Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления.
Файлы: 1 файл
- Некоторые виды муниципальных целевых программ ……….…….12
Список используемых источников…………………………………..…14
Муниципальное управление в РФ строится на основе Конституции РФ и нормативно правовых актов, регламентирующих построение структуры муниципальных органов и их компетенции, а также распределение государственных финансовых фондов и иных ресурсов между органами государственной власти и муниципального управления.
Программа – это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.
Урок/занятие: как ставить цели?
Целевые программы разрабатываются для масштабного решения наиболее значительных проблем и задач.
Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований.
Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и являются составными частями соответствующих планов. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития муниципального образования.
Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами разных уровней. Поэтому органы местного самоуправления должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус.
Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:
— описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
— социально-экономическое положение и основные направления развития муниципального образования, обосновывающие необходимость осуществления данной программы;
— цели, задачи, сроки и этапы реализации программы, а также целевые индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее результатов;
— система программных мероприятий;
— механизм реализации программы;
— ресурсное обеспечение программы;
— оценка социально- экономической и экологической эффективности программы;
— организация управления программой и контроль хода ее реализации.
Муниципальная целевая программа должна иметь паспорт, составляемый по специальной форме. Важнейшей ее составляющей является система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ее эффективность. Это требование связано с необходимостью повышения результативности бюджетных расходов.
SMART цели. Достигать цели легко, если они SMART!
Проблемные муниципальные целевые программы могут разрабатываться по разным направлениям:
— создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
— формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;
— оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;
— содействие реформированию промышленности;
— развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно- коммунального хозяйства;
— развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.
Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий для развития малых и средних предприятий).
Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики – упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Социальные программы могут включать: развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства и детства; проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта и т.д.
Экологические программы могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду.
Программы содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы развития инфраструктуры предусматривают мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера.
Программы развития межмуниципальных, межрегиональных и международных связей муниципального образования.
При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т.д.
Механизмы реализации муниципальных целевых программ. Поскольку в большинстве муниципальных целевых программ принимают участие организации различных форм собственности, базовым принципом построения механизма их реализации является принцип баланса интересов, подразумевающий обеспечение соблюдения интересов всех участников.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:
— средства федерального и регионального бюджетов;
— средства местного бюджета;
-собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.);
— средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;
— другие внебюджетные источники финансирования.
Участие в разработке и реализации целевых программ многих муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы. Возможная схема такого распределения обязанностей внутри местной администрации может быть следующей.
Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год с прогнозом на 2 последующих года, определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования.
Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из средств региональных и федеральных программ.
Ответственный руководитель — директор программы определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств.
Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль хода финансирования федеральных и региональных программ.
Коллегия (коллективный совещательный орган) администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования.
Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.
Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:
— высокий уровень специализации, глубокое знание проблем отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы;
— четкое обозначение ответственности за реализацию программных мероприятий;
— ответственность за целевое использование бюджетных средств;
— постоянный контроль хода реализации программных мероприятий;
— контроль перераспределения средств между программными мероприятиями, введения дополнительных программных мероприятий в течение финансового года.
Вместе с тем эта схема имеет и определенные недостатки:
— большая зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации; недостатки в работе одного из участников могут отрицательно сказаться на общем результате;
— нехватка квалифицированных кадров, занимающихся разработкой целевых программ, в структурных подразделениях администраций;
— ориентация большинства руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий, недоучет внутренних возможностей и резервов. Качество и эффективность программ при этом снижаются.
Для устранения вышеперечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться специальный временный орган — дирекция программы — из квалифицированных представителей органов местного самоуправления и исполнителей основных мероприятий. Дирекция может создаваться как с образованием, так и без образования юридического лица. Она действует на основании положения, утверждаемого главой администрации. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль хода реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции руководителя такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.
По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.
Следует отметить, что технология разработки и организации исполнения целевых программ постоянно развивается. В частности, установлен ряд новых требований к государственному заказчику (координатору) федеральной целевой программы — представление специальных докладов о ходе работ и использовании финансовых средств, размещение информации о выполнении в сети Интернет, обязательное проведение конкурсов на участие в реализации программных мероприятий. Аналогичные требования могут быть предъявлены к муниципальным целевым программам.
Источник: www.yaneuch.ru
Презентация, доклад ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Презентации » Образование » ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Описание слайда:
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 2
Описание слайда:
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА взаимоувязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс мероприятий, направленных на решение проблемы, достижение поставленной задачи
Слайд 3
Описание слайда:
Нормативная правовая база, регламентирующая реализацию целевых программ Федеральный уровень ● Бюджетный кодекс Российской Федерации ● Федеральный закон Региональный уровень ● Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» ● Постановление Правительства Пермского края Муниципальный уровень ● Постановление администрации муниципального образования Пермского края
Слайд 4
Описание слайда:
Классификация целевых программ
Слайд 5
Описание слайда:
Классификация целевых программ по функциональной ориентации: ● социальные предусматривающие меры социальной поддержки населения, а также структурные преобразования в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. ● экологические направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий ● инновационные обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства ● научно-технические связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники, которые основаны на достижениях фундаментальных исследований, с решением прикладных проблем в науке, технике, технологии ● фундаментальные исследования, направленные на получение фундаментальных основ науки
Слайд 6
Описание слайда:
Базовые принципы разработки целевых программ ● легитимность ● нормативность ● реальность ● вариативность ● конкретность целей и задач ● контролируемость ● ответственность
Слайд 7
Описание слайда:
Процесс формирования целевых программ ● отбор проблемы ● формирование «дерева» целей ● определение потребности в ресурсах ● разработка модели программы (мероприятия) ● выбор критериев оценки
Слайд 8
Описание слайда:
Критерии отбора проблем для решения программно-целевым методом ● соответствие приоритетным направлениям социально- экономического развития ● устойчивость (долговременность) результата реализации программы ● достижимость поставленных задач в установленный срок ● возможность концентрации ресурсов
Слайд 9
Описание слайда:
Типовая структура целевой программы
Слайд 10
Описание слайда:
Разделы целевой программы ● Паспорт ● Общие положения (объект, предмет регулирования и сфера действия целевой программы) ● Обоснование необходимости решения проблемы программно- целевым методом ● Цели и задачи ● Целевые показатели ● Контрольные точки ● Система программных мероприятий ● Механизм реализации ● Оценка ожидаемых результатов ● Источники финансирования ● Финансово-экономическое обоснование
Слайд 11
Описание слайда:
Целевые программы, реализуемые в Пермском крае
Слайд 12
Описание слайда:
Расходы на государственные программы Пермского края в 2016 году
Слайд 13
Описание слайда:
Целевые программы в системе документов стратегического планирования Пермского края
Слайд 14
Описание слайда:
Инициаторы разработки и реализации целевых программ в Пермском крае ведомственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти Пермского края государственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти края, Аппарата Правительства и Администрации губернатора Пермского края
Слайд 15
Источник: myslide.ru
Программно-целевое планирование: понятие, метод и сущность
Навык планирования в любой сфере деятельности находит себе применение. Это особенно актуально для крупных организаций и предприятий, в деятельности которых задействованы десятки подразделений и сотни сотрудников. Например, программно-целевое планирование может применяться даже на уровне всего государства и отдельных муниципалитетов.
Понятие
Знакомство с любым новым термином лучше начинать с формулирования его точного определения. Давайте именно так и поступим.
Итак, что такое программно-целевое планирование и в чем его сущность?
Эта информация будет особенно полезной тем, кто работает в сфере менеджмента и занимает другие управленческие должности.
Прежде всего, нужно понимать, что это одна из разновидностей планирования, которая отличается от остальных тем, что нацелена на достижение поставленных целей.
С одной стороны, кажется, что абсолютно любое планирование нацелено на конкретные цели. Однако программно-целевой метод уникален. При его применении сначала занимаются формулированием целей и только после этого разрабатывают возможные способы их достижения.
По сути, вся схема программно-целевого метода планирования укладывается всего лишь в четыре крупных этапа:
- Цели.
- Пути.
- Способы.
- Средства.
Все начинается с постановки целей, которые должны быть достигнуты. Далее как бы в черновом варианте создают наброски, формулируя возможные пути достижения. Далее все сводится к нахождению конкретных способов и средств для реализации программы, направленной на достижение целей, которые формулируют на начальном этапе.
Сущность
Программно-целевое планирование предполагает применение системного подхода для решения какой-либо стратегической задачи.
Оно позволяет заниматься постановкой и последующим решением довольно-таки сложных задач, которые находятся на стыке сразу нескольких отраслей и разных уровней государственной власти. Вот почему необходимо тщательно продумывать и организовывать механизмы, делающие возможной стыковку подобных субъектов.
Сущность, которую скрывает в себе программно-целевое и стратегическое планирование, предполагает комплексный подход, так как при достижении поставленных задач, как правило, задействуются интересы сразу нескольких субъектов. Ни один из них не может в одиночку добиться реализации указанной цели. Вот почему предполагается их объединение в единый механизм.
Программно-целевое планирование, как говорилось выше, направлено на достижение поставленных задач.
Суть метода заключается в следующем.
- Определение всех компонентов сформулированной задачи, а также изучение их взаимосвязей.
- Формулирование конкретных целей, достижение которых в конечном счете приведет к решению проблемы.
- Формирование механизма, позволяющего равномерно распределить ресурсы, чтобы не допустить их нехватки или избытка.
- Создание системы для управления процессом реализации разработанной программы.
- Контроль эффективности выполняемых мероприятий.
Итак, на основе сформулированных компонентов несложно сделать вывод, что применение программно-целевого планирования имеет свои особенности. Среди которых выделяют системный подход к решению задачи, а также последовательность запланированных действий. При столь грамотной организации процесса удается наиболее точно предсказать результат.
Особенности
Программно-целевое планирование и управление отличается от остальных методов тем, что позволяет не только прогнозировать результат, а составлять детальную программу, направленную на его достижение. То есть, по сути, этот способ направлен на реальные действия, а не составление теоретических прогнозов. Его задача – не просто наблюдать ситуацию развития, но и влиять на последствия, что значительно повышает шансы на достижение запланированных результатов и намеченных целей.
Следующая особенность, которую скрывает в себе программно-целевое планирование, состоит в способе влияния на разработанный план. Главным объектом внимания становится не сама система, а процесс управления ею и ее составными элементами.
Итак, ключевое понятие этого метода – программа, которая подразумевает под собой целый комплекс различных мероприятий, направленных на достижение запланированных целей. От остальных методов данная разновидность планирования отличается своей действенностью. То есть это не просто теоретический план, а фактическое влияние на экономические и другие показатели, которые составляют основу заданных целей.
Методы
Программно-целевое бюджетное планирование, как и другие его разновидности, может быть основано на различных методах. Роль методологии в сфере прогнозирования сложно переоценить. Это связано с быстрыми изменениями в экономиках и других сферах человеческой деятельности, к которым применяется термин «планирование».
Итак, по сути, все используемые методы делятся на две больших группы.
- Методы прогнозирования, которые включают в себя эвристические и экономико-математические методы.
- Методы планирования, включающие в себя методы подготовки и последующей реализации планов.
Давайте подробнее поговорим о каждом из вышеперечисленных пунктов.
Эвристические методы
Суть их состоит в субъективности. Так как они отражают точку зрения, присущую тому, кто занимается теоретическим прогнозированием. Это относится, как правило, к социологическим, а также экспертным методам.
Первые задействуют с целью определить текущее положение в государстве в целом или на рынке определенных товаров. Вторые выступают исключительно в роли дополнения к другим методам программно-целевого бюджетного планирования, так как обладают серьезным недостатком. Они субъективны и предоставляют невысокую точность из-за субъективной оценки.
Экономико-математические методы
Предполагают использование объективного наблюдения, а также измерения показателей. Далее на основе полученной таким способом информации благодаря расчетам и математическому моделированию составляют прогноз.
Отдельно стоит сказать о статистических методах, которым свойственно присутствие в любом способе планирования, включая рассматриваемый нами метод.
Методы подготовки планов
Нередко для разработки планов используют методы математического программирования, в число которых входят следующие варианты.
- Задачи, касающиеся разработки наиболее оптимального плана производства. Их сущность предполагает определение наиболее перспективного по объему плана даже в условиях наличия ограниченного количества ресурсов.
- Логистические задачи направлены на разработку наиболее оптимального плана перевозок, при которых исполнитель программы несет минимальные транспортные расходы, позволяющие при этом достичь реализации цели и не нанося никакого ущерба конечному результату.
Помимо вышеперечисленного математического метода, при подготовке планов может быть также задействована теория игр.
Методы реализации планов
Предполагают разработку планов двух нижеперечисленных типов.
- Директивные, то есть предполагающие точное безукоризненное выполнение. Их особенность состоит в однозначности и соответствии существующим возможностям задействованных субъектов либо конкретного объекта.
- Индикативные, предполагающие ориентиры экономического развития. Подобные планы не требуют точного исполнения и могут изменяться в зависимости от конкретных условий реализации.
Стоит отметить, что программно-целевое планирование, как правило, предполагает сочетание вышеперечисленных методов. С какой целью?
В целом методы планирования охватывают более узкое понятие, чем прогнозирование. Так как первые предполагают разработку плана в одном или нескольких вариантах с последующим утверждением.
Государственное программно-целевое планирование
Стоит отметить, что рассматриваемый нами термин актуален к применению на разных уровнях. Если оперировать экономическими понятиями, то речь идет о микроэкономическом планировании, когда речь идет об отдельной организации, и макроэкономическом, когда это касается экономики всего государства.
В последнем случае вышеназванный метод считается одним из наиболее распространенных и одновременно эффективных. Ему свойственны все признаки, обсуждаемые раньше. То есть план разрабатывают, исходя из целей дальнейшего развития экономики, а затем изыскивают для них средства и определяют наиболее эффективные и действенные способы реализации.
Муниципальное программно-целевое планирование
Перед ним, по сути, ставят такие же задачи, как и перед государственным. В частности это касается размещения новых предприятий, взаимодействия с мигрантами, развития новых территорий и депрессивных районов и т. д.
По сути, все методы, которые включает в себя государственное, а также муниципальное экономическое развитие, разделяют на несколько групп. Давайте их перечислим.
- Косвенные. Сюда относят налоговую, кредитную, а также таможенную политику.
- Прямые. Это финансовое регулирование в виде предоставления социальных дотаций, субсидий, субвенций.
- Контроль за производственной деятельностью. Это заказы на продукцию, установление квот и обязательное лицензирование.
- Программно-целевой метод планирования и управления предполагает составление и последующую реализацию программ, направленных на развитие приоритетных экономических сфер. Надо сказать, что этот метод включает в себя все остальные, а потому считается наиболее действенным. Он позволяет достичь того, на что не способен ни один из перечисленных выше методов в отдельности.
Итоги
Сущность, которая скрывается за термином программно-целевого планирования, состоит в том, что он позволяет отбраковать основные экономические, социальные и научно-технические цели, направленные на развитие общества и государства в целом. При этом нужно разработать конкретные мероприятия, направленные на достижение запланированных целей, установить точные сроки и контролировать процесс реализации ранее намеченных действий.
Программно-целевой метод планирования требует наличия документальной базы. Если речь идет о государстве, то в качестве документальной базы используют прогнозы социально-экономического развития, которые содержат эффективные меры, направленные на дальнейшее развитие экономики государства.
Источник: fb.ru