1. Цели и задачи информационно-просветительской работы.
2.. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.
3. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.
4 . Современные информационно-просветительские технологии .
Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности
В современном обществе все больше внимания уделяется информационным процессам и технологиям. Сегодня «информация» — один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие понятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика. Можно сказать, что сформировалась наука «информология» — наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации( в конце 50-х годов XX века.)
Загадки подсознания | Сквозь кротовую нору с Морганом Фрименом | Discovery
В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:
• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;
• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация — расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напряжения; снятие стресса);
• увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;
• широкое использование информационных технологий.
Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы.
Основные направления информационно-просветительной деятельности.
Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства.
Основными задачами историко-кулыпурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.
Мультфильм «Команда Познавалова» – Тайна едкого дыма
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.
Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.
Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.
Социальная информация и ее свойства
Культура выступает как гуманизирующая основа, как совокупность всех наследственных информации, способов их организации и сохранения. Социальная память, как хранилище традиций, нуждается в постоянном информационном питании.
Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.
Социальная информация — это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс.
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества — к саморазвитию и прогрессу».
Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура.
Средства массовой информации и учреждения досуга
СМИ — вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. Исторически сложились следующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:
тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.
• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;
• театрализованные информационно-развлекательные программы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;
• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».
В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:
• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;
• фестивали: «Радуга», «Виктория»:
• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;
• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань заходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;
• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», « VIP », «Персона грата», «ЖЗЛ»;
• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых — клубный диспут, распространенный в зарубежном досуге дискуссионный клуб;
практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в помощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;
освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досуга; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.
развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуальные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки.
создаваемые в системе общественного досуга мультимедийные центры (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации.
Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу ближайших массовых мероприятий.
Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).
Непрерывное образование в течение всей жизни — норма большинства . Всевозможные курсы, стажировки, открытые семинары для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.
Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навыки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, организуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечивают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.
В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» — телевидение и радио.
Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных технологий являются автоматизированные базы (банки) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старинным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценнейшим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует программу введения в Сеть полного объема информации о многовековой китайской культуре.
Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоянно обмениваются друг с другом, образует информационную «атмосферу» Земли — инфосферу
Зарубежные информационно-просветительские технологии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ведущих образовательных Центров Канады — Центр усовершенствования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом паломничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровительствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпинизм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками — летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы — зимой..
В США популярны психологические тренинги, культ здоровья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовлечены все: от домохозяек до президента.
В сфере физической культуры и пропаганды здорового образа жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики.
Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Систематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физическое образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.
В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую индустрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рационального времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге — вот ориентиры будущего.
Современные информационно-просветительные технологии
Отечественные технологии образовательно-развивающего досуга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.
Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Центры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения внешкольного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы . в них освещаются следующие аспекты:
• культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;
• речевая коммуникация — культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;
• политменеджмент — развитие навыков управления, организаторской деятельности в политике;
• методика предвыборных технологий;
• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:
• подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.
Это своеобразная модель распространенных у западной молодежи дискуссионных клубов, девиз которых — известный афоризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься политикой, рано или поздно она займется вами».
Программа познавательного направления «Познавай-ка»
Публикация «Программа познавательного направления „Познавай-ка“» размещена в разделах
Составитель Пендерева Евгения Валерьевна, воспитатель ЧДОУ » Панда
Цель Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования
Задачи расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки;
формировать умение пользоваться приборами- помощниками;
-борудованием для детского экспериментирования. -развивать представления об основных физических свойствах и явлениях;
Ожидаемые результаты В результате выполнения программы будет достигнуто :
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными элементами экспериментирования;
формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
В основе программы лежит практический метод обучения дошкольников — экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью.
Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. В современной практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования — один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, собственно экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Формы занятий: по количеству детей — фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей занятия и опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).
Образовательная деятельность по программе кружка «Познавай-ка» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.
Программа рассчитана :
— на 7 календарных месяцев (один учебный год, для детей 5-6-ми лет;
— состоит из 56 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цели и задачи;
— продолжительность одного занятия составляет 20-25 минут в старшей группе.
Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты, участие в конкурсах, выставках.
Программа кружка «Познавай-ка» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
-живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
-неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);
-человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).
Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам В. А. Савенкова. Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.
Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.
Цель работы кружка:
Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.
развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:
учить фиксировать результаты исследований;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.
Примерный перечень оборудования.
увеличительное стекло (лупа)
Источник: www.maam.ru
Программа Развитие познавательных способностей
рабочая программа (старшая группа) на тему
Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы позволяет создать условия для:
– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в
том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Иркутска
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования г. Иркутска «Дворец детского и юношеского творчества»
решением методического совета
МАОУ ДО г Иркутска.
Протокол №1 от 08.09.2017 г.
приказом по МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»
от 12.09.2017 г № 75-ОД
Дополнительная общеразвивающая программа
Развитие познавательных способностей
Адресат программы: учащиеся 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: социально — педагогическая
Аполихина Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
г. Иркутск, 2017 год
Информационные материалы и литература
Направленность программы ДО
Отличительные особенности программы
Цель и задачи программы
Срок освоения программы
Особенности организации образовательного процесса
Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программ
Комплекс организационно – педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Пояснительная записка
- Информационные материалы и литература:
Дополнительная общеразвивающая программа (далее – программа) «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы О. Холодовой «Готовимся к школе», в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам:
Программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере образования:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;
- СанПин 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 г. №41;
- Направленность программы : социально-педагогическая.
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Необходимость логически мыслить у дошкольников является актуальной проблемой. Ребёнок с хорошо развитым логическим мышлением легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог и других. Содержание программы позволяет создать условия для:
– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в
том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета
Настоящая программа востребована родителями (законными представителями) детей.
- Отличительные особенности программы
Содержание, методы и формы организации образовательной деятельности непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В процессе обучения используются стихи, загадки, пословицы, игровые упражнения, наглядный и счетный материал. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, узнать много нового, научиться обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами – это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. В программу включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления
учащихся. Развитие логических структур мышления дошкольника тесно связано с развитием других познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи) и зрительно-моторной координации руки.
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. В этой связи программа направлена на развитие различных видов и свойств познавательных процессов. А в содержании программы интегрированы задания из различных областей знаний: развитие речи, математики, окружающего мира. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, сказка, рисунок, объект, преподносимые на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, рисуя, действуя с предметами, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.
Программа составлена в соответствии с принципами системности и постепенного повышения уровня сложности представленного учебного материала.
1.5. Цель и задачи программы
формирование познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
— со способами запоминания информации;
— с алгоритмом изучения объекта с помощью вопросов;
— с алгоритмом наблюдения за объектом.
- Обучить способам зрительно-пространственной ориентации.
- мыслительные операции: умения анализировать и сравнивать объекты
- внимания, памяти, восприятия, речи;
- познавательный интерес;
- крупную и мелкую моторику рук.
- добросовестного отношения к учебе, дисциплину;
- уважения к словотворчеству, к старшим и друг другу
- умения слушать друг друга;
- самостоятельности и аккуратности при выполнении заданий;
- прививать навыки работы в группе;
- культуры поведения.
1.6. Адресат программы: дети 5-6 лет
Состав групп: разновозрастной, постоянный
1.7. Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения
1.8. Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин.
1.9. Формы обучения
Форма обучения очная
1.10. Особенности организации образовательной деятельности:
В основе образовательной деятельности – игровая технология, индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей в дошкольном образовании программа предполагает взаимосвязь с окружающим миром, с социально-коммуникативным и речевым развитием. Развитие познавательных процессов происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.
2. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы
2.1. Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет 36 часов.
Источник: nsportal.ru