Обучение аудированию в контексте требований ФГОС предполагает овладение личностными, метапредметными и предметными результатами. Обучение аудированию состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового. При обучении требований в контексте ФГОС необходимо учитывать следующее: 1. задание должно строиться на реальной жизненной ситуации; 2. каждый вид языковой деятельности должен развивать те или иные навыки аудирования; 3. уровень сложности текста должен соответствовать поставленной задаче; 4. итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В контексте новых образовательных стандартов методика преподавания иностранного языка претерпела соответствующие изменения с учетом требования воспитания и развития компетентной, творческой, всестороннее развитой личности.
Целью ФГОС нового поколения является формирование у учащихся потребности изучения ИЯ и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения ИЯ и родного языка как средства познания и общения в современном мире.
Обучение аудированию
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, целью которого является развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути
При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться и играет очень важную роль в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В системе навыков речевой деятельности в наиболее тесной связи находятся аудирование и говорение, обуславливая взаимное развитие в процессе изучения иностранного языка. Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка восприятия и понимания речи на слух, может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Очень часто именно несформированность аудитивных навыков является причиной нарушения общения. Поэтому остановимся именно на формировании аудитивных навыков в контексте ФГОС.
Овладение аудированием дает возможность формировать совокупность УУД. Обучение аудированию с учётом требований ФГОС предполагает овладение: личностными , метапредметными , предметными результатами.
— общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе; — осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми.Личностными результатами
— развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; — расширение общего лингвистического кругозора школьника; — развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; — формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Игры для обучения аудированию
— приобретение навыков общения в устной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого поведения; — освоение лингвистических представлений, необходимых для овладения устной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; — сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором.
Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, максимально приближенные к жизненным ситуациям.
Работа с аудиотекстом предусматривает три этапа:
Примерами заданий предтекстового этапа могут служить следующие: работа с картинками, картами, графиками, диаграммами; повторение лексико-грамматического материала; чтение отрывка текста на тему аудирования; создание семантических групп; предсказание содержания аудируемого текста;
2. Следующий этап WHILE-listening- текстовый, необходим для того, чтобы снять трудности вовремя аудирования, заострить внимание на каких-то важных моментах и научить слышать именно нужную информацию. Данный этап можно разделить на две части: 1. Listening for gist, или аудирование для понимания общего содержания текста, без концентрации внимания на конкретных деталях. После первого прослушивания можно попросить обучающихся обменяться карточками и произвести взаимооценку верности или неверности догадок, сделанных в процессе PRE-listening.
2. Listening for specific information, или аудирование для понимания определённых деталей текста. На данном этапе можно использовать такие задания, как: True /False questions; multiple-choice questions; form filling. Следует также учитывать, что, исходя из требований ФГОС, задания могут быть дифференцированными.
Примеры заданий текстового этапа: аудирование со зрительными опорами; заполнение таблиц, составление графиков, схем; следование пути на карте; соответствие, множественное соответствие; аудирование с пониманием основного содержания; заполнение пропусков в предложениях, тексте; выбор ответа из ряда предложенных; исправление ошибок; выбор между официальным и неофициальным стилями и т. д.
3. Заключительный этап-(Post-listening) включает контроль понимания прослушанного текста. Цель данного этапа суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний, презентаций, инсценировки диалогов и т.д. Он необходим для развития навыков устной и письменной речи на основе прослушанного текста. Учащиеся учатся интерпретировать, комментировать, анализировать содержащуюся в тексте информацию, высказывать свое мнение по проблеме, ставить собственные проблемные вопросы по затронутой в тексте теме. Итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь: в какой мере задание и стратегии, отобранные для его решения, способствовали развитию навыков восприятия устной речи.
Предлагаем пример работы над аудиотекстом:
Учитель делит учащихся на группы в зависимости от количества учеников. Учащиеся должны будут прослушать семь несвязанных между собой текстов (диалогов и монологов). Учащиеся получат семь вопросов, к каждому из которых будут предложены по три картинки, т. е. по три варианта, один из которых является верным ответом к тексту.
На подготовительном этапе учитель раздает учащимся семь картинок, выбирая по одной из каждой группы. Таким образом, слушателям предъявляется одна картинка из каждой серии. Причем изображение, может являться как правильным, так и неправильным ответом к тексту.
На текстовом этапе (WHILE-listening) учащимся предлагается прослушать тексты, распределив картинки в той последовательности, в которой они услышат тексты. После этого им можно сообщить, что некоторые картинки являются неверным ответом к прослушанным текстам (либо они догадаются об этом сами) и предлагается определить, какие. Учащиеся обсуждают в группах. Затем участникам аудирования раздаются листы, где к каждому вопросу предъявляются по три картинки. Ученики слушают все семь текстов во второй раз, выбирая правильный ответ.
При обучении аудированию в контексте требований ФГОС необходимо учитывать следующее:
Задание должно строиться на основе реальной жизненной ситуации и давать обучающемуся представление о том, какого рода информацию он будет воспринимать, и что он должен с ней делать собственно перед началом аудирования.
Каждый вид языковой деятельности должен развивать те или иные навыки аудирования: идентификацию структурных элементов устного сообщения: звуков, родственных слов, морфологических особенностей; определение темы сообщения, типа текста, контекста сообщения; определение главной мысли сообщения; определение второстепенных деталей в сообщении; воспроизведение сообщения в устной или письменной форме.
Уровень сложности текста для аудирования должен соответствовать поставленной задаче: желательно, чтобы текст имел четкую логическую структуру. (хронологический порядок событий, соблюдение принципа от главного к второстепенному); слушателям должны быть знакомы социо-культурные особенности текста (в противном случае могут возникнуть существенные трудности его понимания); темп речи и четкость дикции должны соответствовать уровню имеющихся навыков аудирования у учащихся или слегка превышать их; объекты аудирования должны четко отличаться друг от друга для облегчения понимания сообщения (врач-пациент, репортер-прохожий; мужской-женский голос): желательно наличие зрительных опор, способствующих пониманию сообщения (картинки, карты, схемы). Заданию по аудированию должны предшествовать предтекстовые задания. Текстовые задания должны соответствовать постановке задания, цели аудирования и уровню учащихся. Знание цели аудирования помогает учащимся отбирать стратегии, требуемые для выполнения конкретного задания. Итогом задания по аудированию должна выступать обратная связь: в какой мере задание и стратегии, отобранные для его решения, способствовали развитию навыков восприятия устной речи. Учащийся должен дать себе четкий ответ на вопрос «Чему я сегодня научился, выполнив задание, и какие из использованных стратегий мне в этом помогли?»
Источник: nsportal.ru
Цели и задачи обучения аудированию в соответствии с требованиями программ для всех ступеней обучения
Аудирование является производным, вторичным в процессе коммуникации, оно сопровождает говорение и синхронно ему. Развитие навыков аудирования как вида речевой деятельности является одной из самостоятельных задач обучения иностранному языку.
Понимание реальной коммуникации требует от изучающего иностранный язык в совершенстве сформированных лексических, грамматических, фонетических навыков аудирования. Для того, чтобы устная иноязычная коммуникации протекала эффективно, необходимо, что бы каждый из её участников в каждый отрезок времени максимально полно, фактически на уровне стопроцентного восприятия, понимал своего собеседника. В значительной степени эта необходимость объясняется тем, что диалоги и полилоги устной неформальной речи не обладают единой для всего объема высказываний темой. Фактически каждая фраза может вводить новую тему разговора, которая может быть совершенно не связана ни с предыдущей, ни с последующей. Такой особенностью неформальной беседы обусловлена большая смысловая нагрузка каждой реплики коммуникантов.
Ведущую роль в развитии навыков аудирования играют технические средства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности [36; 145]. Наглядность обучения — это специально организованный, целенаправленный показ учебного материала с целью подсказать учащимся законы изучаемого явления, позволяющие увидеть общее через частное, языковой закон через речевое действие [32; 63]. Наглядность используется для того, чтобы “перекрыть” канал родного языка и побудить учащегося слушать и говорить на иностранном языке.
Процесс аудирования связан с механизмом слуховой памяти, которую помогают развивать тренировочные упражнения. Самым сложным в процессе аудирования является механизм логического понимания. В этом случае не требуется многократное восприятие и воспроизведение одного и того же материала. Полное понимание речи на слух должно осуществляться целостно при однократном восприятии.
Задача учителя состоит в том, чтобы научить пониманию не отдельных слов и фраз, а общему пониманию: о чем идет речь, где и когда происходит действие, кто его главные участники, и нацелить учащихся на восприятие текста в целом. Однако, такое понимание возможно лишь при наличии у учащихся развитых до автоматизма в процессе систематической практики речевых навыков. При подборе материала важно учитывать, имеют ли учащиеся достаточный словарный запас для понимания, и, возможно, адаптировать выбранный текст в соответствии с уровнем знаний учеников.
Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти обучающегося, и, прежде всего слуховой памяти. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая учащимся возможность понимать высказывания на языке другого народа, в данном случае на английском языке, одном из самых распространенных языков мира. Задания для развития навыков аудирования различны на разных этапах обучения. Они зависят от поставленных учителем учебных задач и усложняются по мере усложнения изучаемого материала.
Аудирование может выступать как цель и как средство обучения другим ВРД, оно облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.
Обучение аудированию осуществляется по 3 этапам — предтекстовым, текстовым и послетекстовым [5; 178].
Предтекстовый этап может быть представлен вступительной беседой, как правило, в режиме «учитель-класс», с целью выявления фоновых знаний учащихся. Вовремя вступительной беседы возможны ориентирующие замечания учителя о важности информации, содержащейся в тексте либо прогнозом возможного содержания текста по его заголовку или первому предложению, предъявление опор (вербальных: ключевых слов, зачинов предложений, плана, вопросов; визуальных/ невербальных: картинки, схемы, карты и т.п.), а также предъявление учащимся установки перед прослушиванием текста. В случае если аудирование выступает как цель обучения другому виду речевой деятельности, чаще всего — говорению, то эти моменты являются обязательными и от тщательности подготовки и проведения учителем предтекстового этапа зависит дальнейшая успешность проведения этапа урока, на котором проводится обучение аудированию.
Текстовой этап — это непосредственно предъявление текста. Если аудирование выступает как цель обучения, то необходимо организовать подробное обсуждение текста с целью развития навыка говорения, и предъявить текст учащимся дважды, при этом перед вторым прослушиванием необходимо обязательно сменить установку.
Текст может представлять собой сообщение, описание в познавательных целях, интересный связный рассказ, шутку, загадку, тематическое сообщение, инструкцию к каким-либо действиям.
Заключительным этапом работы с текстом является послетекстовый — контроль понимания прослушанного текста. Все способы контроля можно разделить на 2 группы — речевые (ответьте на вопросы, расспросите друг друга, согласитесь или возразите, придумайте заглавие к тексту, составьте план, закончите предложения, придумайте свой вариант завершения текста и т.д.) и неречевые (поднимите руку, услышав…, тестирование, выбор картинки, расположение картинок в нужной последовательности;
выбор (из нескольких предложенных) заголовка к тексту) [36; 118].
Источник: studbooks.net
В современной программе по иностранным языкам в качестве основной цели обучения аудированию выдвигается развитие у учащихся способности понимать на слух:
Рассмотрим эти виды аудирования более подробно.
Глобальное и селективное аудирование самые «экономные» аудитивные стратегии, постоянно используемые и в родном языке.
Учащиеся должны владеть всеми видами аудирования: в рамках базового курса (к концу 9 кл.) достичь элементарной коммуникативной компетенции (уровня выживания), к концу надбазового курса — порогового уровня.
Содержание обучения аудирования включает в себя лингвистический (в том числе лингвострановедческий и социокультурный) компонент, т.е. языковой и речевой материал, страноведческие, лингвострановедческие и социокультурные знания; психологический компонент, представляющий собой психофизиологические механизмы и действия по их использованию в процессе аудирования, коммуникативные навыки и умения; методологический компонент — комплекс учебных и компенсирующих умений, которые в совокупности с речевыми составляют стратегию понимания аудиотекста.[6,c.39]
Как уже отмечалось выше, лингвистический компонент содержания обучения составляет языковой и речевой материал — лексический, грамматический, фонетический. Однако наибольший интерес представляет материал на уровне текста. Поэтому следует более подробно рассмотреть вопрос о требованиях к отбору текста.
Психологический компонент содержания обучения — это прежде всего действия, обеспечивающие функционирование механизмов аудирования, а также действия с конкретным языковым и речевым материалом, который благодаря упражнениям превращается в навыки и умения. В качестве основных умений аудирования выделяют следующие 6 умений:
Отделять главное от второстепенного;
Определять тему сообщения;
Членить текст на смысловые связи;
Устанавливать логические связи;
Выделять главную мысль;
Воспринимать сообщения в определенном темпе, определенной деятельности, до конца без пропусков.
Также выделяют несколько другую группу умений :
Воспринимать, сегментировать (разделять) поток речи и дифференцировать (различать) воспринимаемые звуки и комплексы;
Интегрировать (объединять) их в смысловые блоки;
Удерживать их в памяти во время слушания;
Осуществлять вероятностное прогнозирование (языковое и смысловое);
Исходя из ситуаций общения, понимать воспринимаемое.
Общеучебные и компенсирующие умения, составляющие методологический компонент содержания обучению аудированию, включают в себя умение вести записи во время аудирования, пользоваться опорами, обходить трудности, использовать информацию, предваряющую аудирование (картинки, план, ключевые слова), а также опора на свой жизненный опыт, на знание предмета сообщения. Все эти умения комплексные. Они базируются на синхронной работе многих механизмов и на структуре аудирования как вида речевой деятельности.[18,c.245]
При определении трудностей текста учитывается способ передачи главной мысли — индуктивный или дедуктивный, форму предъявления — аудитивная, аудиовизуальная. Принимаются во внимание, кроме того, отнесенность текста к определенному стилю и жанру, сфера общения.
С учетом вышеизложенного можно выделить три группы текстов, отличающихся той или иной степенью сложности:
- 1) Легкие тексты
- · составленные (учебные) и полуаутентичные тексты разговорно — литературного, научно — популярного и художественного стилей в жанре сообщения или фабульного повествования с простым последовательным изложением;
- · основная идея выражена эксплицитно в начале текста;
- · сфера общения: неофициальная, в форме несложного монолога или диалога — сообщение/запрос информации;
- 2) тексты средней трудности:
- · аутентичные и полуаутентичные тексты разговорно — литературного, научно — популярного или художественного стиля в жанре беседы, сообщения, описания с последовательным и простым изложением;
- · основная идея выражена в начале или в середине текста;
- · сфера общения: официальная и неофициальная; монолог — описание/повествование; диалог — распрос/объяснение; полилог с ограниченным количеством сюжетных линий;
- · аутентичные тексты публицистического, научно — популярного и художественного стилей в жанре беседы, интервью, репортажа, описания;
- · основная идея выражена в конце текста или эксплицитно не выражена;
- · сфера общения неофициальная, полилог с разнообразными сюжетными линиями, монолог в диалоге.
Таким образом, главная цель обучения аудированию — это развитие у учащихся способностей понимать на слух иноязычную речь. Содержание обучения аудированию включает в себя три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Тексты для обучения аудированию можно выделить в три степени сложности: легкие, средний и трудные тексты.
Источник: studwood.net