В современной педагогике целью музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Понятие музыкальная культура учащихся имеет разную трактовку. Д. Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, – это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…» Тем самым Д. Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться.
Оценить
457 0
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР / ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ и ВИДЫ оркестров (Дирижер — ВЛАДИМИР ЯЦКЕВИЧ)
Содержимое разработки
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель музыкального образования
В современной педагогике целью музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.
Понятие музыкальная культура учащихся имеет разную трактовку. Д. Б. Кабалевский: «…способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, – это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого, это способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы…» Тем самым Д. Б. Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться.
Интерпретация цели музыкального образования – формирование музыкальной культуры личности учащегося – осуществляется Д. Б. Кабалевским в его концепции сквозь призму следующих целевых установок:
ярко выраженная воспитательная направленность, способствующая развитию прежде всего заинтересованного, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетического вкуса, музыкально-творческих способностей, умений и навыков;
опора на мировое музыкальное наследие – «золотой фонд» музыкальных произведений разнообразных форм, жанров, стилей;
цели и задачи музыкального воспитания дошкольников
вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью искусного и мудрого педагогического руководства благотворного воздействия искусства, прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащегося;
развитие музыкального мышления детей, их творческого потенциала в процессе слушания музыки, ее исполнения и сочинения.
Музыкальная культура ребенка проявляется в его музыкальной воспитанности и обученности.
Музыкальная воспитанность предполагает в первую очередь эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, потребность в общении с ним.
Обученность в музыкальном образовании проявляется в знаниях музыки и о музыке, в музыкальных умениях и навыках, в широте и глубине приобретенного учащимся опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке. Музыкальная воспитанность и обученность в практике существуют неразрывно, и основой их единства является специфика музыкального искусства, его интонационно-образная природа.
Существующая в нашей стране система музыкального образования обеспечивает следующие необходимые условия для развития музыкальной культуры учащихся:
обязательность уроков музыки в учреждениях общеобразовательного типа;
создание развернутой системы дополнительного музыкального образования, реализуемого во внеклассной и внешкольной музыкальной работе, в которой могут принять участие все желающие;
подготовка педагогов-музыкантов в системе высшего и среднего специального образования;
предоставление возможности педагогам-музыкантам повышать свой профессиональный уровень в системе поствузовского образования;
создание учебно-методической базы.
Цель музыкального образования, заложенная в той или иной концепции, определяет направленность всех компонентов музыкального образования: задач, принципов, содержания, методов и форм.
Основные задачи музыкального образования
Основные задачи музыкального образования выступают, как ближайшая педагогическая интерпретация его цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.
К ним относятся:
развитие в детях культуры чувств, художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;
знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;
развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;
воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания;
арттерапевтическое воздействие на учащихся средствами музыки;
помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.
В зависимости от того, какие из этих и других задач оказываются приоритетными в той или иной концепции музыкального образования, конкретной учебной программе, цель музыкального образования приобретает определенную направленность. Этим в первую очередь характеризуется состояние современного отечественного музыкального образования, для которого характерны различные пути достижения его исходной цели.
Принципы музыкального образования
Важнейшим компонентом музыкального образования являются принципы, которые рассматриваются в качестве исходных положений, раскрывающих сущность цели и задач музыкального образования, характер его содержания и процесса.
Принципы музыкального образования утверждают позицию педагога-музыканта в следующих направлениях.
Гуманистическая, эстетическая, нравственная направленности музыкального образования воплощаются в таких принципах:
выявление многообразных связей музыкального искусства с духовной жизнью;
раскрытие эстетической ценности музыки;
признание уникальных возможностей музыки в эстетическом, нравственном, художественном развитии ребенка;
изучение музыкального искусства в общеисторическом контексте и во взаимосвязи с другими видами искусства;
ориентация на высокохудожественные образцы (шедевры) музыкального искусства;
признание самоценности личности ребенка в его общении с искусством.
Музыковедческая направленность музыкального образования проявляется в следующих принципах:
изучение учащимися музыкального искусства в опоре на единство народной, академической (классической и современной), духовной (религиозной) музыки;
опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки:
раскрытие учащимся процесса слушания, исполнения и сочинения музыки как способов личностного «проживания» в музыкальном искусстве.
Музыкально-психологическая направленность музыкального образования воплощается в следующих принципах:
нацеленность процесса музыкального образования на развитие личности учащегося, его музыкальных способностей;
направленность на овладение учащимися различными видами музыкальной деятельности;
признание музыкального творчества в его различных проявлениях как одного из важнейших стимулов развития ребенка:
реализация арттерапевтических возможностей музыки в музыкальном образовании.
Педагогическая направленность музыкального образования проявляется в следующих принципах:
единство музыкального воспитания, обучения и развития учащихся;
увлекательность, последовательность, систематичность, научность в организации музыкальных занятий;
диалектическая взаимосвязь музыкально-педагогической цели и средств;
уподобление характера музыкальных занятий музыкально-творческому процессу.
В музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского основополагающее значение приобретают следующие принципы выявления и разработки принципов музыкального образования:
ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям, согласно которой в их основе – развитие эмоционального восприятия школьниками музыки, личностного отношения к явлениям музыкального искусства
введение учащихся в мир музыкального искусства – классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей
понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом;
направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребенке, которую необходимо осуществлять в композиторской, исполнительской и слушательской деятельности.
В работах Л. В. Горюновой предлагается два принципа:
принцип целостности
принцип образности
В программе по музыке, разработанной под руководством Г. П. Сергеевой, сформулированы такие принципы, как:
увлеченность;
триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя;
интонационность;
опора на отечественную музыкальную культуруру
К этому следует добавить принцип выбора заданий, вида деятельности и партнера, а также принцип дифференцированного подхода в обучении.
Источник: www.prodlenka.org
Цель и задачи Новой Программы по музыке.
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки как неотъемлемой части духовной культуры.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.
3. Развитие восприятие музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
4. Обогащение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
5. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация, драматизации исполняемых произведений).
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Общая характеристика учебного предмета.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цели музыкального образования.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки как неотъемлемой части духовной культуры.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.
3. Развитие восприятие музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
4. Обогащение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
5. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация, драматизации исполняемых произведений).
Место предмета «Музыка» в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания предмета «Музыка».
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Результаты изучения предмета «Музыка».
— укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
— наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
— формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
— приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
— развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
— наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
— ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
— овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
— применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
— готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
— планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
— участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
— умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
— развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
— развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
— общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
— представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
— использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
— готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
— участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.
Содержание учебного предмета «Музыка».
Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность.
Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению. Тематизм программы полностью совпадает с предложенными содержательными линиями стандартов второго поколения по предмету «Музыка»: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства» и «Музыкальная картина мира».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО. Цели и задачи на новый уч. год
В работе дананализ работы МО учителей нач. классов и поставлены задачи на новый учебный год.
Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников «Школа России»: цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни.
Компетентность в области постановки целей и задач. Программа по курсу «Личностно-ориентированный класс (подготовка к школе)» на 2015-16 уч.г.
Рабочая программа по кружку «Скоро в школу» для подготовительной работы к школе с 6-летними детьми.
Пояснительная записка к Новой Программе по музыке
Данная рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента образовательных стандартов; обязательного минимума содержания учебных программ; максимального объема учебного мате.
Программа родительского просвещения о целях и задачах введения ФГОС НОО
В своей работе по просвещению родителей о целях и задачах введения ФГОС НОО я использую материалы Управления образования администрации Богородского муниципального района. Данный материал разделе.
Размышления о новой программе по музыке » К вершинам музыкального искусства «. Автор — Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки
Размышления о новой программе по музыке » К вершинам музыкального искусства » Автор — Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки ГБОУ сош №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга .
Содержание программы учебного предмета «Изобразительное искусство» с 1-4 класс с учетом целей и задач адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
ВведениеГлава 1.Общая характеристика учебного предмета.1.1 Пояснительная записка по учебному предмету.1.2 Общая характеристика предмета «Изобразительное искусство»Глава 2. Содержание прогр.
Источник: nsportal.ru
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Статья может быть использована в проведении лекций в ВУЗе или педагогическом колледже по предложенной теме, в системе самообразования поскольку в статье раскрываются специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника, цели и задачи музыкального воспитания, формы организации музыкальных занятий, этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом, методика развития у школьников ладовысотного слуха и чувства ритма.Файл состоит из 3-х листов А-4 и представляет собой текст теоретического материала по методике преподавания музыкального искусстве в ВУЗе, можно использовать и в преподавании в педколледже.
Картинками
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Цели и задачи музыкального воспитания в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru