1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Брифинг о ходе реализации цели и задач по повышению качества уровня образования
3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:
а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;
б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;
в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.
4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
Антикоррупционная диагностика
II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции
5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции
7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;
б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;
в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.
IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции
8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:
а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;
в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;
г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;
д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;
е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;
ж) расширение системы правового просвещения населения;
з) модернизация гражданского законодательства;
и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;
к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;
л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;
м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;
о) повышение эффективности исполнения судебных решений;
п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;
р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;
с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;
у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;
ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;
х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.
V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции
9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:
а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;
б) путём решения кадровых вопросов;
в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
г) путём оперативного приведения:
правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;
правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;
муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
Источник: www.kremlin.ru
Антикоррупционная политика: понятие, цель и задачи
Противодействие коррупции является особым видом публичной политики — антикоррупционной политикой, представляющей комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагающих вовлечение в их реализацию представителей власти, бизнеса и гражданского общества. Антикоррупционная политика — это деятельность, направленная на создание эффективной системы противодействия коррупции.
По своему содержанию антикоррупционная политика — это разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы в ближайшее время была выделена антикоррупционная функция государства как одно из направлений реализации его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном (тактическом) плане, так и о выработке и проведении долгосрочной (стратегической) линии по ограничению коррупции в государстве и обществе. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества и население страны.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
- предупреждения коррупционных правонарушений;
- обеспечения ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами;
- возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
- мониторинга коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
- формирования антикоррупционного общественного сознания;
- содействия правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей;
- содействия реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
- создания правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- создания стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы неподкупными лицами.
Принципами антикоррупционной политики являются:
- партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
- недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля за реализацией мер антикоррупционной политики;
- поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе;
- целевое бюджетное финансирование мер антикоррупционной политики, применяемых органами государственной власти и местного самоуправления и их учреждениями;
- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации;
- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики.
Следует выделить следующие уровни антикоррупционной политики, учитывающие структурную организацию общества.
В публичной сфере:
- в государственном секторе — в органах власти и в иных государственных организациях, действующих в отраслях и сферах государственного управления;
- в сфере местного самоуправления — в органах и организациях системы местного самоуправления.
В сфере корпоративных интересов:
1) в деловой сфере — предпринимательском сообществе (союзы промышленников и предпринимателей).
Антикоррупционная политика является видом социальной политики, так же как и уголовная политика.
Учитывая, что коррупция — явление социально-правовое, криминальное, а задачами уголовной политики является борьба с преступностью, можно предположить, что антикоррупционные меры, осуществляемые органами внутренних дел, входят в своем большинстве в сферу реализации уголовной политики.
Исходя из общего определения уголовной политики, можно следующим образом охарактеризовать современную политику России в сфере противодействия коррупции — это система политикоправовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в принципах, направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов по противодействию коррупции в сфере осуществления государственной и муниципальной власти, а также корпоративных интересов.
Уголовная политика России в сфере противодействия коррупции основывается на определенных принципах и имеет свои особенности, отличающие ее от других направлений государственной политики в борьбе с преступностью.
Уголовная политика в сфере противодействия коррупции определяет основные направления, цели и средства воздействия на коррупционную преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, административного, гражданского законодательства, практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений.
Оценка эффективности уголовной политики в сфере противодействия коррупции в России должна определяться исходя из анализа следующих показателей:
- качества законов, целостности законодательного регулирования и непротиворечивости законов, принимаемых для обеспечения механизмов осуществления государственной и муниципальной власти в Российской Федерации;
- ответственности власти за качество принимаемых законов и их применение;
- системности деятельности государственных органов по борьбе с должностными преступлениями и коммерческим подкупом;
- максимально возможного снижения коррупционной преступности.
Коррупция стала масштабной проблемой современности, и, несмотря на решительные меры по борьбе с этим злом, уровень коррупционных проявлений в целом по стране и в частности в органах внутренних дел остается достаточно высоким. Неблагоприятное воздействие на данные процессы оказывает и отток из органов внутренних дел квалифицированных кадров.
Коррупция разрушает усилия государства и общества по наведению порядка в стране, обеспечению достойного уровня жизни граждан, может привести к необратимой дезорганизации государственного управления, если не произойдет заметных позитивных изменений в борьбе с коррупцией.
Коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства. Именно коррупция в государственном аппарате, органах государственной власти сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности.
По данным ВЦИОМ, уровень коррупции в бизнесе — платы предпринимателей за преодоление административных барьеров — в среднем по России составляет около 10%. Это то, что платят предприятия от выручки для того, чтобы существовать, не учитывая налоговых проблем. В разных регионах эти отчисления разнятся. Есть благополучные регионы, где относительно небольшая плата (приближается к а есть такие регионы, где эта цифра достигает 25 и даже 30%[1].
В Послании Президента РФ к Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. коррупция названа одним из главных барьеров на пути развития государства. Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем, до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла[2].
Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества, должны стать открытыми для общества. Именно на это направлены и соответствующие законы об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Будет в том числе установлен порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов. Публикуемые тексты судебных актов позволят получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике. Все это будет способствовать и преодолению правового нигилизма.
- [1] Всероссийский центр изучения общественного мнения: Официальный сайт. URL:http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/vnutrennjaja-politika/komjpcija/ntype/2/browse/l.html?no_cache=lhttp://vetorel.ru/pages/net-korrupcii/Antikorrupcionnaya-politika-ponyatie-cel-i-zadachi» target=»_blank»]vetorel.ru[/mask_link]
Задачи антикоррупционной политики
В мае 2008 года Дмитрий Медведев провел в Кремле представительное совещание по проблемам противодействия коррупции. «Она стоит так остро, — отметил Президент, — что напрямую угрожает нашей национальной безопасности». «Коррупция — это угроза для любого государства, — подчеркнул Медведев. — Она разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства. Это отражается на имидже страны. А самое главное — коррупция подрывает доверие граждан к власти». «За прошлый год возбуждено 10,5 тысяч дел в этой сфере… нужен национальный план противодействия коррупции» — уверен Президент 26 .
По итогам совещания был издан указ, с которого начнет осуществляться национальный план. Предполагается, что в Уголовном кодексе будут серьезно ужесточены статьи, наказывающие за взяточничество. Создается Совет по борьбе с коррупцией, который возглавит лично Медведев, и координационная рабочая группа.
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач 27 :
предупреждение коррупционных правонарушений;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
формирование антикоррупционного общественного сознания;
содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы усмотрения правоприменителей;
содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
создание правового механизма, препятствующего подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Основные принципы противодействия коррупции
Принципы (от лат. principium — основа, начало) — основные, исходные положения какой-либо теории, основные правила деятельности; установившиеся, укоренившиеся, общепринятые, широко распространенные правила действий. Универсальных правил борьбы с коррупцией не существует, но международная практика выработала основные принципы противодействия этому негативному явлению.
Принципами антикоррупционной политики являются 28 :
- партнерство субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики;
- приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
- недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;
- недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;
- поддержание оптимальной численности лиц, замещающих государственные должности, и лиц, состоящих на государственной и муниципальной службах;
- целевое бюджетное финансирование мер антикоррупционной политики;
- признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, совершивших коррупционные правонарушения;
- недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики.
Источник: studfile.net