Электронная ТТН и ее преимущества
Уже в марте текущего года участники, занятые в грузоперевозочном бизнесе в России, могли перейти на электронный документооборот с использованием электронных транспортных накладных (ЭТрН). Этот исторически важный момент быт обусловлен утверждённым правительством курсом по внедрению электронного документооборота в транспортном бизнесе, начатым еще в 2020 году. Временный кризис с расходными материалами лишь подстегнул процесс перехода логистов на электронные ТТН.
В этой статье подробно расскажем об электронных товарно-транспортных накладных, преимуществах работы с ними и ответим на возникающие вопросы.
Предыстория создания электронных ТТН
Транспортные накладные — неотъемлемая часть рынка грузоперевозок. На основании этих документов подтверждается факт перевозки товаров автомобильным транспортом, идет учет оказанных услуг, а также расчет между участниками перевозок.
Осенью 2020 года Министерством транспорта РФ был начат экспериментальный проект по переводу транспортных накладных, а также путевых листов в цифровой формат. Все участники процесса перевозки: отправитель груза, компания перевозчик и грузополучатель формировали и «подписывали» товарно-транспортные накладные через аккредитованных операторов электронного документооборота. Контролирующими органами данного процесса выступали ГИБДД и Ространснадзор, которые следили за этим в тестовой информационной системе.
ТТН | Как заполнить ТТН? | Что такое ТТН | Кто заполняет ТТН
Эксперимент прошел весьма успешно: процесс оформления перевозки стал занимать меньше времени, стал дешевле для участников, а для контролирующих органов стал более прозрачным. В связи с этим и было инициировано введение ЭДО для всех юридических лиц, задействованных в грузоперевозках по всей России.
Легко и просто подключиться к использованию электронных ТТН в СБИС. Наши специалисты подберут выгодный тариф, подключат и настроят рабочие места, обучат сотрудников. Обращайтесь за подключением и консультацией прямо сейчас!
Преимущества перевода ТТН в электронный формат.
Обратим внимание, что переход на электронный документооборот для транспортной логистики порождает неоспоримые преимущества:
- быстрый доступ к документам с любого устройства (даже смартфона) для всех задействованных лиц;
- сокращение расходов на доставку и хранение документов (в том числе на расходные материалы);
- гарантированная сохранность документов: водитель/экспедитор/сотрудник склада точно не потеряет и не испортит оригиналы;
- все это влечет безусловное ускорение бизнес-процессов и влияет на скорость расчетов между участниками грузоперевозки;
- легкий и быстрый поиск документов в архиве (электронном), сортировка по фильтрам;
- планируется сокращение количества выездных проверок контролирующих органов в связи с большей прозрачностью процесса – изменения в документе видят все участники.
Для перевода документооборота в электронный формат воспользуйтесь Системой электронного документооборота СБИС. Наши профессиональные сотрудники подберут для вашего бизнеса самый выгодный вариант. А для предприятий из реестра МСП мы предлагаем скидку 50% на годовое подключение. Обратитесь за консультацией и получением скидки прямо сейчас!
Что такое ТТН и кто его составляет!!!
Что говорят законодательные акты
Обращаем ваше внимание, что только до 1 сентября 2022 года участники грузоперевозок, использующие ЭДО в своей работе, могли оформлять электронные транспортные накладные в любом удобном формате. После 01.09.2022 – оформляется только утвержденный приказом формат ТТН (СБИС использует только утвержденный формат электронных ТТН).
Что такое электронная транспортная накладная.
Электронная ТТН, как мы уже писали ранее, документ аналогичный своему бумажному родственнику, он подтверждает факт заключения договора на оказание услуг, осуществления перевозки грузов и прочее.
Данный документ формируется в информационной системе и заверяется квалифицированной электронной подписью. Важно знать: документ, утвержденный ФНС, содержит 4 основных титула:
- грузоотправитель предоставляет сведения обо всех участниках грузоперевозки, условиях договора, водителе/водителях, грузе, сопроводительных документах;
- перевозчик предоставляет сведения о приеме груза;
- грузополучатель предоставляет сведения о приеме груза, его характеристиках и обстоятельствах приемки;
- перевозчик предоставляет сведения о передаче груза грузополучателю.
В СБИС есть возможность формировать дополнительные титулы в том случае, если, по разным причинам, меняется пункт доставки груза, водитель, ТС, а также стоимость поездки.
Как работать с электронными ТТН в СБИС
- Грузоотправителем генерируется транспортная накладная в учетной системе, она должна быть подписана квалифицированной электронной подписью (КЭП) и отправлена по ЭДО. Она тут же попадает в систему к транспортной компании, грузополучателю и водителю в мобильное приложение.
- Водитель принимает груз и подтверждает его принятие прямо в смартфоне, подписывая документ электронную ТТН простой электронной подписью (ПЭП).
- Грузополучатель при получении также подтверждает приемку груза, подписывая накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП).
- Водитель подтверждает передачу груза в приложении, подписывает документ ПЭП.
- Транспортная компания-перевозчик заверяет подписанную накладную КЭП.
Результатом является наличие оригинальной транспортной накладной у всех участников грузоперевозки со всеми соответствующими подписями.
С момента ввода в работу ГИС ЭПД (Государственная информационная система электронных перевозочных документов) все транспортные накладные будут отображаться и там. Взаимодействие с ГИС ЭПД будет совершаться только через систему ЭДО, которую рекомендуем подключить и протестировать заранее.
Легкость взаимодействия с ФНС.
При использовании в своей работе электронных ТТН любой компании достаточно легко будет проходить налоговые проверки: не нужно планировать привлекать бухгалтера, потому что ФНС самостоятельно запрашивает их у ГИС ЭПД и извлекает необходимую информацию. При возникновении вопросов ФНС отправляет вам запрос, на который вы (ваш бухгалтер) могут дать пояснения так же через систему ЭДО.
СБИС предлагает готовые решения как для грузоотправителей, так и транспортных копаний. Вам нужно только приобрести лицензию, настроить сервис и успешно начать работать. Оставьте заявку прямо сейчас и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время. Мы предложим выгодный тариф, настроим рабочие места, обучим ваших сотрудников. Наша техническая поддержка работает круглосуточно 24/7.
АБТ Сервисы для бизнеса
Мы автоматизируем ваш документооборот быстро и качественно. Возьмем на себя все вопросы по подключению электронного документооборота, внедрению ЭТрН в организации, переносу данных, созданию электронного архива, подготовим рабочие места и обучим сотрудников.
Подключиться Заказать консультацию
- Подключим к программному обеспечению из реестра Российского ПО
- Техническая поддержка для клиентов 24/7
- Работаем круглосуточно 365 дней в году
Источник: www.abt.ru
Переход на электронные транспортные накладные в 2022 году: кто обязан применять и когда
С марта 2022 года все стороны грузоперевозок могут перейти на электронный документооборот и оформлять транспортные накладные в цифровом виде. Расскажем, как обмениваться перевозочными документами по-новому, кто должен перейти на цифровой формат и что для этого нужно сделать.
Зачем нужны электронные транспортные накладные (ЭТрН)
- быстрый доступ к ЭТрН с любого устройства для всех участников перевозок;
- ускорение бизнес-процессов, перевозчик получает оплату в короткие сроки;
- сокращение расходов на доставку и хранение документов;
- легкий и быстрый поиск документов в электронном архиве.
Изменения в законодательстве
На февраль 2022 года нормативная база по переходу на ЭТрН утверждена частично. Пока участники коммерческих перевозок могут оформлять транспортную накладную в электронном формате по своему желанию.
Ожидаем, что всю нормативную базу утвердят до конца февраля 2022 года, а операторы ЭДО пройдут аккредитацию в Минтрансе России и предоставят участникам сервисы по обработке ЭТрН.
Операторы ЭДО, которые получат аккредитацию, станут операторами электронных перевозочных документов (ЭПД).
Основные даты изменений в 2022 году
15 февраля — планируется утвердить порядок обмена ЭТрН.
1 марта — вступят в действие новые правила заполнения транспортной накладной и возможность использовать ее электронную форму в соответствии с постановлением Правительства № 2116.
С 1 марта до 1 сентября будет действовать переходный период. В это время участники грузоперевозок смогут оформлять ЭТрН в формализованном виде и в других форматах, которые ранее были приняты у ряда крупных организаций.
С 1 сентября ЭТрН можно будет использовать только в формате, который утвердила ФНС.
Как обмениваться электронными транспортными накладными
Схемы обмена документами могут быть разными. Они зависят от оператора ЭПД (провайдера) и настроек сервиса, в котором участники грузоперевозок оформляют ЭТрН.
Самый простой алгоритм такой:
- Грузоотправитель оформляет ЭТрН в учетной системе или веб-интерфейсе, подписывает свой титул (раздел) квалифицированной электронной подписью (КЭП) и передает его через оператора ЭПД в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
- Провайдер передает ЭТрН перевозчику и получателю груза.
- Водитель заходит в сервис с планшета или смартфона и подтверждает прием груза простой электронной подписью (ПЭП).
- Перевозчик подписывает электронную накладную КЭП.
- Получатель принимает груз и подписывает свой раздел документа КЭП.
- Водитель подтверждает передачу груза ПЭП.
- Менеджер транспортной компании подписывает титул перевозчика КЭП и завершает документооборот.
Участники перевозки смогут просматривать и скачивать из сервиса оператора ЭПД оригиналы ЭТрН, которые они подписывали.
Оформляйте электронные транспортные накладные в сервисе Логистика от Контур.Диадока
ГИС ЭПД получает данные о подписании ЭТрН в режиме онлайн. Еще система выполняет задачи:
- принимает титулы и КЭП от провайдеров;
- выдает уникальный идентификатор перевозки;
- формирует записи по ЭТрН в свою базу данных;
- передает записи о перевозках по запросу от МВД, Ространснадзора, ФНС.
Как выглядит электронная транспортная накладная
ЭТрН — аналог бумажной транспортной накладной.
Правительство утвердило форму транспортной накладной в приложении № 4 постановления № 2200. Документ включает в себя информацию о грузоперевозке, которую согласовывают грузоотправитель и перевозчик:
- дату, время, адрес погрузки, выгрузки;
- срок доставки груза;
- штрафы за простой транспорта, задержку доставки;
- параметры транспортного средства;
- особые условия доставки груза и другие сведения.
Все титулы подписывают квалифицированной электронной подписью (КЭП). Кто, на каком этапе подписывает раздел ЭТрН и какую информацию содержит титул, показываем таблице:
Обязательные разделы | |||
Погрузка | 1 | Грузоотправитель | О сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах |
2 | Перевозчик | О состоянии груза на его приеме к перевозке | |
Выгрузка | 3 | Грузополучатель | О приеме товара от перевозчика, состоянии груза |
4 | Перевозчик | О сдаче груза получателю | |
Необязательные разделы | |||
Фиксация стоимости | 5 | Перевозчик | О финальной стоимости перевозки |
6 | Грузоотправитель | ||
Переадресация | 7 | Перевозчик | Об изменении грузополучателя либо его адреса |
Эстафета | 8 | Перевозчик | О смене водителя или транспортного средства |
Кто обязан применять электронную транспортную накладную
С 1 марта 2022 года перевозчики, отправители и получатели грузов смогут в добровольном порядке формировать ЭТрН. Минтранс России прогнозирует обязательность ЭПД в перспективе нескольких лет. Пока формировать ЭТрН вместо бумажных можно по желанию.
Когда не надо оформлять ЭТрН
Документ не создают, если:
- товар доставляет сам продавец без привлечения перевозчика, стоимость доставки в договоре включена в стоимость продукции, а товар передан в собственность покупателю на складе грузополучателя;
- покупатель перевозит товар собственным транспортом.
Что нужно сделать для обмена электронными транспортными накладными
1. Получить сертификат КЭП для уполномоченных лиц.
Специалисты, которые будут подписывать ЭТрН от лица компании, должны получить сертификат КЭП на уполномоченного сотрудника. Такие сертификаты выдают аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ) до конца 2022 года, например УЦ Контура. С 1 января 2023 года сотрудники должны будут использовать КЭП физлица вместе с машиночитаемой доверенностью (МЧД) от организации.
2. Подключиться к оператору ЭПД.
Оператор будет обрабатывать и отправлять ЭТрН через свой сервис в ГИС ЭПД. Минтранс планирует провести аккредитацию и сформировать специальный реестр таких операторов. Принцип работы в сервисах провайдеров зависит от интеграционного решения. Например, сервис Логистика от Контур.Диадока можно внедрить в свою учетную систему или пользоваться веб-интерфейсом.
3. Приобрести технические средства.
Сотрудникам, которые будут принимать, перевозить и отгружать товар, нужен смартфон или планшет с доступом к ЭДО. Также необходим тариф с мобильным интернетом у провайдера сотовой связи.
Как подключиться к сервису Логистика от Контур.Диадока
Контур.Диадок — система ЭДО, в которой можно отправлять юридически значимые документы контрагентам за несколько секунд.
Через сервис Логистика участники перевозок могут обмениваться электронными перевозочными документами и экономить на бумаге.
В сервисе все стороны грузоперевозок могут:
- бесплатно пользоваться веб-интерфейсом;
- выбрать один из трех сценариев подписания ЭТрН между складом и водителем;
- пользоваться бесплатным электронным архивом с круглосуточным доступом.
Эксперты Контура следят за актуальными изменениями в законодательстве, входят в рабочие группы по применению ЭТрН, участвовали в эксперименте Минтранса России.
Алгоритм подключения к сервису Логистика:
- Заполните свои данные на сайте и отправьте заявку.
- С вами свяжется менеджер и поможет выбрать тариф и подходящее для вас интеграционное решение.
- После оплаты счета специалисты помогут внедрить сервис в вашу учетную систему.
- Пользуйтесь сервисом и обменивайтесь с партнерами электронными документами без бумаг.
Работайте с электронными перевозочными документами в сервисе Логистика
Источник: kontur.ru
Электронные ТТН
До 1 марта 2022 года в грузоперевозках применялась товарно-транспортная накладная (ТТН). Затем правила перевозки изменились, и был введён новый документ — транспортная накладная (ТН). При этом ТТН никто не отменял — её также можно использовать при оформлении документов на груз. Расскажем, в каком случае применять и как оформлять электронные ТТН.
Зачем нужны электронные товарно-транспортные накладные (ТТН)
Оформлять товарные (ТН) или электронные товарно-транспортные накладные (ТТН) необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:
- грузоотправитель;
- перевозчик;
- грузополучатель.
У товарно-транспортной накладной есть несколько функций:
- Служит для учёта движения товаров между продавцом и покупателем.
- Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
- Служит основанием для расчётов за грузоперевозку автотранспортом, а также для списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
Кроме того, оформление ТТН обязательно при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
В чём разница между ТН и ЭТТН
Форма товарно-транспортной накладной включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки. Этим форма 1-Т, товарно-транспортная накладная, отличается от ТН — транспортная накладная по новой форме содержит только информацию о транспорте и перевозчике. Для списания и оприходования товаров к ТН нужно приложить форму ТОРГ-12.
Когда нужны одновременно товарная и товарно-транспортная накладные
Как уже было сказано, товарно-транспортная накладная (ТТН) в обязательном порядке используется для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём, даже если перевозка осуществляется между подразделениями одной компании, ТТН необходима. Если же для перевозки алкоголя используется автомобильный транспорт, то оформляют ещё и ТН.
Как заполнить товарно-транспортную накладную (ТТН)
Бланк товарно-транспортной накладной — это форма 1-Т, утверждённая Постановлением Госкомстата России от 1 декабря 1997 года №78. В этом же постановлении есть указания по её заполнению.
Для ТТН нового образца не было разработано специальной электронной формы. Обычно этот документ печатают в нескольких экземплярах и передают всем участникам грузоперевозки. Для обмена информацией в электронном виде можно использовать универсальный передаточный документ (УПД). О том, что это такое и как им пользоваться, мы рассказывали в статье. Для обмена УПД необходим сервис ЭДО.
Накладная Т-1 заполняется так: в шапке указывают номер накладной и дату заполнения. В строку «Грузоотправитель» вписывают информацию о предприятии, отправляющем товар — полное название, фактический адрес и телефон, в строку «Грузополучатель» — аналогичные сведения об адресате.
Напротив названия каждой компании в соответствующем окошке нужно указать её код ОКПО.
Заполнение первого раздела ТТН Т-1
Первый раздел накладной почти полностью заполняется грузоотправителем. Сначала в таблицу вписываются подробные данные о товаре: номенклатурный номер товара, если такая система учёта используется на предприятии, номер прейскуранта и артикул при наличии, количество перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
В следующие столбцы вносятся:
- цена за одну единицу товара,
- его название,
- единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
- вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).
Здесь же указывают количество мест, массу (в тоннах) и общую стоимость по каждому виду товар. Если есть наценка за объём или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Затем вписывают общую стоимость товара по всем наименованиям, и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.
Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения и общую стоимость отпущенного со склада товара прописью.
Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара, с указанием его должности, главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.
С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.
Позже этот раздел подписывает представитель грузополучателя, который подтверждает факт приёма товара в надлежащем качестве.
Заполнение второго раздела ТТН
Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. В нём указывают:
- срок доставки груза,
- информацию о фирме-перевозчике, в том числе её полное наименование, контактные данные,
- сведения о машине (марка и гос.номер),
- номера накладной и путевого листа.
В строку «Плательщик» включается информация о предприятии — заказчике перевозки, ФИО водителя и номер его удостоверения.
Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы — по необходимости).
В следующую таблицу все данные вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы — автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то указывают значения либо «нормативный», либо «согласно маркировке».
Справа под таблицей вписывают документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева ставят свои подписи непосредственные участники процесса погрузки-доставки-отгрузки.
Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).
В предпоследнюю таблицу водитель вносит все прочие сведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя). Данные в строках «Расчёт стоимости» и «Таксировка» вписывает бухгалтер перевозчика.
Как перевести транспортные накладные в ЭДО
1 сентября 2022 года вступило в силу Постановление Правительства от 21 мая 2022 года № 931, в котором закреплены правила обмена электронными перевозочными документами — ЭПД.
По новым правилам обеспечивается трёхсторонний обмен перевозочными документами — между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, в отличие от обычных сервисов ЭДО, в которых обмен возможен только между двумя участниками. Помимо этого, информация, указанная в ЭПД, передаётся в информационную систему электронных перевозочных документов. Благодаря ей контролирующие органы могут получить быстрый доступ к данным из ЭПД, которые также являются первичными учётными документами.
Сейчас действуют следующие XML-формы для ЭПД:
- электронная транспортная накладная,
- электронный заказ-наряд,
- электронная сопроводительная ведомость.
С 1 марта 2023 года планируется ввести формы договора фрахтования, путевого листа, заказа и заявки.
Электронная транспортная накладная, или ЭТрН, пришла на смену обычной транспортной накладной. Документ состоит из 8 файлов обмена (титулов):
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Обмен ЭТрН и другими документами между участниками перевозки и ГИС ЭПД происходит через оператора ЭДО, который проверяет формат документа, номер идентификатора и действительность УКЭП, которой подписан тот или иной титул, а также на ошибки.
Транспортную накладную всегда должна сопровождать товарная накладная ТОРГ-12. Это первичный документ, с помощью которого оформляют отгрузку материальных ценностей. Её не нужно передавать в ГИС ЭПД, обмен происходит только между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем). Поэтому для обмена необходим сервис ЭДО.
«Калуга Астрал» предлагает готовые решения, которые объединяют эти функции. Они позволяют обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Решение «1С-ЭПД» работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы ЭПД, а также обмен неформализованными документами.
«Платформа ЭПД» — интеграционное решение, которое встраивается в учётные системы пользователей для бесшовной работы с электронными документами. Оно позволяет обмениваться электронными перевозочными документами между участниками перевозки и передавать их в ГИС ЭПД, а также вести документооборот с контрагентами, не переходя в сторонние сервисы.
Источник: astral.ru
Всё об электронных транспортных накладных с 2022 года: как это будет работать и для кого обязательно
С 2022 года участники грузоперевозок смогут подключиться к государственной информационной системе электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) и оформлять транспортные накладные в цифровом формате. Рассказываем, кому нужно переходить на «цифру» и как подготовиться к переходу.
Зачем нужны электронные транспортные накладные
В октябре 2020 года Минтранс запустил эксперимент по переводу бумажных перевозочных документов в электронный формат. Он коснулся и транспортных накладных. Для работы с электронными документами был создан прототип единой государственной информационной системы — ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Компании взаимодействовали между собой через системы операторов ЭДО.
Были разработаны правила обмена и экспериментальные формы электронных документов — транспортной накладной и путевого листа. Грузоотправитель, грузополучатель и транспортная компания заверяли документ электронной подписью через логистический сервис DropCat, а сотрудники ГИБДД и Ространснадзора контролировали процесс через прототип ИС Минтранса России. Эксперимент завершился успешно, поэтому Минтранс инициировал масштабный переход на ЭДО , который коснётся всех юрлиц, связанных с грузоперевозками.
Новая ГИС ЭПД ещё не доработана, но её планируют протестировать и запустить до конца декабря 2021 года. Форматы электронных документов налоговая уже разработала , но пока не утвердила.
Бизнес начнёт подключаться к системе с 1 января 2022 года. Не исключено, что и правила обмена электронными документами будут дорабатываться и совершенствоваться. В Минтрансе считают, что за счёт перехода на бездокументарный оборот к 2030 году Россия сможет в 6 раз увеличить скорость перемещения грузов и передачи информации о нём.
А пока развитие грузоперевозочной системы сдерживает именно то, что многие документы формируются на бумаге. Также планируется, что переход на электронные документы сократит количество выездных проверок контролирующих органов и нагрузку на бизнес.
Надзорные ведомства увидят данные о перевозке после того, как компания разместит накладную в ГИС ЭПД, а водитель подтвердит приёмку груза. Замминистра Минтранса Алексей Семёнов еще в начале эксперимента отметил , что после реализации проекта данные занесённых в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации и передаваться в систему. Благодаря этому не придётся останавливать водителей в пути для проверки документов. Время доставки грузов значительно ускорится.
Как обмениваться электронными транспортными накладными
- Грузоотправитель создаёт транспортную накладную на платформе оператора ЭДО или в своей учётной системе, если она интегрирована с платформой оператора. В документе грузоотправитель указывает данные о перевозчике, грузополучателе, водителе и параметрах груза. Затем кладовщик или иное ответственное за отгрузку лицо подписывает накладную квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через оператора ЭДО отправляет в ГИС ЭПД.
- Система отправляет ЭТрН перевозчику и грузополучателю.
- Водитель при приёме груза к перевозке открывает приложение на телефоне или планшете, находит нужный документ и подтверждает приёмку, подписав документ простой электронной подписью (ПЭП). Если есть замечания, указывает их.
- Грузополучатель принимает товар, находит транспортную накладную в учётной системе, подтверждает приёмку и подписывает ЭТрН. При этом он может сделать замечания, указать их в комментарии при приёмке.
- Водитель подтверждает передачу груза в приложении с помощью ПЭП.
- Система отправляет подписанную накладную грузоотправителю и перевозчику, которые также ставят свои КЭП и завершают документооборот.
- Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
- Людмила Архипкина — ведущий методолог по бухгалтерскому учёту и налогообложению интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Что представляет собой электронная транспортная накладная
Это аналог обычной транспортной накладной, созданный в специальной системе и заверенный квалифицированной электронной подписью. Его не надо распечатывать на бумаге.
Предназначение электронных транспортных накладных (ЭТрН) то же, что у бумажного документа. Первое — подтверждение заключения договора на транспортно-экспедиторские услуги. Второе — подтверждение расходов на логистические услуги.
Эксперимент помог отработать базовые сценарии оформления и обмена электронной накладной. В Приложении № 4 Постановления № 2200 правительство представило новый формат ЭТрН. Так, например, если экспедитор является грузоотправителем, он должен будет поставить галочку «Является экспедитором», в пункте 1а указать сведения о заказчике перевозки.
А в разделе 3 указать объявленную ценность груза.
Согласно проекту Приказа ФНС документ будет содержать четыре файла обмена:
- грузоотправителя со сведениями об участниках перевозки, условиях договора перевозки, о водителе, грузе, сопроводительных документах на него;
- перевозчика со сведениями о приёме груза к перевозке;
- грузополучателя со сведениями о приёме груза от перевозчика, о характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки;
- перевозчика о сдаче груза грузополучателю.
Также документ может содержать и дополнительные файлы в зависимости от обстоятельств исполнения договора. Например, если изменились конечный пункт доставки груза, водитель, транспортное средство, стоимость перевозки или порядок расчёта. То есть информацию обо всех изменениях нужно будет отражать в электронном документе.
Кто должен будет работать с электронными транспортными накладными
С 1 января 2022 года юридические лица и ИП, которые так или иначе связаны с грузоперевозками, смогут плавно подключаться к ГИС ЭПД. Это грузоотправители, грузополучатели, логистические компании, фрахтовщики, фрахтователи. Обязательный обмен электронными транспортными накладными планируется с 1 января 2023 года. До этого момента участники системы могут создавать и отправлять ЭТрН на добровольной основе.
Что нужно сделать для обмена электронными транспортными накладными
- Приобрести КЭП для сотрудников, отвечающих за отгрузку и приёмку грузов. Это может быть кладовщик или менеджер по логистике. В ФНС такую подпись можно получить бесплатно. Но кроме неё нужен защищённый носитель и программное обеспечение.
- Подключиться к оператору ЭДО. Он будет обрабатывать и передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД. Минтранс определит перечень таких операторов и занесёт в специальный реестр. Также вам нужно будет выбрать решение оператора для обмена документами: облачный сервис или интеграция сервиса с внутренними учётными системами предприятия. Если вы уже используете какие-то решения для ЭДО или учётную систему, сообщите об этом оператору. Он оценит, возможна ли интеграция с его платформой, сроки и стоимость внедрения ЭТрН. Если интеграция возможна, вы сможете работать электронными транспортными накладными в интерфейсе своей учётной системы. Если нет, то оператор предоставит вам свое решение.
- Подключиться к ГИС ЭПД. Она будет обеспечивать обмен электронными перевозочными документами и содержащимися в них сведениями между участниками грузоперевозок и хранить данные.
- Заключить соглашение об обмене электронными документами. Потребуется два соглашения: первое — между транспортной компанией и водителем, второе — между грузоотправителем, транспортной компанией и грузополучателем. Опишите текущий процесс обмена документами и возможные сценарии обмена: кто из сотрудников в какой последовательности подписывает, передаёт и проверяет документы; как выстроен процесс взаимодействия с экспедитором и перевозчиком. Также обязательно укажите, кто из сотрудников обладает правом подписи, кто и как будет подписывать документы, какие обязанности в обмене выполняет менеджер, кладовщик, водитель, бухгалтер.
- Позаботиться о техническом оснащении. Необходимо приобрести смартфоны или планшеты для водителей, настроить мобильные клиенты ЭДО и научить работе с ними. Поскольку груз отправляют со склада и складским работникам нужно фиксировать отгрузку, то им тоже необходимо приобрести планшеты или ноутбуки с доступом к платформе оператора ЭДО.
Сколько времени потребуется для перехода на электронные транспортные накладные
Небольшие компании могут обмениваться ЭТрН в облачных сервисах . После того как участники перевозок согласуют участие в электронном обмене, нужно будет настроить веб-интерфейс для работы — это занимает 2-5 дней.
Крупные компании, как правило, меняют бизнес-процесс и настраивают взаимодействие сервиса обмена с учётными системами. Обычно требуется от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от масштабов компании и процессов, переводимых в электронный вид.
Какую выгоду получит бизнес от использования электронных транспортных накладных
К преимуществам можно отнести:
- быстрый обмен документами;
- доступ к документам из любого места и с любого устройства;
- экономия на доставке и бумаге, лёгкость отслеживания движения груза по всему маршруту;
- быстрая передача данных в налоговую и расчёт НДС;
- постепенный отказ от бумажных архивов;
- быстрый поиск нужного документа при проверке или сверке данных, его корректировка.
К тому же в отличие от бумажного электронный документ нельзя потерять или испортить.
Но есть и минусы:
- расходы на подключение к оператору системы ЭДО: средняя стоимость услуг — 3 тыс. рублей в год;
- расходы на программное обеспечение для работы с электронными накладными: стоимость зависит от тарифов поставщика;
- документы будут видны контролирующим органам, перевозки станут более прозрачными.
Обратите внимание! Обмен электронными перевозочными документами, в том числе и транспортной накладной, возможен только при согласии обеих сторон.
- электронный документооборот
- ЭДО
- электронные документы
- электронная транспортная накладная
- транспорт
- налоги и сборы
- первичные документы
- мое дело
- Мое Дело.Бюро
- Моё дело Профбухгалтер
Источник: www.klerk.ru