Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка — создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант специального стандарта.
Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта стандарта.
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку.
Что такое ОВЗ? ОВЗ – это приговор?
Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.
Третий вариант специального стандарта (не цензовый)
Источник: studfile.net
Цензовое образование — это. Система специального образования. Специальные школы
Цензовое образование — это специальная система, предназначенная для детей, имеющих ограниченные возможности. Рассмотрим подробнее процесс ее образования в нашей стране.
Понятия «цензовое образование» появилось в 20-30 годах прошлого века. Во второй половине 20 века в стране была создана достаточно разнообразная, широкая сеть дошкольных учреждений, имеющих специальное назначение:
- сады-ясли;
- детские сады;
- детские дома для дошкольников;
- группы при детских садах, яслях, в школах-интернатах.
По мере образования и развития системы дошкольных учреждений учеными и педагогами-практиками были созданы методы, принципы, приемы определения, коррекции различных отклонений в развитии малышей.
Дети с ОВЗ — Опыт обучения детей с ОВЗ
Система специального образования позволяла вести серьезную профилактическую работу, направленную на своевременное выявление проблемы, поиск оптимальных способов ее быстрейшего устранения.
Принципы построения
На тех традициях, которые были заложены в 20 веке, выстраивается вся современная система дошкольного образования и воспитания.
Цензовое образование — это система, которая основывается на принципе отклонения в развитии. Для малышей с разнообразными проблемами создаются дошкольные группы (отдельные учреждения) следующих видов:
- с нарушениями слуха (слабослышащих, глухих);
- с серьезными нарушениями интеллекта (для умственно отсталых детей);
- с дефектами речи (фонетико-фонематическим недоразвитием, с заиканием);
- с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Инклюзивное образование предполагает меньшую наполняемость групп (до 15 человек). В штат образовательной организации вводятся дополнительные специалисты: дефектологи, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, сурдопедагоги, медицинские работники.
Специфика образовательного процесса
Цензовое образование лиц с ОВЗ осуществляется по специальным комплексным программам воспитания и обучения, которые разрабатываются отдельно для каждой возрастной категории детей с учетом отклонений в развитии. Готовые программы анализируются, корректируются, утверждаются Министерством просвещения РФ.
Особенности работы специалистов
Цензовое образование детей с аномальным развитием предполагает распределение видов занятий между узкими специалистами (дефектологом, олигофренопедагогом) и учителем (воспитателем). К примеру, развитие речи, конструирование, знакомство с элементарными математическими понятиями осуществляется не учителем, а педагогом-дефектологом.
Организацией специальных занятий также занимается специалист, учитель осуществляет общий контроль (присмотр) за детьми, вовлекает их в игровую деятельность, создает комфортные условия для пребывания «особенных малышей» в образовательных учреждениях.
Среди специальных занятий, без которых сложно представить себе современное инклюзивное образование, наличествуют такие, как совершенствование слухового восприятия, коррекция произношений звуков, развитие зрительных навыков, лечебная и коррекционная физическая культура.
Важные аспекты
Цензовое образование — это бесплатная возможность для детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии, получать знания, умения, навыки, необходимые им для социализации.
Для детей дошкольного возраста предполагается внесение родителями только платы за пребывание малыша в детском саду. Нахождение ребят школьного возраста в специализированных группах (классах), занятия с логопедом, дефектологом, олигофренопедагогом осуществляется на бесплатной основе.
Специальные школы функционируют для помощи семьям в полноценном воспитании «особенных детей». Педагоги и специалисты стараются в максимальной степени развить возможности таких малышей, помочь детям в последующей социализации.
В 1992 году в РФ был принят ФЗ «Об образовании», согласно которому в стране введена новая типология образовательных организаций, произведены существенные организационные и правовые изменения специального образования.
Функционирование ДОУ
Что такое цензовое и нецензовое образование в настоящее время? Для того чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к типовым положениям, которые были введены для всех видов образовательных учреждений. Детские сады, предназначенные для детей, развивающихся нормально, являются местом для общения, игр с другими малышами. Таким образом, в настоящее время в ДОУ обычного типа осуществляется присмотр за детьми на тот промежуток времени, пока их родители находятся на работе.
Цензовое образование — это единственная возможность для семей, занимающихся воспитанием малышей с отклонениями в развитии, развивать ребенка, прививать ему элементарные понятия и навыки.
Часто специализированный детский сад становится единственным местом, где созданы оптимальные условия, требуемые «особенному ребенку» для физического и умственного развития. Дети с отклонениями принимаются в образовательные дошкольные учреждения коррекционного типа только при наличии письменного согласия родителей (или законных представителей) на основании заключения, сделанного специальной медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Многие малыши с серьезными отклонениями в развитии развиваются в детских учреждениях компенсирующего вида, а также в специальных компенсирующих группах ДОУ комбинированного вида. Воспитание и обучение в таких дошкольных организациях осуществляется в полном соответствии со специальными коррекционными развивающими программами, созданными для каждой категории малышей, имеющей определенные отклонения от нормального развития.
В зависимости от вида нарушения и возраста, наполняемость групп в ДОУ для «особенных детей» составляет:
- при тяжелых нарушениях речи – от 6 до 10 детей;
- для дошкольников с трехлетнего возраста, имеющих серьезные фонетические нарушения речи – до 12 человек;
- глухих и слабослышащих детей – до 6 чел.;
- с проблемами опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта – 6-8 чел.;
- с задержкой психического развития – 6-10 человек;
- с иными видами отклонений – до 15 детей.
Иные формы работы
Если дети дошкольного возраста по различным объективным причинам не могут посещать в обычном режиме детский сад, для них возможна организация групп кратковременного пребывания. Основным предназначением их является оказание целенаправленной педагогической и психологической помощи малышам, а также осуществление консультативной и методической поддержки их родителям (законным представителям).
Такие группы способствуют социальной адаптации детей, формированию у них предпосылок для последующей учебной работы. Занятия проводятся индивидуально либо группами по 2-3 человека в присутствии пап и мам. Время для занятий подбирается с учетом пожеланий родителей.
Данная форма работы предполагает проведение занятий не только воспитателем, но и иными специалистами детского дошкольного учреждения: логопедом, олигофренопедагогом, тифлопедагогом, сурдопедагогом. Такие группы считаются специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для воспитанников, обучающихся, с серьезными отклонениями в развитии.
Современные тенденции в школьной коррекционной педагогике
Образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии направлены на создание оптимальных условий для укрепления и охраны здоровья детей, их физическое и психическое развитие. При переходе из детского сада в школу у любого ребенка появляются серьезные проблемы, связанные с привыканием к новому коллективу, обстановке, режиму дня. Дети со специальными потребностями, которые испытывают серьезные сложности в общении, обучении, социальной адаптации, особенно тяжело переживают такой кризис. Именно поэтому комфортной формой организации воспитания и обучения детей с серьезными отклонениями в развитии является учреждение «детский сад – начальная школа».
Цензовое образование, определение которого уже приводилось выше, позволяет ребенку свою школьную жизнь начинать с привычной обстановки и среды, посещая одну и ту же дошкольную группу на протяжении нескольких лет.
Центры для «особенных детей»
Среди типов образовательных учреждений, в которых организуется обучение и воспитание школьников со специальными возможностями и потребностями, выделяют и различные центры: консультирования и диагностики, психолого – педагогической коррекции и реабилитации, медико-психологического сопровождения, лечебной педагогики, индивидуального обучения. В них занимаются дети в возрасте от 3 до 18 лет. Контингент подобных учреждений составляют следующие дети:
- с большой степенью педагогической запущенности, которые отказываются по разным причинам посещать обычные общеобразовательные организации;
- дети с нарушениями волевой и эмоциональной сферы;
- ребята, подвергшиеся разным формам физического и психологического насилия.
Среди категорий, перечисленных выше, достаточно детей, которые имеют серьезные отклонения в физическом и психическом развитии. Для них осуществляется цензовое образование в пролонгированные сроки.
Работают с такими воспитанниками социальные педагоги, детские психологи, дефектологи, логопеды, а также медицинские работники.
Направления деятельности
Среди основных направлений деятельности подобных учреждений выделяют:
- диагностику уровня психического и физического развития, отклонений в поведении;
- развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, психическим и соматическим здоровьем;
- организация развивающего, компенсирующего, коррекционного обучения;
- психопрофилактическая и психокоррекционная работа;
- осуществление комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий.
В РФ функционирует множество оздоровительных образовательных учреждений санаторного вида для детей, которые нуждаются в продолжительном лечении:
- санаторно-лесные школы;
- школы-интернаты санаторного типа;
- санаторные детские дома для сирот.
Такие учреждения направлены на воспитание и образование, а также на проведение реабилитационных, лечебных, оздоровительных мероприятий, адаптацию «особенных детей» к социуму, их разностороннее развитие, лечение.
Случаются такие ситуации, когда в 5-6-летнем возрасте дошкольное учреждение не сумело выявить серьезных отклонений в развитии ребенка. Чтобы исправить ситуацию, для малышей с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии создаются специальные группы при коррекционных школах, а также при школах-интернатах.
Образовательные программы, по которым обучаются такие дети, рассчитаны на 1-2 года. На протяжении всего этого времени происходит развитие предпосылок у ребенка к учебной деятельности в коррекционно-развивающей среде.
Цензовое образование получают выпускники всех специальных школ, кроме тех малышей, которым это запрещено по медицинским показаниям.
Особенности школьного образования
Дети школьного возраста, которые имеют особы образовательные потребности, обучаются по специальным образовательным стандартам на дому либо в образовательных учреждениях. Существует восемь видов специальных школ, предназначенных для детей с серьезными нарушениями развития:
- для глухих детей учреждение I вида;
- для позднооглохших и слабослышащих учреждение II вида;
- для незрячих детей образовательное учреждение III вида;
- для слабовидящих детей школы-интернаты IV вида;
- для детей со сложными нарушениями речи образовательное учреждение V вида;
- для ребят с проблемами опорно-двигательного аппарата учреждение VI вида;
- для детей с задержкой психического развития образовательное учреждение VII вида;
- для детей с умственной отсталостью учреждение VIII вида.
Во всех коррекционных (специальных) образовательных организациях реализуются специальные федеральные стандарты. Учебные планы, по которым работают специалисты в каждом типе таких школ-интернатов, разработаны с учетом психофизических особенностей развития, индивидуальных возможностей «особенных детей». Помимо государственных специальных (коррекционных) учреждений существуют также и частные (негосударственные) школы-интернаты.
В последние годы появляются образовательные учреждения и для детей, имеющих следующие ограничения жизнедеятельности и здоровья: с синдромом Дауна, симптомами аутизма.
Заключение
Сотрудники каждого образовательного учреждения несут ответственность за здоровье и жизнь детей, обеспечение их конституционного права на получение качественного бесплатного образования в рамках установленного стандарта.
Все выпускники коррекционных образовательных учреждений (кроме школ VIII вида) получают цензовое образование. Всем им обязательно вручают аттестат государственного образца, в котором указывают факт завершения обучения в коррекционном общем или среднем образовательном учреждении.
Источник: businessman.ru
Виды школ и виды программ
Коррекционные школы бывают разные, не все они для детей с УО (ИН). Для коррекционных школ я буду использовать старую классификацию.
Так же на базе общеобразовательных школ могут реализовываться специальные программы – адаптированные общеобразовательные программы (АООП) – их 9 и в каждом номере программы есть ещё цифры после точки, поговорим и о них.
Знаю, что название вида коррекционной школы не во всех городах фигурирует, например, в посёлке, где я училась используют словосочетание 《школа 8 вида》, а в городе, где я получаю образование на данные момент просто 《коррекционная школа》, без указания вида.
Так какие же существуют коррекционные школы и кто учится по АООП?
Школа l вида – для глухих детей, а ll для слабослышащих
В них реализуют такие программы:
АООП 1.1 – общеобразовательная. Цензовая.
АООП 1.2. – есть задержка психического развития, либо любая другая особенность, вписывающаяся в рамки данной программы.
Также я читала, что многие люди с нарушениями слуха допускают на письме грамматические ошибки, связанно это с тем, что они не слышат, либо очень плохо слышат речь окрвжающих, а в жестовом языке своя грамматика, поэтому школьники часто путают (это если нарушение возникло в доречевой период)
Цензовое образование = здесь ребёнок по окончании школы получает аттестат.
АООП 1.3 – есть легкое нарушение интеллекта (умственная отсталость). Образование нецензовое.
АООП 1.4 – умеренные, тяжелые и глубокие нарушения интеллекта, тяжелые множественные нарушения развития. Нецензовое образование
Нецензовое образование = ребёнок при выпуске из школы получает свидетельство об обучении.
Тоже самое и для АООП 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 или школы ll вида.
Цифры после точки (вторая цифра):
1 и 2 = цензовое образование, аттестат
2 и 3 = нецензовое образование = свидетельство об обучении.
Далее эти цифры нам пригодяться
Эту подделку ручной работы мне подарили на новый год в 《Образе》.
Школы lll и lV видов
Для слепых (3 вид) и слабовидящих (4 вид)
Реализуют программы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, и 4.1, 4.2, 4.3 и 4.4
Школы 5 вида
Для детей с тяжелыми нарушениями речи: алалия, афазия, ФФНР, ОНР и т.д. и т.п. Учебник по логопедии в помощь.
Также по таким программам могут и, по идее, должны обучаться дети с дислексией, дисграфией, дизофорграфией.
В таких школах реализуются программы 5.1 и 5.2
Здесь вариант 5.2 предполагает то, что нанурения речи более тяжелое, вроде, так.
Образование цензовое, на выходе аттестат.
Школы 6 вида
Для детей с НОДА, например, с ДЦП
Реализуют АООП 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Школа 7 вида
Для детей с задержкой психического развития, а также с ЗПРР (задержка психо-речевого развития), также, вроде как, берут с СДВГ и психическими расстройствами.
Реализует программу: 7.1 и 7.2
У меня в детстве официально было выставленно: ЗПРР (у психиатра), но с него не выросла, просто оно превратилось в f06.6 и гиперактивность ещё невролог писала, из него я тоже, увы, не выросла.
Также, судя по блогам мам особенных детей, иногда на данную программу попадают дети с дислексией и дисграфией, естественно, им такая программа не подходит.
Также читала, что если после 12 лет ребёнок не преодолевает ЗПР, то ставят либо пограничную УО, либо лёгкое когнитивное расстройсво.
В блоге психиатра я слышала, что баллы lQ, при котором ставится пограничное УО – во всем мире, в т.ч. и в России, – вариант нормы. То есть пограничник хоть доктором наук имеет право стать? Но сможет ли?
Диктанты тренировалась писать. Практикум по орфографии и пунктуации – был один из трудных предметов для меня, но мне эти пары приносили удовольствие
А теперь о той школе, где училась я и это
Школа 8 вида
Здесь реализуются несколько программ, по крайней мере, так было в моей школе, судя по отчётным документам, это и 2.3 и 6.3 и 8.4 и т.д. В общем, всё то, что идёт цифрами 3 и 4 после точки.
А также школа реализует АООП:
Точнее, приказ 1599 1 вариант и приказ 1599 2 вариант, для таких ребят разработан ФГОС о УО.
Образование в школе 8 вида нецензовое, аттестат выпускник не получает.
Хотя, говорить об образовании в такой школе нецелесообразно, так как ребёнок лишь проходит обучение.
Иногда ПМПК в своём заключении может написать программу 9.1 и 9.2, это и есть 8 вид по старой классификации
- Также хочу отметить, что существуют АООП: 8.1 и 8.2 – цензовое образование, 8.3 и 8.4 – нецензовое – такие адаптированные общеобразовательные программы предназначены для детей с аутизмом, с «классическим» 8 видом эти программы их многие путают .
Вот так выглядит свидетельство об обучении в школе 8 вида, это 1 вариант, 2 вариант был бы без оценок. Фото моё, данные мои настоящие
На этом всё. Подписыватесь на телеграмм, там я говорю о том, о чём страшно говорить открыто:
Марина4ка – жизнь нейроотличной
- Да, данная статья написана криво, но это потому что я не специалист, а пишу лишь то, что узнала из интернетов, причём информация мною сотни раз перепроверялась. Спасибо вузу 😉
☆ О себе: меня Анни-Вита, ой то есть, Анни-Вита — мой творческий (в основном литературный) псевдоним, а моё настоящее имя Марина. Я пишу стихи и прозу, а такюе фэнтези. Хочу издать хотя бы свой сборник стихов.
☆ Я действительно училась в коррекционной школе-интернате 8 вида и я это не скрываю даже от преподавателей вуза. Нет, я конечно молчу, но если спросят, легко скажу. Только от психиатров после неприятного опыта стала скрывать
☆ На данный момент я учусь на 3 курсе в НТИ(ф)СВФУ им.М.К Аммосова и мне там очень нравится. Да, не Москва, но профильные предметы, например, к меня ведут практикующие школьные учителя, считается, что это для студентов полезнее. В будущем, скорее всего, но это не точно, я пойду работать в школу. ✌.
Либо мне вуз за три года промыл мозги, либо вуз промыл мозги, но я уже и сама хочу реализоваться в педагогическом направлении.
P.S. Ограничения у психиатра по месту прописки должны, вроде как снять, но я не знаю. Но я бы очень хотела. По месту учёбы сказали, что решит комиссия, но, вроде, не должны быть ограничения)
Планируемые мною публикации
1. Аттестат после школы 8 вида: можно или нельзя?
2. Деятельность (профессиональная) после школы 8 вида
И много того, что не связанно со школой, но я хочу этим поделиться.
#коррекционнаяшкола #высшееобразование #особыедети #коррекционнаяпедагогика
Источник: dzen.ru