«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д.
Цель о здоровительной тренировки — повышение или поддержание уровня физической дееспособности и здоровья.
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания обязывает:
1. Совершенствовать функциональные возможности организма.
2. Повышать работоспособность организма человека.
3. Адаптировать организм человека к воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды.
4. Компенсировать дефицит двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.
5. Выполнять следующие правила: применять средства и методы, оздоровительная ценность которых доказана; планировать воздействие средств на основании тщательного учета возможностей занимающихся; обеспечить единство врачебно-педагогического контроля и самоконтроля.
Физическое воспитание как элемент системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОО
В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления:
1. Оздоровительно-рекреативная физическая культура — это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания.
Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека.
Основными видами физической рекреации являются: туризм (пеший, водный, велосипедный); пешие и лыжные прогулки; рыбная ловля, охота; всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон и др.
По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).
2. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование средств физического воспитания для лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.
Формы оздоровительно-реабилитационной физической культуры:
1) группы ЛФК при диспансерах, больницах и в учебных заведениях;
2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;
3) самостоятельные занятия.
Разделы оздоровительно-реабилитационной физической культуры:
· спортивно-реабилитационная физическая культура – направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов, напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.
Организационные основы по созданию рабочей программы муз. руководителя, инструктора по физкультуре
· гигиеническая физическая культура- это различные формы физической культуры, включенные в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Ее основная функция — оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.
Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями в основной период трудовой деятельности.
Функции физической культуруы в повседневной жизни: 1) удовлетворение потребности людей в общении (коммуникативная функция); 2) оптимизация физического состояния человека (развитие двигательных качеств, формирование телосложения, укрепление функциональных систем); 3) организация здорового досуга и восстановление работоспособности после производственной деятельности; 4) предупреждение асоциальных привычек (алкоголизм, курение, наркомания и др.); 5) воспитание культуры управления собственным психическим состоянием (психорегулирующая функция); 6) формирование красивого телосложения и понимания эстетики движений (эстетическая функция);7) физическое самовоспитание и воспитание детей в условиях совместных занятий (педагогическая функция).
Формы физической культуры в быту трудящихся: 1) базово-пролонгирующая физическая культура; 2) гигиеническая и рекреативная физическая культура;3) оздоровительно-реабилитационная физическая культура; 4) базовый спорт.
Базово-пролонгирующая физическая культура. Направленность данной формы — продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, которая была заложена в процессе физического воспитания по государственным программам в период обучения (в школах; ОУ: НПО, СПО, ВПО). Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции ОФП и самостоятельные занятия.
Секции ОФП создаются в коллективах физической культуры. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20-25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2- 3 раза в неделю в среднем по 1,5-2 ч каждое.
Главная задача занятий в секции: обеспечение оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности занимающихся. Средства: разнообразные физические упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гимнастики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Самостоятельные занятия. Задачи: профилактика переутомления, послерабочее восстановление работоспособности, достижение высокой физической подготовленности. Средства: оздоровительный бег, атлетическая гимнастика, плавание, калланетика, стретчинг и др.
Гигиеническая и рекреативная направление. Цель занятий: оптимизация организма человека в рамках повседневного быта и расширенного отдыха. Формы: утренняя гимнастика, водные процедуры, походы выходного дня, массовые игры и соревнования, водные процедуры; купание и плавание, рыбная ловля, охота и т.д.
Оздоровительно-реабилитационное направление — помощь средствами физического воспитания больным людям в достижении социально-профессиональной полноценности. Формы: группы ЛФК, группы здоровья, самостоятельные занятия. Базовый спорт – занятия различными видами спорта в коллективах физической культуры.
Формы занятий физическими упражнениями в рамках трудового процесса. Вводная гимнастика — организованное, систематическое выполнение специально подобранных упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Типичные черты методики. Примерная продолжительность 5-7 мин.
Состоит из 6-8 упражнений, близких по структуре и воздействию к рабочим операциям. Темп в соответствии с темпом рабочих движений или чуть выше. Физкультурные паузы -выполнение физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного эффекта повышения оперативной работоспособности. Типичные четы методики.
Периодичность проведения зависит от напряженности трудовой деятельности и появления признаков утомления (обычно через 2,5-3 ч работы до обеда и 1,5-2 ч после обеда). Комплекс упражнений, состоящий из 5-7 упражнений, подбирается так, чтобы обеспечивалось переключение деятельности на группы мышц, не принимавших участия в работе.
Если трудовые движения отличаются разнообразием, включаются растягивающие, расслабляющие и дыхательные упражнения. Физкультурные минутки — кратковременные перерывы в работе, позволяющие расслабить мышечные группы, участвующие в работе, усилить деятельность сердечно-сосудистой системы и устранить застойные явления в слабонагруженных звеньях тела.
Типичные черты методики. Длительность 1-2 мин, 2-3 физических упражнения. Число и периодичность проведения зависит от особенностей трудового процесса и физического состояния работающих. В среднем за рабочий день выполняются от 2 до 5 раз (вне зависимости от других форм производственной гимнастики). Физические упражнения в режиме отдыха во время рабочего дня (прогулочная ходьба, настольный теннис, бадминтон, волейбол, общеразвивающие упражнения и др.).
Содержание и методические основы занятий физическими упражнениями в пожилом и старшем возрасте.
Пожилой возраст с 55-75 (женщины), с 60 -75 (мужчины). Старший возраст с 75-90 лет. Старше 90 лет – долгожители.
Задачи физического воспитания в пожилом и старшем возрасте: 1) задержать процессы старения и обеспечить сохранность работоспособности; 2) обеспечить сохранность жизненно важных двигательных навыков и умений;3) пополнить и углубить знания, необходимые для самостоятельного применения средств физического воспитания. Средства физического воспитания: 1) гигиеническая и лечебная гимнастика, средства основной гимнастики;2) циклические упражнения (дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде и др.);3) игры: городки, бадминтон, теннис, бильярд и др. Формы занятий: 1) коллективные (группы здоровья, секции ОФП, клубы любителей бега и др.); 2) самостоятельные занятия; 3) труд на открытом воздухе, организованный по правилам рационального дозирования нагрузки.
Методические правила проведения занятий: 1) строгое дозирование упражнений по количеству повторений, темпу выполнения, амплитуде движений; 2) строгое чередование упражнений силовой направленности с упражнениями на расслабление; 3)увеличение доли дыхательных упражнений в содержании занятий (после каждых 3-4 упражнений общеразвивающего характера); 4)чередование исходных положений выполнения упражнений, чередование включаемых в работу мышечных групп; 5) у нетренированных людей частота сердечных сокращений не должна учащаться более чем на 30 уд./мин, пульс у здоровых не должен превышать 100-120 уд./мин; нагрузка не должна превышать безопасный для деятельности сердечнососудистой системы уровень; 6) обязательным условием проведения занятий является систематическое применение объективных медицинских методов контроля и повышенное внимание к результатам самоконтроля.
Организация занятий: 1) разница в возрасте зачисляемых в одну и ту же группу не должна быть более 5-10 лет; 2) наполняемость группы 20-25 чел; 3) По состоянию здоровья на основе данных медицинского контроля выделяются три группы занимающихся: первая — практически здоровые и достаточно физически подготовленные, вторая — практически здоровые, но недостаточно физически подготовленные, а также те, которые имеют компенсированные функциональные отклонения или начальные формы заболеваний, третья — люди со сниженными приспособительными возможностями, имеющие отклонения в состоянии здоровья;4) третья группа должна заниматься в специальных кабинетах ЛФК;5) частота занятий — 2-3 раза в неделю, преимущественно на открытом воздухе; 6) занятия подчиняются трехчастной структуре организации.
Источник: cyberpedia.su
Целевая программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры.
Недаром в народе говорят : «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Ученые определили, что состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, а остальные 50 – приходятся на экологию, наследственность, медицину, т.е. на не зависящие от человека причины.
В ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной деятельности, которая составляет 30% из 50%. Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать необходимые условия. Это двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, по возможности большая связь с природой, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха. Все это и называется соблюдением ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Эта проблема актуальна и для нашей школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
зам директора директор школы
физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
МБОУ Фоминская СОШ
Для спорта нет границ и расстояний.
Понятен он народам всей Земли!
Он всей планеты нашей достоянье!
Спорт дарит счастье дружбы и любви!
- сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- совершенствование процесса физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни;
- дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта;
- формирование навыков и развитие мотивации учащихся к выбору здорового образа жизни.
- создание в средней общеобразовательной школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
- формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
- дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и кружков;
- проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;
- постоянное улучшение условий для организации спортивно-массовой работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и инвентарем.
- воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
- обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;
- развивающая – содействие физическому развитию младших школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний.
Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры.
Недаром в народе говорят : «Здоровому – все здорово». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда . Ученые определили, что состояние здоровья человека зависит на 50% от образа жизни, а остальные 50 – приходятся на экологию, наследственность, медицину, т.е. на не зависящие от человека причины.
В ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной деятельности, которая составляет 30% из 50%. Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать необходимые условия. Это двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, по возможности большая связь с природой, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек, рациональный режим труда и отдыха. Все это и называется соблюдением ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ . Эта проблема актуальна и для нашей школы.
Одна из важнейших задач учителя физической культуры в школе – повышение активности учащихся путем вовлечения их в различные формы внеурочных и внеклассных занятий и мероприятий.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность нацелена на формирование у учащихся, родителей, педагогов осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся школы оздоровительными мероприятиями.
Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.
Основная форма спортивно-массовой работы – школьная Спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся со 1-го по 11-й класс, в ней также принимают участие учителя и родители.
Перед началом любого мероприятия составляется Положение о проведении соревнований (праздника), в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программу и ответственных за проведение.
Положение утверждается директором школы.
Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия, все знакомятся с условиями проведения соревнований, судейство соревнований возлагается на спортивный актив школы и учителя физкультуры.
Итоги и награждение проводятся в торжественной форме на еженедельной общешкольной линейке.
На больших переменах проводятся подвижные игры. Организуют и проводят их старшеклассники, физорги класса.
Игры готовятся заранее, учитывается место проведения, возраст, количество играющих и правила безопасности.
Основные принципы программы
- демократичность (свобода выбора учащимися внеучебных занятий, совместное планирование работы);
- участие (вовлечение всех субъектов программы в планирование, реализацию и оценку действий);
- целостность (программа направлена на укрепление физического, умственного, социального и психического здоровья учащихся);
- интеграция (сотрудничество с заинтересованными организациями);
- системность (физическое развитие происходит по определенной системе).
В школе создана воспитательная система физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Спорт, органично включенный в воспитательную систему, дал свои результаты: у ребят повысилась самооценка, они более уравновешены, сосредоточены на уроках, сохраняют высокий уровень умственной активности в течение всего учебного года, хорошо подготовлены к службе в армии.
Создание в школе необходимых условий для занятий спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков.
Особое внимание уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни.
Принцип профильной направленности содержания образования – выявление профессиональных намерений и планов воспитанников реализуется через углубленное изучение программы по физической культуре, в основе которой лежит баскетбол, волейбол.
Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни семьи, дни здоровья и спорта и т.д. Ведётся совместная работа учителей физической культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся, занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.
Задача учебного предмета «Физическая культура»:
формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную. Мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу.
Оздоровительная роль достигается :
— организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;
— обеспечения гигиенических условий;
С чем же сталкивается в данное время школьник:
- Отсутствие достаточной двигательной активности;
- Постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;
- Нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.
Выход из создавшийся ситуации находим через организацию и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.
В своей школе мы выделяем пять направлений физического воспитания:
- Урочное.
- Прикладное.
- Физкультурно-оздоровительное.
- Внеклассное.
- Общешкольное.
Вся спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время (за исключение физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.
Составлен четкий план работы:
Совет физкультуры. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физкультуры Царькова Любовь Юрьевна. Ежегодно на собрании представителей классов избирается актив из 4-8 человек, которые непосредственно руководят работой Совета. Между членами Совета распределяются обязанности по спортивно-массовой работе, по пропаганде, по подготовке судей, хозяйственной работе. Спортивный актив школы проводит опрос среди ребят «в каких соревнованиях вы хотели бы принять участие?» и затем составляется план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на год.
В школе функционируют спортивные секции, общефизическая подготовка, пионербол, волейбол, баскетбол.
Организована группа общей физической подготовки. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа.
Программа группы ОФП включает теоретические и практические занятия, в теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы:
- Физическая культура и спорт в России.
- Физическая культура и спорт – средства всестороннего развития личности.
- Выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх.
- Гигиена, предупреждение травм.
- Врачебный контроль, самоконтроль.
- Оказание первой помощи.
- Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм.
В практической части за основу взято несколько видов спорта:
— комплексные занятия по легкой атлетике и играм;
Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.
Программа отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание всесторонне развитой личности, гражданина своей страны.
Система работы является в настоящее время одной из самых перспективных, т.к. позволяет решить многие проблемы развития личности:
- в социальной сфере: навыки общественной активности, что позволяет стать соучастником происходящего через систему ученического самоуправления;
- в познавательной сфере: позволяет развивать творческие способности, формирует умения самостоятельно добывать знания;
- в сфере физического здоровья: решает занятость детей. Повышает нравственный иммунитет к наркомании, алкоголизму и другим антиобщественным проявлениям .
Через систему физкультурно — массовой и оздоровительной работы программа предполагает воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у школьников потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.
Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
- Все 100% школьников – участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
- Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.
- Традиционными мероприятиями являются 4 раза в год Дни здоровья; походы со всеми возрастными группами; общешкольная Спартакиада;
- Призеры в районной Спартакиаде (волейбол, баскетбол)
- Анкетирование показало, что 100% родителей удовлетворены мероприятиями, проводимыми в школе, сами принимают участие и оказывают помощь в организации.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для решения поставленных задач учитывается сложившиеся социально – педагогическое пространство школы. При планировании учитывается положение о смотрах, конкурсах, соревнованиях , походах, слетах.
Программа базируется на организации физкультурно – массовой и спортивной работе школы и социума и используется в системе воспитательной работы как основной документ.
Исходя из педагогической ситуации , учитывая план районной спартакиады, взаимодействуя с другими организациями, создаются благоприятные условия для развития учащихся, обеспечивая им возможность самоопределения и самореализации в сферах школьной жизнедеятельности, как познавательная, здоровьесберегающая, досуговая. Центром работы является спортивный зал школы, спортивная площадка, школьный стадион.
Реализация индивидуальных способностей каждого ребенка в области физической, психической и нравственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие материально-технической базы для организации занятий физической культурой и спортом.
Природные условия используются школой для развития лыжного спорта (проведения уроков и секций).
Для физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы школа имеет:
- Спортивный зал, отвечающий стандартам
- Спортивная площадка (имеет площадки: волейбольную и футбольное поле с установленными воротами).
- Игровая площадка
Для диагностической и профилактико-коррекционной работы есть медицинский, процедурный кабинеты.
Для осуществления данной программы школа располагает материальной базой:
1. щит баскетбольный – 2 шт;
- секундомер электронный – 2 шт.
- канат для лазания – 2 шт;
- канат для перетягивания;
- конь гимнастический;
- козел гимнастический;
- стол теннисный;
- скамья гимнастическая – 6 шт;
- маты-12 шт;
- мост подкидной – 2 шт;
- набор мячей;
- тоннель;
- набор мягких модульных форм;
- оборудование для проведения силовой разминки;
- стойка для прыжков в высоту;
- сетка волейбольная – 1 шт;
- скакалки – 12 шт;
- набор теннисный;
- «козел» гимнастический;
- баскетбольные мячи — 25шт ;
- волейбольные мячи — 20 шт ;
- футбольные мячи – 5 шт;
- теннисные мячи – 20 шт
- набивные мячи — 18 шт ;
- гимнастическое бревно;
- нестандартное спортивное оборудование;
22. велотренажер «Торнео»; - гриф для штанги;
23. силовая доска;
24. сетка для футбольных ворот;
25. форма спортивная — 21 комплект;
26. обруч гимнастический – 10 шт;
27. лыжные комплекты — 41 пара.
Спортивный зал — 16 х 7.80 м
- стенка гимнастическая 2,8 х80;
- гимнастические скамейки — 4 шт;
- гимнастическое бревно;
- нестандартное спортивное оборудование.
- разметка спортивного зала
ПРИШКОЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
- стадион — 3000 м 2;
- беговая дорожка — 100 м ;
- прыжковая яма;
- Перекладины — 6 шт
- Сдвоенное бревно
- Каскад из бревен
- Брусья параллельные
- Рукоход
- Забор
- Тренажер из автомобильных шин
- Лабиринт
- Бум разновысокий — 3 шт.
- Ворота футбольные — 2 шт
- Волейбольная площадка ( волейбольные стойки)
- Лыжные комплекты — 43 пары.
Занятость воспитанников по видам спорта.
Наименование спортивной секции
Общая физическая подготовка
Источник: nsportal.ru
Значение оздоровительной физкультуры для школьников.
О важности оздоровительной физкультуры. Может быть использована молодыми специалистами для разработки планирования уроков и внеурочной деятельности.
Иванина Надежда Игоревна
Содержимое разработки
Оздоровительная физкультура: характеристика
Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры. Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта.
А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики. Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил.
Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой. Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.
Цели и функции оздоровительной физкультуры
- Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:
- обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения; совершенствование физических умений и навыков;
- повышение иммунитета;
- психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
- регулирование нормальной массы тела и пропорций; активный отдых, общение.
- оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
- воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
- образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.
- Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
- Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
- Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
- Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.
- Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
- Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
- Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
- Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.
- Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
- Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
- Специальный – с интеллектуальными отклонениями.
- Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
- Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.
- нарушение зрения;
- нарушение интеллекта;
- нарушение слуха;
- нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.
-82%
Источник: videouroki.net