В последнее время часто начали говорить о цифровом портфолио. Кто-то ругает это нововведение. А кто-то наоборот говорит, что цифровое портфолио заменит ЕГЭ. Недавно появилась новость, что с 2024 года выпускники российских школ смогут использовать цифровое портфолио при поступлении.
В статье мы расскажем, что такое цифровое портфолио, для чего оно нужно и какие перспективы дает.
Ещё больше полезных материалов из мира образования ищите в нашем Telegram-канале. И не забывайте следить за акциями и скидками от компании — с ними ещё выгоднее учиться на отлично.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое цифровое портфолио учащегося
Цифровое индивидуальное портфолио обучающегося — это
сервис, обеспечивающий учащимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования.Портфолио первоклассника 2016
Если говорить простыми словами, цифровое портфолио — это сборник всех достижений.
Успехи учащихся фиксируются, собираются и оцениваются по разным видам деятельности:
- учебной;
- творческой;
- спортивной;
- общественной.
Как работает цифровое портфолио ученика
О создание цифрового портфолио говорили уже давно, но для этого не было технических возможностей.
Сейчас Рособрнадзор создал платформу «Мои успехи». Здесь и будут отмечать успехи учащихся. Пока не понятно, кто будет вносить эти данные: учителя, ученики или родители.
Регистрировать цифровое портфолио начнут уже в детском саду. Или в школе, если ребенок не ходил в садик.
Платформа Рособрнадзора «Мои успехи» — часть работы в ходе развития цифровой образовательной среды, заложенной в национальном проекте «Образование».
Преимущества цифрового портфолио обучающегося
Несмотря на критику со стороны некоторых учителей и родителей, у цифрового портфолио много преимуществ:
- Хорошая возможность анализировать учебное и профессиональное развитие школьника или студента.
- Все награды и достижения будут надежно храниться и не потеряются. Потому что за годы обучения не все печатные дипломы могут сохраниться.
- Общее место хранения наград и достижений упростит поиск нужного документа.
- Цифровое портфолио абитуриента упростит процесс поступления и для абитуриента, и для высших и средних учебных заведений. Студентам больше не надо приходить в приемную комиссию с целой кучей документов и сканировать их. А приемной комиссии проще просмотреть достижения абитуриента и составить о нем общий портрет.
- Успехи, которые накапливает ученик, помогут родителям понять, в каком направлении развивается их ребенок, какие у него способности.
- Преподаватель сможет проанализировать и скорректировать образовательную траекторию для каждого ученика индивидуально, в зависимости от его способностей.
- Сам ученик сможет проанализировать свои сильные стороны. Это поможет при выборе будущей профессии. А еще замотивирует на получение новых достижений для пополнения портфолио.
- Возможность купить льготную путевку в детский лагерь. Например, лагеря «Артек» и «Орленок» предоставляют скидки победителям олимпиад.
ПОРТФОЛИО // Что это и чем заполнить?
Какая информация будет в цифровом портфолио
В цифровое портфолио школьника будут вносить достижения из разных областей. В него будут входить:
- дипломы победителя и призера Всероссийских олимпиад и олимпиад, включенных в перечень Министерства просвещения;
- победы в конкурсах регионального и федерального уровней;
- участие в чемпионатах WorldSkills;
- участие в научных конференциях, публикации в периодических изданиях;
- спортивные достижения;
- участие в официальных волонтерских движениях;
- участие в разных мероприятиях и другие внеурочные успехи;
- рекомендательные письма педагогов и руководителей проектов, отзывы научных руководителей.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Безопасность хранения данных в цифровом портфолио
Цифровое портфолио школьника разработано на федеральном уровне. Это обеспечивает надежную защиту данных. Вся информация в базе будет деперсонифицирована. Похожая система хранения данных есть на Госуслугах. Там она хорошо себя зарекомендовала.
Личная информация в цифровом портфолио будет размещаться только с согласия ребенка и его родителей. Доступ к цифровому портфолио будет открыт только для отдельных организаций. Например, университетам и школам. И то, только тем, которые одобрит ребенок или родитель.
Цифровое портфолио учащегося станет обязательным для всех?
Цифровое портфолио не станет обязательным для всех учеников. Родители могут отказаться от его создания и продолжать собирать достижения своих детей в печатном виде.
Заменит ли цифровое портфолио ЕГЭ
Как только заговорили о цифровом портфолио, пошли слухи, что оно станет заменой ЕГЭ. Но в Министерстве образования опровергли эту информацию. Если бы это произошло, то:
- Во-первых, школьники из регионов остались бы в невыгодном положении. Потому что в каждом регионе страны очень разные условия для получения бонусов.
- Во-вторых, если заменить ЕГЭ цифровым портфолио, то некоторые школьники и родители попытаются набрать как можно больше достижений. Но не у всех есть шанс и готовность участвовать во всевозможных конкурсах и олимпиадах.
Когда введут цифровое портфолио повсеместно
В паспорте стратегии «Цифровая трансформация образования» указана такая хронология развития цифрового портфолио:
2021 год | Сервис создан и функционирует в части архитектуры баз данных, обеспечивающих выгрузку данных для формирования цифрового портфолио обучающегося. |
2024 год | Школьникам доступно формирование цифрового портфолио, включающего все академические и личностные достижения. |
2024 год | Школьникам обеспечена возможность использования цифрового портфолио для поступления в организации среднего профессионального образования, ВУЗы, а также при трудоустройстве. |
2024 год | Школьники получают по запросу подборку таргетированных цифровых образовательных ресурсов. |
2030 год | Школьникам доступно управление образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между сервисами с использованием технологий искусственного интеллекта. |
Из таблицы видно, что к 2030 году предполагается, что ученики будут использовать систему на 100%.
Цифровое портфолио студента
После всей информации возникает вопрос: после поступления в учебное заведение цифровое портфолио будет удаляться за ненадобностью. Нет, наоборот, оно будет пополняться уже студенческими достижениями.
Пока экспериментально цифровое портфолио ввели в одном вузе страны — в Санкт-Петербургском государственном университете. В течение учебы в цифровое портфолио студентов СПбГУ вносят сведения об усвоенных дисциплинах, именных стипендиях, грамотах, сертификатах.
Цифровое портфолио дает много возможностей для студентов:
- подать документы на материальную помощь или повышенную государственную академическую стипендию;
- отправить заявку на академический отпуск;
- создать запрос на индивидуальный график занятий;
- возможность наблюдать родителям за успеваемостью своих детей. В цифровом портфолио есть не только успеваемость студента, но и его задолженности в библиотеке, замечания о некорректном поведении во время учебы.
- устроиться на работу после окончания учебного заведения. Работодателю можно предоставить доступ к цифровому портфолио, чтобы он мог оценить заслуги и понять направление учебы будущего работника.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
Теперь вы разобрались в этом вопросе и видите, какие преимущества цифровое портфолио дает и школьникам, и абитуриентам, и студентам. В век цифровизация недальновидно отказываться от таких возможностей, тем более что цифровое портфолио облегчает многие вопросы. Кстати, в студенческом сервисе вы найдете ответы на многие вопросы. Наши специалисты помогают не только студентам, но и школьникам и абитуриентам.
В Америке и странах Европы работа с электронным портфолио систематизирована с 1990-х годов. В этих странах зачастую модели портфолио разрабатываются и тестируются на базе учебных заведений при участии научно-исследовательских коллективов. Такая инициатива поддерживается и финансируется из федеральных средств.
Например, в США с конца 1980х — начала 1990х годов в рамках деятельности Коалиции базовых школ созданы рабочие группы, объединяющие ряд школ, вводящих технологии портфолио в профильное обучение. Одновременно в штатах Вермонт, Калифорния, Коннектикут, Мэриленд, Нью-Йорк, Техас разрабатываются собственные системы альтернативного оценивания. Эти шаги приводят к изменению уже сложившейся системы тестирования на уровне штата и помогают сохранять преемственность между начальным, средним и высшим образованием.
Источник: zaochnik.ru
Цифровое портфолио школьника: есть ли плюсы?
Предложения об отмене единого государственного экзамена (ЕГЭ) в последнее время звучат с завидной регулярностью. Однако никаких реальных подвижек в этом вопросе не наблюдается. Поступление в вузы сводится к натаскиванию детей на экзамен, а преподаватели негодуют от невежества новоиспечённых студентов. Весь 2021 год прошёл под эгидой обещаний наконец явить миру альтернативу ЕГЭ.
Чиновники из Минпросвещения и Рособрнадзора считают, что ей может стать цифровое портфолио выпускника – своеобразный банк достижений ребёнка за школьные годы. Однако родители и эксперты уверены, что нововведение лишь одно из звеньев в цепи окончательного развала российского образования.
Чиновники активно рекламировали цифровое портфолио школьника как альтернативу ЕГЭ весь прошлый год. В январе глава Минпросвещения Сергей Кравцов объяснял, что цифровая биография упростит формирование портфолио для поступления в вузы. Выпускникам не потребуется собирать бумажные дипломы и сертификаты, дающие право на дополнительные баллы, – данные можно будет хранить в едином электронном портфеле.
Уже в декабре руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что с 2024 года цифровое портфолио, которое ученики смогут формировать с шестого класса, станет копилкой всех успехов школьников – от волонтёрства до участия в спортивных испытаниях.
Чиновник не исключил, что к 2030 году так называемый цифровой след выпускника может стать полноценной альтернативой ЕГЭ.
«Практически уверен, что к 2030 году значительно возрастёт роль портфолио. Класса с шестого ребята уже будут копить свои достижения. Это будет совершенно другая мотивация: планомерно набирать баллы за различные соревнования или занятия: волонтёрство, занятия спортом, творчеством – достижения, которые потом дадут им право поступать в высшие учебные заведения», – сообщил глава службы по надзору в сфере образования и науки.
Пока неизвестно, на какой платформе будут храниться данные и кто займётся их сбором. Однако сама идея цифрового следа выпускника вызывает большие вопросы у учителей, родителей и экспертов.
Эксперты сходятся во мнении, что внедрение цифрового портфолио в том или ином виде нужно широко обсуждать со специалистами и родительской общественностью и тщательно прорабатывать. Ведь при определённом подходе цифровой след может на всю жизнь превратить выпускника в пленника не только своих достижений, но и неудач. Под угрозой также могут оказаться персональные данные миллионов российских детей.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики профессор Ирина Абанкина считает, что главный вопрос состоит в том, кто и по какому принципу будет собирать цифровое портфолио. Одно дело, если это сам ученик, а другое дело, если кто-то посторонний.
– О портфолио школьника говорят уже очень давно, лишь в последние годы его стали позиционировать как цифровое. С одной стороны, досье достижений могло бы стать благом как для самого школьника, так и для вуза. Ведь ЕГЭ проверяет только предметные знания, но для человека важны и особые компетенции, которые не выявляются этим экзаменом, например креативность или умение работать в команде. Портфолио могло бы дополнительно представить выпускника вузу и дать ему преференции при поступлении, – отметила эксперт.
Однако, по словам Абанкиной, есть и другая сторона – в базе данных в итоге могут оказаться не только победы школьника, но и негативные факты его биографии.
– Я знаю, насколько быстро приклеиваются ярлыки в Израиле. После единичной драки в школе ученики могут годами восстанавливать свою репутацию, большую ответственность за любую провинность ребёнка там несут и родители. Не возникнут ли и у нас подобные перекосы? К тому же так называемый цифровой след школьника вполне может выйти за рамки поступления в вуз и оказывать влияние на человека и дальше – при устройстве на работу, например, или на службе в армии, – добавила профессор Абанкина.
Она подчеркнула, что в случае обработки информации сторонними лицами встанет вопрос и о защите персональных данных. Сбор сведений фактически может превратиться в слежку. Далеко не все добровольно согласятся разглашать определённую информацию о себе или о своём ребёнке, особенно если она носит негативный характер.
– Именно по этой причине в школах не смогли в своё время ввести паспорт школьника и паспорт здоровья, – уточнила эксперт. – Такая же участь, вероятнее всего, ждёт и цифровое портфолио, если его попробуют внедрить как полное досье на ученика. На мой взгляд, замена ЕГЭ цифровым портфолио маловероятна. Государство 11 лет тратит деньги на обучение каждого ученика и вряд ли пойдёт на отказ от итоговой аттестации. Да и вузы уже привыкли оценивать поступающих по ЕГЭ, всё же баллы, полученные на экзамене, – это чёткий критерий для всех выпускников.
«Оценить каждого поступающего по портфолио – очень большой труд, ведь успехи детей могут быть несопоставимы. К тому же у институтов и так есть возможности для дополнительной оценки поступающих – собственные внутренние испытания и олимпиады».
Ирина Абанкина
директор Института развития образования Высшей школы экономики
Глава Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования Виктор Панин считает, что цифровое портфолио вряд ли сможет заменить ЕГЭ в обозримом будущем. Хотя при грамотной реализации проекта учёт достижений выпускника помог бы смягчить разрушительное воздействие единого экзамена на наше образование.
– На деле полноценная реализация этой инициативы в ближайшее время маловероятна. Как мы помним, внедрение единого государственного экзамена и связанные с ним вредительские реформы российского образования осуществлялись на деньги, взятые в кредит у Всемирного банка на определённых условиях, которые и привели к тому, что мы в текущий момент имеем. Безусловно, во власти сейчас достаточно людей, понимающих последствия всех этих реформ для нашей школы, но их политической воли, очевидно, не хватает, чтобы что-то кардинально изменить. Лично я уверен, что пока советником президента по образовательным вопросам является господин [Андрей] Фурсенко (Экс-министр образования, при котором была внедрена система ЕГЭ. – τ.), никаких позитивных сдвигов в сфере образования нам ждать не приходится, – пояснил в беседе с изданием правозащитник.
Эксперт отметил, что на внедрение цифрового портфолио требуются немалые средства. Необходимо создавать систему обмена данными между школами, находящимися в подчинении у разных ведомств, – спортивными, музыкальными, художественными и общеобразовательными.
Сейчас такой системы нет, а значит, нет и реальных механизмов проверки подлинности грамот и дипломов за победу в различных конкурсах и соревнованиях.
Без должного контроля, как только цифровое портфолио станет значимым при поступлении, появятся сотни контор, изготовляющих фальшивые грамоты.
– При этом, несмотря на многолетние обещания, у нас до сих пор не могут оснастить интернетом все школы в регионах, даже на это денег не хватает. Судя по всему, и цифровое досье надолго останется лишь предметом громких обещаний чиновников найти альтернативу ЕГЭ.
Обычно соответствующие заявления делаются Рособрнадзором или Министерством просвещения на подъёме очередной волны критики единого госэкзамена. В целом абсолютно понятно, почему родители, учителя и директора школ у нас уже боятся любых реформ, обычно сыплющихся на них как снег на голову. На деле лучше от нововведений не становится, а проблем хоть отбавляй. Ведь в любых начинаниях важна не только сама идея, но и качество её исполнения, а эта сфера у наших образовательных чиновников явно хромает, – заключил Панин.
Эксперты и родители обращают внимание и на то, что внедрение цифрового портфолио может обернуться тем, что жизнь детей уже с шестого класса превратится в бесконечную гонку за победами в различных конкурсах и соревнованиях.
Кроме того, цифровой след вновь может привести к неравенству для детей из отдалённых регионов и неблагополучных семей.
Учителя также опасаются, что сбор цифровых портфелей будет переложен на их плечи. Из-за непомерной бумажной нагрузки и работы на полторы-две ставки у педагогов и без того едва хватает времени на полноценное обучение детей.
В пандемию цифровизация стала для многих родителей главной угрозой образованию. Эксперимент «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), который включает в себя и создание электронного портфолио, вызвал резкое неприятие: родители в разных городах выходят на митинги и подписывают петицию против перевода российской школы в цифру.
– Подмосковье вошло в эксперимент по внедрению ЦОС. С начала года учителя настоятельно рекомендуют нам заполнять цифровое портфолио на школьном портале, при этом туда планируют вносить не только конкретные дипломы и грамоты ребёнка, но и результаты различных тестирований, размещать личную информацию и фотографии. У родителей есть все основания полагать, что в скором времени сбор этих данных станет обязательным. При этом получить информацию о том, для кого все эти сведения в итоге предназначены и кто имеет к ним доступ, мы не можем, – рассказала мама шестиклассника Татьяна.
Директор фонда «Достояние Отечества» кандидат исторических наук Ольга Четверикова полагает, что цифровое портфолио лишь одно из звеньев в цепи последовательного разрушения российского образования:
– Сегодня ломка нашего образования вступает в завершающий этап, всё развивается по сценарию, описанному в форсайт-проекте «Образование-2030». По плану цифровизаторов, уже к 2025 году традиционная система образования должна быть окончательно ликвидирована. В частности, экзамены и аттестацию должен заменить цифровой след выпускника, который будет тянуться за ним всю жизнь, то есть цифровое портфолио.
«Изначально ЕГЭ внедрили для того, чтобы полностью дискредитировать в России выпускные экзамены, а затем их беспрепятственно упразднить. По сути, всё, что сейчас делается, преследует одну цель – собрать полную информацию о каждом человеке в одной базе, чтобы управлять им».
Ольга Четверикова
директор фонда «Достояние Отечества»
По мнению Четвериковой, на эту же цель будет работать и закон о QR-кодах, рассмотрение которого началось в декабре в Госдуме.
– Полагаю, в результате QR-коды должны будут нести в себе полную информацию о здоровье и образовании гражданина, – отметила эксперт. – О внедрении цифрового портфолио выпускника на этапе создания Московской электронной школы ранее не раз заявлял Сергей Собянин, этот проект продвигал и Исаак Калина, который хоть и ушёл с поста руководителя департамента образования и науки города Москвы, но всё же остаётся советником столичного мэра. Внедрение цифровых технологий происходит на фоне беспрецедентной пропаганды и замалчивания реальных проблем. У нас катастрофически не хватает школ, учителей, вся система переживает серьёзный кризис, а чиновники думают о каком-то портфолио выпускника.
Ольга Четверикова добавила, что 99 процентов информации, которую мы получаем от чиновников через СМИ, касается цифровизации всего и вся, и только 1 процент – реальных социальных проблем, которые волнуют людей. Это рост цен, ухудшение качества жизни, развал медицины и образования.
– Образование в нашей стране традиционно реагировало на потребности общества. Сейчас властям не нужна настоящая наука, не нужны образованные люди, потому что ими сложно управлять. Однако в последнее время действия цифровизаторов стали принимать такие наглые и неприкрытые формы, что многие люди, в том числе родители школьников, реально задумались о том, что происходит. В результате планы цифровизаторов, так или иначе, рушатся, а это провоцирует ещё большую истерику и пропаганду, транслируемую через СМИ, – резюмировала Четверикова.
Источник: octagon.media
Цифровое портфолио школьника станет шагом к интересному учебному будущему – экспертное мнение
В рамках цифровой трансформации жизнь всех участников образовательного процесса должна измениться. В частности, с появлением цифрового портфолио школьнику не нужно будет собирать и хранить все свои грамоты, сертификаты и другие достижения, зафиксированные на бумаге.
По мнению участника очередного выпуска онлайн-программы «Образовательная среда», замдиректора по качеству образования школы № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева (Москва), представителя Национального союза педагогов Сергея Рихерта, создание цифрового портфолио будет актуальным не только для ученика, но и для его учителей и родителей. Сервис, отмечает эксперт, позволяет видеть, в каких мероприятиях участвует ребенок, какие результаты он показывает, в каких областях делает успехи.
По словам Сергея Рихерта, наличие портфолио поможет при формировании в школах профильных классов. Кроме того, подчеркнул педагог, с его помощью можно будет определить наиболее комфортную учебную траекторию для ученика, дать ему возможность развить свои навыки.
Важно, чтобы ребята понимали, что портфолио – это не просто набор данных, это шаг к их интересному учебному будущему, подчеркнул Сергей Рихерт.
Ранее сайт “Учительская газета” писал, что в Минпросвещения рассказали, когда искусственный интеллект придет на помощь учителям
Источник: ug.ru