Цели и задачи программы одаренные дети

Организационный этап (2017 – 2018 гг.): разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных детей, создание системы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Этап реализации (2018-2019 гг.): непосредственная работа с одаренными детьми. На этом этапе планируется организация и проведение мероприятий: конкурсов, выставок, конференций, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся. Предусматривается педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (2019-2020гг.): контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации, путей их решения и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты программы

После реализации данной программы мы ожидаем получить следующие результаты:

  • совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
  • создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • стимулирование мотивации развития способностей;
  • проведение мероприятий: конкурсов, выставок, конференций, организация научно-исследовательской деятельности обучающихся.
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • создание и апробация пакета педагогических диагностик по выявлению одаренных детей;
  • разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.

Организация контроля за исполнением программы

Кто они — одарённые дети и как с ними работать

Координацию работ и контроль за исполнением программы осуществляет администрация МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».

2. Обоснование актуальности программы

Одним из учреждений дополнительного образования детей в Юргинском муниципальном районе является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» (далее ДЮЦ). Образовательная деятельность ДЮЦ осуществляется на 10 территориях Юргинского муниципального района, в которых сконцентрированы образовательные учреждения: п.с. Арлюк, с. Верх-Тайменка, д. Зеледеево, п. Заозерный, д. Зимник, п. с. Юрга 2, с. Проскоково, д. Талая, п. Юргинский, с. Поперечное.

Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности учащихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.

Особенности одаренных детей

«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности, что и является одним из важных направлений деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр».

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных, талантливых, способных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Личностно-деятельный характер образовательного процесса МБОУ ДО «Детско-юношеского центр» позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Но в решении данной проблемы существует ряд противоречий:

  • между значением для успешной самореализации одаренных детей признания их успехов и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия обучающихся в конкурсах и фестивалях разных уровней;
  • между потребностями обучающихся в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития.

Данные научных исследований подтверждают, что неподготовленные педагоги недостаточно владеют педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в ОУ одаренные дети, родители, педагоги.

В связи с этим МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» необходима программа, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

3. Пояснительная записка

Цель Программы: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи:

  • создать условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
  • провести диагностическое обследование детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
  • развивать способности и творческий потенциал одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области художественной направленности, туристко-краеведческой направленности, технической направленности, социально-педагогической направленности, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
  • продолжить работу по ведению портфолио одаренных детей;
  • организовать работу с педагогическими кадрами по повышению их квалификации в области работы с одаренными детьми.

Сроки:

Внедрение Программы работы с одаренными детьми выполнимо в течение 2017 – 2020 гг. Вместе с тем МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» не может ограничиваться календарными сроками, так как процесс выявления, развития и поддержки одаренных детей является непрерывным.

Участники Проекта:

Учащиеся и педагоги дополнительного образования, родители, администрация МБОУ ДО «Детско-юношеский центр».

Источник: centrideia.ru

Программа «Одаренные дети»

«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж.Стернберг, Е.Григоренко

Тема: «Организация работы с одаренными детьми по математике».

Цель: выявление, обучение, развитие, вопитание и поддержка одаренных детей.

выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;

проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

Читайте также:
Как настроить программу блокнот

Программа «Одаренные дети» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой «Одаренные дети» школы и будет являться основой для работы с одаренными детьми по математике. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

Программа содержит алгоритм действий учителя.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная, скрытая одаренность.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии.

С целью решения проблемы при работе с одаренными детьми выбраны следующие действия:

нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

обеспечение базового дополнительного образования: организация индивидуальных и групповых занятий;

используется информатизация процесса обучения.

Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:

между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.

Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.

Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.

Читайте также:
Программы работающие на компьютере можно разделить на три категории

Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.

Одаренность может проявляться:

как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;

как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

4.Основные цели и задачи программы.

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачами данной программы являются:

обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

Формы работы с одаренными детьми

Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

Участие в школьных и районных олимпиадах по предмету;

Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали;

Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

Создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты

Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в предмете математика

Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Способность к рефлексии.

Учебно-тематический план

Источник: intolimp.org

ПРОГРАММА «Одаренный ребенок»

1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность темы.
1.2. Нормативно-правовая база программы
1.3. Цели и задачи программы
2. Теоретическое обоснование
3. Психолого-педагогическая диагностика одаренности дошкольников
4. Условия реализации программы
5. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми
Список литературы

Оценить 1739 0

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Огонёк» города Смоленска

«Одаренный ребенок»

1. Пояснительная записка

1.2. Нормативно-правовая база программы

1.3. Цели и задачи программы

2. Теоретическое обоснование

3. Психолого-педагогическая диагностика одаренности дошкольников

4. Условия реализации программы

5. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность темы.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

1.2. Нормативно-правовая база программы:

Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

Читайте также:
Программа моя лучшая свадьба

1.3. Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Ожидаемые результаты:

Формирование системы работы с одаренными детьми.

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;

Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.

Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

2. Теоретическое обоснование

В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:

1) общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;

2) доминирующая познавательная мотивация;

3) креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).

Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.

Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года.

Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.

Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

Многолетние исследования психологов выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.

До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.

Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.

Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.

Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме № 1 и в таблице 1.

Виды одаренности

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru