В России формируется современная цифровая образовательная среда
Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.
Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий.
Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».
Цифровая образовательная среда в школе. Психологические риски и возможности
Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.
Актуальность внедрения цифровой образовательной среды
Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась – цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения.
Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне.
«Воспитать» таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.
Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение).
Функционал цифровой образовательной среды
Еще одна проблема образовательной системы – отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.
Всем нужны МООКи
Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно – не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации.
Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК – «Массового открытого онлайн-курса».
Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:
- Массовость обучения;
- Доступность;
- Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.
Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.
Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.
Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования – абсолютная гарантия его поддержки и успеха.
Современная цифровая образовательная система в России
Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования – НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:
На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений.
«Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток – отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.
Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- система образования
- цифровые технологии
- онлайн-курсы
- академическая мобильность
Источник: fulledu.ru
Цифровая образовательная среда
статья
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.
Скачать:
![]() |
47.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цифровая образовательная среда
в современной школе»
Уже никого не удивит школьник с мобильным устройством в руках, планшетом, щелкающий по кнопкам.
В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся работа заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр. И вы, наверное, сами заметили, как ворвалась в нашу жизнь так называемая ЦИФРА, только электронная её ещё называют.
«Цифровая образовательная среда» появилась в России в рамках национального проекта «Образование» до 2024 года , указом президента РФ от 7 мая 2018 года.
Что же такое Цифровая образовательная среда?
Цифровая образовательная среда — это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей без исключения.
Инструменты Цифровой образовательной среды это — электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое.
Система ЦОС включает в себя:
- Цифровые (информационные) образовательные ресурсы (фотографии, видеофрагменты, аудиофрагменты, интерактивные задания и т.д).
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
6 слайд Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней.
Целью развития цифровой образовательной среды является создание и развитие в школе учебно-развивающей среды, обеспечивающей повышение качества образования. Она помогает улучшить образовательный процесс, развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет школьникам разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.
Важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя – это ЦОР, способствующие оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – продукт, используемый в образовательных целях, для воспроизведения которого нужен компьютер.
Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЦОР
1.Помощь учителю при подготовке к уроку.
2. Помощь при проведении урока.
3. Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий.
4. Обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦОР
- Эффективность обучения;
- Индивидуализация обучения;
- Повышенная мотивация обучения;
- Самостоятельность при выполнении работ
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Эффект обратной связи;
- Развитие у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
- Нарушение зрения;
- Проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;
- Компьютерная радиация;
- Компьютерная зависимость
- Поэтому необходимо использовать ЦОР согласно нормам СанПин
Если с цифровыми образовательными ресурсами нам понятно это практически используем часто на уроках. То зачем телефон и планшет входит в технологические средства, если компьютер, это наш помощник ежедневный и на каждом уроке.
Но телефон можно использовать его и на уроках. Для чего. Я хочу вам рассказать о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.
QR-коды можно использовать абсолютно везде: от обычного листа бумаги, до огромных новостных стендов. QR-код удобным образом объединяет виртуальность с реальностью, так как любой владелец смартфона может за секунду просканировать штрих код, вытянув все полезные данные, добавить адрес сайта в закладки, контактные данные в адресную книгу. Сегодня явление QR- кодов набирает обороты. Они появляются везде, где имеет смысл их ставить.
Меня как преподавателя заинтересовала возможность использования данной технологии в образовании для формирования новой цифровой образовательной среды. Действительно ли можно минимизировать объём информации вокруг нас с помощью QR-кодов?
В QR-кодах содержится текстовая информация в виде знаков, букв и цифр. Форматы могут быть самыми разнообразными, самые распространённые из них это: контактные данные, sms сообщения, интернет-адрес, адрес электронной почты, телефонные номера, геоданные, текст.
Для создания QR-кодов существуют специальные сайты-генераторы. Например, http://qrcoder.ru/ или http://www.qrcc.ru/ . Их принцип работы прост – необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение. При необходимости данное изображение можно распечатать.
Одной из важнейших задач педагога является – привлечение в работе любого средства, которое сможет заинтересовать ученика на изучение предмета. Чаще всего телефон «мешает» учебному процессу, но в данном случае он только пойдет на пользу.
В своей педагогической деятельности, я нашла разнообразное применение QR-кодов :
- В учебниках расклеила QR-коды со ссылками, ведущими на мультимедийные источники и ресурсы, для углублённого изучения материала;
- На стендах в кабинете оформила подробное описание книг в библиотеке по предмету, закодированное QR -кодами;
- При изучении определённых тем, использую QR-коды для временного сокрытия ответов к задачам и упражнениям;
- На двери кабинета поместила расписание уроков, кружков и дополнительных занятий по предмету в виде QR-кода;
- Использовала QR-коды с записью звука для грамотного произношения на английском языке изучаемых учебных элементов;
- Совместно с ребятами организовали игру-квест «История создания ВТ»;
- При проведении конкурсов, олимпиад, викторин обязательно использую задания с QR -кодами;
Говоря в общем, можно организовать пространство вокруг себя так, как преподавателю и его ученикам необходимо и удобно. Более того то, что иногда «мешает» в учебной деятельности (телефон в руках) может послужить на пользу. Он может стать инструментом мотивации учащихся. Ведь если есть интерес, то и будет желание учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение: потенциал цифровой образовательной среды
Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательной деятел.
Обобщение передового педагогического опыта на тему: ««Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта «Образование» в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног»
laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта «Образование» в творческих объединениях естественнонаучной направленно.
«Использование цифровой образовательной среды в начальной школе»
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытаяОрганизация образовательного процесса в цифровой образовательной среде, опыт работы: Использование интерактивных онлайн-платформ Учи.ру и Яндекс.учебник в начальной школе»
Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»
1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион.
Образовательное событие, как особая форма современной и безопасной цифровой образовательной среды.
: формирование гибкого аналитического мышления;-умение применять анализ текста; схем решения задачПроверка знаний автоматически.В уроке содержатся интерактивные задания на решение:- простых тестовых з.
Источник: nsportal.ru
Современная цифровая образовательная среда: паруса информационного океана
Современная экономика немыслима без информационных технологий. Недаром ее называют «цифровой экономикой» или «экономикой знаний». А индустрии знаний нужны учителя и преподаватели, владеющие цифровыми образовательными инструментами
Фото: Пресс-служба, НИТУ «МИСиС»
В последние несколько лет о цифровизации отдельных отраслей и даже экономики в целом говорят часто и много. Делают тоже. Государство реализует ряд национальных инфраструктурных программ и приоритетных проектов (например, «Цифровая экономика», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Цифровая медицина» и тд), бизнес активно осваивает информационный океан, эксперты и профессионалы спорят о путях реализации и потенциальных рисках, а общество… А общество зачастую не совсем понимает, о чем идет речь, и что конкретно за термином «цифровизация» скрывается. Особенно консервативно общество относится к попыткам модернизировать привычные области жизни, например – образование.
Между тем кардинальные изменения систему образования не ждут. Педагогам и преподавателям, ученикам и студентам, а равно всем остальным гражданам, желающим актуализировать свои знания, предлагается набор новых образовательных технологий и инструментов – «цифровых», как принято говорить, – причем, не взамен старых и привычных, а в дополнение к ним.
Онлайн-обучение: цель или средство?
В последнем Послании к Федеральному Собранию Владимир Путин, подчеркивая насущную необходимость обеспечить школы широкополосным доступом в интернет, говорил именно о современных цифровых инструментах, а не о переводе образования в онлайн-формат. Эти цифровые инструменты, по его словам, должны «открыть ребятам доступ к урокам и лекциям известных преподавателей, конкурсам и к олимпиадам, позволят им существенно нарастить свои возможности, осуществлять совместные онлайн-проекты со сверстниками из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа».
Другими словами, образовательные онлайн-инструменты призваны расширить возможности получения качественных и актуальных знаний для студентов и школьников. Как и всякими другими инструментами, ими нужно научиться пользоваться эффективно: минимизировав вред и максимизировав пользу. Для этого к процессу внедрения новых образовательных технологий привлечены специалисты: эксперты от академического и бизнес-сообщества, лучшие практики из числа преподавателей и педагогов.
Но перейдем к обсуждению конкретных государственных инициатив в данной области. В октябре 2016 года Федеральный проектный офис при Президенте России утвердил паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Целью приоритетного проекта «СЦОС в РФ» является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года.
Фото: Пресс-служба, НИТУ «МИСиС»
В прошлом году приоритетный проект «СЦОС в РФ» стал частью Федерального проекта «Повышение конкурентоспособности профессионального образования», который, в свою очередь, вошел в состав Национального проекта «Образование». Уже из одного этого факта понятно, что государство уделяет значительное внимание внедрению новых образовательных инструментов.
В частности, реализация приоритетного проекта предусматривает запуск портала-агрегатора, с помощью которого любой желающий может получить доступ к тысячам обучающих онлайн-курсов по десяткам направлений подготовки всех уровней образования. Подчеркну, любой желающий. Но в первую очередь речь идет о студентах – именно им важно учиться у лучших преподавателей страны и мира, не покидая родного города и стен альма-матер.
Основой ресурса «одного окна» (который предлагает множество услуг как для слушателей, так и для авторов контента, образовательных организаций и работодателей) являются онлайн-курсы, созданные профессорами ведущих университетов России и специалистами компаний-лидеров рынка онлайн-обучения. По состоянию на конец 2018 года на портале-агрегаторе online.edu.ru уже организован доступ более чем к тысяче онлайн-курсов, подключено более 30 платформ онлайн-обучения, а общее число зарегистрированных слушателей превышает 700 тысяч человек, включая студентов около 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.
Учителю: сначала обучись сам
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков, отвечая на вопросы журналистов, неоднократно подчеркивал, что онлайн-образование отнюдь не является альтернативой традиционным подходам.
«В задачи Минобрнауки России входит создание условий для развития качественного онлайн-образования, использование которого сможет повысить качество высшего образования в целом, расширить доступность и возможности для самообразования и студентов, и взрослых людей. Для достижения этой цели реализуется приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ», – отмечает Михаил Котюков. – «Но онлайн-обучение должно внедряться очень разумно, взвешенно и там, где это действительно уместно для лучшей доступности качества образования, для решения вопросов пространственного развития, где-то, может быть, для оптимизации учебного процесса. На данный момент у Минобрнауки России нет планов, связанных с переводом образовательных программ полностью в онлайн-формат. Использование онлайн-курсов в процессе обучения – исключительно добровольная процедура, которая находится в зоне ответственности вузов и самих студентов».
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков
Процесс развития качественного онлайн-образования в стране включает не только создание онлайн-курсов, но и соответствующую профессиональную подготовку преподавателей. Поэтому в рамках реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ» на базе ведущих университетов России созданы десять Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения (РЦКОО).
«Международная статистика показывает, что использование онлайн-курсов в объеме 25-35% аудиторной нагрузки при реализации образовательной программы в формате смешанного обучения ведет к повышению качества образования. Онлайн-курсы помогают студенту не одномоментно получать огромное количество материала, а тезисно и концентрированно на протяжении всего процесса обучения. Таким образом, благодаря онлайн-курсам студенты имеют возможность эффективно распоряжаться своим временем и самостоятельно управлять своей образовательной траекторией», – рассказывает Светлана Калмыкова, директор Северо-Западного РЦКОО, созданного на базе СПбПУ им. Петра Великого.
Светлана Калмыкова, директор Северо-Западного РЦКОО
По итогам полуторагодовой работы на базе РЦКОО прошли обучение по программам повышения квалификации порядка 14 тысяч сотрудников более чем 600 организаций среднего профессионального и высшего образования из большинства регионов страны. Преподаватели, закончившие программы повышения квалификации РЦКОО, создали более 120 онлайн-курсов, которые также доступны на портале online.edu.ru.
«У многих образовательных учреждений накоплен большой объем данных, на основе которых можно создавать интересные и эффективные онлайн-курсы. Однако преподавателю самостоятельно перейти от привычного формата к работе с онлайн-аудиторией и получить от этих занятий нужный эффект довольно сложно. Поэтому в ТГУ и был создан Томский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения, который, в том числе, решает задачу экспертного сопровождения – помогает преподавателям органично интегрировать онлайн-формат в процесс обучения. За 2018 год более 1000 преподавателей прошли обучение в Томском РЦКОО», – говорит директор Института дистанционного образования Томского государственного университета Галина Можаева.
Преподаватель в современной цифровой образовательной среде
Специалисты РЦКОО не только обучают преподавателей тому, как создавать, сопровождать и использовать онлайн-курсы, но и ведут большую работу по популяризации новых образовательных технологий. Их список обширен: это и психометрия, и визуализация обучающего материала, и работа с Большими данными – учебной статистикой и «цифровым следом» обучающихся, реализация принципа виртуальной академической мобильности студентов, построение индивидуальных образовательных траекторий и многое другое.
Для эффективного решения этих задач Региональные центры летом прошлого года объединили усилия в рамках Координационного совета РЦКОО.
«Перед Региональными центрами стоит важная задача – сформировать современную цифровую образовательную среду в регионах России, сделать цифровые образовательные инструменты доступными каждому преподавателю и студенту в самых отдаленных уголках нашей страны. До недавних пор коммуникация между Региональными центрами компетенций в области онлайн-обучения происходила в инициативном порядке, но с созданием Совета у нас появилась хорошая возможность для координации усилий, решения общих задач и обмена опытом», – подчёркивает председатель координационного совета РЦКОО, проректор Поволжского государственного технологического университета Александр Волков.
Председатель координационного совета РЦКОО, проректор Поволжского государственного технологического университета Александр Волков
Кроме того, для обмена опытом и ознакомления широких слоев преподавательского сообщества с актуальными мировыми трендами в Москве ежегодно проводится крупнейшая в Европе глобальная конференция по технологиям в образовании #EdCrunch, организатором и идеологом которой является еще один участник реализации приоритетного проекта «СЦОС в РФ» – НИТУ «МИСиС».
«За пять лет проведения конференция #EdCrunch эволюционировала из отраслевого мероприятия в крупнейшей в Европе форум, посвященный новым технологиям и цифровым образовательным инструментам. Сегодня #EdCrunch вышел за рамки конференции – это целая экосистема образовательных мероприятий и проектов, которые проходят в течение всего года и охватывают все уровни образования: дошкольное и начальное, среднее, высшее, дополнительное профессиональное образование и корпоративное обучение», – отмечает ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.
Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова
В конференции #EdCrunch ежегодно принимают участие более трехсот спикеров – международных экспертов и лидеров мнений, профессионалов из государственной, образовательной, технологической и корпоративной среды, представляющих Россию, США, страны Европы, Китай и другие регионы мира.
Несколько раз в году под эгидой #EdCrunch в различных городах страны также проходят региональные образовательные форумы. Конференция #EdCrunch проводится при поддержке Минобрнауки России.
Образование – парус в океане цифровой экономики
В упомянутом выше Послании к Федеральному Собранию Президент подчеркнул, что стране «необходимы специалисты, способные работать на передовых производствах, создавать и использовать прорывные технические решения. Для этого нужно обеспечить широкое внедрение обновлённых учебных программ на всех уровнях профессионального образования, организовать подготовку кадров для тех отраслей, которые ещё только формируются».
Фото: Пресс-служба, НИТУ «МИСиС»
В этом ключе современная цифровая образовательная среда является одним из действенных инструментов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современной экономики, который позволяет не только использовать опыт и знания преподавателей на местах, но и привлекать к процессу обучения лучших специалистов в своей области национального и даже мирового масштаба. Благодаря цифровизации российское образование в конечном счете становится органичной частью глобальной образовательной среды.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
В 14 регионах стартовал эксперимент с внедрением цифровой образовательной среды
С 1 сентября 2020 года Минпросвещения будет тестировать внедрение в российских школах цифровой образовательной среды (ЦОС) – единого образовательного пространства для учителей, учеников и их родителей; эксперимент пройдёт в школах 14 регионов России.
Возможности цифровой образовательной среды планируется апробировать в следующих регионах: Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область – Кузбасс, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Как поясняли ранее в Минпросвещения, эти регионы «проявили инициативу участия и уже ведут соответствующую подготовительную работу».
В ходе эксперимента будет отработан перечень необходимых материально-технических условий, которым должна соответствовать современная школа, таких как наличие и скорость интернет-соединения, локальные сети в школе, требования к технике в школе (компьютеры, планшеты, Wi-Fi).
«Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», – отметил министр просвещения Сергей Кравцов.
«Дистанционное обучение, на которое в связи с эпидемией одномоментно перешли все российские школы в конце прошлого учебного года, высветило зоны, требующие существенного улучшения в техническом и материальном оснащении. На выравнивание ситуации и направлена данная работа», — поясняют в министерстве.
Среднее образование и коронавирус
Учебный год в 2020 году решено начать очно, однако каждый регион будет действовать в соответствии с ситуацией на фоне распространения коронавируса.
В случае ухудшения обстановки школы должны предусмотреть возможность перехода на дистанционное обучение. Учебным заведениям рекомендовано не устраивать массовые мероприятия, а факультативы проводить онлайн. Например, в Москве школьники смогут учиться удалённо, если такое решение примут родители. Для этого нужно написать заявление классному руководителю.
В случае если в процессе очного обучения у ребенка будет обнаружен коронавирус, класс уйдет на дистанционку. Если заболевание будет у педагога, на карантин уйдут несколько классов, с которыми он контактировал.
Как сообщает Минпросвещения, школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде получат:
- доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе;
- доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;
- цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо длительным причинам не имеющему возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;
- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;
- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;
- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.
Подробнее об эксперименте D-Russia.ru писал здесь.
По словам Кравцова, в рамках ЦОС создается государственная информационная система, суперсервис ГИС «Моя школа». Она будет включать большой объем информации от всех российских школ, объединит сразу несколько сервисов и баз данных.
Это создаст все условия для того, чтобы дети и родители смогли без лишних проволочек и очень оперативно получать необходимую информацию и решать вопросы своего взаимодействия с учителем, со школой и всей системой образования с минимальными потерями времени и сил. Это и прием в детские сады и школы, информация о текущей успеваемости, а также о промежуточной и итоговой аттестации, запись в кружки и секции и многое другое.
Все это будет работать «в связке» с региональными электронными системами. Основные услуги (например, запись в школу) будут выводиться в раздел «Моё образование» портала госуслуг.
«Это действительно большие данные, которые сейчас разрознены — на разных уровнях они дублируются и не используются. И мы ставим задачу, решение которой займет не один год, — трансформировать государственное управление на основе больших данных. Таким образом мы усилим государственную аналитику, что позволит существенно повысить и качество проработки управленческих решений и в конечном счете — качество образования», — сказал министр.
Цифровая образовательная среда позволит снизить «бумажную» нагрузку на учителей и школы, за счет автоматизации сбора данных и формирования отчетов, собирать данные от школ автоматически. «В последние годы мы все чаще стали замечать, что из-за отчетности, административно-организационной нагрузки вопросы содержания образования стали уходить на второй план. Мы стали забывать, что образование прежде всего это те, кто учит, и те, кто учится. Если в школе до 80% отчетов уходят по разным проверяющим организациям, не связанным с образованием, а существенная часть из них при этом дублируют запрашиваемую информацию — это не должно быть головной болью педагога. Эту ситуацию надо менять, и благодаря цифровым возможностям мы сможем это сделать», — считает министр.
Источник: d-russia.ru
Цифровая образовательная среда ✍️: понятие и ключевые элементы
ЦИфровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Что такое ЦОС?
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
На каких принципах строится ЦОС?
Единство, открытость, доступность, конкурентность, ответственность, полезность
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Держатся минимализма при создании системы, снижать бюрократические затраты, поддерживать постоянный рост трафика участников
Цифровая образовательная среда: понятие и ключевые элементы
Скоростной 4G интернет, нанотехнологии, электромобили, роботы, и в конце концов — цифровая образовательная среда. Наша жизнь с каждым днём становится все более современной в плане технологий. Образовательный процесс теперь не такой как прежде. И это имеется в виду с положительной точки зрения. Инновации привнесли много нового и действительно полезного в сферу обучения и было бы неправильно с нашей стороны не поговорить о ЦОС. Так что, добро пожаловать на экскурсию по цифровой образовательной среде;)
Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Короче говоря, ЦОС — это единая информационная система, которая объединяет всех участников образовательного процесса как в режиме онлайн, так и в оффлайн.
Цифровая среда включает в себя 3 основных элемента:
- Непосредственно сам комплекс ресурсов (письменные и электронные);
- Информационные и коммуникационные технологии (ПК, телефоны, электронные доски и др.);
- Педагогические технологии (т.е. компетенции учителей в сфере образовательных технологий).
Главная идея ЦОС — обеспечить безопасный доступ и высокое качество обучения в образовательной среде. По подсчетам Министерства Просвещения, предполагается, что уже в 2024 году внедрение ЦОС произойдет в 75 субъектах России. А это значит, что диджитал–пространство будет модернизироваться, а качество цифрового образования расти.
Но важно не путать дистанционное обучение и ЦОС, так как цифровая образовательная среда — это более обширное понятие и может включать не только дистанционное обучение, но и обучение в реальной жизни с помощью интерактивных технологий или, к примеру, современных гаджетов.
Цели ЦОС
Цифровая образовательная среда многогранна, и по этой же причине она преследует различные цели в зависимости от того, с чьей стороны мы её оцениваем.
Для учеников:
- расширение возможностей в образовании;
- доступ к самым современным ресурсам в кратчайший срок;
- исчезание рамок для получения образования (теперь возможно получить образование пройдя обучение онлайн в другой точке мира).
Для преподавателей:
- снижение нагрузок засчет автоматизации процессов;
- повышение удобства мониторинга;
- формирование новых условий для мотивации и новых возможностей.
Для учреждений:
- повышение эффективности использования ресурсов;
- расширение предложений в рамках образовательной среды;
- снижение бюрократической нагрузки;
- одинаковая коммуникация со всеми участниками процесса.
Для региона:
- удобный мониторинг образовательных процессов;
- оптимизация образовательных ресурсов;
- повышение возможностей региона в рамках образовательной среды;
- а также снижение бюрократической нагрузки.
Для государства:
- рост образовательного разнообразия в стране;
- повышение удовлетворенности населения в обучении;
- повышение эффективности образовательных ресурсов;
- снижение образовательной миграции (нет надобности ехать куда–либо, когда вся нужная информация есть в сети).
Вышеприведенные цели можно также считать и преимуществами ЦОС, так как многие из них уже успешно применены на практике и дают положительные результаты по сей день.
На каких принципах строится ЦОС
6 принципов ЦОС — 6 причин, быть уверенными в том, что цифровая образовательная среда — это на сегодняшний день лучшее, что могло случится с привычным в нашем понимании образованием.
Единая система, которая способна объединять разные цифровые технологии и задачи;
ЦОС всегда открыт для изменений и расширений;
Море ресурсов и различных элементов, позволяющих быть активным участником образовательной среды;
ЦОС в любой момент может сменится на более эффективную модель современного образования, всё честно и открыто;
Каждый субъект ответственен за задачи в своей информационной зоне;
Создание новых возможностей, автоматизация, снижение трудозатрат и др.
Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?
Конечно, нет ничего совершенного и всегда есть куда расти, поэтому ЦОС стабильно нуждается, как минимум, в трёх вещах:
- Цифровая образовательная среда предполагает движение в сторону открытой экосистемы (когда для работы в системе не требуются особенные инструменты, всё просто и понятно). Минимализм в этом случае не просто приветствуется, а именно необходим.
- Для успешной работы ЦОС незаменимо снижение бюрократических затрат. Хоть она и частично решает эту проблему, но в тоже время искусственный интеллект пока еще не полностью заменяет человеческий, поэтому бюрократия имеет место быть. Нужно стремиться к разгрузке и полной автоматизации.
- Ну и, конечно же, ключевым звеном для успешной деятельности ЦОС является поддержка постоянного роста трафика использования цифровых технологий участниками процесса.
Источник: leadstartup.ru