Программа кружка сольного пения «Колокольчик» по художественно-эстетическому направлению рассчитана на детей 7-15 лет. Данная программа занятий сольным пением рассчитана на четыре года обучения, 68 часов (1 час 2 раз в неделю во внеурочное время). Программа обучает детей основам музыкальной грамотности, помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность детей.
15 марта 2022 Кулакова Анна Рейнгольдовна
436 16 0 0
Содержимое публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Казачинская средняя общеобразовательная школа
Принята на заседании
Методического (педагогического) совета школы
ФИО: Ведениктова Е.В.
Протокол МСШ №__1__
Директор МОУ Казачинская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка сольного пения
«КОЛОКОЛЬЧИК»
Выполнил: учитель музыки,
педагог дополнительного образования
Кулакова Анна Рейнгольдовна, 1 кв.к
Кому Бог даёт интуицию, а у кого — забирает? Торсунов лекции
Программа кружка сольного пения «Колокольчик» по художественно-эстетическому направлению рассчитана на детей 7-15 лет. Данная программа занятий сольным пением рассчитана на четыре года обучения, 68 часов (1 час 2 раз в неделю во внеурочное время). Программа обучает детей основам музыкальной грамотности, помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность детей.
Пояснительная записка.
Музыка — один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Пение — это исполнение музыки голосом и одна из форм эстетического воспитания.
В кружке « Сольное пение » могут заниматься дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением.
При зачислении в кружок ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.
Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» ребёнка и на их основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.
Занятие в кружке «Сольное пение» проводится 2 раза в неделю по 1 часу. Если состав кружка неоднороден по возрасту и уровню развития голоса, целесообразно заниматься отдельно с каждым ребёнком.
Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития детей, но и общим воспитательным задачам школы. Педагогу необходимо следить за успеваемостью учащихся в школе, поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями.
Большое значение в работе педагога имеют беседы, направленные на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся (беседы о музыке, композиторах, анализ музыкальных и литературных текстов, сведения о поэтах, прослушивание звукозаписей профессиональных певцов ).
Вокал. Постановка голоса в кратком изложении. Уроки вокала.
Необходимо знать специфику и природу развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии ребёнка. Голоса школьников в процессе развития можно разделить на 3 основные группы:
1. голоса чисто детские (1-й год обучения )
2. голоса формирующиеся (2 – й год обучения)
3. голоса сформировавшиеся (3 — й год обучения)
Голоса 1-й группы (чаще всего дети в возрасте 7 — 10 лет) характеризуются мягким голосовым звучанием, воспитание голоса в этом возрасте сводится к поддержанию легкого звучания и охране детей от крикливого пения. Обычный диапазон голосов у обучающихся этого возраста: До — 1 и Ре — 2.
Голоса 2-й группы (наиболее часто в возрасте 11 — 15 лет ) находятся в стадии формирования, зависят от психологического развития детей, их физического роста, в частности их гортани. Этот период характеризуется большей плотностью и яркостью звучания голосов. Диапазон этой группы простирается от Си — До — 1 до Фа — 2. Занятия с мальчиками необходимо строить так, что бы не испортить голосовые связки, т.к. в этом возрасте происходит мутация голоса.
В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотной слух, интонация, чувство ритма.
При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально певческие способности детей, но и содействует их эстетическому развитию, а так же высоких нравственных качеств.
Весь репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся кружка «Сольное пение». Нужно разумно сочетать произведения различной сложности.
При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика, романтика, лирика, патриотизм и др.
Данная программа предназначена на 2 — х годичный курс обучения.
Группа 1-го года обучения комплектуется из учащихся 7-10 летнего возраста, занятия для них проводятся 1 раз в неделю индивидуально до 20 минут.
Группа 2-го года — это учащиеся 11 — 15 лет. Для них занятия строятся так же индивидуально, 1 раз в неделю.
Программа так же предполагает включение детей в многообразную внеурочную деятельность: конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выпуски музыкальных газет, игры и т.д.
Принципы образовательной деятельности.
1. Принцип личностно — ориентированного подхода.
Это принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики. Направлен на человека как полноценно функционирующую личность, которая видится как развивающаяся личность, а не застывший результат.
2. Принцип адаптивности.
Программа дополнительного образования «Вокал»
Программа дополнительного образования «Вокал» реализуется в художественно-эстетической направленности, составлена на основе примерной Программы для общеобразовательных школ под общей редакцией В. И. Лейбсона. Программа изменена с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Новизна. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся.
Актуальность . Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
— участие в фестивалях, конкурсах.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Важной составляющей программы является – выявление в каждом ученике самых лучших его физических и человеческих качеств. Необходимо раскрыть красоту этих качеств, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе. Неординарные проявления должны иметь поддержку.
Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, ежедневный тренаж могут служить основой, надёжным фундаментом, на котором выстраивается высокое творческое достижение певца. При обучении педагог обязан тонко чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма.
Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей. В первом классе закладываются основы певческой культуры, в каждом последующем классе вокальные навыки развиваются и совершенствуются.
Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач данного вида искусства является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров. Стоит отметить, что программа «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками.
Программа отличается от других программ тем, что :
— позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
— она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
— включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;
— применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
— используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
— для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств и в музыкальном училище на вокальном отделении;
— песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника.
Адресат программы — программа «Вокал» предназначена для детей 9-14 лет. В творческое объединение «Вокал» принимаются дети от 9 до 14 лет на свободной основе, (в данном возрастном диапазоне) при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. При зачислении ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, вокальными возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.
Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.
В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.
Объём и срок освоения программы:
Общее количество учебных часов – 108 ч за 3 года;
Количество часов и занятий в неделю — два раза в неделю по 1 часу продолжительность занятий 45 мин.
Форма обучения – очная ( Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2)
Особенности организации образовательного процесса — обучение проходит в форме групповых занятий учащимися одного возраста; состав группы – постоянный.
Беседа , на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция — отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие , завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Дополнительные образовательные программы реализуется в течение всего календарного года, не включая каникулярное время. Продолжительность учебной недели составляет 5 дней.
Пятница – 16.00- 16.45
Цели и задачи программы
Цель . Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Программа призвана решать следующие задачи:
• Формирование устойчивого интереса к пению.
• Обучение выразительному пению.
• Обучение певческим навыкам.
• Развитие слуха и голоса детей.
• Формирование голосового аппарата.
• Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
• Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
• Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
• Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Учебно-тематический план
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа “Вокал для начинающих”
Программа по классу вокала для учащихся, у которых не развит звуковысотный и ритмический слух.
(1 год обучения, подготовительный класс)
Пояснительная записка
Человеческий голос – это удивительный и хрупкий музыкальный инструмент. Им наделен каждый из нас с рождения. Высоко, нежно и чисто звучат голоса детей. Кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический, художественный и музыкальный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет.
Научные исследования в области музыки свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
В ДШИ класс вокала — одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения детей.
В обучении пению огромную роль играют навыки воспитания музыки. Поэтому в первую очередь на уроках вокала нужно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни и у них формируются способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения.
Не секрет, что не все дети, поступающие в ДШИ, имеют музыкальный и ритмический слух. Данная программа предназначена для детей с неразвитым музыкальным слухом, но у которых есть огромное желание и упорство научиться эту прекрасному виду искусства, вокалу.
Уроки вокала в подготовительном классе имеют много общего с музыкальными занятиями в детском саду: они проводятся в виде игр — занятий и постепенно подготавливают переход ребенка из мира игр в мир музыкального искусства. Основной метод обучения в этот период – музыкальные игры, которые строятся с учетом тематического плана и основных задач данной программы.
Основное внимание педагога в данный период обучения должно быть направлено на развитие у ребенка музыкального, звуковысотного слуха и чувства ритма.
В основу обучения положен синтез трех начал:
— игровой метод обучения
— эмоционально- насыщенное общение
Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизации личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Одной из задач предмета является не только развитие звуковысотного и ритмического слуха, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. На начальном этапе к ним можно отнести:
- правильное дыхание;
- четкую дикцию;
- артикуляцию;
- точное интонирование.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но все они должны развиваться в совокупности. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Данная учебная программа рассчитана на 1 год обучения в подготовительном классе. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, в целях достижения необходимого результата, а также в связи с особыми обстоятельствами (состояние здоровья, недостаточный уровень общей подготовленности к обучению и т.д.) может быть предложен повторный курс обучения по этой учебной программе.
Возраст учеников не ограничен.
Новизна данной программы:
Существуют общие рабочие и авторские программы по развитию вокала, а так же программы для одаренных детей. Но данной программе аналогов нет. Она предполагает отсутствие музыкальных способностей у поступающих в музыкальную школу или ДШИ. В ходе уроков используются методики преподавания, соответствующие уровню общего и музыкального развития учащихся. У данной программы нет возрастных ограничений.
При приеме в школу проводится собеседование, где проверяются лишь мелодический слух, чувство ритма, музыкальная память с тем, чтобы определить наличие музыкальных способностей и выявить общий уровень музыкальной развитости ребенка.
Цель программы:
Наиболее эффективно организовать учебный процесс для развития звуковысотного, гармонического, ритмического слуха, азов музыкальной грамоты, а так же подготовки учащихся для поступления в 1 класс музыкальной школы или ДШИ.
Задачи программы:
- Развить у детей интерес и любовь к вокальной музыке;
- Пробудить и развивать заложенное в каждом ребенке творческое начало;
- Развивать музыкально-слуховые представления, музыкально-образное мышление;
- Развивать метроритмические и интонационные способности учащегося;
- Сформировать у учащихся сознательное отношение к музыкально-творческой деятельности;
- Научить вокальным основам и навыкам звукоизвлечения;
- Создать благоприятную почву для появления у учащихся мотивации к продолжению обучения в области музыки и занятия вокалом.
Основные направления деятельности
3. Разучивание и исполнение новых песен. Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, развитие музыкального слуха и основ вокального искусства.
Музыкальное развитие ведется в двух главных и взаимосвязанных направлениях.
1 — Развитие звуковысотного, ритмического и гармонического слуха, а так же азов начальной музыкальной грамоты.
2 — Формирование, развитие и совершенствование техники владения голосом как необходимого средства для достижения художественного результата.
Форма контроля успеваемости:
В конце первого полугодия проводится контрольный урок, где ученик исполняет песню в сопровождении инструмента.
В конце учебного года — контрольный урок и переводной академический экзамен для переходящих в 1 класс. На экзамене исполняются 1 вокальное произведение в сопровождении инструмента или под фонограмму минус.
Репертуар для каждого учащегося подбирается с учетом его индивидуальных и психофизиологических особенностей. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе результатов его успехов и стараний;
2) другие выступления ученика в течение учебного года (с учетом его подготовленности к выступлениям).
3) результаты освоения курса фиксируются в индивидуальном плане каждого ученика.
Индивидуальный план учащегося
Утверждаю: _________________________
Сынып 20__ 20___оку жылы Мұғалім:
____ класс Педагог:
I жарты жылдың жұмыс жоспары
План работы I полугодия
II жарты жылдың жұмыс жоспары
План работы II полугодия
Үлгерім табелі: Табель успеваемости
Источник: konspekteka.ru