Цели и задачи познавательных программ для детей

Содержание

Дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию. Задача педагогов – используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребенка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Познавательное развитие предполагает:

Достигается это за счет опоры на основные принципы ФГОС ДОО, один из которых – реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Образовательная область «Познавательное развитие» ФГОС ДО включает:

Важный принцип дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Познавательный мультфильм для детей. ОПАСНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ! Алкоголь или Трезвость?

Познавательные интересы – это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательными действиями называют активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Таким образом, познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Стадии развития познавательной деятельности дошкольников:

Следует не допускать факторы, которые тормозят развитие детской познавательной активности:

Таким образом, познавательное развитие детей дошкольного возраста должно способствовать достижению следующего целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

Условие, которое способствует развитию познавательной активности воспитанников, – создание благоприятного психологического микроклимата в детском коллективе, доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса.

Особенности познавательного развития детей в разных возрастных группах.

Цели познавательного развития определены ФГОС ДО и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

В первой и второй младших группах (2-4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребенке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т.е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены.

Для воспитанника 2-4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

В средней группе (4-5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

В старшей группе (5-6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности.

Для воспитанников 5-6 лет актуальны следующие задачи:

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребенка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определенному режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:

ФГОС ДО признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребенка. Это связано с тем, что рабочие программы рассчитаны на среднего дошкольника, однако часто в группах есть как отстающие, так и одаренные дети. Первым тяжело осваивать программу наравне с группой, а вторые могут потерять мотивацию в обучении из-за слишком простых и скучных заданий.

Развитие познавательных способностей дошкольника является главной задачей создания индивидуального образовательного маршрута. Для успешного планирования такого маршрута требуется регулярный мониторинг, позволяющий отследить, насколько успешно дети справляются с образовательной программой. При построении и реализации образовательного маршрута должны учитываться следующие компоненты:

Необходимо принимать во внимание, является ли ребенок отстающим или одаренным, учитывать его особенности и потребности, а также возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения этих потребностей.

Для достижения целей ФГОС ДО важно разделение пространства на тематические зоны, что необходимо организовать уже с младшей группы, чтобы дети могли заниматься исследованиями. Однако для разных групп уголки познавательного развития стоит оформлять по-разному.

Для детей 3-4 лет такую зону можно не оформлять отдельно, однако в каждом уголке для ребенка должна быть возможность что-то исследовать. К примеру, книжный уголок. Даже для ребенка, который еще не умеет читать, приобщение к детским книгам с картинками является важным познавательным моментом: малыш прикасается к книгам, осязает их материал, рассматривает картинки, учится бережному обращению с книгой.

В уголке конструирования ребенок может найти различные материалы (пластилин, пластмассовые конструкторы, мягкие модули и др.), с которыми будет учиться работать, изучать их свойства.

В средней группе можно оформить небольшой уголок для экспериментирования под наблюдением воспитателя. Для этого подойдут простые материалы для опытов: листья, вода, песок, деревянные брусочки.

В старшей и подготовительной группах детям должны быть доступны более сложные материалы для изучения, больше места и возможностей заниматься познавательной деятельностью как в группе, так и самостоятельно.

Таким образом, условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех познавательной области на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Формы работы по развитию познавательной деятельности дошкольников.

В дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие формы взаимодействия с детьми, способствующие познавательному развитию:

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребенок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Главное достоинство этого метода заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры.

Так, для малыша 3-4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребенок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин – скамейку и подъездную дорожку.

Читайте также:
Программа которая делает ребусы

Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т.п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта. На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.

В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу.

А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведерко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идет в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.

Для познавательного развития детей 5-6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счета, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платежных средств из подручных материалов – листиков, пуговиц и т.п.).

Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать свое поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.

Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринужденную атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5-7 лет важна возможность проявления самостоятельности.

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приемами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации.

Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т.к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нем их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чем идет речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки – раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определенной темы.

Другим важным приемом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребенком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме), во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья), в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).

Для детей в средней группе зимой можно создать уголок, в котором будут размещены предметы, относящиеся к холодному времени года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребенок мог самостоятельно их рассматривать, играть с ними и составлять свое представление о зиме. Хорошо, если там также будут поделки, сделанные самими детьми. В течение года этот материал необходимо обновлять и актуализировать, чтобы ребята постоянно получали новую пищу для размышлений и самостоятельного исследования. Подобные стенды хороши для оформления разных тематических уголков.

Практические приемы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах.

Экспериментирование – лишь один из практических приемов обучения. Другой прием, который можно отнести к этой категории, – это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребенка.

Из словесных приемов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребенок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний.

Познавательное развитие – один из наиболее важных критериев общего развития ребенка. Именно в дошкольном детстве самые благоприятные возможности для раскрытия познавательного потенциала. Безусловно, это длительный процесс, который нуждается в контроле и диагностике в целях отслеживания успешности освоения ребенком программы ДОУ. Достигается это через мониторинг познавательного развития дошкольников.

Задачами мониторинга принято считать:

Критерии оценки можно использовать следующие (с учетом возрастных особенностей детей и состояния здоровья):

Источник: solncesvet.ru

Программа дополнительного образования по познавательному развитию «Почемучки-исследователи» (старшая группа)

Закон Российской Федерации от 26.12.2012 № 273 «Об образованиив Российской Федерации»;

Публикация «Программа дополнительного образования по познавательному развитию „Почемучки-исследователи“ (старшая группа)» размещена в разделах

  • Исследовательская деятельность
  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Старшая группа
  • Темочки

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва. 07.2013;

Приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»;

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Направленность дополнительной образовательной программы:

по содержанию: научно-техническая;

по функциональному предназначению: кружковая;

по форме организации: занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (а также игры-путешествия, игры-соревнования);

по времени реализации: годичная.

Занятия проводятся один раз в неделю.

На современном этапе развития дошкольного образования формирование познавательногоинтереса — одна из актуальных проблем детского воспитания.

Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развиваетнаблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Исходя из этого, возникла необходимость создания условий для целенаправленной работы по поисково-познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности детей, что способствует развитиюформирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовыватькакие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развиваетсяэмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Цель программы:

Создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка старшегодошкольного возраста средствами экспериментирования.

Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Читайте также:
Чем закончилось осуществление программы правительства народного фронта

Развиватьмыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Основные принципы, заложенные в основу программы:

— творчества (программазаключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развитиятворческих и исследовательских способностей детей);

— научности (научные сведения);

— доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

— поэтапности (приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

— динамичности (от самого простого к сложному);

— сравнений (разнообразиевариантов заданной темы);

— выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

— преемственности (учет задач и новообразованийследующего возрастного периода);

Методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности:

эвристические беседы, дискуссии;

наблюдения за объектом;

просмотр адаптированных для детей научно — популярных фильмов;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);

проведение опытов и экспериментов;

фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;

использование художественного слова;

Примерная структура детского экспериментирования:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить.

Предлагает различные варианты ее решения.

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.

Делает выводы в соответствии с результатами проверки.

Применяет выводы к новым данным.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Роль педагога во время проведения занятия – экспериментирования:

Показать способ действия или дает косвенные указания к действиям ребенка.

Пробуждать любознательность, интерес детей к исследуемым предметам.

Стимулировать познавательную, самостоятельную поисковую активность.

Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования:

Предварительная работа (наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки)по изучению теории вопроса.

Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Методы и приемы:

Приё мы организации: работа небольшими группами; создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приё мы активизации умственной активности: включение игровых упражнений; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; выполнение нетрадиционных заданий; решение проблемных ситуаций; моделирование и анализ заданных ситуаций.

Приё мы обучения: показ или демонстрация действия в сочетании с объяснением (выполняется с привлечением разных дидактических средств); инструкция для выполнения самостоятельных упражнений; пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок; вопросы к детям.

Форма занятий: занятие проводится с группойдетей 1 раз в неделю (во 2-ой половине дня). Продолжительность ООД 25 минут (среда или четверг)с 15.30 по 16.00. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). В октябре и мае проводится диагностика.

Цикл занятий предназначен для детей 5 — 6 лет для всех детей группы. Занятия носят обучающий и развивающий характер, для поддержания интереса у детей используется игровая мотивация.

№ п/п Тема Содержание Кол-во

Сентябрь 1 Диагностика Выявить уровень развития детей.

2 Вводное занятие.

подвести детей к пониманию причин разнообразия окружающего мира(теория)1

3 Вводное занятие.

подвести детей к пониманию причин разнообразия окружающего мира(практика)1

4 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). (теория)1

Всего 4 занятия

№ п/п Тема Содержание Кол-во

Октябрь 1 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). 1

2 Почему все звучит? подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 1

3 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомитьсо способом изготовления рисунка из песка. 1

4 Песочная страна выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомитьсо способом изготовления рисунка из песка. 1

5 Воздух повсюду. Воздух работает. Вертящаяся змейка обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)1

Всего 5 занятий

Ноябрь 1 Опыты с водой. выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 1

2 Вода принимает форму. обнаружить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. 1

3 Подушка из пены развитьу детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). 1

4 Что растворяется в воде? показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 1

Всего 4 занятия

Декабрь 1 Опыты с водой. Капиллярные явления. показать, как вода может двигаться внутри растений. «Из стакана в стакан»1

2 Замерзшая вода выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 1

3 Тающий лед определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1

4 Тающий лед определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. 1

Всего 4 занятия

Январь 1 Выращивание кристаллов. показать, как выращивать кристаллы из поваренной соли, сахара 1

2 Снежные цветы показать процесс образования снежинок. 1

3 Волшебные магниты.

знакомство со свойствами магнита: притягивать и отталкивать металлические предметы, знакомство с компасом. 1

Всего 3 занятия

Февраль 1 Фокусы с магнитами. выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 1

2 Электризация тел. (Опыты с расческами, шарами, танцующая фольга)рассказать о том, что все предметы имеют заряды и что они могут взаимодействовать между собой. 1

3 Все увидим, все узнаем познакомитьс прибором-помощником — лупой и ее назначением. 1

4 Что отражается в зеркале? познакомить детей с понятием«отражение», найти предметы, способные отражать. 1

Всего 4 занятия

Март 1 Свет повсюду. показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). 1

2 Свет и тень. познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 1

3 Солнечное и лунное затмение. познакомить с образованиемтени от небесных тел. 1

4 Солнечные зайчики. понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 1

Всего 4 занятия

Апрель 1 Юный физик. Постановка экспериментов 1

2 Юный физик Постановка экспериментов 1

3 Юный физик. Постановка экспериментов 1

4 Юный физик Постановка экспериментов 1

Всего 4 занятия

Май 1 Эксперименты на кухне

(Научи яйцо плавать)учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1

2 Эксперименты на кухне

(Секретное письмо)учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1

3 Эксперименты на кухне

(Куда исчез запах)учить объяснять бытовые ситуации с точки зрения науки 1

4 Обобщающее занятие 1

Всего 4 занятия

Всего 36 занятий

Развитие познавательных способностей детей:

Проявляют любознательность к чему – то новому, неизвестному.

Стремятся установить взаимосвязь между предметами окружающего мира.

Разбираются в причинах наблюдаемых явлений.

У детей сформированы умения и навыки самостоятельного проведения исследовательской, опытно-экспериментальной работы.

Познавательные:

Сформированы умения отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы; подводить итог.

Происходит накопление умений и навыков самостоятельного поиска информации и материалов, необходимых для исследований по определенной тематике.

Дети начинают проявлять самостоятельность в обработке собранного материала, проявляют активность в разрешении проблемных ситуаций.

Формируются коммуникативные навыки,

Эффективно общаться и сотрудничать с детьми в коллективе.

Умение организовывать свое рабочее место,

Умение ставить цели,

Планировать свою деятельность.

Трудолюбие, бережливость и аккуратность,

Доброжелательное отношение к окружающим.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Читайте также:
Примеры для 3 класса по математике по программе 21 век

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

  • Исследовательская деятельность
  • Программы образовательные, основные и дополнительные
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Старшая группа
  • Темочки

Источник: www.maam.ru

Все о познавательном развитии в ДОУ

Все о познавательном развитии в ДОУ

Все о познавательном развитии в ДОУ

Познавательное развитие в дошкольный период учит ребенка ориентироваться в окружающем пространстве, правильно мыслить, а также четко воспринимать информацию. Благодаря различным видам изобразительной деятельности, маленькие детки учатся сравнивать, обобщать, анализировать простейшие причинно-следственные связи.

Познавательное развитие — что это такое в педагогике

Познавательное развитие дошкольников — это структура, направленная на формирование личностного опыта ребенка. Через обучающий процесс ребенок может получить, а затем анализировать всю информацию. Педагоги грамотно подбирают материал, учитывая возрастные особенности малышей, чтобы упростить процесс восприятия урока.

Методика в педагогике

Любой ребенок, посещающий детский сад, стремится познать окружающий мир. Поэтому познавательный процесс направлен на удовлетворение потребностей деток в освоении нового.

Обратите внимание!Детский дошкольный возраст — благоприятное время для формирования образа мира.

Прежде чем запланировать работы с дошкольниками, педагог учитывает их возрастные особенности. Этот фактор является условием для успешного проведения занятия, а также овладения материала.

Что входит в познавательное развитие

В образовательную область может входить следующее:

  • Внедрение элементарных математических представлений.
  • Развитие исследовательских понятий.
  • Знакомство с определенными предметами.

Важно!Познавательное развитие должно предполагать решение самим ребенком значимых для него задач.

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Удовлетворяя естественную потребность в познании окружающей среды, у малыша раскрываются разные стороны своей личности. Появляется уникальная возможность продемонстрировать свой талант в определенных видах деятельности. Уже с 2-х лет малыш стремится к самостоятельности, проявляя познавательную активность.

Формирование познавательного развития детей в дошкольном возрасте по ДОУ

Согласно государственному стандарту, специально составленная педагогами программа должна обеспечивать развитие личности будущих школьников с учетом их общих интересов. Переход к школьному возрасту связан с изменением ведущей деятельности ребенка. То есть игры сменяются учебными занятиями. Этот период связан с развитием психических функций. У ребенка меняется мышление, формируется восприятие, внимание, память.

Формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на развитие любознательности, активности, выявление таланта. Эта структура формирует первичные представления об объектах окружающего мира. Малышу дается возможность определить или анализировать особенности предметов (форма, цвет, размер, материал, ритм, темп, количество, число, движение).

Важно!Стадии познавательного развития — это совокупность любознательности, развития познавательного интереса, а также активности.

Актуальность, цели и задачи

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей.

Цели и задачи познавательной деятельности:

  • любознательность;
  • формирование сознания;
  • самоанализ по развитию речи;
  • определение первичных представлений об окружающем мире.

Обратите внимание!Основная задача педагога — это создать мотивацию к поиску информации, к жажде знаний. Правильная подача материала обеспечит успешность ребенка на следующей стадии образования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • обогатить условия, которые будут способствовать развитию познавательной активности при воспитании малышей дошкольного возраста;
  • искать, разрабатывать, а затем внедрять новые методы, обеспечивающие эффективное формирование познавательной активности;
  • повысить компетентность родителей по вопросам, касающимся развития познавательной активности малыша.

Педагогическое общение — форма организации общения воспитателя и детей

К примеру, можно рассмотреть вариант с деревом. Посадив «семя», что нужно сделать, чтобы добиться максимальных результатов? Естественно, правильно ухаживать за ними. Как нужно за ними правильно смотреть? Это делается очень просто.

Необходимо создать благоприятные условия (солнечное место, полив из лейки).

Виды деятельности для познавательного развития в детских садах

К основным видам деятельности детей по ДОУ можно отнести следующие:

  • Двигательную — обогащает двигательный опыт детей, формирует у воспитанников потребности в двигательной активности.
  • Игровую — развивает игровую деятельность ребёнка, формирует положительное отношение к себе, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Продуктивную (когнитивный компонент) — развивает продуктивную деятельность, развивает детское творчество, приобщает ребенка к изобразительному искусству.
  • Коммуникативную — развивает все компоненты устной речи.
  • Трудовую — воспитывает ценностное отношение к собственной деятельности.
  • Познавательно-исследовательскую — развивает сенсорную культуру, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор детей.
  • Музыкально-художественную — приобщает к музыкальному искусству.
  • Художественную литературу (чтение) — развивает речевой аппарат ребенка.

Игры на развитие познавательных процессов у дошкольников

Изначально воспитатель выбирает занятие, учитывая особенности детей.

  • Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)

Основной целью является цветовосприятие, зрительная память и внимание.

Задача воспитателя: положить на стол цветные карандаши около 10 штук. Ребенок внимательно смотрит и запоминает все оттенки. Затем воспитатель просит закрыть глаза и убирает один цвет. Малыш открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

  • Ласковые лапки (для детей с 3 лет)

Обратите внимание!Основная задача — это снять напряжение, снизить агрессивность.

Педагог предлагает выбрать предметы различной фактуры. Это может быть кисть, емкость от краски, вата, ремешок, флакон от духов. Все эти предметы выкладываются на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек», касаться ласковыми лапками.

Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Занятие по познавательному развитию в детском саду в условиях реализации ФГОС

  • определение познавательных задач;
  • применение экспериментирования в работе с детьми;
  • осуществление целей.

Занятие в условиях реализации ФГОС

Пример составления конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

Большой интерес у детей вызывают такие формы организации, как занятия-путешествия: «Путешествие в страну электроприборов», «Путешествие в гости к….», «Путешествие по реке времени». Каждый дошкольник во время путешествия проходит испытания, преодолевает препятствия, выполняет задания на внимание, память, мышление. Игровая форма будет помогать детям в определении прошлого, настоящего и будущего.

Планирование тематической Недели Доброты

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов зависит от возраста и возможности показать тот или иной образец. Педагогика использует методические пособия Дыбина О. В. «Что было до… Игры путешествия», Дыбина О. В, Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников», «Из чего сделаны предметы: игры — занятия для дошкольников».

Обратите внимание!Повышать познавательный интерес помогают досуги, например, занимательный досуг «Чья потеря, моя находка», веселый досуг «Новая тайна известных предметов», забавный досуг ” Мы — фокусники«, а также другие интересные игры — соревнования, КВНы.

Особенности проведения занятий для детей с задержкой психического развития и нарушениями зрения

Психическое и интеллектуальное познание ребят до пяти лет помогает в определении таких важных понятий, как «знак», «символ», «время». Изначально воспитатель знакомит малыша с глобусом, картой, символами. Ребенок начинает создавать портреты месяцев, символы групп, интересные макеты, климатические зоны с разными ландшафтами.

Особенности проведения занятий для ребят с задержкой психического развития

Воспитатель готовит аттестационный материал, который может включать серьезные темы, например, «Время». У ребенка перестраивается психология. Старший класс в детском саду учится фиксировать время по часам, изучать прошлое на примере динозавров, воссоздавать уголки далекого прошлого, используя макет.

Оформление познавательной зоны в детском саду

В младшей группе детский участок оформляется с учетом правил безопасности. При выполнении активных движений у малышей не хватает координации. Они могут упасть или бросить какой-нибудь рядом находящийся предмет. Чтобы познать окружающий мир, детям будут помогать игры с песком, глиной. Малышей можно приучить рисовать любимых персонажей.

Средний класс выбирает сюжетно-ролевые занятия. Ребята с развитой фантазией осуществляют различные игровые замыслы. Оформляя пространство, они используют интересные предметы, которые помогают в развитии сюжета игры.

Важно!Старшая группа требует особого внимания. В этом случае оформление зоны усложняется. Необходимо использовать различные предметы, которые способны различать дети в этом возрасте. Педагог всегда дополняет материал новыми предметами, например, одеждой.

Как оформляются детские участки

Мониторинг познавательного развития дошкольников

Подготовительный дошкольный год в детском саду прежде всего развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества детей.

Первичный этап — это наблюдение за тем, как выполняет работу учреждение (детский сад). То есть выделяется деятельность по познавательному развитию воспитанников.

Обратите внимание!Познавательное развитие выступает одним из важных критериев общего развития дошкольника.

Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с прогрессивными качественными и количественными изменениями таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение и мышление.

Процесс познания сферы детей дошкольного возраста по ФГОС имеет особую актуальность, т. к. именно в дошкольном возрасте познавательный потенциал ребенка при благоприятных условиях развивается и становится фундаментом для развития высших психических функций.

Обратите внимание!Важнейшим условием познания всех сфер психики ребенка является развитие в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Развитие познавательного интереса ФЭМП к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшей успешности его обучения в школе.

Источник: vospitanie.guru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru