Цели и задачи программы профессионального самоопределения

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения -постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Можно сформулировать главную цель профессионального самоопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно расширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» — по В.Франклу).

Условно можно выделить следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

— диагностические (в идеале — помощь в самопознании);

— морально-эмоциональной поддержки клиента;

— помощи в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях сложности:

1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора);

Что такое профессиональное самоопределение?

2) проблема решается «вместе» (совместно) с клиентом — диалог, взаимодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самоопределения);

3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится подлинным субъектом).

Среди условий успешного самоопределения выделяются объективные и субъективные условия.

К объективным условиям относятся:

— социально-экономическое положение в стране;

— полнота предоставленной информации о мире профессий;

— специфика рынка труда конкретного региона.

К субъективным условиям обычно относят:

— внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта;

— мотивация профессионального самоопределения оптанта;

— уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.

Тема 1.2 Субъект профессионального и личностного самоопределения,основные этапы его развития

Субъект профессионального самоопределения

Совокупный характер субъекта профессионального самоопределения связан с тем, что кроме самого человека на его важные жизненные выборы сильное влияние оказывают родители, сверстники, различные специалисты (педагоги, психологи) и др. Поэтому зачастую довольно трудно ответить на вопрос: какова же доля участия самого человека в его жизненном выборе?

Сложная, многоуровневая организация субъекта самоопределения проявляется в том, что выбор обычно растянут по времени (он должен еще как бы «созреть»). Кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения.

Противоречивость субъекта самоопределения обусловлена тем, что выбор — это всегда отказ от чего-то, от каких-то имеющихся равнозначных альтернатив. Между этими альтернативами всегда существуют определенные (прежде всего внутренние, на уровне сознания и отношения самоопределяющегося человека) противоречия, которые и должен разрешить субъект.

Профессиональное самоопределение или профориентация в 30+. Как сменить профессию в любом возрасте .

Основные этапы развития субъекта профессионального определения

Согласно Э. Берну, еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т. е. свою собственную, жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры.

Наиболее известная в России периодизация развития человек как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым:

стадия предигры (от рождения до 3 лет). Освоение функций восприятия, движения, речи, простейшие правила поведения и моральные оценки, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

стадия игры (от 3 до 6 — 8 лет). Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в продавца. );

стадия овладения учебной деятельностью (от 6 — 8 до 11 — 12 лет). Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т. п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая свое желание погулять и расслабиться после школы;

стадия оптации (от лат. — желание, выбор) (от 11 — до 14 — 18 лет). Стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации оптанта вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный, как отмечает сам Е. А. Климов, «оптация — это не столько указание на возраст», сколько на ситуацию выбора профессии;

Читайте также:
В какой программе делают визитки для печати

стадия адепта. Профессиональная подготовка, которую проходят большинство выпускников школ;

стадия адаптанта. Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающееся от нескольких месяцев до 2 — 3 лет;

стадия интернала. Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

стадия мастера. О работнике можно сказать: «лучший среди хороших», т.е. работник заметно выделяется на общем фоне;

стадия авторитета. Работник стал «лучшим среди мастеров». Естественно, не каждый работник может похвастаться этим;

стадия наставника. Высший уровень работы любого специалиста.

Младший школьный возраст

Психологической особенностьюмладших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция

Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего, в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже подученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

Подростковый возраст

Период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности, В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.).

Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально-ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально-ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей. присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Ранняя юность

Важнейшая задача этого возраста выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологическиобоснованный выбор профессии сделать не может.

А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

В 14-15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я»(Кто я? Каковы мои способности? Kaков мой жизненный идеал?

Кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы.

Читайте также:
Попробуйте перезагрузить компьютер и перезапустить программу ошибка 4 coreldraw

Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 3894 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Цели и задачи профориентации сегодня. Новые подходы и практики профессионального самоопределения

Цели и задачи профориентации сегодня. Новые подходы и практики профессионального самоопределения

История профессионального самоопределения и профориентации

Цель профориентации – помочь личности в вопросе выбора последующей трудовой деятельности.

Сама проблема и предмет профориентации возникли более сотни лет назад, в результате появления в мире большого количества рабочих мест и новых профессий. Люди стали задаваться простыми вопросами «Где лучше трудиться?», «Куда выгодней пойти работать?», «Как понять, что я смогу там работать?» но не всегда могли принять верное решение. Постепенно сформировались и продолжают совершенствоваться сегодня различные теории профориентации, которые призваны помочь простым гражданам в этом вопросе.

Некоторые авторы называют отцом данного проекта Хьюго Мюнстерберга, который первым стал разрабатывать психологические тесты для оценки профессиональных возможностей и способностей развития личности, написал первые научные труды по этой теме.

Несмотря на это, точкой отсчета начала истории данного направления стал 1908 год – именно тогда был создан первый в мире кабинет профориентации, который решил обустроить Фрэнк Парсонс. До середины 20 века в профориентационных методах широко использовался именно его подход.

Зарубежные теории и технологии профессиональной ориентации

За рубежом, говоря о проблеме профориентации, часто используют термин «Развитие карьеры». В школах и колледжах существуют курсы с одноименным названием для учеников. Американские специалисты придерживаются подхода Д.Голланда, который выделил 6 вариаций личности:

  • реалистической,
  • артистической,
  • социальной,
  • конвенциональной,
  • предпринимательской
  • и исследовательской.

Соответственно им, 6 сфер труда. Теория Голланда широко применяется не только за рубежом, но и среди отечественных методик профориентации.

Интересен подход к профориентации в восточных странах, основанный именитым японцем, Фукуямой. Он заключается в прохождении старшими школьниками профессиональных проб, в которых они имеют возможность познакомиться с профессиями, и оценить свое соответствие им. За время обучения в старших классах ученики проходят около 40-50 таких проб. Результатом этих специально организованных занятий становится четкое понимание своей профессиональной направленности на основе практики, а не только теоретических тестов.

  • Достижение оптимальной и максимально высокой производительности труда.
  • Достижение желаемых эффектов самой личностью, удовлетворение психологического аспекта.
  • Направленность профориентации на развитие личности.
  • Создание единых целей профессионального самоопределения.

Основная роль во всех зарубежных теориях отводится личностному развитию, по принципу «успех каждого суммируется и усиливает всех».

Использование опыта передовых стран Евросоюза по профориентации

Интересное предложение в данной сфере было выдвинуто Дональдом Сьюпером. Согласно его методике, направлением и целью профориентации является профессиональное развитие человека. Согласно его теории:

  • Каждая личность имеет собственный набор интересов, способностей, следовательно, подходит нескольким разным профессиям, но одна профессия – определенному ряду личностей.
  • С учетом течения времени меняется субъективное, объективное положение условий для развития, что обуславливает наличие выбора.
  • Развитие осуществляется постепенно, формируясь в несколько отдельных стадий, с учетом личных возможностей каждого потенциального профессионально ориентированного человека.
  • Важным аспектом является удовлетворенность рабочей деятельностью, от которой зависит то, насколько успешно будет реализовываться индивид в дальнейшем. Цели профессионального самоопределения и профориентационных программ

Цели и задачи профориентации следующие:

prof.jpg

  • Оказание наиболее значимой поддержки в вопросе подбора профиля последующей деятельности, подхода к обучению, изучению сфер деятельности.
  • Выработка наиболее практичного отношения к труду, создание свободы определения деятельности, с учетом различных интересов, реалий трудового рынка.

Важнейшие задачи профориентации

К задачам современной профориентации можно отнести:

  • Формирование и последующее осознание собственных пожеланий, учет возможностей.
  • Исследование интересов, способностей, а также личностных особенностей.
  • Ознакомление в учебных заведениях с ключевыми принципами выбора профессии.
  • Планирование будущего карьерного роста в выбранной профессиональной деятельности.
  • Знакомство и анализ рынка труда, учет всех возможных позиций и предложений, с которыми предлагается столкнуться ученику.
  • Профессиональная помощь в вопросе сопоставления собственных возможностей с требованиями предложенных профессий, оперативное и всестороннее консультирование, оценка собственных качеств.
  • Анализ и проработка индивидуального плана образования, а также программы саморазвития, с учетом диагностических данных.
  • Условия для практической пробы сил и возможностей обучающихся в различной деятельности.
  • Формирование самого профессионального намерения, а также оказание помощи в вопросе его последующей реализации.
Читайте также:
Ssd или hdd для игр и программ

Новые подходы в профориентации и профориентационной работе

Современные подходы предлагают опираться на следующие принципы:

  • Сознательность учащегося в вопросе последующего выбора профессии.
  • Учет и анализ собственных интересов, склонности, способности человека, а также потребностей социума.
  • Принцип активного вовлечения, важно выявить собственный интерес потенциального работника, чтобы трудовая деятельность стала именно его выбором.
  • Развитие – данная профессия должна обязательно позволять развиваться личности, не стопорить ее на конкретном уровне, давать волю и желание двигаться дальше.

Технологии и практики профессионального самоопределения и карьеры

К современным особенностям профессионального самоопределения принято относить:

  • Мультиязычность, что подразумевает свободное владение иностранными языками.
  • Мультикультурность — предусматривает анализ и последующий учет как культурного, так и национального контекста государств партнеров, понимание общей специфики работы за пределами родного государства.
  • Межотраслевая коммуникация – специфика работы смежных отраслей, общее понимание используемых технологий, отдельных процессов.
  • Анализ используемых в рыночной ситуации процессов, как относительно конкретной отрасли, так и смежных направлений, разрабатываются способы учета особенностей.
  • Ориентированность на учение работать с запросами потенциального потребителя. Это делает из учащегося в будущем высококлассного специалиста, способного оперативно найти подход к любому клиенту и удовлетворить его потребности.
  • Программирование решений с использованием средств и инструментов ИТ. Предусматривается грамотная работа с искусственным интеллектом, а также многочисленными автоматизированными комплексами.

Психологические предпосылки профессионального самоопределения

Важным аспектом последующего профессионального самоопределения является психологический аспект. Учащемуся прививается навык работы в коллективе, что повышает эффективность его трудовой деятельности. Формируется системное мышление, преодолеваются внутренние трудности. Это касается вопросов системной инженерии, которая с недавнего времени приобретает все большую популярность в производственной сфере, а также различных смежных отраслях.

Учащийся получает навыки работы с отдельными людьми и группами, налаживания межличностных взаимоотношений.

Виды и компоненты профориентации

Характерные аспекты профессиональной ориентации:

  • Социальный – предусматривает формирование у молодежи ценности самоопределения.
  • Экономический – анализ возможности выбора деятельности среди молодежи с учетом реальных потребностей социума.
  • Психологический – грамотное и тщательное изучение характера личности, создание и мотивация профессиональной направленности.
  • Педагогический – определение мотивов, связанных с последующим выбором профессии на усмотрение учащихся.
  • Медико-физиологический – принимает в расчет показатели состояния здоровья, условия, которые предъявляются рамками труда к конкретному человеку.

Проблема профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте

К основным проблемам стоит отнести:

  • Отсутствие у человека понимания интересов и предпочтений собственной личности.
  • Низкий уровень квалификации педагогического персонала, использующего для оказания помощи учащимся, старые, непрактичные методы.
  • Слабая мотивация у учащихся, отсутствие заинтересованности ближайшими перспективами.
  • Нет практических инструментов реализации ребенка как личности, отсутствие планов саморазвитие и самореализации.
  • Некорректная ориентация на отрасли, которые не актуальны для учащихся, ни по личностным качествам, ни по состоянию здоровья.

Профобразование – многоуровневая система, которая включает в себя ряд таких аспектов, как воспитание, изучение характерных психологических особенностей, организацию курсов, иные задачи.

Опыт профориентационной работы в колледже

Условно, опыт профориентационной работы в рамках колледжа можно подразделить на 4 отдельные группы:

  • 1-4 классы – формируется общая ценность и отношение к трудовой деятельности.
  • 5-7 классы – формируется смысл в последующем приобретении опыта познания, интерес к будущей деятельности, анализируются предпочтения.
  • 8-9 классы – уточняется запрос учащихся в отношении выбранного направления деятельности, которое становится ведущим в случае проведения факультативных и прочих занятий и курсов.
  • 10-11 классы – на данном этапе проходит целенаправленное обучение старшеклассников конкретным действиям, направленным на самоподготовку, саморазвитие, формирование необходимых профессиональных качеств в конкретном виде труда.

При грамотном подходе, у учащихся не возникнет проблем с последующей профориентацией. Главное – грамотно определить цели профориентации школьников, не упустить актуальные детали. Современный взгляд на проблему предполагает постоянное повышение квалификации в рамках выбранной профессии после окончания учебного заведения. Благодаря технологиям форма обучения может быть любой: семинары, форумы, онлайн курсы. Каждый выбирает сам, каким типом обучения воспользоваться.

Источник: profconsult.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru