Программа дополнительного образования «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) относится к образовательной области «Познавательное развитие», соответствует ФГОС ДО и имеет техническую направленность. Данная программа не дублирует основную общеобразовательную программу, а представляет собой методику работы с различными конструкторами: Lego Duplo: наборами «Проектирование», «Юный инженер», «Корбо», «Зоопарк», «Космос», «Город», «Деревенский дворик» и другие.
Программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
предназначена для детей 5-7лет, рассчитана на 2 года прохождения курса в режиме дополнительных занятий во второй половине дня (с учетом двух кружковых занятий в неделю).
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует:
— развитию технических навыков;
— стимулированию, развитию познавательных и творческих способностей;
Мастер класс «Мир открытий» (Технология проблемного обучения в образовательном процессе ДОО и НОО)
— развитию коммуникативных навыков;
— развитию конструкторских умений и навыков;
Методика работы по программе «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) строится так, чтобы в процессе деятельности у детей формировалась инициативность, самостоятельность, наблюдательность, и умение работать в коллективе.
Использование ЛЕГО-конструкторования в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Пояснительная записка включает в себя цель, задачи, принципы, информацию о продолжительности каждого занятия.
Тематический план учитывает ФГОС ДО к организации учебно-воспитательного процесса. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного возраста, позволяет развивать конструкторские способности детей с помощью различных конструкторов, стимулирует развитие мелкой моторики рук. Выделены основные направления содержания, необходимые для создания условий, соответствующих раскрытию и развитию конструктивных задатков (кабинет, конструкторы, столы, дополнительные атрибуты для сюжетно-ролевых игр с постройками).
В приложении к программе предложены способы тестирования и диагностики результативности образовательного процесса, схемы конструирования.
Заключение:
Программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) пригодна для дошкольного учреждения, соответствует современным требованиям, рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования.
Рецензент
методист МУ ДПО
«Информационно-методический центр» ______________ Василенко М.Ю.
Комплекс «Мир открытий», его разработка и развитие. О.А. Скоролупова
Содержание.
- 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
1.1. Актуальность программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………………3
1.2. Новизна программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………………4
1.3. Педагогическая целесообразность программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) ………………………………………………………………….5
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………..6
1.5. Отличительная особенность дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) ……………………………. 6
1.7. Срок реализации программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) …………………………………………………………………………………6
1.9.Ожидаемые результаты на конец учебного года и способы определения результативности………………………………………………………………………………. 8
- Учебный план программы«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) ……………………………………………………………………………. 9
- Содержание дополнительной образовательной программы«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)………………………………………..13
3.1. Календарно-тематический план 1 год обучения……… ……………………………. 15
3.2. Календарно-тематический план 2 год обучения…………………………………………21
4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)……………………. 28
- Условия реализации программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)………………………………………………………………. 29
- 6. Критерии оценки достижений детей……………………………………………………..29
- Список используемой литературы………………………………………………………30
1. Пояснительная записка.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Кроме того, актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
— являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей ;
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
1.1 Актуальность программы.
1.2. Новизна дополнительной образовательной программы «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) .
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
1.3. Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Принципы построения программы на занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
Цель программы: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его конструкторских способностей.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
развивающие:
1) учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
2) развивать умение видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать ее основные части;
3) развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
4) формировать умение осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
5) воспитывать личностные и волевые качества (самостоятельность, инициативность, усидчивость, терпение, самоконтроль);
воспитательные:
1) развивать коммуникативные способности и навыки межличностного общения;
2) формировать навыки сотрудничества при работе в коллективе, в команде, малой группе;
3) формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих людей, необходимых при конструировании робототехнических моделей;
4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
образовательные:
1) познакомить с основными деталями LEGO-конструктора, видами конструкций;
2) учить создавать различные конструкции по образцу, схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
3) формировать первичные представления о конструкциях;
4) учить основным приемам сборки и программирования LEGO средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных.
Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) систематичность и последовательность («от простого, к сложному»);
3) наглядность (иллюстративное изображение изучаемых объектов и понятий);
4)доступность (поэтапное изучение материала, преподнесение его последовательными блоками и частями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям);
5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений (НОД и совместная деятельность);
6) поддержка инициативы детей в практико-ориентированной деятельности;
7)формирование у детей познавательных интересов и действий в практико-ориентированной деятельности;
8) возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9) материальное осуществление творческого замысла.
1.5. Отличительная особенность дополнительной образовательной программы
«Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование).
Особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в
коллективе посредствам работы в группе. Одной из отличительных особенностей данной программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться с учетом актуальности и востребованности. Возможна разработка и внедрение новых тем.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, массив различных моделей и практические задания. Изучение материала программы, направлено на практическое решение задания, поэтому должно предваряться необходимым минимумом теоретических знаний. Данная программа разработана для дополнительного образования детей, в рамках реализации ФГОС Д О.
1.6. Возраст обучающихся.
Дополнительная образовательная программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) рассчитана на детей старших и подготовительных групп (5-7 лет).
1.7. Срок реализации программы.
Дополнительная образовательная программа «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование) рассчитана на 2 года обучения в режиме дополнительного образования во второй половине дня 2 раза в неделю.
1.8. Формы и режим занятий.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:
- Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность — важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель, дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительных материалов. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
- 3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4.Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме -актуализация и закрепление знаний и умений.
Режим занятий
Возраст
Продолжительность занятия
Количество в неделю
Количество в год
Источник: a2b2.ru
Презентация на тему Примерная основная образовательная программа дошкольногообразования Мир открытий
Цель ПООП «Мир открытий» Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы
- Главная
- Разное
- Примерная основная образовательная программа дошкольногообразования Мир открытий
Слайды презентации
Слайд 1 Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»
науч.
рук. Л.Г. Петерсон
Слайд 2 Цель ПООП «Мир открытий»
Накопление ребенком
культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия
с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Слайд 3 Структура ПООП «Мир открытий» разработана в соответствии с
ФГОС ДО и включает три основных раздела
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная
записка, раскрывающая принципы и подходы к формированию программы; ее структуру, возрастные характеристики развития детей и планируемые результаты освоения программы.
Слайд 4 В основу программы
«Мир открытий»
системно-деятельностный подход, способствующий созданию условий для самоизменения и саморазвития
всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
Слайд 5 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Представлен описанием образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей по
возрастным группам (первая группа раннего возраста, вторая группа раннего возраста, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа).
Слайд 6 В содержательном разделе программы «Мир открытий»
Представлено описание вариативных
форм, способов, методов и средств реализации Программы.
Раскрыта образовательная
технология «Ситуация»,…………..
Слайд 7 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
В организационном разделе авторским
коллективом:
Раскрываются подходы к организации жизнедеятельности
детей в ДОО,
Представлено примерное планирование образовательной деятельности,
Описаны психолого-педагогические условия организации образовательного процесса
Предложена организация культурно-досуговой деятельности детей,
Уделено внимание особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников,
Определены материально-технические условия реализации Программы.
Слайд 8 В приложении к программе «Мир открытий» представлен большой объем
методических рекомендаций для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО:
подходы к сохранению и формированию здоровья детей и их родителей.
Концепция социально-коммуникативного развития детей.
Основные подходы к реализации инклюзивного образования.
Индивидуализация образовательного процесса .
Выявление и поддержка детской одаренности.
Психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей.
Рекомендации по проектированию ООП ДО.
Источник: findtheslide.com
Презентация «Примерная основная образовательная программа дошкольногообразования «Мир открытий»» – проект, доклад
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Презентацию на тему «Примерная основная образовательная программа дошкольногообразования «Мир открытий»» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Разные. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 9 слайд(ов).
Слайды презентации
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»
науч. рук. Л.Г. Петерсон
Цель ПООП «Мир открытий»
Накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
Структура ПООП «Мир открытий» разработана в соответствии с ФГОС ДО и включает три основных раздела
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка, раскрывающая принципы и подходы к формированию программы; ее структуру, возрастные характеристики развития детей и планируемые результаты освоения программы.
В основу программы «Мир открытий» положен системно-деятельностный подход, способствующий созданию условий для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Представлен описанием образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и образования детей по возрастным группам (первая группа раннего возраста, вторая группа раннего возраста, средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа).
В содержательном разделе программы «Мир открытий»
Представлено описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Раскрыта образовательная технология «Ситуация»,…………..
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
В организационном разделе авторским коллективом: Раскрываются подходы к организации жизнедеятельности детей в ДОО, Представлено примерное планирование образовательной деятельности, Описаны психолого-педагогические условия организации образовательного процесса Предложена организация культурно-досуговой деятельности детей, Уделено внимание особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, Определены материально-технические условия реализации Программы.
В приложении к программе «Мир открытий» представлен большой объем методических рекомендаций для организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО:
Основные подходы к сохранению и формированию здоровья детей и их родителей. Концепция социально-коммуникативного развития детей. Основные подходы к реализации инклюзивного образования. Индивидуализация образовательного процесса . Выявление и поддержка детской одаренности. Психолого-педагогическое сопровождение двуязычных детей.
Рекомендации по проектированию ООП ДО.
Источник: prezentacii.org