Меры поддержки целевиков
Согласно Положению о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее — Положение), утверждённому Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. №302, заказчик целевого обучения, в качестве которого выступают федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обязан организовать и (или) предоставить гражданину, заключившему договор о целевом обучении (далее — целевик), в период обучения следующие меры поддержки:
меры материального стимулирования: стипендии и другие денежные выплаты, оплата питания и (или) проезда и иные меры;
оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении;
предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения и (или) других мер.
Целевое назначение образовательной программы
Эти обязательства заказчика являются существенными условиями договора о целевом обучении.
Таким образом, студентам, заключившим договор о целевом обучении, должна на общих основаниях выплачиваться стипендия, в установленных законом случаях предоставляться инвентарь, питание и т.д.
Справочно
В Рекомендациях Рособрнадзора от 11 марта 2019 г. «В связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения» отмечается, что «согласно части 2 статьи 34 Закона об образовании обучающимся в образовательных учреждениях по основным профессиональным образовательным программам предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
1) полное государственное обеспечение, в том числе одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
3) предоставление в соответствии с Законом об образовании и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
4) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
6) предоставление образовательного кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Кроме того, частью 8 статьи 34 Закона об образовании установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных средств стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные законодательством.
Образовательные программы: виды и требования к реализации
При этом исключений для лиц, заключивших договор целевого обучения, Закон об образовании не предусматривает».
Примечание
Существенные условия договора – это юридическое понятие, обозначающее условия, без которых договор не считается заключенным и не порождает правовые последствия.
Источник:
4 thoughts on “ Меры поддержки целевиков ”
Статья для меня злободневная, потому что в у-те предлагаю подписать договор на магистратуру и сразу заявили, что нам не будут платить стипендию. Кроме того, отработка в течение 5 лет, а в законе 3 года. В случае не трудоустройства выплата в размере 2-х ср. мес. , а в законе 3-х зарплат. Это как? Почему наш у-т хочет нас обобрать как липку, как нам повышать свою квалификацию?
eduinspector :
Добрый день, Тамара! Советуем обратиться в Минобрнауки.
Arseniy :
Здравствуйте, я так и не понял одну вещь.
Я учусь в бюджетном вузе по целевому направлению. Если меня отчислят, я буду должен выплатить помимо материальной стимуляции и подобных вещей стоимость обучения за год на этой специальности или нет?
Источник: eduinspector.ru
Всё о целевом обучении в колледже
Может ли кто-то платить за вашу учёбу в колледже вместо вас? Удивительно, но да! Для этого нужно получить целевое направление в колледж. Его можно получить государства, но все не так просто — придётся отработать некоторое время на предприятии. Как это сделать?
И чем отличается целевое обучение в колледже от целевого в вузе?
В этой статье:
Что такое целевое обучение?
Напомним, что колледж (или ссуз) — это учреждение, позволяющее получить среднее профессиональное образование. Обучение может быть на платной и бюджетной основе.
Для тех, кто платить не может, а на бюджет поступить не смог, есть третий вариант — целевое обучение в колледже.
Оно подразумевает, что учиться вы идете по направлению от конкретной организации, компании или предприятия. При этом, платит за ваше обучение государство. Целевое обучение в колледжах появилось лишь в начале 2019 года. После выхода Постановления Правительства РФ от 13.10.2020 N 1681 (ред. от 31.08.2021) «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования» такая возможность есть и у студентов ссузов.
Целевое направление в колледж: как получить?
Почему предприятиям это выгодно?
Главное условие целевого обучения: после его окончания «целевику» необходимо отработать в компании, которая направила его на обучение в колледж. Так предприятия набирают себе потенциальных работников с уже освоенными навыками и неплохой теоретической базой. Если же студент откажется отрабатывать, он будет должен вернуть полную стоимость обучения. Однако работает и обратная ответственность: если заказчик целевого обучение гражданина не трудоустраивает его после получения диплома, он обязан возместить расходы федерального или местного бюджета за обучение. С января 2021 года к числу таких организаций также относятся образовательные.
Чем ссуз отличается от вуза?
Вуз — это высшее учебное заведение. Ссуз — среднее специальное учебное заведение. Для того, чтобы поступить в ссуз, необходимо закончить 9 классов, а в вуз — 11. И ссуз, и вуз дают образование, достаточное для того, чтобы начать работать по осваиваемой специальности.
Чаще всего разница в том, что ссузы обучают более прикладным профессиям, чем вузы. Диплом вуза, в свою очередь, предоставляет образование уровнем выше.
Плюсы целевого обучения в колледже
Колледж часто дает возможность получить более прикладную специальность, чем вуз. Во многом целевым обучением вы разом убиваете несколько зайцев:
- Вы ничего не платите за время обучения — экономия средств, которые можно вкладывать во что-то еще;
- После обучения есть гарантированное место работы — в наше неспокойное время это определенно плюс, уж тем более в случае получения прикладной специальности; сейчас многие выпускники не могут найти работу, а значит, вы точно не в их числе!
- У вас есть возможность проходить практику во время обучения в потенциальном месте работы .
Минусы целевого обучения в колледже
- Сложность целевого обучения в колледже в том, что необходимо минимум 3 года проработать по специальности в организации, которая направила его на обучение.
В колледж поступают после 9 класса. Это значит, что к 20 годам человек «прикован» к своему месту работы. Для многих это является проблемой, потому что интересы и планы могут поменяться. Кто-то разочаровывается за время обучения в выбранной специальности. Но не выполнить обязательства по договору — значит выплачивать всю стоимость обучения.
На данный момент сумма может доходить и до 300-400 тысяч рублей в год. Для молодого человека — неподъёмная сумма.
- Бывает и такое, что студент готов отрабатывать свое обучение. Но работодатель не предоставляет места работы за его неимением, или же заработная плата настолько маленькая, что едва-едва хватает на жизнь.
Как получить целевое направление на обучение в колледже?
Чтобы поступить в колледж по целевому направлению, необходимо:
- Выяснить, какие предприятия (частные или государственные) из интересующей вас сферы в будущий год набирают «целевиков» в колледжи.
Есть два основных варианта:
- Позвонить в приемную комиссию колледжа и уточнить, есть ли вакантные места на целевое обучение (в данном случае колледж сам выделяет «целевое» место от конкретной организации;
- Уточнить в приемной комиссии, из каких организаций можно предоставить целевое направление и получить, таким образом, «целевое» место.
- Обратиться в выбранную организацию для прохождения конкурса и получения направления в колледж (при условии самостоятельного поиска предприятия).
- Подать документы в колледж и в случае самостоятельного поиска предприятия предоставить документ от организации/предприятия о прохождении целевого обучения.
- Сдать вступительные экзамены в колледж.
Вступительные экзамены для студентов на целевое обучение проводятся отдельно среди данной группы студентов. Нельзя сказать, сложнее ли эти экзамены или проще, так как это всегда зависит от того, сколько человек претендует на целевое обучение. Стоит быть готовым и к тому, что помимо экзаменов в колледж может быть дополнительный конкурс от конкретной организации. Чем престижнее организация, тем выше конкурс.
Мы советуем написать письмо со всеми вопросами в колледж, в который вы бы хотели поступать. Нередко колледжи имеют договоренности с государственными или частными предприятиями о «целевиках». Для колледжей это взаимовыгодное предложение, потому что за счет «целевиков» они получают партнеров и рейтинг таких учебных заведений среди абитуриентов повышается.
Как работает контракт на отработку?
Договор о целевом обучении заключается между абитуриентом и заказчиком (то есть государственным органом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). В этом договоре прописывается уровень образования, форма обучения, срок отработки ученика (не менее 3 лет) и направление подготовки.
Профессия и функция будущего работника также фиксируется в договоре — никаких сюрпризов не будет. Иногда в договоре прописывается и минимальная зарплата.
Несовершеннолетние смогут подписать договор о целевом обучении с согласия законного представителя.
Порядок возмещения
При отчислении
В случае отчисления или расторжения трудового договора по инициативе ученика, он несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении. Это значит, что необходимо возместить в полном объеме расходы на обучение.
При неполном сроке отработки
Если целевик закончил колледж и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах 3 лет.
При уходе в декрет
Если необходимо уйти в декрет, исполнение обязательств по осуществлению трудовой деятельности может быть приостановлено по инициативе ученика. Тогда студент уведомляет в письменной форме заказчика о наличии основания с приложением подтверждающего документа (документов) не позднее одного месяца с даты возникновения указанного основания.
В течение 3 лет со дня установленного срока трудоустройства ученик ежегодно в письменной форме уведомляет заказчика о наличии основания для приостановления исполнения обязательств по договору о целевом обучении с приложением подтверждающего документа (документов).
Если основание в виде ухода за ребёнком не устранено до истечения 3 лет со дня срока трудоустройства, договор о целевом обучении расторгается, стороны договора о целевом обучении освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении.
Источник: propostuplenie.ru
Классификация программ по целевой установке
учебно-методический материал на тему
Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). Примерная (типовая) программа задает некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.
Модифицированная (адаптированная) программа — это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях и т.д., но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Модифицированная программа должна обсуждаться на методическом совете и утверждаться руководителем образовательного учреждения.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в воспитательно-образовательном процессе, К экспериментальной деятельности педагога ведет неудовлетворенность практической ситуацией. Экспериментальная программа — это версия методического решения конкретной проблемы.
Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная образовательная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, и ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации — в случае выявления новизны предложений автора — экспериментальная программа может претендовать на статус авторской. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа — это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Это программа либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной.
Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В некоторых регионах России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
Включение авторской программы в воспитательно-образовательный процесс предполагает проведение следующих процедур:
1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений используются внутренние и внешние формы экспертизы.
Обсуждение авторской программы на заседание методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий.
2. Апробация . Включению авторской программы в образовательный процесс должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции.
3. Утверждение . Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.
Источник: nsportal.ru
Целевые образовательные программы что это
Постановление от 23 мая 2015 года №497. В рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. ФЦП развития образования на 2016–2020 годы предусматривает проектно-целевой подход реализации в отличие от классического программно-целевого подхода ФЦП развития образования на 2011–2015 годы.
Документ
Постановление от 23 мая 2015 года №497
Срок реализации ФЦП развития образования на 2011–2015 годы (утверждена постановлением Правительства от 7 февраля 2011 года №61, входит в госпрограмму «Развитие образования» на 2013–2020 годы) заканчивается в 2015 году.
Концепция ФЦП развития образования на 2016–2020 годы была утверждена распоряжением Правительства от 29 декабря 2014 года №2765-р.
Подписанным постановлением утверждается ФЦП развития образования на 2016–2020 годы (далее – Программа).
Комментарий
Государственный заказчик – координатор Программы – Минобрнауки России.
Программа направлена на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного социально ориентированного развития России.
К основным задачам Программы относятся:
— создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании;
— развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;
— реализация мер популяризации среди детей и молодёжи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодёжи;
— создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики;
— формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Программа предусматривает проектно-целевой подход реализации в отличие от классического программно-целевого подхода ФЦП развития образования на 2011–2015 годы.
В Программу включены комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками, реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, совершенствованию системы оценки качества профессионального образования, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций.
Кроме того, Программой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Федерации на повышение качества и конкурентоспособности российского образования, трансляцию и внедрение новых моделей и механизмов обеспечения доступности образовательной среды, распространение структурных, содержательных и технологических инноваций.
В ходе реализации Программы будут получены следующие результаты:
— сформирована сеть вузов, включая многопрофильные университеты, ориентирующиеся на ключевые отрасли региональных экономик (60 университетов);
— внедрены новые федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования;
— созданы ресурсы и программы для учащихся образовательных организаций;
— внедрены меры по стимулированию частных инвесторов при строительстве помещений для детских садов;
— в субъектах Федерации будут созданы ресурсные учебно-методические центры по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ведущих профессиональных образовательных организаций;
— разработаны правовые и финансовые механизмы реализации инновационных моделей образовательных организаций;
— создана сеть региональных ресурсных центров для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, в том числе в сфере научно-технического творчества, робототехники;
— реализованы меры по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры;
— восполнен дефицит мест в общежитиях для иногородних студентов;
— обеспечена подготовка не менее 2000 специалистов по оценке качества общего образования и оценочным материалам;
— разработаны российские инструменты оценки качества образования, конкурентоспособные на международном рынке (не менее пяти);
— внедрены во всех субъектах Федерации системы контроля качества среднего профессионального и высшего образования;
— обеспечено функционирование системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
— модернизирован инструментарий статистического наблюдения в сфере образования.
При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования.
Прогнозируемый общий объём финансирования Программы – более 112 млрд рублей.
Эффективность реализации Программы будет определяться на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющей оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие России.
Работа Правительства:
- Государственная программа «Развитие образования»
- Общеобразовательная школа
- Дополнительное образование детей
- Среднее профессиональное образование
- Высшее, послевузовское и непрерывное образование
- Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ
Источник: government.ru