Актуальность выбранной темы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе.
Адаптация инвалидов является проблемой приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей, приобрела в последнее время особую важность.
Количество инвалидов в России в 2017 году насчитывало более 15 млн. человек. Практически половиной из них являются мужчины и женщины трудоспособного возраста. То есть на 10 тыс. человек приходится приблизительно 59 граждан недееспособной категории. Среди них большинство относится к третьей группе. Меньше всего представителей первой группы.
Изучение статистики инвалидов по стране показывает, что у нас их гораздо меньше, чем в европейских государствах.
Число инвалидов растет, в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им помощи.
Данная категория в России сталкивается также с такой проблемой, как одиночество, так как их общение ограничивается рамками семьи или родственников.
Государственная программа «Доступная среда». Основные нормы «доступности» по СП 59.13330.2016
Отношение населения к интеграции гораздо более лояльное, чем у инвалидов.
Отмечалось более положительное отношение к ситуациям, либо не требующим постоянного общения, либо предполагающим общение на равных.
Специалисты тогда обратили внимание на такую закономерность: инвалиды, остро переживающие пренебрежительное отношение окружающих, более негативно воспринимают идею интеграции.
Сейчас специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального сопровождения инвалидов. Идет обсуждение опыта работы реабилитационных центров в форумах. Однако есть необходимость изучения проблем инвалидов как на государственном, так региональном уровне.
Объектом курсовой работы является государственная программа «Доступная среда».
Предметом является ее реализация в Москве.
Цель данной курсовой работы – изучить реализацию государственной программы «Доступная среда» в Москве.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить понятие инвалидности
2. Исследовать правовую базу по работе с инвалидами
3. Изучить особенности работы с инвалидами в социальной сфере
Теоретическую основу исследования составили Декларация ООН «О правах инвалидов»[1], Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»[2], Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации».[3]
Научную основу курсовой работы составили работы таких авторов, как Л.П. Храпылина, П. Д. Павленок, а так же публикации в средствах массовой информации и на сайтах ведомств.
Курсовая работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность реализации государственной программы «Доступная среда» в Москве, сформулированы цель и задачи работы, характеризуется степень разработанности проблемы в современной литературе, двух глав, первая глава состоит из двух параграфов, вторая – из трех параграфов, заключения, в котором изложены результаты курсовой работы, списка источников и литературы и практической части.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» В МОСКВЕ
Инвалидность
Представитель данной категории является лицом, которое имеет нарушение здоровья с расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его защиты.[4]
Уменьшение жизнедеятельности является утратой лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Уровень ограничения жизнедеятельности является величиной отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
Общественная недостаточность является последствиями нарушения здоровья, приводящими к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его защиты или помощи.
Общественная защита является системой гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Структурные элементы позволяют раскрыть сущность причин инвалидности.
Люди с проблемами со здоровьем признаются инвалидами в силу отклонений от нормального состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.[5]
Чтобы установить инвалидность, необходимо пройти социальную экспертизу.
Социальная экспертиза является признанием лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей лица в мерах защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных расстройством функций организма.
Инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
• По возрасту — дети-инвалиды, инвалиды-взрослые
• По происхождению инвалидности:
инвалиды с детства
инвалиды общего заболевания
• По степени трудоспособности:
инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные
инвалиды I группы
инвалиды II группы
• По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.
Регистрация лица в качестве инвалида осуществляется учреждениями социальной экспертизы:
Бюро социальной экспертизы
Главными бюро социальной экспертизы
Бюро социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро[6].
Регистрация гражданина в качестве инвалида осуществляется при проведении социальной экспертизы, исходя из оценки состояния организма гражданина на основе анализа его функциональных, бытовых, трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Исследователи бюро обязаны ознакомить гражданина с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Сейчас инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в обслуживании намного выше.
Исследование истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с дефектами, синдромами, нарушениями.
Поэтому возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 251 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 10.11.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.11.2019 N 1480, от 28.12.2019 N 1932, от 23.12.2020 N 2236, от 23.03.2021 N 449, от 18.10.2021 N 1770, от 10.11.2022 N 2028)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Доступная среда».
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 328 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2625);
пункт 331 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 464 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3525);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 68 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 5, ст. 813);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 371 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2206);
постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 860 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4920);
постановление Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2017 г. N 1345 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6982);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 96 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 7, ст. 1033);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 352 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 15, ст. 2123);
постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2018 г. N 1053 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст. 5756);
постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. N 1316 «О внесении изменений в приложение N 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 46, ст. 7058);
пункт 66 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 1391 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 49, ст. 7600);
постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. N 1696 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8722).
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 марта 2019 г. N 363
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.10.2021 N 1770, от 10.11.2022 N 2028)
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., подписанной Российской Федерацией в 2008 году и ратифицированной в 2012 году (далее — Конвенция), в Российской Федерации необходимо обеспечить принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Согласно Конвенции в Российской Федерации признается равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания при равных с другими людьми вариантах выбора и вовлеченности в местное сообщество.
До принятия государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (далее — Программа) отсутствовал комплексный подход по отработке формирования доступной среды на уровне субъектов Российской Федерации, как в охвате сфер жизнедеятельности инвалидов, так и потребностей самих инвалидов. Кроме того, не было определено участие общероссийских общественных организаций инвалидов в формировании доступной среды.
За период реализации Программы к 2021 году количество доступных приоритетных объектов составило 27,9 тысячи (70,4 процента из их общего количества — 39,7 тысячи).
Количество общеобразовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 5 раз — с 2 тысяч в 2011 году до 10,1 тысячи (24,5 процента) к 2021 году. Количество дошкольных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования к 2021 году составило 8,1 тысячи (21 процент от общего количества таких организаций).
Оказана поддержка 66 учреждениям спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в 60 субъектах Российской Федерации, что позволило повысить долю инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, с 13 процентов в 2011 году до 76 процентов к 2021 году от их общего числа.
Так, результаты практической реализации Программы в регионах позволили путем принятия законодательных и нормативных правовых актов реализовать положения Конвенции и определить полномочия органов власти по обеспечению доступной среды в различных сферах.
Программы социальной защиты в ведущих странах мира включают доступную и безбарьерную среду: все культурные организации и места отдыха оснащены специальными пандусами, автоматическими дверями, лифтами и прочим; работу специалистов с инвалидами; создание групп по общению инвалидов и совместному восстановлению; просветительскую работу о том, как нужно вести себя в общении с инвалидами, о толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В странах Европы создана и эффективно функционирует законодательная база для поддержки людей с ограниченными возможностями. Широкое распространение получили программы по реабилитации и интегрирования инвалидов в общество. Важное значение имеет равенство в правах со здоровыми людьми и недопустимость дискриминации людей с тяжелыми недугами.
Оценка состояния анализируемой сферы с состоянием данной сферы у ведущих стран мира и стран Европы показывает во многом схожесть в механизмах обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.
В части прогноза развития в сфере реализации Программы стоит отметить, что повышение уровня образования инвалидов, в том числе в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень экономической активности инвалидов, будет способствовать более высокому уровню занятости этой категории граждан и приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Основные приоритеты и цели государственной политики в отношении инвалидов и других маломобильных групп населения включают в себя:
создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для использования инвалидами;
социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (мероприятия по социальному сопровождению осуществляются с использованием методик преемственности и в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг);
создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
обеспечение информационной доступности в части выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий для инвалидов по зрению, и в части адаптации телевизионных программ для инвалидов по слуху;
формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам, которые должны решать вопросы медицинского и социального характера, а также учитывать то, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны;
создание условий доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе посредством обеспечения деятельности ресурсных учебно-методических центров, функционирующих на базе образовательных организаций высшего образования, а также базовых профессиональных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.
Одним из механизмов, обеспечивающих реализацию целей в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы (в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих модернизацию региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья).
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере социальной защиты инвалидов
в Российской Федерации
Для достижения цели «Формирование безбарьерной среды в Российской Федерации посредством повышения доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 73,2 процента к 2030 году и обеспечения трансляции не менее 16 тысяч часов ежегодно скрытых субтитров телепрограмм общероссийских обязательных общедоступных телеканалов для глухих и слабослышащих граждан» решаются задачи, в том числе:
информационно-методическое обеспечение и выработка дополнительных мер по формированию и развитию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение информированности граждан, в том числе инвалидов, о вопросах, связанных с обеспечением доступности объектов и услуг;
организация скрытого субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных телеканалов;
обеспечение выпуска книг, изданий, в том числе учебников и учебных пособий, для инвалидов по зрению, в том числе рельефно-точечным шрифтом Брайля, плоскопечатным крупно-шрифтовым способом.
Для достижения цели «Повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2030 году» решаются следующие задачи государственного управления.
В качестве одного из элементов комплексной реабилитации инвалидов рассматривается сопровождаемое проживание инвалидов, включая трудовую (социальную) занятость и трудовую деятельность, в основе которого лежит необходимость формирования у инвалидов реабилитационных и абилитационных навыков (с помощью других лиц) задолго до того, как наступает самостоятельное проживание.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, необходимо как обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги, так и получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
Реализация мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, правильно организованный реабилитационный процесс будут способствовать достижению национальных целей развития в части повышения ожидаемой продолжительности жизни, которые лежат в основе национальных проектов в сфере демографического развития, входящих в их состав федеральных проектов, а также решению поставленных задач, в частности, по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, созданию условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, созданию для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом.
Важной составляющей в оказании помощи инвалидам является своевременное обеспечение качественными техническими средствами реабилитации и их обновление. Для решения этой задачи на ежегодной основе ведется актуализация действующих национальных стандартов Российской Федерации в области реабилитационной индустрии. Реабилитационные мероприятия также предусмотрены для инвалидов с одновременным нарушением слуха и зрения.
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и ее целевого показателя «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет», определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Продолжительность жизни — один из важнейших индикаторов качества жизни людей.
Меры по повышению ожидаемой продолжительности жизни в рамках Программы сконцентрированы на оказании адресной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации, развитие безбарьерной среды, создание условий для профессионального развития, а также развитие адаптивной физической культуры и спорта.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий,
уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы
Цели и задачи Программы соответствуют приоритетам и целям государственной политики в области социально-экономического развития приоритетных территорий Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя.
Для достижения указанных приоритетов государственной политики в области обеспечения потребностей и условий для нормальной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утвердили и реализуют в установленной сфере деятельности планы мероприятий («дорожные карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, комплексной реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов Российской Федерации, разработанные на основе типовой программы субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, приведены в приложении N 1.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья приведены в приложении N 2.
Правила предоставления субсидии в 2023 — 2024 годах из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики в целях софинансирования реконструкции филиала автономного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» в г. Глазове», расположенного в Удмуртской Республике, г. Глазов, ул. Советская, д. 50, приведены в приложении N 3.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2022 N 2028)
Источник: zhit-vmeste.ru
Реализация целевой программы “Доступная среда” для инвалидов
Российская Федерация — демократическое государство, где власть сосредоточена в руках народа, что проявляется в правах выбирать и быть избранным. С другой стороны, реализация государственной политики осуществляется на основании потребностей населения, а формируется с целью улучшения условий жизни граждан. Особого внимания заслуживают лица с ограниченными возможностями. Учитывая бытовые сложности, с которыми сталкиваются недееспособные граждане, возникла необходимость в разработке и внедрении социальной программы «Доступная среда» для инвалидов.
Законодательное регулирование вопроса
Программа помощи всем группам инвалидов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на адаптацию лиц с ограниченными возможностями в повседневной жизни. Это касается не только таких глобальных вопросов, как обустройство и строительство новых медицинских учреждений и центров реабилитации, но и создания условий для обучения и комфортной жизнедеятельности в домашней среде (патронажные сестры, волонтерская помощь, ремонт и расширение жилых помещений).
Государственная программа «Доступная среда» для инвалидов разработана на основе международных законопроектов, ратифицированных в России. Ныне ее внедрение осуществляется в соответствии с федеральными законами.
Таблица № 1 «Правовое регулирование вопроса»
Что характерно для проекта безбарьерной среды для инвалидов, мероприятия воплощаются в жизнь не равномерно, а в зависимости от потребностей и возможностей каждого отдельного региона. За основу принимается количество недееспособных лиц, проживающих в том или ином районе. По завершении действия проекта ожидается налаживание жизнедеятельности во всех уголках России.
Этапы программы
Успех мероприятия — грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.
Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»
Стадии программы | Особенности реализации |
2011-2012 | Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта |
2013-2015 | Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг — поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды» |
2016-2018 | Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты |
2023-2023 | Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты |
2023-2025 | Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов |
В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Среди лиц с ограниченными физическими возможностями львиная доля талантливых людей, у которых, к сожалению, мало шансов развиваться и заниматься любимым делом. Это связано как с психологическими проблемами, так и с отсутствием достаточной материальной базы для обучения и целевой подготовки. Безбарьерная среда для инвалидов всех групп — это шанс заниматься любимым делом и чувствовать себя полноценным членом общества.
К основным задачам проекта относятся следующие:
- формирование нормативно-правовой базы, гарантирующей каждому инвалиду права и возможности, равные с физически здоровыми гражданами;
- разработка социальных программ, направленных на экономическое обеспечение таких лиц;
- строительство учреждений для образования, оздоровления и реабилитации граждан;
- подготовка специалистов в области предоставления всесторонней помощи гражданам с ограниченными возможностями;
- социальная и материальная помощь детям-инвалидам;
- помощь в трудоустройстве в государственных и муниципальных органах власти.
Одно из направлений проекта — анализ мнения граждан касательно важных моментов сотрудничества с инвалидами. Что, безусловно, поспособствует налаживанию совместной работы инвалидов и физически здоровых людей.
На основании указанного списка целей, перед государственными учреждениями поставлены такие задачи:
- предоставление бесплатного медицинского обслуживания;
- организация рабочих мест.
Вопросы финансирования ФЦП
Закон о доступной среде для инвалидов в 2023 году подразумевает получение денежных средств для реализации программы из нескольких источников:
- государственный бюджет;
- инвестиции;
- благотворительные взносы.
В текущем году запланировано выделение на реализацию планов до 53 миллионов рублей. Сумма должна быть разделена между разными регионами. При этом установлено, что доля государственных вложений не должна превышать 70% от всего объема затрат.
Подпрограммы «Доступной среды» и особенности их реализации
Госпрограмма воплощается в жизнь последовательно, захватывая поочередно разные сферы жизнедеятельности. Это сделано для того, чтобы гарантировать комплексный подход и эффективные результаты.
Таблица № 3 «Подпрограммы безбарьерной среды»
Наименование | Основные мероприятия |
Формирование свободного и удобного доступа к государственным услугам | Проведение строительных работ, посредством которых учреждения оснащаются пандусами. Установка в общественных местах указателей и карт населенного пункта. Организация культурных массовых мероприятий для лиц с ограниченными возможностями |
Адаптация в основных сферах жизнедеятельности | Проведение специальных занятий с населением с целью устранения предвзятого отношения к инвалидам. Стимулирование работодателей привлекать к труду таких граждан. Формирование инклюзивных классов для детей-инвалидов |
Доступность медицинского обслуживания | Обустройство зданий городских поликлиник дополнительными средствами передвижения для инвалидов, оборудованием. Обязательная подготовка специалистов в этой области |
Важно! К началу текущего года завершено строительство еще нескольких десятков специализированных учреждений для инвалидов. В итоге численность таких организаций выросла на 45% по сравнению с годами до начала реализации программы.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Несмотря на то, что практический этап плана начался всего два года назад, уже налицо существенные достижения в этом направлении. В частности, к положительным результатам можно отнести такие изменения:
- увеличение численности трудоустроенных инвалидов на государственных и частных предприятиях;
- рост численности центров, где проводится реабилитация инвалидов;
- привлечение к культурно-массовым мероприятиям инвалидов;
- увеличение количества городского транспорта с инвалидными местами;
- в рамках «Доступной среды» для инвалидов по зрению установлены светофоры со специальными звуковыми сигналами;
- для людей с плохим слухом программы транслируются в сопровождении языка жестов.
Такие мероприятия организованы практически во всех больших городах, что влияет на рост безопасности инвалидов в общественных местах и на дорогах.
Что делается для детей-инвалидов
Кроме того, что организованы специализированные классы, где проводится обучение инвалидов, также осуществляется реформирование локальных школ, проявляющееся в таких мероприятиях:
- формирование удобных подъездов к школам;
- организация передвижения внутри помещения инвалидов-колясочников;
- закупка оборудования для дополнительных занятий (например плаванием).
Также успешно проводится реабилитация детей-инвалидов на базе санаториев, баз отдыха и в специализированных медицинских центрах.
Региональные успехи
Поскольку воплощение в жизнь плана происходит последовательно, то в разных регионах разрабатываются свои первоочередные цели и реализуются самые насущные мероприятия.
Таблица № 4 «Промежуточные результаты регионов»
Изменения в 2023 году
В текущем году планируется завершение третьего этапа плана, поэтому в конце года будет проведен анализ достигнутых результатов и выявленных сложностей. На основании подведенных ранее итогов принято решение продлить программу еще на пять лет.
Несмотря на комплексность и эффективность мероприятий, в полной мере добиться ассимиляции граждан с ограниченными возможностями в обществе получится, только если физически здоровые люди будут готовы идти на контакт. С этой целью организовываются занятия и социальные курсы.
Источник: posobie.net