Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются:
а) дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3 — 4 г.;
б) дети со II уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 г.;
в) дети с III уровнем речевого развития начиная с 4 — 5-летнего возраста со сроком обучения 2 г.
Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.
В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов.
Последовательность усвоения конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.
Особенности ведения документации учителя-логопеда
Учитывая возрастные, характерологические особенности безречевых детей, выраженный речевой негативизм, сниженную эмоциональную активность, необходимо с первых же занятий создавать у ребенка хороший настрой, желание «играть» (заниматься) с логопедом, активно контактировать с ним. Успех первых шагов во многом определяется тем, насколько логопед сможет заинтересовать ребенка, организовать увлекательную для него ситуацию, создать стимул для подражания. В работе с детьми с I уровнем речевого развития главными задачами являются следующие:
1. Развитие понимания речи.
2. Развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний.
3. Развитие внимания и памяти.
С самых первых занятий используются варианты разных упражнений, направленных прежде всего на развитие у ребенка активного внимания, умения вслушиваться в обращенную к нему речь, выполнять задания на основе словесных конструкций. При этом уточняются значения ряда слов — названий предметов, действий, признаков. Важно, чтобы предметный словарь носил конкретный характер, а действия были наглядными, легко поддающимися демонстрации.
Обращения к детям следует облекать в форму побудительных и вопросительных предложений, в которых должны присутствовать одни и те же слова в разных грамматических формах. Такие упражнения проводят в игровой форме с широким использованием наглядной ситуации, при этом допускается ответ действием. Например: «К нам в гости пришел Незнайка. Он ищет своих друзей.
Кто поможет ему найти собаку Дружка, лису Алису, Кота в сапогах? Покажите, у кого собака Дружок, где лиса Алиса. Кто нашел Кота в сапогах?» И т. д.
Источник: pedlib.ru
Цель, направления и задачи логопедической деятельности с детьми с ОНР (стр. 1 )
Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» — слово, «Пайдео» — воспитываю.
1 Предмет и объект логопедии основные цели и задачи
На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.
Логопедическая помощь — вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.
Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.
Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.
Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.
В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети
В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.
С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.
На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» — это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.
Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:
- осуществление диагностики речевого развития детей;
- социальная адаптация детей в коллективе;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование умения сотрудничать;
- осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
- определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.
В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:
- Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
- Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
- Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.
- Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
- Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.
Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.
Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.
Воздействие — активное влияние субъекта на объект, не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.
При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.
1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
- Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
- Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
- Моделирование, как метод логопедического воздействия — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
- Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
- Беседа — метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
- Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.
Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.
Цель и задачи логопедического обследования
Дарья Колесник
Цель и задачи логопедического обследования
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т. к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Цель логопедического обследования
Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии. Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок, страдающий нарушением речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.
Так что же такое логопедическое обследование?
Логопедическое обследование – это комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с раннего возраста.
Логопедическое обследованиевключает 2 самостоятельных раздела:
— «Общая диагностика»
(память, внимание, счёт, мышление, эмоции)
.
— «Речевая диагностика»
(устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память)
.
Основной целью обследования является оценка сформированности речи, то есть степени соответствия уровня речевого развития, особенно связности речи и ее коммуникативной функции, возрастным нормативам, определение путей и средств коррекционно-развивающей работы.
Задачи логопедического обследования
Из цели вытекают следующие задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Также выделяются задачи:
1) выявление объёма речевых навыков;
2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи (Филичева Т. Е., Чиркина Г. В., 1985; Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., 1990; Усанова О. Н., 1990; Волкова Л. С., 1995 и др.). Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
При логопедическом обследованииребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной)
. При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.
При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.
При проведении логопедического обследованияиспользуются следующие методы:
Источник: pobeda-nvr.ru
Задачи и цели логопедии как науки
Задачи и цели логопедии как науки
- Что изучает логопедия?
- Основные задачи логопедии как науки
- При помощи каких научных методов достигаются цели в логопедии?
- Как связана логопедия с другими науками?
- Цели практической логопедии и требования к личности логопеда
Правильная и богатая речь – это важное условие всестороннего развития ребенка. Чем лучше он разговаривает и чем больше его словарный запас, тем легче ему высказать свои мысли, иметь свою точку зрения, общаться с окружающими, учиться и познавать мир. Поэтому чистота речи и нормальные сроки ее формирования являются значимой целью образовательного и воспитательного процессов.
Сегодня мы поговорим о педагогической науке, которая изучает и предупреждает речевые нарушения, – о логопедии. Узнаем, каковы ее основные задачи и цели, а также поговорим о методах, при помощи которых эти цели достигаются.
Что изучает логопедия?
Задачи и цели логопедии как науки
Слово «логопедия» включает в себя корни греческих слов: «logos» («слово», «речь»), «paideia» («воспитание», «обучение»), то есть означает «воспитать правильное произношение слов».
Поэтому можно говорить, что логопедия – это наука, в первую очередь, педагогическая, изучающая нарушения речи и формирующая методы обнаружения, предупреждения и коррекции этих нарушений. Основная цель этого направления – разработать и научно обосновать систему обучения и воспитания, которая поможет детям и взрослым, страдающим речевыми патологиями.
Поздно сформированную речь и заболевания, которые не дают правильно и вовремя развиваться, изучают не только логопеды, но и физиологи, невропатологи, психологи, лингвисты и другие специалисты смежных научных областей. Каждый из этих ученых рассматривает нарушения речи соответственно знаниям своего научного направления.
Логопедия изучает речевые расстройства с позиции особого обучения, поэтому она относится к специальной педагогике. Это научное направление может похвастаться реальными достижениями и успехами, в ее основе лежат исследования и выводы отечественных и зарубежных ученых.
Подытожив, можно говорить о том, что логопедия изучает:
- причину нарушений;
- механизмы, влияющие на речевые функции;
- сопутствующие симптомы;
- структуру расстройств речи;
- методы диагностики, устранения и предупреждения нарушений.
Логопедия обязательно учитывает возраст людей, поэтому может быть дошкольной, школьной, а также подростковой и взрослой.
Основные задачи логопедии как науки
Задачи и цели логопедии как науки
Из определения логопедии можно выделить ее основные цели и задачи:
- изучить нормы и отклонения периода формирования человеческой речи (начиная от произношения первых звуков ребенком до полноценно оформленной речи во взрослом возрасте);
- определить уровень распространенности речевых расстройств и их симптомы;
- понять, какова структура нарушений речи и какое влияние расстройства оказывают на психическое развитие детей и их поведение;
- разработать способы диагностирования речевых патологий;
- выработать научно обоснованные принципы, а также методы коррекции и предупреждения разных форм нарушений речевой деятельности;
- исследовать закономерность логопедического обучения и воспитания детей, имеющих речевые расстройства;
- выяснить особенности формирования речи и ее дисфункций у детей с нарушениями интеллектуального уровня, слуховых и зрительных функций, опорно-двигательного аппарата и с другими особенностями здоровья;
- усовершенствовать способы профилактики нарушений речи;
- организовать эффективную логопедическую помощь людям.
Все эти задачи являются как теоретическими, так и практическими. Их теоретическая составляющая – это исследование нарушений речи и создание методов их диагностики, устранения, способов профилактики. А практическая – проведение конкретных действий для помощи людям по этим теоретическим задачам (диагностика, устранение, профилактика).
При помощи каких научных методов достигаются цели в логопедии?
Задачи и цели логопедии как науки
Чтобы решить поставленные задачи необходимо:
- организовать сравнение, изучение особенностей речевых расстройств;
- при помощи исследований, наблюдений, тестирования и бесед осуществить сбор данных;
- обработать полученную информацию;
- обеспечить взаимосвязь теории и практики;
- распространить логопедические знания среди населения;
- привлекать к сотрудничеству специалистов смежных наук (педагогов, врачей, психологов, лингвистов).
Как связана логопедия с другими науками?
Задачи и цели логопедии как науки
Проведение логопедических исследований и действий невозможно без других наук. С какими же науками логопедии необходимо «сотрудничать» для успешного решения своих задач?
- С дошкольной педагогикой (поскольку основной объект исследования и коррекционного воздействия – это ребенок).
- С психологией и психодиагностикой (внимание, память, особенности мышления, характера и поведения непосредственно влияют на речевые функции, поэтому знание психологических наук дает возможность логопедам установить доверительный контакт с пациентом, выявить и скорректировать нарушения, отличить речевые расстройства от расстройств психики, увидеть не только проблему речи, а всю личность в целом).
- С физиологией и анатомией (данные этих наук используются в логопедии при выявлении причин речевых патологий и их ликвидации, а также в осуществлении учебных и воспитательных процессов детей и взрослых, перенесших тяжелые заболевания, вызвавшие нарушения).
- С социологией (значительное влияние на речевые способности оказывают особенности социальной среды и условий, в которых живет человек).
- С лингвистическими науками (фонетика, лексика и грамматика необходимы человеку, чтобы точно выразить свои мысли и чувства, а логопеду такие знания помогают поставить верный диагноз и помочь пациентам усвоить нормы языка).
- С оториноларингологией (данные о нарушениях слуховых функций также позволят верно выстроить логопедическую работу).
- С офтальмологией (слабовидящие или слепые люди часто имеют проблемы с речью, поэтому знания офтальмологии помогут разработать воспитательный и обучающий процесс коррекции речи для лиц с нарушенным зрением).
- С невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении (такие знания помогут специалисту понять причину недуга, позволят грамотно диагностировать расстройства речи и провести логопедическое воздействие на детей с особенностями здоровья).
Цели практической логопедии и требования к личности логопеда
Задачи и цели логопедии как науки
Роль логопеда в жизни детей и взрослых весома и ответственна. Именно логопед предупреждает появление речевых дефектов в раннем возрасте и исправляет имеющиеся нарушения.
Логопед на практике должен решать следующие важные задачи:
- своевременное выявление речевых расстройств и их устранение при помощи коррекционных методов;
- исправление произношения;
- выработка навыков восприятия, понимания и связности речи;
- обогащение словарного запаса;
- профилактика нарушений для формирования у малышей правильной речи;
- подготовка детей к чтению и письму;
- восстановление утраченных функций речи у людей, перенесших инсульт или травму.
В своих действиях специалист обязательно должен учитывать закономерности детской и взрослой речи, возраст и индивидуальные особенности психики и физического здоровья пациентов. Поэтому логопеду необходимо знать:
- неврологические признаки речевых расстройств;
- психопатологии в детском возрасте;
- формы психических нарушений;
- способы диагностирования нарушений;
- приемы коррекции и устранения речевых патологий;
- методы обучения детей с расстройствами речи.
Такие знания помогут верно определить речевое нарушение и выбрать наиболее подходящий к конкретному случаю метод коррекции.
Логопед – это первый учитель ребенка, который создает фундамент его будущей успешной жизни, формируя навыки владения правильной и богатой речью, поэтому личностные качества специалиста не менее важны, чем научные знания.
Логопед должен быть нравственным, толерантным, зрелым человеком с активной жизненной позицией и желанием постоянно обучаться. Логопед – это человек, который увлечен своей профессией, искренне любит детей и желает им помогать, он требователен к себе и окружающим, выдержан и самокритичен, имеет богатое воображение, любознателен и наблюдателен, способен нести ответственность за свои решения и действия.
Конечно, очень важно, чтобы речь самого специалиста была примером для окружающих (не только малышей, но и взрослых).
Полноценно изучить методы коррекционно-педагогической и логопедической работы и получить специальность учителя-логопеда можно на нашем курсе профессиональной переподготовки. Программа обучения имеет удобный дистанционный формат и дает слушателям возможность полноценно освоить специальную психологию и коррекционную логопедию для осуществления успешной работы с детьми и взрослыми, имеющими отклонения речевых функций. После получения диплома вы сможете не только помогать людям, страдающим нарушениями речи, но и их семьям справиться с психологической нагрузкой.
Источник: ncrdo.ru