тип записывается следующим образом:
var x: целое число
Запись объявляет переменную x как целочисленную переменную.
В исполнительной части блока, которая ограничена словами начало и конец, есть инструкции, описывающие действия, выполняемые в программе. Отдельные инструкции программы разделяются точкой с запятой. Одной из основных инструкций языка Turbo Pascal является
Оператор присваивания, который устанавливает переменную в конкретное значение.
заставляет переменную x быть установленной в 10.
Символы = являются, символом назначения.
Выражения могут появляться в операторах присваивания. Выражение является осмысленной комбинацией операторов и аргументов. Примеры:
1. + (оператор сложения), например, x: = a + 643;
2.- (оператор вычитания), например, x: = f-1;
3. * (оператор умножения), например, x: = a * 9;
4. / (оператор деления), например, x: = q / 2;
5. = (оператор сравнения), например, x: = p = 9654;
В программе могут быть инструкции, в соответствии с которыми выполнение определенных действий зависит от выполнения определенного условия. Этот тип инструкции называется условными инструкциями.
Примером может служить инструкция:
что делает присвоение переменной из значения выражения, появляющегося справа от символа присваивания, условным при выполнении
переменной x условия, что его текущее значение меньше 2.
Если в зависимости от выполнения определенного условия должно быть выполнено несколько инструкций, эти инструкции можно объединить в одну часть используя так называемые составные инструкции. Составная инструкция начинается от слова, начинается и заканчивается словом конец. Например:
Если Вам понравилась мой пост ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на канал.
Источник: dzen.ru
Основные возможности среды Turbo Pascal
Языком, в самом общем случае, называется знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Языки бывают естественными и искусственными (формальными). Языки программирования – это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов. Он определяется заданием алфавита (словаря исходных символов), точным описанием его синтаксиса (правил записи конструкций языка) и семантики (смысла языковых конструкций). В настоящее время создано несколько сот различных языков программирования.
Работа состоит из 1 файл
Основные возможности среды Turbo Pascal.
Программирование как процесс создания программы формально состоит из выбора языка программирования и замены элементов блок-схемы алгоритма решаемой задачи соответствующими конструкциями языка.
Языком, в самом общем случае, называется знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Языки бывают естественными и искусственными (формальными). Языки программирования – это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов.
Он определяется заданием алфавита (словаря исходных символов), точным описанием его синтаксиса (правил записи конструкций языка) и семантики (смысла языковых конструкций). В настоящее время создано несколько сот различных языков программирования. Каждая группа языков характеризуется некоторым уровнем. Считается, что уровень языка тем выше, чем более он абстрагирован от особенностей процессорной части ЭВМ. Примером языка высокого уровня является язык Паскаль и его широко распространенная версия Турбо Паскаль, используемая в персональных компьютерах.
Процесс программирования на языке Турбо Паскаль состоит из следующих действий: ввода и редактирования текста программы, трансляции и отладки программы. Для повышения качества и скорости разработки программ была создана интегрированная система программирования Турбо Паскаль.
Процесс обработки программы на языке Турбо Паскаль может быть проиллюстрирован следующей схемой (рис.1).
Для выполнения каждого этапа применяются специальные средства интегрированной системы программирования: редактор текстов(editor), компилятор(compiler), компоновщик(linker), отладчик(debugger).
Текст программы на языке Турбо Паскаль представляет собой последовательность предложений, состоящих из символов, образующих алфавит языка. Алфавит языка Турбо Паскаль включает следующие символы:
1. латинские прописные и строчные буквы A-Z; a-z; и символ _ «подчерк» (код ASC11 95),которые используются для формирования имен переменных (идентификаторов) и служебных слов.
2.Арабские цифры: 0—9—для записи чисел и идентификаторов.
3.22 специальных символа:
Лексическая структура программы на Турбо Паскале состоит из последовательности лексем- минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл. Лексемы делятся на несколько следующих классов:
1. Ключевые (служебные, зарезервированные) слова. Всего 51 слово. (BEGIN,END,FOR,GOTO и т.д)
2. Идентификаторы (имя)
(Включают букву, цифру и знак подчеркивания)
4. Константы- это данные, значения которых не изменяются в процессе выполнения программы. В языке используются константы следующих видов:
а) числовые целые- десятичные числа, которые записываются в виде последовательности десятичных цифр, возможно, со знаком, например 158,-15,234566 или шестнадцатеричные цифр с предшествующим символом ‘$’, например $24А5;
б) числовые вещественные. Они имеют две формы: вещественные с фиксированной точкой, где дробную часть числа от целой отделяет точка, а не запятая, например 12.56,-56.87 и вещественные с плавающей точкой. которые представляются в экспоненциальном формате, например 2.5Е9, 0.1Е-10. Здесь символ «Е» имеет смысл «десять в степени»;
в) булевские (логические). Имеют две булевские константы: TRUE-«истина» и FALSE-«ложь»;
г) символьные- символ, заключенный в апострофы, например ‘А’,‘10’, ‘=’;
д) строковые- последовательность символов, заключенная в апострофы, например ‘PASCAL’.
5. Комментарии- любая комбинация произвольных символов, заключенная либо в фигурные скобки <>, либо в комбинированные (*…*). Если за открывающей скобкой следует знак $, комментарий интерпретируется как директива компилятора.
Общая структура Паскаль- программы
Программа на языке Турбо Паскаль имеет следующую общую структуру: Program имя;
Операторы основной программы
В первой строке указывается заголовок программы, содержащий ее имя. Затем после ключевого слова uses указывается список имен модулей, используемых в программе. Модуль- это компонента программы, которая хранится и транслируется отдельно от основной программы.
Далее размещаются разделы описаний основных объектов программы. Порядок их расположения может быть любым, часть разделов может отсутствовать. Каждый раздел заканчивается символом ‘;’.
После ключевого слова begin размещаются операторы, описывающие действия алгоритма программы. Эта часть программы называется операторной частью или телом. Программа заканчивается ключевым словом end и точкой.
Операторы языка Паскаль.
По функциональному назначению операторы подразделяются на следующие группы: присваивания, ввода/вывода, управления, операторы определения функций и процедур.
Операторы присваивания имеют следующую общую форму записи:
Для оператора используется знак присваивания ‘:=’, слева от которого записывается имя переменной или функции, которой присваивается значение, а справа – выражение, значение которого вычисляется перед присвоением.
Для ввода данных используются следующие операторы обращения к встроенным стандартным процедурам ввода данных:
Read (A,B,C); где А,В,С- имена переменных, значения которых подлежат вводу для запоминания в оперативной памяти.
Ввод осуществляется набором численных значений переменных на клавиатуре минимум через один пробел. После ввода последнего значения нажимается клавиша /
Readln (А,В,С); ввод выполняется так же как в первом случая, но после окончания ввода курсор перемещается к началу новой строки.
Readln; означает ожидание нажатие клавиши .обычно этот оператор вставляется в текст программы перед последним End для сохранения на экране содержимого окна результатов выполнения программы.
Для вывода данных на экран монитора используется оператор обращения к стандартным процедурам вывода данных;
Write (‘a=’, a:7:3, ‘b=’, b:6:3)-выводятся значения переменных a и b. Цифра 7 после первого двоеточия означает общее количество позиций, выделяемых для вывода значения численной переменной, включая знак, целую часть, десятичную точку и цифры после запятой, цифра 3 после второго двоеточия означает количество цифр после десятичной запятой. Лишние позиции будут заменены пробелами перед целой частью числа нулями после дробной части.
Writeln (‘Значение числа ПИ=’,pi); вывод значения числа pi на экран будет осуществлен в экспоненциальной форме: 3.14159265358979Е+0000.
Writeln; означает пропуск одной строки и переход к началу новой строки.
Основные элементы системы программирования.
Системой программирования (СП) называется группа системных обрабатывающих программ, которые предназначены для подготовки и выполнения прикладных программ на одном из языков программирования. Чтобы запустить Turbo Pascal при работе в среде операционной системы Windows следует командой «Выполнить» пускового меню открыть окно запуска программы, в строке «Открыть» этого окна набрать полное имя файла turbo.exe и нажать клавишу . В результате этих действий на экране появится главное окно (Desktop) Turbo Pascal и окно редактора текста исходной программы (рис. 2).
В верхней части главного окна Turbo Pascal находится строка главного меню в которой перечислены названия групп команд ( пунктов меню ), которые используются во время работы в среде СП. Так, команды группы File используются для выполнения действия с файлами, группы Compile –для компиляции исходной программы в выполняемую, Options-для настройки среды программирования. Поле ввода в диалоговом окне используется для приема текстовой информации. Например, при выполнении команды Save (сохранить) надо задать имя файла программы.
Окно среды разработчика.
Основной экран интегрированной среды разработчика Turbo Pascal 7.0 выглядит следующим образом:
По функциональному назначению выделяется три области экрана:
Строка меню активируется нажатием клавиши F10. В меню содержатся следующие разделы:
• File. Позволяет выполнять все основные действия с файлами ( создание, открытие, сохранение…)
• Edit. Позволяет выполнять все основные операции редактирования текста (копирование, вставка, удаление фрагментов, отмена последних изменений…)
• Search. Позволяет осуществлять поиск и замену фрагментов текста.
• Run. Позволяет запускать программу, в том числе в пошаговом режиме.
• Compile. Позволяет осуществлять компиляцию программы.
• Debug. Содержит команды, облегчающие процесс поиска ошибок в программе.
• Tools. Содержит некоторые дополнительные средства Турбо Паскаль.
• Options. Позволяет установить необходимые для работы параметры компилятора и среды разработчика.
• Windows. Позволяет выполнять все основные операции с окнами (открывать, закрывать, перемещать, изменять размер).
• Help. Позволяет получить имеющиеся в системе справочную информацию.
Подготовка текста программы.
После того как разработан алгоритм решения поставленной задачи, составлена блок-схема алгоритма и на ее основе написан исходный текст, можно приступать к работе на компьютере. Чтобы начать набирать текст новой программы, следует в пункте меню File (Файл) выполнить команду New (Новый). В результате этого будет открыто новое окно редактора текста (рис. 4), в котором можно набирать текст программы.
Текст программы в окне редактора вводится с клавиатуры обычным образом. Редактор текста СП автоматически выделяет ключевые слова языка программирования Turbo Pascal ( var, begin, end и др.) цветом, что делает текст программы более выразительным. Кроме ключевых слов, редактор выделяет комментарии.
Редактор текста СП имеет возможности для работы с фрагментами текста, что позволяет сократить время набора текста и облегчить процесс внесения изменений. Фрагмент текста- это выделенная часть текста: символ, часть слова, слово, несколько соседних слов, строка или несколько рядом расположенных строк. Фрагмент текста можно переместить, скопировать или удалить.
Команды используемые при работе с фрагментами текста, находятся в пункте меню Edit ( Правка) (рис. 5)
Сохранение текста программы.
Набранный текст программы следует сохранить на диске. Для этого надо в пункте меню File (Файл) выполнить команду Save (Сохранить). В результате этого на экране появляется диалоговое окно Save File As (Сохранить как ) (рис. 6). В нижней части окна Save File As указывается имя текущего каталога.
Если текущий каталог является каталогом, предназначенным для хранения текстов программ, то в поле Save File As (Сохранить как ) следует ввести имя файла (с расширением . pas) и нажать < Enter >или щелкнуть на кнопку OK.
При написании имени файла следует придерживаться следующих правил:
1. В имени файла допускается использовать только буквы латинского алфавита и цифры, причем первым символом должна быть буква.
2. Количество символов имени файла (без учета точки и расширения . pas) не должно превышать восьми.
3. Имя файла должно быть, по возможности, связано с его содержимым. Например, текст программы решения квадратного уравнения можно сохранить в файле kvadr. pas или sqrt.pas.
Если текст программы надо сохранить в другом каталоге или на другом диске компьютера, то перед выполнением команды Save (Сохранить) нужно сменить текущий каталог. Чтобы это сделать, надо в пункте меню File выполнить команду Change dir (Сменить каталог) (рис. 7). Затем в появившемся диалоговом окне Change Directory (Смена каталога) в списке Directory tree (дерево каталогов) выбрать нужный каталог ( щелкнуть мышью на имени каталога) и нажать кнопку OK.
Компиляция подготовленного текста программы осуществляется при помощи команды Compile (компилировать) пункта меню Compile (клавишный аналог- команда -). Если в тексте программы компилятор не нашел синтаксических ошибок, то генерируется исполняемый файл программы и появляется окно, информирующее об успешном завершении компиляции (рис.8 ).
Turbo Pascal 7.0 поддерживает два режима компиляции:
• в память компьютера (Memory);
Компиляция в память выполняется быстрее, чем компиляция на диск. Однако при этом выполняемая программа может быть запущенна только из среды программирования. Компиляция в память используется обычно при отладке программы. При компиляции ″на диск″ компилятор создает выполняемую программу и записывает ее на диск, в файл с расширением .exe.
Таким образом, созданная компилятором программа может быть загружена в память компьютера и выполнена позже, но уже без использования среды программирования. Файлу выполняемой программы автоматически присваивается такое же имя, как и у файла исходного текста программы, но расширение .pas заменяется на .exe. Файл выполняемой программы создается в каталоге, имя которого было задано при настройке среды программирования (см. п.1) или, если настройка не была выполнена, в том каталоге, откуда был загружен файл исходной программы. Режим компиляции определяется и может быть изменен при помощи команды Destination (Место назначения) пункта меню Compile (рис. 9).
При открытии пункта меню Compile рядом с названием команды Destination указан текущий режим компиляции: Memory или Disk. Memory
(Память) означает, что текущий режим компиляции- это компиляция в память; Disk (Диск) означает, что текущий режим компиляции- компиляция на диск. Чтобы изменить режим компиляции, нужно в пункте меню Compile выбрать команду Destination.Если текущий режим компиляции ″на диск″ , то будет установлен режим компиляции ″в память″, то в результате выполнения команды Destination будет установлен режим компиляции ″на диск″.
Во время компиляции текст программы проверяется на отсутствие синтаксических ошибок. Компилятор просматривает программу от начала и если находит ошибку, то процесс компиляции приостанавливается и в строке сообщения об ошибке печатается код ошибки и краткое пояснение. Курсор при этом устанавливается на символ программы, который явился причиной ошибки. После исправления ошибки следует повторить компиляцию. Таким образом, исправляя обнаруживаемые компилятором ошибки и повторно проводя компиляцию, можно устранить все синтаксические ошибки в тексте программы.
Источник: www.freepapers.ru