Цели и задачи экологической программы

Экологические цели и экологические задачи – тема интересная и полезная не только для специалистов в этой области, но и для обычных людей. Мы подробно рассмотрим этот вопрос и разберемся с терминами.

А что за наука?

Прежде чем обсуждать экологические проблемы, стоит поговорить о науке в целом. Если переводить название науки дословно, то экология занимается вопросами сосуществования живых организмов в их среде обитания. Создателем науки по праву считается биолог из Германии Э. Геккель. Именно он впервые ввел данный термин в 1866 году.

Изначально экологию заменяла и включала в себя биология, которая занималась вопросами изучения среды обитания животных и растений. В то же время вопросы экологии более глобальны. Она изучает популяции, биосферу и экосистемы. На сегодняшний день можно говорить о том, что эта наука давно вышла из тени биологии и заняла свое место среди других дисциплин. Долгие годы она обогащалась и развивалась, пока не приобрела свой теперешний вид, однако экология продолжает пополняться новыми сведениями.

Формирование естественно-научных представлений и экологической грамотности

экологические цели и экологические задачи

Этапы развития

Рассмотреть цели и задачи экологической безопасности без понимания того, как наука развивалась, невозможно. Исследователи традиционно выделяют три основных этапа. Первый ознаменовался зарождением экологии и длился он до 1950 годов. В этот период шло активное накопление полезных сведений о взаимосвязи живых существ с их средой обитания.

После этого ученые смогли сделать первые серьёзные обобщения. Интересно, что именно в это время священник из Англии Мальтус и французский ученый Ламарк заявляют о том, что слишком интенсивное эксплуатирование природных ресурсов может привести к негативным последствиям в будущем. Второй этап начинается с 1960 года и длится целое десятилетие.

За это время наука становится самостоятельной отраслью знаний. Начался второй этап изданием трудов российских исследователей Н. Северцева, В. Докучаева и К. Рулье. Именно эти ученые сформировали первые и базовые принципы. Э Геккель изучил исследования Дарвина и решил трактовать «борьбу за выживание» как экологию.

экологические проблемы

Лишь вначале XX века экология сформировалась как наука. В это время талантливый российский ученый В. Вернадский создает базовое учение о биосфере.

Современный этап

Третий этап начался с 1960-х годов. Стоит отметить, что он длится по сей день. В это время экология становится комплексной наукой, которая позволяет решать прикладные вопросы.

В период 1960-1980 годов в России было принято огромное множество законов касательно охраны окружающей среды. Стоит сказать, что на сегодняшний день экологические проблемы в России существенны. Примерно 15% всей территории – это зона экологического бедствия. При этом такое положение вещей наблюдается и в других странах по всему миру.

Мурат к. Н. Тема: «Основные понятия, цель и задачи экологии».

Проблема взаимодействия человека и природы

Экологические цели и экологические задачи вполне выполнимы, однако есть определённые моменты, связанные с проблемой взаимодействия человека и природы. Человечество обладает разумом, благодаря чему с начала существования оно задумывается о своей роли в природе. За огромный период времени людям удалось сформировать особую среду обитания – цивилизацию. Она решала все насущные проблемы человека, однако постепенно всё больше противоречила законам природы. В итоге человечеству пришлось признать, что рано или поздно за агрессивную эксплуатацию придется нести ответ.

Эта проблема начала интересовать ученых после того, как во всем мире было замечено значительное ухудшение экологической обстановки. Это привело к экологизации в мировом масштабе. Другими словами, человечеству пришлось начать учитывать природные факторы во всех сферах своей деятельности.

экологическое образование

Цели

Цели и задачи формирования экологической культуры имеют огромное значение для будущего человечества. Главная цель науки – накапливать и изучать закономерности развития взаимоотношений между человеком и природой. В современном мире поставлена новая основная цель, которая заключается в поисках возможностей для выхода из масштабного экологического кризиса таким путем, чтобы человеческие потребности были максимально удовлетворены. При этом планета должна остаться пригодной для жизни будущих поколений. Проводятся серьезные экологические исследования, направленные на решение важнейших задач, которые и помогут выйти из глубокого кризиса.

Задачи

Какие же задачи должна решить экология?

  1. Ученым необходимо составить теоретическую базу для оценки устойчивости разных систем на всех уровнях.
  2. Необходимо изучить механизмы регулирования численности популяций и вопрос биотического разнообразия.
  3. Следует составить возможные прогнозы изменений в биосфере, которые могут произойти в естественном порядке или вследствие антропогенных факторов.
  4. Необходимо регулярно и динамично контролировать состояние природных ресурсов и прогнозировать последствия при возможном их истощении.
  5. Создать инновационные методы для контроля качества окружающей среды.
  6. Проводить мероприятия по экологическому воспитанию для того, чтобы создать в обществе понимание происходящих процессов.

При том, что окружающая среда является организованной и устойчивой системой, которая сложилась в процессе эволюции, она всё же является случайным набором живых организмов. Человеку под силу моделировать природу, то есть предсказывать возможные варианты дальнейших событий. Для этого важно использовать системный подход, ведь только он может создать основу для правильной экологической обстановки в обществе.

пути решения экологических проблем

Структура

Структурное деление науки весьма запутанное. Она разделилась на множество отдельных дисциплин и отраслей. Многие из них далеко уходят от решения основного вопроса о взаимосвязи человека и природы. При этом базовый принцип сохраняется – в основе лежат идеи биоэкологии.

Выделяют аутэкологию, которая занимается рассмотрением вопросов взаимосвязи отдельно взятого живого существа и окружающей среды. Синэкология занимается изучением комплексом и групп живых существ. Прикладная экология призвана решать насущные вопросы такие, как причины разрушения биосферы и методы борьбы с этим, вопросы рационального использования ресурсов. Базой для прикладной науки является теоретическая экология. Выделяют также экологию:

  • промышленную, которая занимается вопросами вредных выбросов, путями уменьшения их негативного влияния на природу;
  • сельскохозяйственная, рассматривающая вопросы получение продуктов с минимальным уроном для природы;
  • математическая, позволяющая моделировать природные изменения;
  • экономическая, разрабатывающая методы рационального использования ресурсов;
  • юридическая, занимающаяся созданием экологических законов;
  • инженерная, изучающая влияние и взаиморазвитие техники и человека;
  • социальная, рассматривающая Землю, как человеческий «дом».
  • экология биосферы изучает глобальные изменения, которые провоцирует деятельность человека;
  • геоэкология занимается вопросами влияния геологических факторов на эволюции жизни.
Читайте также:
Программа для создания прав на авто

Отдельно стоит вынести валеологию, которая рассматривает качество жизни и здоровье человека.

экологическая обстановка

Цели экологического образования

Целей у такого образования много. Они необходимы для того, чтобы формировать у подрастающего поколения правильное восприятие окружающего мира. Цели:

  • создание и поддержание у детей стабильного интереса к вопросам окружающей среды, проблемам;
  • стимулирование поиска решений для улучшения ситуации уже сейчас;
  • обогащение учебной программы школьников экологическими знаниями;
  • использование педагогики для привития детям основных принципов;
  • создание качественного экологического образования;
  • содействие взращиванию у детей чувства ответственности за природу и зависимости своего здоровья от условий окружающей среды.

Добиться поставленных целей можно, если постепенно решать вытекающие задачи, о которых идет речь ниже.

экологические законы

Задачи образования

Современная экологическая обстановка требует, чтобы будущие поколения относились к природе более осторожно и трепетно. Для создания такого общества необходимо формировать у детей чувство важности природы для их дальнейшего выживания. Делается это путем решения ряда задач:

  • активизация научного интереса у детей путем углубления и обновления существующих ученых программ, замены их на более новые и совершенные;
  • налаживание эффективной работы в процессе обучения со школьниками всех возрастных категорий;
  • стимулирование совместной работы ребенка и педагога;
  • направленность на практику, а не на теоретические познания;
  • обеспечение глубокого изучения экологических дисциплин в профильных учебных заведениях;
  • создание молодежных центров для поддержания развития экологической культуры;
  • поддержка активистов;
  • стимулирование массового интереса к данным вопросам в рамках отдельных районов, городов, регионов и страны в целом;
  • образовательные программы для родителей;
  • совершенствование материально-технической базы обучающихся для более качественного, быстрого и эффективного усвоения материала;
  • внедрение современных методов обучения и изучения экологических процессов.

Все эти задачи государство решает, что можно заметить по обилию экологической литературы и прочих материалов в учебных заведениях.

Важные принципы

Экологические цели и экологические задачи решают благодаря тому, что образование опирается на определенные принципы. Какие именно? Экологические законы позволяют учебных заведениям в полной мере пользоваться базовыми принципами обучения для достижения максимально эффекта от усвоения материалов по экологическим дисциплинам в особенности. Принципы:

  1. Добровольность гарантирует, что никогда нельзя насильно заставлять изучать подобны предметы углубленно, если это не предусмотрено учебным планом.
  2. Природосообразность дает возможность учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
  3. Гуманизация подразумевает внимание к каждому ребенку, особенностям его личности. Создание в классе доброжелательной атмосферы.
  4. Развитие направляет педагогический процесс на усиление врожденных качеств каждого ребенка и стимулирование самостоятельной мыслительной деятельности.

Решение проблем

Пути решения экологических проблем подразумевают комплексное воздействие на все уровни человеческого существования. Меры должны быть правового (создание законов, заключение международных соглашений), экономического (ликвидация техногенных катастроф), технологического (создание безопасной для окружающей среды техники), организационного (распределение транспортных путей равномерно, без перегруженности), архитектурного (зеленые насаждения) характера. Стоит понимать, что пути решения экологических проблем будут эффективны только в том случае, если все пункты выполняются комплексно.

цели и задачи формирования экологической культуры

Действующие меры

На сегодняшний день экологические цели и экологические задачи давно сформулированы. Для их достижения и выполнения проводится ряд мероприятий:

  1. Минимизация производственных и бытовых расходов, замена пластиковых предметов на бумажные.
  2. Очищение водоемов, на которое тратятся миллионы ежегодно.
  3. Экспериментирование с чистыми источниками энергии, отказ от использования атомной энергии, угля и нефти.
  4. Восстановление зеленых массивов, лесов. Активный процесс высаживания новых растений, осушение земель во избежание эрозии.

Подводя итоги статьи по такой важной теме, хочется отметить роль каждого гражданина Земли в сохранении и приумножении благ природы. Уже много тысяч лет человечество пользуется ресурсами, которые имеют свойство заканчиваться. Пора забыть о своей ненасытности и вспомнит о матушке-природе.

Источник: www.syl.ru

Вопрос 2. Экологические цели и задачи. Экологическая программа. Критерии и показатели оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач

Экологическая политика как совокупность основных принципов, намерений и обязательств предприятия создает основу для разработки собственных экологических целей и задач.

Экологическая цель — общая экологически значимая цель деятельности организации, установленная ее экологической политикой; степень достижения цели оценивается в тех случаях, когда это практически возможно. Неотъемлемое условие развития экологического менеджмента — это совмещение экологических и экономических целей предприятий.

Экологические цели предприятия в первую очередь должны быть связаны не с отдельными разовыми действиями или мероприятиями, а с развитием определенных тенденций и процессов. Характерным примером таких целей является минимизация сбросов, выбросов, отходов, использования сырьевых и энергетических ресурсов.

Как уже отмечалось, планирование деятельности в области экологического менеджмента исходит из учета системы приоритетов (т.е. отражает остроту проблем, необходимость, возможность и очередность их решения). В выпущенном Программой Организации объединенных наций по окружающей среде (UNEP) материале для практических занятий предлагается взвешивать приоритеты, а затем уж формулировать задачи. Система оценки приоритетов достаточно проста (табл. 3).

Выявленные приоритетные экологические аспекты, как правило, не только оцениваются предприятием, но и внимательно документируются путем составления соответствующего регистра. Деятельность по идентификации и документированию экологических аспектов деятельности предприятия должна осуществляться систематически, начиная с наиболее очевидных и поддающихся описанию и оценке. По мере развития деятельности в области экологического менеджмента регистр экологических аспектов может и должен последовательно уточняться, корректироваться и дополняться с учетом достигнутых результатов. Регистр полезен тем, что в систематизированном виде содержит описание проблем, подлежащих решению.

Таблица 3. Критерии отнесения задачи к данному уровню приоритетности

Приоритетность Критерии отнесения проблемы к данному уровню приоритетности
Неотложная необходимость. Необходимы немедленные действия Проблема представляет серьезную, реальную угрозу здоровью людей (как населения, так и персонала) и состоянию окружающей среды. Проблема представляет угрозу для продолжения деятельности организации в целом.
Высокий уровень приоритетности Проблема свидетельствует о несоответствии деятельности предприятия природоохранному законодательству. нормативно-техническим и другим требованиям и может привести к его ответственности за выявленные нарушения. Высок риск загрязнения окружающей среды (значительных изменений в состоянии окружающей среды).
Средний уровень приоритетности Проблема свидетельствует о серьезных отклонениях в деятельности организации от декларированных экологической политикой принципов и обязательств. Проблема отражает упущенные возможности развития бизнеса, получения дополнительных экономических преимуществ. Проблема свидетельствует о серьезных нарушениях функционирования системы экологического менеджмента (рассматривается в случаях, когда таковая внедрена в организации и проводится анализ ее эффективности).
Низкий уровень приоритетности Проблема свидетельствует о некоторых, незначительных нарушениях функционирования системы экологического менеджмента (рассматривается в случаях, когда таковая внедрена в организации и проводится анализ ее эффективности).
Читайте также:
Лужковская программа сноса пятиэтажек список

Экологическая задача (задача экологической деятельности) — детальное требование в отношении экологических показателей деятельности организации в целом или ее подразделений, которое следует из установленной экологической цели деятельности организации и подлежит выполнению в порядке достижения этой цели.

Формулируемые цели должны быть конкретными, а задачи — измеряемыми (там, где это только практически возможно), по возможности предпочтение должно отдаваться превентивным мерам.

Для достижения экологических целей и решения поставленных задач организация должна разрабатывать, внедрять и развивать экологическую программу (программы).
Экологические программы включают:

  • распределение ответственности за достижение целей и решение задач на всех соответствующих уровнях организации;
  • средства и периоды времени, в которые цели должны быть достигнуты.

Деятельность по разработке и внедрению программы (или программ) играет ключевую роль в достижении успехов в функционировании системы экологического менеджмента. Каждая программа должна описывать то, каким образом организация будет работать для достижения целей и решения задач экологического менеджмента, и определяет временные рамки и ответственность персонала в ходе реализации экологической политики организации.

Программа может быть подразделена на несколько частей, описывающих специфические направления (элементы) деятельности организации. Программа должна предусматривать проведение оценки экологических аспектов новых, предполагаемых видов деятельности.

Самое краткое изложение того, что непременно должно быть в программе, представлено в практическом пособии, разработанном специалистами Программы ООН по окружающей среде UNEP/ICC/FIDIC Environmental Management System Training Resource Kit (EMS TRK) Что? Когда? Кто? Как? Что потом?

Программы в тех случаях, когда это целесообразно, могут охватывать все стадии, включая планирование, разработку требований к продукции, производство, маркетинг, размещение отходов. Эта позиция справедлива в отношении реализованных и предполагаемых видов деятельности, продуктов и услуг. Для продуктов программа может охватывать разработку документации, выбор сырья и материалов, процесс производства, использования (потребления) и размещение отходов потребления.

При внедрении новых видов процессов, оборудования, при реконструкции производства программа может охватывать планирование, разработку документации, строительство (установку), введение в строй, функционирование, а также закрытие или демонтаж, консервацию в сроки, определенные организацией.

Программы экологического менеджмента помогают организации улучшить экологические показатели ее деятельности. Они должны быть динамичными, регулярно пересматриваться и отражать изменения целей и задач организации.

В программах менеджмента для каждого действия или мероприятия указываются ответственные исполнители, сроки реализации и необходимые финансовые и материальные ресурсы, включая источники финансирования.

Работа над программой экологического менеджмента требует учета следующих вопросов:

  1. Как организован процесс разработки программы экологического менеджмента?
  2. Вовлечены ли в процесс планирования деятельности все подразделения, сотрудники, несущие ответственность за выполнение программы?
  3. Описан ли (используется ли) процесс периодического пересмотра программы?
  4. Как в программах описаны необходимые для их выполнения ресурсы, распределение ответственности, период выполнения и приоритеты?
  5. Как программы экологического менеджмента отражают (обеспечивают выполнение) экологической политики и основные направления планирования деятельности организации?
  6. Как организовано наблюдение за выполнением и пересмотр программ экологического менеджмента?

Подготовленные и выполняющиеся программы служат индикатором функционирования системы экологического менеджмента в целом.
Количественная оценка и демонстрация эффективности достижения поставленных экологических целей и задач может осуществляться с использованием разнообразных критериев и показателей.

Основной критерий эффективности менеджмента вообще и экологического менеджмента в частности — это, как указывалось, непрерывное из года в год улучшение во всех областях деятельности, где это возможно.

Все количественные критерии делятся на две группы: обобщенные (включая рассчитываемые в условных единицах) и частные.

Обобщенные критерии характеризуют деятельность отдельных производств или всего предприятия в целом. Примерами обобщенных количественных критериев эффективности экологического менеджмента являются:

  • критерий полноты использования материальных ресурсов (характеризует количество производимой продукции по отношению к используемым сырью и материалам);
  • критерий эффективности регулирования воздействия на окружающую среду (показывает эффективность регулирования воздействия на окружающую среду с учетом неорганизованного, аварийного и «ночного» воздействия на окружающую среду);
  • критерий комплексности использования водных ресурсов (характеризует долю оборотной и повторно используемой воды в общем объеме водопотребления) и т.п.

К частным критериям относят такие критерии, которые оценивают воздействие на окружающую среду и использование ресурсов по конкретным видам и компонентам. Их можно разделить на валовые (технология или производство в целом) и удельные (по отношению к единице продукции, единице потребленного сырья и материалов или по отношению к одному занятому в производстве).

Примерами удельных количественных критериев эффективности экологического менеджмента являются:

  • удельное потребление чрезвычайно и высоко опасных веществ;
  • удельные объемы рециклируемых материалов и реагентов;
  • удельные выбросы и сбросы загрязняющих веществ
  • удельное образование отходов, удельное накопление отходов на территории промышленной площадки;
  • удельные объемы перерабатываемых и используемых отходов и т.п.

Показатели оценки деятельности по экологическому менеджменту самостоятельно устанавливаются предприятием по каждой из экологических целей с учетом идентифицированных на данный момент требований и приоритетных аспектов деятельности.

Источник: studopedia.su

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

В 2016 году в России взят новый вектор развития экологической грамотности населения. Экологическое воспитание детей является ключевым фактором развития Российской Федерации, как страны с развитым экологическим сознанием у населения. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян.

Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы. Из-за плохой экологии ухудшается здоровье взрослых и детей. В магазинах нам продают некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что плохая экология только в России.

Читайте также:
Программа печатает свой код

Весь мир задыхается от перенаселения и промышленности. 2017 год в России объявлен годом экологии.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.

Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того, что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм, который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.

Необходимость экологического воспитания дошкольников, была продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к значительному истощению некоторых из них и обширному загрязнению всей окружающей среды.

Над нашей планетой нависла реальная угроза экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание человека, привить ему экологическую культуру, а это очень сложный и длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства, когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности человека.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

Задачи экологического воспитания:

— Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

— Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

— Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

— Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

— Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.

Для успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.

Методы и приемыработы должны быть разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.

В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:

— От простого — к более сложному

— От частного — более общему

Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень развития детей группы.

Примерная последовательность подачи экологических знаний:

— Природа и предметы, сделанные руками человека.

— Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.

— Неживая природа – среда обитания для всего живого: наземная, подводная, воздушная.

— Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей средой: особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания, приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы питания на зиму, спячка, листопад у растений и др, экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря и другие.

Ежедневно раскрывая перед ребёнком красоту, неповторимость и суть тех или иных природных объектов и явлений можно сформировать у него устойчивый интерес к окружающей природе, развить художественно – творческие способности. Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а также в игровой деятельности.

В процессе экологического воспитания развивается речь детей. Это очень важно для каждого ребенка и особенно актуально для детей логопедических групп с общим недоразвитием речи (ОНР). Начинается это от подбора прилагательных при описании объектов природы и заканчивается придумыванием детьми рассказов, сказок, загадок на экологические темы.

Формируя понятия и представления об объектах природы, о разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства. Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом формирования у них основ экологической культуры, что является частью общей культуры личности человека.

Источник: www.art-talant.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru