Принципы отбора содержания и критерии оптимизации объема содержания.
Структура современного содержания школьного курса химии.
2.1.Содержание – один из важнейших компонентов обучения, назначением которого является решение целей и задач обучения химии. Содержание школьного курса химии определяется общими целями образования, состоянием современной химической науки, значением химии как учебного предмета в системе школьного образования.
Классификация целей химического образования
Формирование у учащихся знаний основ химической науки, методов ее познания, научных основ химической технологии, химических основ экологии и здорового образа жизни.
Формирование умений объяснять химические явления, происходящие в природе, на производстве, в лабораториях, в живых организмах, в быту.
Формирование и развитие ценностных отношений к: химической науке, химическому образованию, химическому производству, духовной и материальной культуре, природе, человеку, здоровью и др.
Создание рабочей программы учебного предмета в конструкторе рабочих программ
Формирование у учащихся конкретных химических понятий, закономерностей протекания химических реакций, практических умений и навыков обращаться с кислотами, щелочами и другими веществами, лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, аппаратом Кипа, газометром, измерительными приборами, умений проводить несложные химические опыты, соблюдая правила техники безопасности, решать и составлять типовые химические задачи, конструировать различные химические модели, приборы, макеты, установки и др.
Воспитание у учащихся научного миропонимания, химической картины мира, ответственного и бережного отношения к природе, экономного отношения к энергетическим ресурсам, нравственно-этических норм и правил поведения, гуманности, трудолюбия, чувства прекрасного и др.
Дать понятия о многообразии и тесной взаимосвязи химических объектов (конкретных химических элементов, веществ, химических реакций) с другими (биологическими, физическими и т.п.) объектами, раскрыть идею о целостности природы и единой научной картины мира и др.
Развитие внимания, памяти, мышления, обобщенных интеллектуальных и практических умений, мотивации, потребностей и интереса в учении, воли, эмоций и самостоятельности, творческих способностей, активизация всех видов учебно-познавательной деятельности (репродуктивной и продуктивной) и др.
Развить умения сравнивать, осуществлять умственные действия по установлению сходства или различия между химическими объектами, выявлять общие признаки, по которым можно сопоставлять или противопоставлять вещества или химические реакции и др.
2.2. При построении школьного курса химии и отборе содержания химического образования руководствуются определенными дидактическими принципами, адекватными закономерностям химико-образовательного процесса. В качестве ведущих дидактических принципов отбора содержания и построения школьного курса химии следует отметить следующие.
Принцип научности предусматривает соответствие содержания химического образования основам химической науки, современному ее состоянию и уровню ее развития.
Анализируем новую примерную рабочую программу по химии
Принцип оптимальности предполагает соответствие химической науке, международному стандарту образования, школьным условиям, учебному времени, учебным возможностям и возрастным особенностям учащихся.
Принцип историзма предполагает раскрытие знаний, учебных проблем в трех аспектах (ретроспективном, современном, перспективном) и достижений науки как результата длительного ее исторического пути.
Принцип интеграции (и дифференциации) предполагает объединение разобщенных ранее разнородных и однородных компонентов в целостность (с дальнейшим отчленением нового образования).
Принцип инноваций предполагает введение новых идей, понятий, законов, теорий при отборе содержания; реализацию новых методов и способов деятельности.
Принцип ведущей роли теорий предполагает по возможности раннее изучение теорий с целью оптимальной реализации их объяснительной, обобщающей и прогностической функций.
Принцип разделения трудностей предполагает равномерное распределение ведущих концептуальных теорий по учебным годам обучения, приближение теорий к началу курсов.
Принцип развития химических понятий предполагает преемственное раскрытие объема и содержания их посредством методов углубления, конкретизации, обобщения, систематизации и интеграции.
Принцип целостности предполагает системную связь и взаимосвязь всех компонентов и дидактических единиц содержания, реализацию не только содержательно-логических, но и структурно-функциональных связей на основе научных теорий и ведущих идей.
В группе специфичных для химии предметных умений (СП) целесообразно выделить 10 типов умений:
- организационно-предметные (умения планировать химический эксперимент, ход решения химической задачи, готовить рабочее место в химическом кабинете, ликвидировать последствия химического опыта);
- содержательно-интеллектуальные (умения преобразовать и применять химические знания, применять методы химических наук);
- информационно-коммуникативные (умения извлекать химическую информацию при чтении химических уравнений, формул, текстов, схем, общаться на языке химической науки, кодировать полученную информацию на химическом языке);
- химико-экспериментальные (умения выполнять химический эксперимент, собирать, использовать и разбирать химические приборы, аппараты и установки, интерпретировать, оформлять результаты химических опытов);
- расчетно-вычислительные (умения решать расчетные, расчетно-экспериментальные и качественные задачи, использовать вычислительную технику при решении химических задач);
- оценочно-методологические (умения давать оценку имеющимся химическим знаниям, методам, явлениям и применять усвоенные нормы отношений к химическим явлениям);
- изобразительно-графические (умения применять педагогическую графику и изобразительные средства при раскрытии сущности химических объектов и их свойств);
- конструктивно-моделирующие (умения конструировать и применять структурно- и функционально подобные модели химических объектов макро- и микромира);
- самообразовательные (умения осуществлять саморефлексию, самоконтроль и самооценку в процессе химического образования);
—творческие (умения применять химические знания с целью решения нового класса задач, осуществлять перенос знаний в новые нестандартные ситуации).
Критерии отбора содержания
определены Ю.К. Бабанским:
- критерий целостности содержания предполагает, что учебный предмет химия должен отражать все основные направления развития химической науки, культуры и общественной жизни. О.С. Зайцев в своем учебнике отмечает, что основные химические исследования в настоящее время ведутся в области следующих основных учений – периодичности, строении вещества, химической кинетике и химической термодинамике.
- критерий научной общепризнанности – в школьном курсе химии изучаются только достоверные факты. Спорные вопросы могут обсуждаться с учениками, но в основы науки они входить не должны.
- критерий научной значимости. В школьном курсе химии изучаются законы и теории, которые имеют всеобщий характер. Однако могут изучаться теории и законы, имеющие общий и частный характер, но знания, имеющие общий характер включаются в первую очередь.
- критерий соответствия возрастным особенностям учащихся – тесно связан с принципом доступности.
- критерий соответствия времени, отведенного на изучение химии.
- критерий соответствия имеющимся в массовой школе условиям.
- критерий соответствия международным стандартам. Школьная программа должна соответствовать лучшим мировым образцам аналогичных программ. С этих позиций необходимо подходить к оценке школьных программ. При выборе программы учитель должен руководствоваться стандартом общего химического образования .
Помимо критериев должны быть определены ведущие идеи:
- Интегративности. Она предполагает раскрытие межпредметных связей с другими науками, взаимопроникновение научных понятий, способствующих формированию естественно-научной картины мира, расширяет кругозор учащихся.
- Методологизации. До ученика должен быть доведен не только результат научных изысканий, но и сам процесс его поиска. С этой целью учитель химии должен знакомить учащихся с методами химической науки, научить понимать взаимосвязь между научным результатом и методом, которым он получен.
- Экологизации. В связи с этим учитель химии должен познакомить учащихся с проблемой охраны природы, с пониманием того, что главная задача науки – не покорять природу, а сохранять ее, беречь и преумножать.
- Экономизации (одна из новейших идей) предполагает обращение внимания школьников на экономическую сторону практического использования достижений химии, ее прикладное значение.
- Гуманизации. Призвана раскрыть перед учащимися роль химии в создании общечеловеческих ценностей, использование ее достижений на благо человека.
Дидактические единицы в структуре содержания обучения
Законы и теории
Закон Авогадро, теория электролитической диссоциации
Химический элемент, вещество, химическая реакция, химическая технология, химическое производство
Символика, терминология, номенклатура
Методы химической науки
Химический эксперимент, наблюдение химических объектов, моделирование химических объектов
Состав, строение и свойства веществ, их получение, применение, нахождение в природе
Вклад выдающихся ученых в науку
М.В.Ломоносов: в химическую науку – атомно-молекулярное учение, в педагогическую науку – роль слова, химического эксперимента, междисциплинарных связей, количественных методов в преподавании химии
Основы построения курса химии в средней школе приведены в таблице 4.
Важнейшие основы построения курса химии
Для чего? Что дают?
Методологические (теория познания)
Обеспечивают пути (способы) перехода от незнания к знанию
Психолого-педагогические (теории воспитания, учения, понимания, развития)
Обеспечивают решение задач обучающего, воспитывающего и развивающего характера
Научно-теоретические (научно-теоретические концепции химии)
Обеспечивают фундамент химического образования, построение курса химии, решение задач химического образования
Формирование химических знаний проходит несколько этапов:
I. Начальная школа (1 – 4 классы) — изучается предмет «Окружающий мир»
II.Пропедевтика (5-7 классы)-в некоторых школах изучаются предметы «Естествознание», «Физика и Химия», «Мир глазами химика».
III. Базовый курс химии (8-9 классы) – (2 ч в неделю).В некоторых школах ведутся еще элективные курсы.
IV. Профильное изучение химии (10-11 классы) – 3-4 ч в неделю. Химия изучается в рамках следующих профилей:
- Социально-гуманитарный профиль;
- Физико-математический профиль;
- Естественнонаучный профиль;
- Технический профиль.
- Во многих школах преподавание химии в 10-11 классах осуществляется на базовом уровне (1 час в неделю).
1. Верховский В.Н. Методика преподавания химии в средней школе/В.Н.Верховский, Я.Л.Гольфарб,Л.М.Сморгонский. — М.:Учпедгиз, 1936.
2. Зайцев О.С. Методика обучения химии/О.С.Зайцев.- М.:Владос, 1999.
3. Кирюшкин Д.М. Методика обучения химии/Д.М.Кирюшкин, В.С.Полосин. — М.:Просвещение, 1970.
4. Общая методика обучения химии./ Под ред. Л.А. Цветкова. В 2-х т. — М.:Просвещение, 1981.
5. Пак М.С. Дидактика химии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М.С. Пак. – М.: Владос, 2004.
6. Чернобельская Т.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. Для студентов высших учеб. Заведений/ Г.М.Чернобельская. – М.: Владос, 2000.
7. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии в 8-летней и средней школе/ С.Г.Шаповаленко.- М: Учпедгиз, 1963.
Источник: studfile.net
Рабочая программа по химии 8-11 классы
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, одобренным совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума, утвержденным приказом Минобрнауки РФ и примерной программы основного общего образования За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2010 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2010. -56с.).
Данная рабочая программа соответствует:
— государственному образовательному стандарту;
— учебному плану МОБУ СОШ с.Воскресенское
— авторской программе: «Программа по химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» Гара Н.Н.
— федеральному перечню учебников на 2015 – 2016 учебный год
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в школе направлено на достижение следующих целей:
- освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
- уважительного отношения к созидательной, творческой
- понимания необходимости здорового образа жизни;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
- правильного использования химической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
- Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
- Очистка загрязненной поваренной соли.
- Получение и свойства кислорода.
- Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
- Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорганических веществ».
- Получение соляной кислоты и ее свойства.
- Первоначальные химические понятия.
- Кислород. Водород. Вода. Растворы.
- Основные классы неорганических соединений.
- Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение вещества. Химическая связь.
- Закон Авогадро. Молярный объем газов. Галогены.
- Качественный состав углеводородов
- Получение этилена и опыты с ним
- Получение и свойства карбоновых кислот
- Распознавание органических веществ
- Решение экспериментальных задач
- Распознавание волокон и пластмасс
- Углеводороды
- Кислородсодержащие органические вещества
- Азотсодержащие и ВМС
- Итоговая контрольная работа за курс 10 класса
- Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
- Влияние различных факторов на скорость химической реакции
- Решение экспериментальных задач по неорганической химии
- Решение экспериментальных задач по органической химии
- Решение практических расчетных задач
- Получение собирание и распознавание газов
- Периодический закон и строение вещества
- Теоретические основы химии
- Металлы
- Неметаллы
- Итоговая контрольная работа за курс 11 класса
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
- характеризовать:химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять:состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем:кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.
- вычислять:массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовление растворов заданной концентрации.
3. Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»: — в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом; Отметка «4»: — в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: — в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: — имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении. — отсутствие ответа на задание. 4. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: — ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: — ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: — работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: — работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. — работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. 5. Оценка тестовых работ. Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.
Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка — оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов: • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19—24 правильных ответов — оценка «4»; • 13—18 правильных ответов — оценка «З»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2». 6. Оценка реферата. Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Стандарт основного общего образования по химии. Примерная программа основного общего образования по химии. Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008. Брейгер Л.М. Химия.
9 класс: контрольные и самостоятельные работы, тесты / Л.М.Брейгер. – Волгоград: Учитель, 2006 Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2010. Гара Н.Н. Химия.
Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. – Дрофа, 2010. Радецкий А.М. Дидактический материал: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных заведений. М.: Просвещение, 2013г. Рудзитис Г.Е Химия: неорган.
Химия. Органич. химия: учебник для 8, 9, 10, 11 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2014г с электронным приложением MULTIMEDIA – поддержка предмета: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004 Демонстрационное поурочное планирование.
Общая химия. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007 Материально- техническое обеспечение: Наглядные пособия: серии таблиц по химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул комплект кристаллических решеток. Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера. Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах. Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10 – 11 класс — Разработчик: Кирилл и Мефодий, 2005г.
Источник: kopilkaurokov.ru
Рабочая программа по химии 10 класс ФГОС Габриелян
Рабочая программа курса химии 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С. Габриелян, 2006, и государственного образовательного стандарта.
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю), в том числе для проведения контрольных работ — 3 часа, практических работ — 2 часа.
Цели и задачи рабочей программы:
- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях.
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-методический комплект:
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.:Дрофа, 2009, 2010.
- Габриелян О.С., Настольная книга учителя. Химия. 10 класс. — М.: Дрофа, 2006.
Тема 1. Введение.
Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.
Тема 2. Строение органических соединений.
Основные понятия: гомолог, изомер, гомологический ряд, изомерия, химическое строение.
Тема 3. Углеводороды.
Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов.
Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения.
Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа.
Качественная реакция.
Тема 5. Азотсодержащие органические соединения.
Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Тема 6. Биологически активные вещества.
Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.
Тема 7. Искусственные и синтетические органические соединения.
Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.
Структура программы по химии в 10 классе (1 час в неделю, всего 34 часа)
Источник: koncpekt.ru