Цели и задачи обучения аудированию в соответствии с требованиями программы

Два вида контроля: контроль и самоконтроль. Два способа контроля: вербальный и невербальный. Вербальный контроль на начальной ступени – ответы на общие вопросы по прослушанному тексту. Необходимо учитывать языковую подготовку учащихся. Формы контроля должны соотноситься пониманием разной степени глубины (от поверхностных фактов к глубинным).

Невербальный контроль – после прослушивания текста проинсценировать его, воспроизвести диалог/монолог с опорой на картинку. Самоконтроль осуществляется в аналитико-синтетической фазе аудирования. Учащиеся сравнивают языковые и речевые средства в звучащей речи с теми, которыми сами располагают.

В ЕГЭ раздел «Аудирование» состоит их трёх заданий. Каждое из этих заданий представляет собой инструктивную часть (формулировка задания) и собственно содержательную информативную часть (т.е. тестовые вопросы).

Задание 2 повышенного уровня сложности раздела «Аудирование» состоит из 7 тестовых вопросов (А 1 – А 7). Каждый из них имеет свой порядковый номер в КИМах и, соответственно, в бланке ответов. Тип данного задания – выбор ответа из трёх предложенных вариантов. Это тестовое задание True, False, Not stated.

Где искать материалы для обучения аудированию ?

Информация в тексте предъявляется последовательно соответственно расположению вопросов. Перед началом прослушивания необходимо внимательно прочесть не только инструкцию, но и тестовые вопросы для прогнозирования содержания текста для того, чтобы узнать в звучащем тексте запрашиваемую информацию. Информация в тексте подаётся в перефразированном или завуалированном виде.

Задание 3 высокого уровня сложности раздела «Аудирование» состоит из 7 тестовых вопросов (А 8 – А 14). Тип задания – выбор ответа из трёх предложенных. В задании проверяется комплексное специфическое умение аудирования для полного детального понимания текста. Специфика этого задания в том, что при выборе правильного ответа необходимо внимательно прочитывать предлагаемые варианты в совокупности с основой тестового вопроса, общей для всех вариантов.

Уровни понимания.

Четыре уровня понимания аудиотекста: уровень слов, уровень предложения, уровень смыслового куска, уровень текста. Понимание на уровне слов: различение на слух отдельных слов и лёгких фраз. Оно зависит от соотношения между активным и пассивным словарём учащихся. Понимание предложений зависит от их синтаксической особенности.

Читайте также:
Программа для открытия жесткого диска чтоб перебросить информацию

Сложнее понять логико-грамматическую структуру сложного предложения. Синтез отдельных элементов должен сочетаться с одновременной обозримостью всего предложения. Понять смысловой кусок можно, разбив его на части и определив средства соединения предложений (тема, начало и конец мысли) по основным синтаксическим признакам (инверсия, вводные слова, союзы). Восприятие целого текста зависит от структуры текста, стиля и жанра.

Требования Госстандарта и программы.

План семинарского занятия.

1. Аудирование как вид речевой деятельности, его отличие от говорения и чтения, их сходство.

Игры для обучения аудированию

2. Аудирование как цель и как средство обучения.

3. Цели и задачи обучения аудированию. Требования Госстандарта и программы к уровню сформированности речевых умений аудирования.

4. Содержание обучения аудированию:

— навыки, составляющее данное речевое умение, их специфика;

— трудности восприятия иноязычной речи на слух, пути преодоления этих трудностей;

— роль внутренней речи и различных видов памяти для понимания речи на слух;

— лексико-грамматический минимум, влияние незнания лексики или грамматики на общее понимание аудиотекста.

1. Методика работы по обучению аудированию:

— взаимосвязь аудирования и говорения в учебном процессе по иностранному языку;

— этапы обучения аудированию;

— подсистема упражнений в УМК по иностранным языкам для средней школы, основные типы и виды этих упражнений, способы их выполнения;

— требования к текстам (количественные и качественные) на различных ступенях обучения;

— уровни понимания аудиотекстов и способы их контроля.

Источник: cyberpedia.su

Цели обучения аудированию

В новых программах целевые требования ориентированы на уро­вень понимания содержания, на тип и качественную характеристику воспринимаемого на слух текста.

Основными целями являются:

а) понимание высказывания собеседника в различных ситуаци­ях общения, в том числе при наличии незнакомых языковых средств;

Типы текстов: обращения учителя к отдельным ученикам и классу в целом, детские песни, стихи, сказки, считалки, рассказы, короткие диалоги, мультфильмы.

На средней ступени: речевое общение на уроке, прогноз пого­ды, занимательные истории, детские диа- и кинофильмы, объяв­ления

(см.: Программа обучения иностранным языкам. 1996, с. 44).

Перед учащимися школ с углубленным изучением иностранных языков, лингвистических лицеев и гимназий ставятся более слож­ные задачи: овладеть умением аудирования с общим, полным и критическим пониманием таких текстов, как теле- и радиопереда­чи, видеофильмы познавательного, страноведческого и публицис­тического характера, доклады, сообщения и др. (см.: Программа обучения иностранным языкам. 2000).

Читайте также:
Программа для того чтобы писать на экране компьютера

Тексты для начального этапа (II-IV классы): речевое общение на уроке (указания учителя, реплики учащихся, в том числе в ходе языковой игры), несложные тексты.

Тексты для среднего этапа (V-VII классы): познавательные и страноведческие монологического и диалогического характера, рас­сказы учителя/диктора, телепередачи, стихи, песни.

Тексты для старшего этапа (VIII-IX классы): монологические и диалогические теле- и радиопередачи страноведческого, культуроведческого и научно-познавательного характера; фонозаписи ху­дожественных текстов.

По каждому уровню понимания (три типа слушания) в програм­ме дается список речевых, учебных и компенсирующих умений (там же, 2000, с. 33, 34, 43, 44, 54, 55). Компенсирующие (адаптив­ные) умения позволяют учащимся понимать звучащий текст при условии ограниченного языкового и речевого опыта. Например:

· пользоваться языковой и контекстуальной догадкой для рас­крытия значения незнакомых слов;

· опираться на информацию, предваряющую аудиотекст;

· узнавать типы предложений по интонации;

· догадываться о значении незнакомых слов по сходству со сло­вами родного языка;

· опираться на заголовки и подзаголовки;

· использовать подсказывающую функцию рисунков;

· уточнять детали с помощью переспросов, просьб о повторе­нии и др.

Компенсирующие умения являются по сути стратегиями слу­шания и понимания, так как представляют собой умение исполь­зовать вербальные и невербальные средства для компенсации пробелов в знаниях и умениях.

Источник: studopedia.su

Цель обучения аудированию – научить учащихся понимать речь на слух, т.е. понимать новые сообщения, построенные на изученном материале, предъявленные в нормальном темпе учителем или в звукозаписи. Для достижения данной цели надо решить ряд задач:

развивать объем оперативной слуховой памяти

сформировать фонетические, лексические, грамматические навыки аудирования

научить понимать речь в нормальном темпе, различной длительности звучания предъявленного однократно

научить понимать тексты разного характера при наличии в них языкового материала

В ходе решения задач необходимо знать трудности аудирования.

Психологические трудности аудирования

трудности аудирования различных видов речи: механическая и живая, мужской и женский голос, темп.

форма предъявления текста (монологическая/диалогическая)

наличие или отсутствие зрительных опор

благоприятные для понимания

Читайте также:
Программа the sims 4 не работает возникшая проблема привела

нейтральные для понимания

затрудненные для понимания

Лингвистические трудности аудирования

Наличие в тексте незнакомого языкового материала, построение текста.

Технология обучения аудированию

Обучение аудированию осуществляется на протяжении всего периода обучения языку в школе. Подготовительные упражнения нужны для снятия трудностей. Прослушивание текстов в условиях, близких к реальным. Подготовительные – неспециальные, речевые – специальные.

Навыки развиваются в ходе выполнения комплекса упражнений. Чтобы правильно организовать комплексы упражнений, необходимо:

подобрать и составить соответствующие тексты для аудирования с учетом разговорной темы и трудностей

учет интересов учащихся

учет нарастания трудностей

первый текст– сравнительно короткий, со зрительными опорами, слова знакомы, голос учителя, монологическая форма

второй текст– более длинный по объему, в аудиозаписи, монологический

третий текст– количество незнакомой лексики больше

При работе над каждым текстом проходят три этапа:

До текстовый– подготовительные упражнения

Текстовый– собственно аудирование

После текстовый– поверка понимания текста

Руководствуясь критериями успешности выделяет 4 уровня понимания прослушанного текста:

Упражнения, с помощью которых осуществляется проверка понимания, относятся ко второму и четвертому уровню.

Общее пониманиепроверяется после однократного прослушивания (выбор ответа на вопрос, неверные высказывания, множественный выбор и альтернативы, пересказ на русском языке или ответы на вопросы)

Детальное и критическое пониманиеосуществляется после двух или трех раз прослушивания и обычно сопровождается подготовкой учащихся к пересказу на английском языке прослушанного текста (Ответить на следующие вопросы, составить план текста, пересказ текста по ключевым словам).

Письмо, как средство обучения иностранному языку в средней школе, обучение письму.

Программа – письмо средство обучения.

В лингвистической литературе под письмом понимается графическая система как одна из форм плановыражения и как ср-во представления языка с помощью знаков и как дополнительное к звуковой речи ср-во позволяющее фиксировать речь для сохранения ее во времени и для передачи на расстояние.

В психологическом плане письмо – это процесс соотнесения звукового образа слова с его графическим образом.

Это предполагает наличиеследующихнавыков:

  • Навыки начертания знаков
  • Н. правильного перекодирования звуков речи в адекватные ИЯ знаки письма (нав. орфографии)
  • Лексические и грамматические навыки письма, которые определяют его смыслвую сторону
  • Формирование навыков осуществляется с помощью языкового материала для продуктивного усвоения.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru