Основы реформирования заложил доклад экспертов Всемирного банка реконструкции и развития (ВБРР) «Техническое содействие реформе здравоохранения», презентация которого состоялась 26 февраля 2004 года.
Главные направления перестройки, которые по мнению экспертов ВБРР должны привести к росту эффективности российского здравоохранения:
- Монетизация льгот.
- Повсеместное введение общих врачебных практик.
- Переход на «одноканальное» финансирование медицинской деятельности и льготного лекарственного обеспечения через коммерческие страховые организации.
- Реорганизация бюджетных больниц и поликлиник в автономные учреждения.
- Закрытие малопроизводительных и слаботехнологичных медучреждений, сокращение персонала.
Надо сказать, что поскольку данный проект реализуется на заёмные средства России у ВБРР (информацию о целях и задачах этой организации, а также её имидже, можно найти в Интернете), то все рекомендации были в той или иной степени выполнены.
Российское здравоохранение ждёт модернизация
Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года
На основе анализа ситуации в стране Путин В.В. (будучи президентом, а потом премьер-министром) подписал два основополагающих документа:
- Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (указ Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007 г.)
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 г.)
Все расчёты Концепции развития здравоохранения до 2020 года посчитаны, исходя из параметров, по которым посчитана концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, потому что это взаимосвязанные между собой документы.
Утвердить Концепцию развития здравоохранения планировалось ещё в 2009 году, однако на начало 2011 года она всё ещё не утверждена (хотя и прошла парламентские слушания в Госдуме в январе 2009 года). Тем не менее, она уже начала работать.
Цели Концепции развития здравоохранения
Латинское слова «Conceptio» означает «определённый замысел» (одно из толкований). Итак, что замыслили?
- Превышение финансирования здравоохранения к 2020 году 5% от ВВП.
- Остановка убыли населения к 2011 году и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году.
- Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет.
- Снижение общего коэффициента смертности до 10 (общий коэффициент смертности — это число умерших от всех причин на 1000 человек в год).
- Формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространённости употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения.
- Главная цель — обеспечить население бесплатной, гарантированной государством, качественной медицинской помощью.
Задачи Концепции развития здравоохранения
В смысловой части Концепции выделены два больших раздела. Первый раздел – это сохранение здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни. Второй – это гарантированное обеспечение населения качественной медицинской помощью.
Якушев: Задача регионов – обеспечить стопроцентное выполнение программы модернизации здравоохранения
- Создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни.
- Совершенствование системы организации медицинской помощи.
- Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
- Создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий.
- Улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
- Повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду.
- Развитие медицинской науки.
- Информатизация здравоохранения.
Все мероприятия, направленные на реализацию концепции, будут осуществляться в несколько этапов — обкатка в «пилотных» регионах (2010-2015) и последующее тиражирование на всю территорию страны (2016-2020) с выходом на необходимые, с точки зрения эффективности, объёмы мероприятий для достижения целевых значений.
Далее в файле Ключевые направления модернизации здравоохранения
• Цели и задачи Концепции развития здравоохранения до 2020 года.
Источник: www.spruce.ru
Цели и задачи модернизации системы здравоохранения
С учетом уже проведенной оптимизации системы медицинской помощи и результатов реализации целого ряда направлений национального проекта «Здоровье» в Свердловской области основными задачами по модернизации здравоохранения являются:
- структурные изменения сети учреждений здравоохранения региона;
- приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами оказываемой медицинской помощи путем реализации кадровой политики, направленной на подготовку молодых специалистов, непрерывное повышение квалификации медицинских кадров, закрепление кадров;
- развитие материально-технической базы ЛПУ:
- капитальный ремонт стационаров и поликлиник в свете современных требований по устройству, размещению и дооснащению медицинских учреждений в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;
- дооснащение и развитие межрайонных медицинских центров;
- сокращение дефицита программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи для покрытия полного объема затрат на медицинскую помощь в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
- введение новой системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
- переход на эффективные способы оплаты медицинской помощи.
В соответствии с приоритетами, вытекающими из анализа медико-демографической ситуации, современного состояния регионального здравоохранения, его материально-технической базы, кадровой ситуации основными направлениями модернизации будут следующие:
- развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление сети и развитие общеврачебных практик. •развитие сельского здравоохранения;
- совершенствование скорой медицинской помощи;
- совершенствование стационарной медицинской помощи;
- совершенствование специализированной медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией;
- совершенствование онкологической медицинской помощи населению;
- совершенствование специализированной медицинской помощи больным, пострадавшим в результате воздействия внешних причин, включая травмы, отравления;
- совершенствование медицинской помощи больным с социально-значимыми заболеваниями (туберкулез, психические расстройства и наркомания);
- совершенствование медицинской помощи женщинам и детям;
- основные мероприятия по развитию высокотехнологичной медицинской помощи.
- Об учреждении
- Цели и задачи
- Учредительные документы
- Структура
- лицензия
- Медицинские работники
- История больницы
- Совет ветеранов
- Профсоюзная работа
- Вакансии
- Режим работы
- Лицензия
- Профилактика болезней
- Диагностические исследования
- Паллиативная медицинская помощь
- Вопросы обезболивания для пациентов паллиативного профиля и их родственников
- Видеоматериалы о здоровом образе жизни
- Модернизация здравоохранения
Источник: cgbirbit.ru
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шишкин А.С. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в городе Шахты
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Современные тенденции развития общества выдвигают новые требования к медицинскому персоналу и к системе здравоохранения в целом. Здоровье человека – это ценность и величайшее благо для развития страны. С
Существует определенная взаимосвязь между здоровьем нации и экономическим ростом. Поэтому при планировании и осуществлении политики государства первостепенно акцентируется внимание именно на здоровье населения. Таким образом, здравоохранение играет важнейшую роль в обеспечении экономического благополучия страны.
В Российской Федерации законодательно закреплены три ветви здравоохранения: государственная, муниципальная и частная, каждая из которых нуждается в грамотном и эффективном управлении. Следовательно, основная цель законодательства заключается в снижении потерь общества от заболеваемости и смертности, что требует продуктивной деятельности как всей сферы здравоохранения, так и организаций на муниципальных уровнях.
Без сомнения, всё должно базироваться на внедрении новых подходов, методов и моделей управления различными элементами, начиная с работы поликлиник, и заканчивая развитием медицинской промышленности. Предполагается управление трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами медицинской отрасли.
В последние годы система здравоохранения России пережила множество проблем в результате воздействия кризиса и растущей инфляции. Главная проблема связана с низким уровнем управления, проявляющегося в ошибочно расставленных приоритетах и непроизводственных расходах, в том числе, в ситуации сокращения объемов финансирования. Кроме того, наблюдается серьезная нехватка врачей, особенно в небольших городах и поселках. Достаточно сложно записаться к нужному специалисту, пройти качественное обследование.
Также выявляется то, что отсутствует необходимое оборудование, врачи не обладают профессиональными навыками, присутствуют огромные очереди в больницах и поликлиниках. При этом опрос граждан показывает отрицательные результаты по оценке российской системы здравоохранения, так 52% дают негативную оценку, 37% — удовлетворительную и лишь 9% респондентов отразили хорошее отношение к системе.
Коэффициент результативности, как соотношение полученного результата к затратам, составляет 9,6 баллов, что ниже средних показателей, неэффективные вложения в здравоохранение составляют от 40% до 60%, а государственные расходы на данную сферу не превышают 4% ВВП.
Но, несмотря на все трудности в России существуют хорошие предпосылки для совершенствования системы здравоохранения посредством различных методов управления. Первое направление связано с подъемом фармацевтической и медицинской промышленности. В связи с санкциями, применяемыми против нашей страны, главным аспектом развития становится программа по использованию политики импортозамещения, состоящая в замене импортных лекарственных препаратов и медицинского оборудования аналогами российского производства.
По оценкам Минпромторга России при реализации политики и получении успешных результатов к 2020 году произойдет снижение импортозависимости с уровня 70-80% до 50-60%. Благодаря правильно выстроенной системе управления подобная мера может стать механизмом развития новых производств и привести к увеличению доли государственных закупок оборудований и лекарств отечественных производителей. На 1 января 2017 года уже разработаны и выведены на рынок 44 импортозамещающих лекарственных средств и 2 инновационных препарата, 75 медицинских изделия, 10 из которых являются новейшими разработками. Таким образом, можно сделать вывод, что следует активно инвестировать в высокотехнологические стартапы и проекты по развитию медицинской отрасли, особенно фармацевтического кластера и осуществлять этот процесс необходимо на всех уровнях управления здравоохранением: стратегическом, тактическом, оперативном и операционном. Такие действия позволят поднять экономику страны, модернизировать систему здравоохранения, следовательно, повыситься уровень здоровья населения.
Важным направлением остается совершенствование системы управления трудовыми ресурсами учреждений здравоохранения. Основные мероприятия должны быть связаны с улучшением управления подготовкой медицинских кадров, оптимизацией сети медицинских образовательных организаций и некоммерческих профессиональных объединений, разработкой инноваций в обучающем процессе, укреплением кадровой службы, повышением информированности медицинских работников о процессах, происходящих в текущей системе здравоохранения.
На наш взгляд основные задачи государства сводятся к следующим аспектам:
1. Анализ и прогноз потребностей в профессиональных кадрах конкретной специальности, планирование их обучения, а также формирование кадрового резерва;
2. Разработка мотивационных мер персонала для эффективного выполнения работы;
3. Содействие занятости специалистов через повышение их профессионализма и развитие компетентностных качеств;
4. Создание справедливой системы оплаты труда, социальной защиты работников;
5. Взаимодействие с организациями по вопросам труда и кадров;
6. Продление и расширение программы «Земский доктор».
Представленные мероприятия позволят ликвидировать недостаток медицинских кадров в стране. Государственные программы должны поэтапно сокращать имеющийся дефицит кадров и устранять диспропорции в медицинском персонале, повышая привлекательность отрасли и престиж медицинской научно-образовательной деятельности. Кроме того, Правительством РФ установлен и начал реализацию приоритетный национальный проект «Новые кадры современного здравоохранения».
Согласно данному проекту, в условиях трансформации экономики обеспечить медицинскую отрасль квалифицированными специалистами возможно за счет применения новой процедуры допуска к профессиональной деятельности, заключающейся в аккредитации и внедрении систем непрерывного дополнительного образования врачей с использованием интерактивных образовательных модулей.
Наряду с этим необходимо оптимизировать номенклатуру медицинских специальностей, выявить и обосновать нормативы обеспеченности кадрами в рамках изменения потребностей населения в предоставляемых медицинских услугах с ориентацией на особенности конкретно взятого региона страны.
На наш взгляд, вышеуказанным мониторингом должны заниматься органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления.
Особое внимание следует уделить созданию новой модели первичного звена здравоохранения. Базой развития данного направления является пилотный проект «Бережливая поликлиника», реализующийся в отдельных районах стран (площадками стали шесть поликлиник – в Ярославской, Калининградской областях и Севастополе). Суть проекта состоит в рационализации оказания медицинской помощи, сбережении ресурсов и времени всех участников процесса, то есть и пациентов, и врачей.
Каждое учреждение в условиях внедрения проекта использует различные меры по реформированию организации, например, работа регистратуры осуществляется по открытому типу, прием организуется по разным коридорам в зависимости от состояния здоровья пациента, при этом происходит разделение посетителей, кому требуется неотложная помощь, кто пришел по записи или же те, кому необходима просто получить справку.
Также устанавливаются информационные стенды, указателями обозначены нужные отделения, разрабатывается цветовая навигация, учреждение делится на группы по принципу функционального зонирования и т.д.
Доступна запись на прием в онлайн-форме и с помощью электронных терминалов, расположенных в фойе поликлиник. Безусловно, подобные действия возможно осуществлять благодаря эффективному менеджменту. Можно сделать вывод, что проект «Бережливая поликлиника» — ключевой этап по совершенствованию системы здравоохранения, позволяющая сделать медицинское обслуживание граждан доступным, а самое главное, качественным.
Также важно в целом повышать эффективность управления, что потребует разработки стратегий развития системы здравоохранения, увеличения ответственности руководителей за полученные результаты и расходование средств.Современные рыночные отношения ставят условия конкуренции врачей и медицинских учреждений по качеству предоставляемых услуг. Всё это приводит к выработке комплекса показателей оценки труда медицинских работников и деятельности организаций данной отрасли.
Так, на наш взгляд, целесообразно на уровне субъектов РФ и местного самоуправления создать совещательно-консультативный орган при Министерстве здравоохранения и Департаменте здравоохранения. Первостепенными задачами совета будут инициирование предложений по совершенствованию защиты прав потребителей, рассмотрение и поддержка инициатив общественных объединений в сфере здравоохранения; развитие взаимодействия министерства (департамента), медицинских организаций, подведомственных ему, с общественными объединениями и гражданами, развитие общественного контроля. А в целях использования инновационных принципов в здравоохранении необходимо содействовать успешному развитию медицинских наук, повысить качество инновационных разработок. Особый акцент необходимо сделать на развитие управления качеством медицинской помощи. Для этого полагается создать в органах управления здравоохранением отделы по менеджменту качества и системы обязательной аккредитации медицинских учреждений на основе стандартов ИСО.
Рассмотренные направления по совершенствованию управления системой здравоохранения будет невозможно реализовать без увеличения объемов государственного финансирования, поэтому должны быть определены задачи, в полной мере касающиеся охраны здоровья граждан, разработаны показатели контроля, вследствие чего определены объемы и источники основного и дополнительного финансирования здравоохранения.
Ведь главной особенностью реформирования станет быстрое развитие информационных технологий и электронного здравоохранения, что будет использовано в системе медицинского образования, сборе и анализе информации и оказанию медицинских услуг населению страны. Кроме того, нынешняя экономическая обстановка требует увеличения размера бесплатной медицинской помощи за счет государственных средств. Таким образом, рост финансирования должен находиться на уровне 8% ВВП, как это происходит во всех развитых странах.
В условиях трансформации современного общества создаются новые требования и условия для развития медицинской отрасли страны, при этом возникает ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Так образовавшиеся трудности в области здравоохранения России возможно решить путем разработки направлений по совершенствованию медицинской сферы.
Здравоохранение является приоритетом социальной политики государства, а здоровье населения выступает в роли важнейшего звена экономического потенциала страны, и только благодаря мерам по модернизации управления системой здравоохранения в России будут достигнуты улучшения показателей здоровья населения.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ: [Электронный ресурс]: URL : https://www.rosminzdrav.ru/
Авксентьев, Н.А. Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года [Текст] / Н.А. Авксентьев // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2017. – № 1 (35). –С. 63-76.
Баева, А.А. Проблемы регионального управления в системе здравоохранения [Текст] / А.А. Баева // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки, 2017. – № 6. – С. 80-85.
Источник: scienceforum.ru