Образование в начальной школе – фундамент дальнейшего учебного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащиеся показывали хорошие результаты в обучении. Детям 6-9 лет неинтересно изучать сухую теорию. Поэтому многими учителями используется игровая технология в начальной школе, позволяющая сделать уроки яркими и запоминающимися.
Цель игровых технологий в начальной школе
Традиционный подход в обучении ориентирован на средний уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к обучению. Они продолжают ходить в школу потому, что «так нужно». Хорошие оценки стараются при этом заработать дети для того, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей.
Игровая технология в начальной школе направлена на разогрев интереса ребят к основным предметам. Это математика, литература, письмо, иностранный и русский язык.
«ИГРОВЫЕ ПРОГРАММЫ: ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»

Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся.
Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе.
Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:
- Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
- Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.
- Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса.
Большинство педагогов считает, что игровая технология в начальной школе должна стать приоритетным направлением в организации учебного процесса у ребят младшего возраста.
Виды игровых технологий
Все игры, которые могут использоваться в процессе обучения, разделяют на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый вид ставит перед собой конкретную задачу. В процессе обучающей игры ребенок узнает информацию, которую не знал ранее. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на выявление новых способностей у ребенка.
На таких уроках педагог учит ребят рассуждать логически. Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал. Кроме того, на таких занятиях учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята усвоили не полностью.
Как написать ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?
Независимо от вида, каждая игра имеет четкую структуру и должна включать: роли, которые берут на себя играющие, игровые действия, сюжет. Для совершенствования учебного процесса в начальной школе могут использоваться два основных метода: ролевые игры на уроке, а также соревнования. Последний вариант в большей степени мотивирует ребят к обучению. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.
Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности. Лучшего результата удастся достичь педагогу, если он будет совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, заведомо зная, что он пройдет в нестандартной форме.
Игровые технологии на уроках русского языка
Предмет «Русский язык» является одним из наименее любимых у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить новые правила помогают игры-упражнения. Педагог предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее.
Здесь можно использовать соревновательный момент. Наиболее интересные и сложные ребусы рассматриваются на уроках, автор получает положительную отметку в дневнике. Такая игровая технология может применяться во втором или третьем классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний.

Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия. Педагог может заранее продумать сценарий нестандартного урока, на котором ребята отправятся в гости в страну Лингвинию или яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные плоды, а буквы. Такое путешествие можно провести на открытом воздухе, пригласить других педагогов и родителей учащихся. Игры-путешествия помогают развивать фантазию ребят, закреплять учебный материал. Малыши гораздо быстрее запомнят предмет, если он будет ассоциироваться с положительными эмоциями.
Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования. Педагог разделяет класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить поставленные задачи (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквосочетания, исправить пунктуационные ошибки). За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы.
Побеждает та, которая к концу игры имеет больше баллов. В качестве приза учащиеся могут быть освобождены от выполнения домашнего задания.
Использование игровых технологий на уроках литературы
Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру.

После изучения определенного произведения педагог предлагает ребятам поставить собственный спектакль. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива. Спектакль по произведению ставится для родителей и администрации школы. Ученики стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене.
Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у ребят, творческие способности. Кроме того, таким образом учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Ребята буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа.
Хорошие результаты также дает игра-импровизация. На одном из уроков педагог предлагает ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон.
Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его. Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными. Урок в игровой форме пробудит интерес у ребят к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию фантазии.
Игровые технологии на уроках математики
Математика – это предмет, целью которого является обучение ребят не только счету, но и логическому мышлению. Интересный урок математики может включать в себя следующие игры:
- «Лишний предмет». На магнитной доске учитель выставляет ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.
- «Веселый трамвай». Учитель раздает учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д.). Таким образом учитель поступает и с остальными цифрами. Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел.
- «Назови следующее число». Все ребята стоят в кругу. В центре находится учитель, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч педагогу.
- «Назови фигуры». На белом полотне (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составлен сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие виды фигур используются, подсчитать сколько их. В дальнейшем из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т. д.)
- «Ворота». Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10. Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. К примеру, чтобы пройти через число 8, необходимо иметь карточки 6 и 2.

Существуют и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые могут использоваться на уроках математики. Все они направлены на закрепления материала, который дети получают на традиционных уроках.
Нестандартные уроки природоведения
Согласно ФГОС уроки природоведения должны начинаться у ребят уже в первом классе. С интересом к предмету обычно проблем не возникает. Даже в сухой форме малыши хотят узнавать, почему земля круглая и зачем поют птицы. Но игровая технология в начальной школе по ФГОС целью имеет не только пробуждение интереса к предмету. Об этом писалось выше.
Важно также развивать фантазию ребят, их физические данные. Поэтому часто педагоги прибегают к проведению уроков по природоведению на свежем воздухе. Здесь ребята активно проводят время, получают заряд бодрости и параллельно изучают местную флору и фауну. Наиболее актуально проводить занятия такого рода в сентябре и мае, когда погодные условия располагают к обучению.

Начиная со второго полугодия в первом классе, когда ребята уже владеют определенным багажом знаний, можно проводить уроки в форме следующих игр:
- «Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Ребятам предлагаются четыре представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто является лишним. К примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому лишний.
- «Паутина». Учитель задает вопрос школьнику. При правильном ответе ученик получает клубочек шерстяных ниток. Далее ребенок сам задает вопрос и перелает клубочек следующему. В конце игры получается паутина, которая показывает тесную взаимосвязь между отдельными компонентами природы.
Игры на уроках иностранного языка
Уроки английского языка или любого другого иностранного изначально являются наиболее сложными для ребят в первом классе. Малыши привыкли описывать предмет знакомыми словами. Методика игровых технологий в начальной школе позволяет сделать процесс изучения иностранного языка ярким и запоминающимся. Выучить конкретные слова быстро поможет игра под названием «Вопрос».
Учитель должен загадать слово, касающееся изучаемой темы. Ребята по очереди задают вопросы, чтобы выяснить, что это за слово. В первом классе беседа может вестись на русском языке, в дальнейшем вопросы желательно задавать на иностранном. Учитель может отвечать только «да» или «нет». Практика показывает, что такая игра помогает запомнить иностранные слова гораздо лучше привычного заучивания.

Как и в случае с литературой, хорошие результаты дают постановочные пьесы. Единственное отличие — все персонажи должны разговаривать на иностранном языке. Поэтому приглашать родителей и администрацию школы на нестандартные уроки английского языка нецелесообразно. Разыграть пьесу или сценку можно во время урока без заучивания текста. Все что нужно учащимся, это читать реплики по представленному сценарию.
Помогает тренировать письмо на иностранном языке составление ребусов и кроссвордов, как и в случае с предметом «Русский язык». При этом малыши уже должны иметь определенные знания. Поэтому уроки английского языка с использованием такой технологии следует проводить, начиная со второго класса.
Подвижные игры на уроках физкультуры
Физическая подготовка играет важную роль в планировании образовательного процесса. Качественно выполнять упражнения, которые будут положительно влиять на состояние здоровья, захочет не каждый ребенок. Как и в случае с другими предметами, необходима мотивация. Актуальность игровых технологий в начальной школе касается также и физической подготовки.
Различные эстафеты и другие соревнования стимулируют ребят к физической активности. Целесообразно занятия проводить на свежем воздухе не только в теплое время года, но и зимой. Обязательно должны быть включены в образовательную программу обучение катанию на лыжах и коньках.

Хорошие результаты дают командные игры, которые учат ребят работать на результат совместными усилиями. На уроках физической подготовки школьники могут играть в футбол, баскетбол, волейбол.
Иностранный опыт
Игровая технология в начальной школе уже давно используются за рубежом. Во многих европейских учебных учреждениях обучение начинается с 4 лет. Но эти занятия проходят не так, как в отечественных школах. Ребята воспринимают любую информацию через игру. Даже обычных классных кабинетов нет. Уроки могут проходить на полу в игровом кабинете.
Ребят окружают игрушки в виде геометрических фигур, букв и животных.
Начальное образование в любой европейской стране является общедоступным. Чтобы попасть на обучение, малышу нет необходимости проходить тестирование. Все учащиеся равны. Особенностью многих зарубежных школ является немногочисленность классных коллективов. Ребят разделяют на группы по способностям на 8-10 человек.
Таким образом, педагог может уделять максимум внимания каждому ребенку. Занятия проходят не только в условиях учебного учреждения, но и на свежем воздухе. Ребята вместе с учителем посещают фабрики, другие школы, зоопарки. Атмосфера в коллективе больше напоминает семейную.
Игра – основное занятие детей в младшей школе Швейцарии, Англии, Франции и многих других стран. Огромное внимание на первых этапах обучения уделяется физическому развитию ребят. Иностранные малыши могут отставать от русских сверстников в плане академического развития. Вместе с этим они практически не болеют, мало кому приходится сталкиваться с проблемой сколиоза.
Многие государственные школы России сегодня перенимают зарубежный опыт. Учителя ездят на практику за границу, чтобы делиться знаниями с коллегами из других стран, брать для себя что-то новое, чтобы внедрить в отечественный учебный процесс. Ведь нельзя сказать, что русская технология обучения неправильная. Отечественные дети, которые большую часть времени проводят за решением скучных задач, также отлично запоминают предмет. Но разбавление стандартных уроков играми, как за рубежом, делает процесс обучения более ярким, интересным, мотивирует к дальнейшему развитию.
Подведем итог
Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в процесс обучения в начальной школе дает положительные результаты. У малышей появляется интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, убрать комплексы, которые были заложены в семье. В процессе соревнований и ролевых игр учащиеся показывают свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах.
Игра и учеба – два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать ребят. При этом игра будет частью урока. Вовлекать в такую деятельность необходимо всех ребят без исключения.
Тогда педагогу удастся достичь хороших результатов.
Продумывать проведение игр необходимо еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Это должны быть ролевые игры и различного рода соревнования. Такая деятельность должна занимать не менее 20% всего учебного времени. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.
Источник: fb.ru
Игры и игровые занятия по финансовой грамотности
Обучение в игре — один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.

Игры для детей 5–13 лет

Деловая игра «Финансовый театр»
Для детей 7–13 лет
Игра знакомит с темой личного финансового планирования на примере персонажей сказок, учит рационально подходить к управлению расходами.

Игра «Как тратить карманные деньги»
Для детей 8–10 лет
В ходе игры у детей формируется представление о том, какие источники доходов существуют, как защитить сбережения от влияния инфляции, и что такое личный финансовый план.

Игра «Финансовое бинго»
Для детей 8–10 лет
Игра помогает актуализировать знания финансовых терминов и их значений.

Игра «Блеф-клуб»
Для детей 10–13 лет
Карточная игра знакомит участников с налогами: например, с подоходным налогом, НДС и социальными выплатами. Игра формирует понимание того, какие налоги необходимо платить, каковы последствия неуплаты налогов.

Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»
Для детей 10–13 лет
В процессе игры участники узнают о том, какие риски потери денег существуют и как от них защититься с помощью страхования.

Игра «Финансовые колонизаторы»
Для детей 10–13 лет
Игра, в которой знания по финансовой грамотности помогают участникам завоевывать игровые территории и захватывать крепости. В процессе игры участники узнают, какие источники доходов и расходов семьи существуют, какие налоги необходимо платить.

Игра «Финансовый блогер»
Для детей 10–13 лет
Игра погружает участников во внутреннюю «кухню» профессии блогера, учит писать тексты, анализировать информацию и на её основе формулировать финансовые советы для сверстников. Участники игры получат опыт составления личного финансового плана, постановки финансовой цели и прогнозирования сроков ее достижения.

Курс «Юный финансист»
Для детей 5–7 лет
Курс погружает дошкольников и младших школьников в основы финансовой грамотности — знакомит с понятием денег, их ролью в современном мире. Благодаря игровому опыту дети формируют представление о способах получения дохода и важности финансового планирования для исполнения своих желаний.
Игры для детей 13–18 лет

Деловая игра «Предпринимательство»
Для детей 13–18 лет
Игра знакомит участников с темой предпринимательства, учит в игровой форме принимать решения на всех этапах создания бизнеса в условиях конкуренции.

Деловая игра «Семейный бюджет»
Для детей 14–18 лет
Игра знакомит детей с темой семейного бюджета. В результате игры участники на собственном опыте понимают, как разные события могут влиять на увеличение или уменьшение расходов, убеждаются в ценности финансового планирования.

Деловая игра «Фондовый рынок»
Для детей 14–18 лет
Игра знакомит с темой фондового рынка и темой управления доходом через инвестиционные инструменты. Участники в безопасных условиях (без потери реальных денег) учатся анализировать риски и принимать инвестиционные решения.

Деловая игра «Личный финансовый план»
Для детей 14–18 лет
Игра учит участников понимать механизм работы финансовых институтов: банк, страховая компания, брокерская компания и биржа; разрабатывать долгосрочные финансовые стратегии; принимать взвешенные решения с точки зрения постановки финансовых целей и выбора финансовых инструментов для накопления на них.

Деловая игра «Защита прав потребителей»
Для детей 14–18 лет
Игра знакомит участников с темой защиты прав потребителей финансовых услуг и развивает такие навыки, как определение проблемы, принятие решений в условиях ограниченного времени, идентификация проблемы.
Источник: vbudushee.ru
Игра в образовательном процессе
Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.
«Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». К.Гросс.
«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак.
«Игра – основной способ общения человека с возможным». Э.Финк.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т.Шацкий.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.
«Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим… Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Большой энциклопедический словарь.
В игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом – развитие определенных, реализуемых в ней способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии.
Существует множество теорий происхождения игры как таковой: теория избытка нервных сил, компенсаторности; теория рекапитуляции и антиципации; теория духовного развития ребенка в игре; теория абсолютизации культурного значения игры и многие другие. Но все они подчеркивают важность и жизненную необходимость игры в становлении и развитии личности ребенка.
Игра выполняет ряд важнейших функций, среди которых можно выделить следующие:
6. функция самореализации;
Основные слагаемые игры:
1. участник (участники);
3. игровой хронотоп (игровое пространство и игровое время);
5. игровой реквизит;
Классификация игр (основа – тип человеческой деятельности):
1. физические: двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (современные танцы-импровизации, разнообразные телодвижения);
2. интеллектуальные (игры-манипуляции, игры-путешествия, предметные, конструкторские, компьютерные игры);
3. социальные (сюжетно-ролевые, деловые, комплексные).
Дидактические игры
Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.
«Дидактическая игра – это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения, познавательный интерес за счет эмоционально окрашенных игровых действий». М.В.Кларин.
Основные признаки дидактической игры:
1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
3. учебный материал используется в качестве средства игры;
4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.
Учебная игра обладает следующими чертами:
— наличие учебной цели;
— наличие предполагаемого результата.
В этом смысле есть очевидные трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.
Ключевой характеристикой любой игры является ее двуплановость: одновременное существование реального и условного (собственно игрового) планов.
Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.
Игровая – это задача, которую решает играющий в ходе игры, т.е. выполнение определенных игровых действий.
Учебная – это задача, которую ставит преподаватель.
Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.
Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре. Как правило, показателями игрового результата являются обоснованность и продуктивность принимаемых игровых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий, эрудиция, смекалка.
Учебная игра, введенная в систему методов обучения, осуществляет несколько функций:
— мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых;
— компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни;
— способствует приобретению знаний;
— оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности;
— учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.
Условия эффективной организации дидактической игры (правила):
1. игровая деятельность должна быть мотивирована, т.е. учащиеся должны испытывать потребность в игре;
2. учебная игра должна иметь личностный смысл и быть значимой для каждого из участников;
3. обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия и взаимопонимания; большую роль в этом играет учитель, ему необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, целеустремленность, состояние здоровья, самочувствие каждого из участников игры;
5. игровое действие должно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях; оно должно обеспечивать возможность учащимся принимать рациональные, эффективные решения и критически оценивать себя и окружающих.
Сущность педагогического влияния заключается не столько в непосредственном вмешательстве преподавателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре:
2. Конструктивная основа любой игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели.
3. В основе многих дидактических игр лежит соперничество, идея состязания. Выигрывает тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется в этом случае конкурсностью, соревновательным характером игры.
4. Участники должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.
5. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью.
6. Оборудование и оснащение игры необходимым реквизитом, предметами, игровыми атрибутами.
7. Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.
Источник: koncpekt.ru