Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образования. Описание коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению бразовательной области «Познавательное развитие»
Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Речевое развитие»
Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие»
Диагностика в детском саду. Мониторинг психофизиологического развития детей дошкольного возраста.
Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка
Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка с интеллектуальной недостаточностью
Расписание коррекционно-развивающих занятий
Программно-методическое дидактическое обеспечение образовательного процесса индивидуальной адаптированной программы
1.1. Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с интеллектуальной недостаточностью в возрасте 6 лет.
Программа разработана в соответствии с:
— Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);
— Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155);
— «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:
— Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с;
— Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта — М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
Диагностика познавательного развития ребенка 3 — 4 лет. Методика Стребелевой Е. А.
Программа включает пояснительную записку и изложение задач, содержания и методов коррекционно-образовательной работы по разделам. Содержание программного материала внутри разделов построено в соответствии с принципом концентричности. Кроме этого, между разделами можно проследить линейные связи.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с интеллектуальной недостаточностью, обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, социальную адаптацию.
Срок реализации индивидуальной программы с 01.09.2017 по 31.05.2018 г.
Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания.
Исходными теоретическими положениями программы являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии, исследованные Л.С Выготским, Л. И. Божович, А.В. Запорожцев, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозовой и Д.Б Элькониным, а также системный подход в развитии возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта с привлечением ресурсов специфически детских видов деятельности при ведущей роли взрослого.
Программа опирается на сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где на первый план выступают нарушения интеллектуальной деятельности (первичное нарушение) и возникающие на этом фоне вторичные отклонения, которые заключаются в недоразвитии эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушении поведения.
1.2. Цели и задачи программы.
Основная цель программы: обеспечение коррекции нарушений ребенка, оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
— создать условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целях обогащения его социального опыта;
— осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование и коррекция высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий );
— формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
— включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами построения программы являются деятельностный, онтогенетический принцип единства диагностики, коррекции и разсития и другие общедидактические принципы.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью; ведущих мотивов и способностей ребенка; характера деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации роазвития ребенка
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
· принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
· принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
· принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
· принцип междисциплинарного подхода .
Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
· принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания . Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
· принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
1.4. Характеристика особенностей развития детей с интеллектуальной недостаточностью
Интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.
Структура дефекта при интеллекутальной недостаточности характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития познавательной деятельности, в особенности мышления и личности. При этом тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических функций. Иерархичность — в преимущественном недоразвитии познавательных функций, и прежде всего абстрактного мышления.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
книга
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель.
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПЕНСИРУЮШЕГО ВИДА АЛЯ ДЕТСЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО — ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.
Комплексная программа с использованием инновационных технологий в ходе интегрирования педагогических областей на занятиях по физической культуре, плаванию для детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида
Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он наполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлен.
Рабочая программа педагога-психолога Государственного бюджетного муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад №44 Колпинского района Санкт-Петербурга Коваль Аллы Владимировны
Пояснительная запискаОдной из приоритетных задач современного дошкольного образования является охрана и укрепление психического здоровья детей.Работа педагога-психолога в ДОУ в первую очередь до.
Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта
Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
Настоящее издание представляет комплект современных коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошколь.
«Реализация индивидуальной программы реабилитации ребёнка инвалида в группах компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта»
Сообщение из опыта работы.
Источник: nsportal.ru
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
В данном пособии представлены методические рекомендации к разделам программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (М., 2005): «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности» и «Эстетическое развитие».
Характеристика раздела и основных направлений работы.
Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте содержит противоречие, которое заключается в том, что ребенок хочет быть таким, как взрослый, но велик разрыв между уровнем актуального развития ребенка и тем, к чему он стремится.
По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг мира взрослых людей, их общественных функций и жизненных задач. Указанное противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре. В ней ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает ее в воображаемой ситуации. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения и моделирования.
СОДЕРЖАНИЕ.
Методические рекомендации.
Предисловие.
Глава 1.Методические рекомендации к разделу «Здоровье».
Глава 2.Методические рекомендации к разделу «Социальное развитие».
Глава 3.Методические рекомендации к разделу «Физическое воспитание и физическое развитие».
Глава 4.Методические рекомендации к разделу «Познавательное развитие».
Глава 5.Методические рекомендации к разделу «Формирование деятельности».
Глава 6.Методические рекомендации к разделу «Эстетическое развитие».
Приложения.
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта, Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник: obuchalka.org