Целевой показатель программы это

Содержание

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Михайлович, Маркова Анна Сергеевна

В статье осуществляется группировка целевых показателей (индикаторов) государственных программ (подпрограмм) поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) регионов СЗФО. Выявляется наличие в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО показателей (индикаторов), относящихся к выделенным классификационным группам. Предлагаемая группировка направлена на решение проблемы комплексной оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марков Сергей Михайлович, Маркова Анна Сергеевна

Эффективность использования водных ресурсов в регионах Северо-Западного федерального округа в свете Водной стратегии

Демографический потенциал сельских территорий Северо-Западного федерального округа: векторы трансформации

Всё о KPI | Ключевой показатель эффективности сотрудника

Демографический прогноз численности сельского населения Северо-Западного федерального округа
Развитие региональной инвестиционной политики в Северо-Западном федеральном округе

Государственное управление формированием и развитием конкурентной среды в экономике (на примере регионов сзФо)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARGET INDICATORS AS THE CRITERIA OF A COMPLEX ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF STATE PROGRAMS OF SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISES

The article is group of target indicators of government programs (subprograms) support SMEs in the northwestern Federal district. Revealed the presence of programmes (subprogrammes) of the subjects of the northwestern Federal district of the indicators related to the selected classification groups. The proposed group would solve the problem of complex estimation of efficiency of implementation of government programs.

Текст научной работы на тему «Целевые показатели (индикаторы) как критерии комплексной оценки эффективности реализации государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства»

Вестник Псковского государственного университета

С. М. Марков, А. С. Маркова

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) КАК КРИТЕРИИ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье осуществляется группировка целевых показателей (индикаторов) государственных программ (подпрограмм) поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) регионов СЗФО. Выявляется наличие в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО показателей (индикаторов), относящихся к выделенным классификационным группам. Предлагаемая группировка направлена на решение проблемы комплексной оценки эффективности реализации мероприятий государственных программ.

Ключевые слова: целевые показатели, государственная программа, поддержка малого и среднего предпринимательства.

1С ERP, Мониторинг целевых показателей, Учебный курс

Государственная деятельность в любой сфере в современных условиях сопровождается разработкой и реализацией государственных программ, представляющих собой долгосрочные планы мероприятий, направленных на достижение стратегических целей развития объекта государственного управления. Оценка результатов достижения целей осуществляется через целевые показатели (индикаторы), которые являются обязательным элементом любой государственной программы. Каждый показатель (индикатор) должен являться количественной или качественной характеристикой реализации мероприятий государственной программы [1], учитывающей особенности сферы государственной деятельности, а также региональную специфику.

Так, в сфере государственного регулирования развития МСП на федеральном уровне в настоящее время реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013-2020 гг.) [2], которая в качестве целевых показателей (индикаторов) выделяет:

— количество субъектов МСП (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации;

— количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно);

— объем выданных гарантий и поручительств по кредитам (гарантиям) субъектам МСП и поручительств по программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;

— количество субъектов МСП, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно);

— количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий;

Серия «Экономика, право и управление». 5/2017

— количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий;

— годовой объем кредитной поддержки, оказанной субъектам индивидуального и малого предпринимательства с использованием гарантий и поручительств в рамках национальной гарантийной системы, а также кредитов субъектам индивидуального и малого предпринимательства, предоставленных акционерным обществом «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства

Таким образом, указанная выше подпрограмма содержит семь целевых показателей (индикаторов), позволяющих прежде всего оценить динамику количества субъектов МСП, занятость населения в сфере МСП, развитость инфраструктуры поддержки МСП и вовлеченность молодежи в предпринимательскую деятельность.

Данные целевые показатели (индикаторы) являются базовым ориентиром при формировании совместных мероприятий региональных программ (подпрограмм) развития МСП. Но специфика и более значительное многообразие реализуемых мероприятий обуславливает широкую номенклатуру показателей (индикаторов) принятых субъектами Российской Федерации программ (подпрограмм) развития МСП.

Авторами были изучены целевые показатели (индикаторы), нашедшие свое отражение в актуальных программах (подпрограммах) поддержки МСП субъектов СЗФО.

В настоящее время во всех субъектах СЗФО реализуются программы (подпрограммы) поддержки малого и среднего предпринимательства, перечень которых представлен в табл.1.

Согласно данным табл. 1, большинство программ (подпрограмм) рассчитано на период до 2020 г., как и подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», реализуемая на федеральном уровне. Данные программы (подпрограммы) содержат порядка пятидесяти разнообразных показателей (индикаторов), позволяющих оценивать степень достижения целей и результативности мероприятий. Все они могут быть сгруппированы по ряду признаков:

1) оборот продукции субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) количество субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) объем инвестиций, осуществляемых в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;

5) активность региональных и муниципальных органов исполнительной власти по стимулированию развития МСП;

6) занятость населения в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

7) развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса;

8) состояние бизнес-среды;

9) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

В табл. 2 представлена информация о наличии в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО целевых индикаторов и показателей, относящихся к представленным группам.

Программы (подпрограммы) поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемые в СЗФО

№ п/п Субъект СЗФО Название программы (подпрограммы) Объем финансирования программы (подпрограммы), тыс. руб.

1. Архангельская область Подпрограмма «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014-2020 гг.)» (утв. постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г. № 462-пп) (в ред. от 27.12.2016) 1 747 054,8

2. Вологодская область Государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2020 гг.» (утв. постановлением Правительства Вологодской области отЗ октября 2012 г. № 1156) (на 26.12.2016) 1 385 095,6

3. Калининградская область Подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2014-2020 гг.» государственной программы Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства» (в ред. постановления Правительства Калининградской области от29 мая 2015 г. №291) 490 702,0

4. Ленинградская область Подпрограмма «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» (2014-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 394) (с изменениями на 2 февраля 2017 года) 1 768 214,8

5. Мурманская область Подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» (2014-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Мурманской области от 30 сентября 2013 г. № 557-1111) (в ред. от 21.05.2014 N262-101) 1 671 259,9

6. Ненецкий автономный округ Государственная программа Ненецкого автономного округа «Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе» (2014-2017 гг.) (утв. постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 №223-п) (в ред. на 15.10.2014) 115 413,6

7. Новгородская область Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Новгородской области «Обеспечение экономического развития Новгородской области на 2014-2019 гг.» (утв. постановлением Правительства Новгородской области от 17 октября 2013 г. № 267) (в ред. на 10.02.2017) 273 715,3

8. Псковская область Подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Псковской области «Содействие экономическому развитию, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности на 2014-2020 годы» (утв. постановлением Администрации Псковской области от28 октября 2013 г. № 499) (в ред. на 07.04.2016) 802 794,0

Продолжение таблицы 1

9. Республика Карелия Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» (2014-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года № 49-П) (в ред. на 3.06.2015 г) 423 950,0

10. Республика Коми Подпрограмма «Малое и среднее предпринимательство в Республике Коми» государственной программы Республики Коми «Развитие экономики» (2013-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. № 418) (в ред. на 29.03.2017) 912 578,1

11. г. Санкт-Петербург Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынкав Санкт-Петербурге» на2015-2020 гг. (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года № 554) (в ред. на 09.11.2016) 1 927 211,5

Наличие в программах (подпрограммах) субъектов СЗФО показателей (индикаторов), относящихся к классификационным группам

№ п/п Группа целевых показателей (индикаторов) Субъекты СЗФО

Архангельская область Вологодская область Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий а. о. Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми г. Санкг -Петербург

Читайте также:
Java как собрать программу

1 Оборот продукции субъектов малого и среднего предпринимательства + + + + + + + +

2 Количество субъектов малого и среднего предпринимательства + + + + + + +

3 Налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства + +

4 Объем инвестиций, осуществляемых в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства + + +

5 Активность региональных и муниципальных органов исполнительной власти по стимулированию развития МСП + + + + + + + +

6 Занятость населения в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства + + + + + + + +

7 Развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса + + + +

8 Состояние бизнес-среды + + + +

9 Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность + + +

Вестник Псковского государственного университета

По данным табл. 2 можно сделать вывод о том, что Новгородская область и Республика Карелия используют в своих подпрограммах целевые показатели (индикаторы) практически всех выделенных групп (7 из 9). В то же время, подпрограмма г. Санкт-Петербурга включает целевые показатели (индикаторы) только двух групп. Если вернуться к показателям подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», реализуемой на федеральном уровне, несложно заметить, что они являются представителями следующих выделенных групп: количество субъектов МСП; занятость населения в деятельности субъектов МСП; развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса; вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, на основе изучения опыта реализации региональных программ (подпрограмм) развития МСП были выявлены основные группы целевых показателей (индикаторов), являющихся характеристиками направлений развития малого и среднего предпринимательства, придерживаясь которых возможно комплексное решение проблемы оценки эффективности реализации. Для этого необходимо в число целевых показателей (индикаторов) программы (подпрограммы) включать представителей из каждой выделенной группы показателей. При этом в саму формулировку показателя можно вкладывать элементы, учитывающие специфику номенклатуры мероприятий, финансирования (софинансирования) и региональные особенности.

1. Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Утв. Приказом Минэкономразвития России № 582 от 16 сентября 2016 года [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/420377385

2. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (2013-2020 гг.) (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316) (с изменениями и дополнениями на 31 марта 2017 г.) [Электронный ресурс]: URL: // http://base.garant.ru/70644224/#block_12000#ixzz4fpZkR4zi

Марков СергейМихайлович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

Маркова Анна Сергеевна — старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

Серия «Экономика, право и управление». 5/2017

S. M. Markov, A. S. Markova

TARGET INDICATORS AS THE CRITERIA OF A COMPLEX ESTIMATION OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF STATE PROGRAMS OF SUPPORT OF SMALL AND MIDDLE ENTERPRISES

The article is group of target indicators of government programs (subprograms) support SMEs in the northwestern Federal district. Revealed the presence of programmes (subprogrammes) of the subjects of the northwestern Federal district of the indicators related to the selected classification groups. The proposed group would solve the problem of complex estimation of efficiency of implementation of government programs.

Key words: target indicators, state program to support small and middle businesses.

About the authors

Markov Sergey Mikhailovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management at the Enterprise,Management Faculty, Pskov State University, Russia.

Markova Anna Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Economics and Management at the Enterprise,Management Faculty, Pskov State University, Russia.

Источник: cyberleninka.ru

8.2.3. Целевые показатели и индикаторы

Целевыми показателямибудем называть показатели, характеризующие уровень достижения целей, сформулированных органами управления. Установление желательных значений целевых показателей (целевых нормативов) экономического и социального развития региона является важнейшей прерогативой органов исполнительной власти субъектов Федерации. Этот порядок можно рассматривать как вариант реализации принципов индикативного планирования. Степень приближения к данным нормативным значениям целевых показателей характеризует степень продвижения к целям социально-экономического развития субъекта Федерации.

Данные целевые показатели должны формулироваться в форме, позволяющей оценивать и сравнивать различные уровни достижения каждой из целей. Отсюда следует, что целевые показатели должны формулироваться в форме, допускающей их сравнительную оценку, то есть обладать свойством соизмеримости. Целевые показатели могут иметь количественную и качественную формы.

Наиболее удобный вид – количественная оценка. Количественно измеримые целевые показатели характеризуют конкретный уровень удовлетворения общественной потребности в благах и услугах и содержат в своем определении наименование конкретного продукта или услуги, обеспечивающего удовлетворение данной потребности, являющейся объектом целеполагания.

Примером количественно измеримых целевых показателей подобного типа являются уровень доходов населения, уровень обеспеченности социальными благами и услугами, среднедушевое значение ВРП, производительность труда в какой-либо сфере и т.п. Количественно измеримые целевые показатели могут также характеризовать свойства какого-либо объекта или системы, создание которой сформулировано в виде цели деятельности органов управления. Подобные целевые показатели в большей степени характерны для производных целей. В качестве примера можно привести такие цели, относимые ранее к производным, как создание объектов транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности некоторых видов услуг, институциональные преобразования.

Что касается качественных целевых показателей, то они касаются тех потребностей или свойств создаваемых систем, которые невозможно в принципе измерить. Например, уровень комфортности передвижения по транспортным коммуникациям, уровень безопасности и пр. Тем не менее, и для этих целей целевые показатели должны формулироваться в виде, позволяющем построить количественные характеристики экспертным путем, например, в виде балльных оценок.

Количественные целевые показатели могут подразделяться на абсолютныеиотносительные. Примером абсолютных целевых показателей является объем высокотехнологичных операций, осуществленных в клиниках данного субъекта Федерации, или количество вновь введенных мест в центрах комплексного социального обслуживания населения, количество выпускников ВУЗов по отдельным специальностям и т.п.

Относительные показатели в свою очередь делятся на две группы.

1. Показатели, которые можно объединить по принципу соотнесения затрат ресурсов с единичным целевым результатом или соотнести с численностью населения;

2. Показатели, которые основаны на соизмерении значений данного показателя в динамике. В качестве примера можно привести:

— темпы изменения данного показателя по отношению к предыдущему периоду;

— темпы изменения данного показателя в сопоставлении с динамикой изменения макропоказателей, характеризующих экономическое развитие региона (динамика ВРП, динамика численности населения, динамика инвестиций в регионе, динамика государственного финансирования деятельности организаций данной сферы и т.п.).

Очень важным является сопоставление относительных показателей с налогичными показателями в других субъектах Федерации.

Индикатором будем называть показатель или характеристику некоторого социально-экономического процесса или элемента социально-экономической системы, по значению которого можно делать выводы об уровне достижения целей социально-экономического развития региона, уровне удовлетворения общественной потребности, достижению целей управления, уровне эффективности управления. Само по себе значение индикатора не характеризует уровень удовлетворения общественных потребностей.

Индикаторы целесообразно использовать для косвенной оценки целевых результатов деятельности органов управления, когда невозможно установить прямую зависимость между результатами осуществления конкретных мероприятий и улучшением целевых показателей. Наиболее известный и важный индикатор – производство ВРП или объем инвестиций на душу населения.

В качестве примера можно также привести, количество ДТП на 10 000 населения или на 1000 км. дорог или на 100 000 легковых автомобилей. Также индикаторами являются полученные в результате социологических опросов показатели удовлетворенности населения качеством услуг здравоохранения или образования. Одним из индикаторов качества оказания административных услуг является срок регистрации предприятия. Например, создание благоприятных условий для частного бизнеса может характеризоваться увеличением доходов бюджета за счет расширения налоговой базы, положительной динамикой таких показателей, как объемы налоговых поступлений в бюджеты соответствующих территорий на единицу объема промышленного производства при сохранении доли промышленности в доходах территориального бюджета, уровнем диверсификации доходной базы бюджетов, улучшением динамики капитализации ведущих (бюджетообразующих) производств региона в сопоставимых ценах в сравнении с подобными регионами. Повышение эффективности использования государственной собственности отражается в финансово-экономических показателях деятельности реформируемых объектов в сопоставлении с показателями аналогичных по роду своей деятельности объектов, не вошедших в число реформируемых.

Необходимо особо отметить, что обоснование системы индикаторов для каждой конкретной цели представляет собой отдельное исследование, сложность проведения которого обусловлена тем, что любая цель структурируется с помощью построения соответствующего ‘дерева целей’, детальность которого обусловлена целями конкретного исследования. Соответственно и система индикаторов также будет в общем случае представлять собой некую ‘древообразную структуру’, причем ни один вариант структуризации исходной цели не может претендовать на полноту, так как соответствующие процедуры носят сугубо экспертный характер. Поэтому по поводу отдельных индикаторов отдельные группы аналитиков могут либо соглашаться, либо не соглашаться, основываясь в основном на собственной эвристике.

В ряде случаев в качестве индикатора здесь может выступать сам факт выполнения определенных стандартов качества в ходе удовлетворении общественных потребностей или реализации функций государственного управления.

По определению, целевые показатели, поскольку они характеризуют уровень достижения целей, подразделяются на группы, в соответствии с характеризуемыми целями:

а) цели, соответствующие обеспечению условий удовлетворения общественных потребностей (условия реализации миссии ЦРС), где удовлетворение потребностей характеризуется:

— уровнем удовлетворения потребностей;

— функциональными свойствами ЦРС и качеством оказываемых услуг;

— состоянием субъектов потребностей (показателями состояния целевых групп).

б) цели, связанные с необходимостью создания и постоянного обеспечения потенциала будущего развития целереализующей системы (накопление финансовых ресурсов, максимизация темпов роста, подготовка кадров, внедрение новых, перспективных технологий;

в) цели, отражающие необходимость эффективного использования ресурсов в ходе обеспечения удовлетворения общественных потребностей.

Исходя из рассмотренных выше подходов к формулированию целей социально-экономического развития, можно предложить следующую типизацию целевых показателей. Приведенный список, естественно, далеко не полный

Уровень удовлетворения потребностей (примеры отдельных показателей):

объем услуг в натуральном выражении и широта охвата субъектов потребностей Объем оказанных услуг по отношению к общей потребности (уровень дефицита удовлетворения потребности, уровень телефонизации или «интернетизации» населения региона);

— количество субъектов потребности, получивших соответствующую услугу, в процентном отношении к общему числу потенциальных потребителей услуг (доля лиц с высшим техническим образованием на 1000 чел. населения);

— объем оказанных услуг по отношению к общей потребности;

— уровень доступности продукции и услуг, удовлетворяющих данную потребность (доля в семейном бюджете расходуемая на удовлетворение культурных потребностей (в разрезе доходных групп) (доля инвалидов, получивших услуги по социальной реабилитации, и доля вернувшихся к социально активной жизни из числа получивших услуги.

Читайте также:
Как атаковать компьютер программа

Объем оказания услуг в стоимостном и натуральном выражении:

— на 1 млн. рублей ВРП;

— на 1 тыс. человек населения;

— обеспеченность жильем на одного человека.

Целевые показатели функциональных свойств ЦРС и качества и доступности оказания услуг:

— доля объема услуг, удовлетворяющих стандарту качества к общему объему оказанных услуг(доля населения, проживающего в домах со всеми удобствами, уровень обеспеченности населения коммунальными услуга в соответствие с нормативами);

— уровень квалификации персонала учреждений, образующих ЦРС;

— транспортная доступность пунктов оказания услуг;

— уровень обеспеченности оборудованием пунктов оказания услуг;

— количество предотвращенных преступлений;

— уровень ресурсной обеспеченности процесса оказания услуг (удовлетворения потребностей) %% (фондовооруженность одного койкоместа в стационаре, уровень обеспеченности лекарственными препаратами);

— стоимость услуг, удовлетворяющих стандартам качества на одного субъекта потребности;

— стоимость оказания единичной услуги, (стоимость содержания одного больного в стационаре в день).

Целевые показатели, состояния субъектов потребностей (целевых групп):

— уровень заболеваемости социальными заболеваниями;

— уровень удовлетворенности населения качеством оказания социальных услуг (в разрезе целевых групп);

— средний уровень образования;

— уровень травматизма на производстве;

— средняя продолжительность жизни

— количество преступлений на 10 000 населения;

— смертность на дорогах;

— смертность в трудоспособном возрасте.

Целевые показатели, обеспечения потенциала будущего развития.

— обеспеченность материальной базой на единицу услуг (на одного человека, получающего услуги) по основным видам материальных ресурсов;

— объем инвестиций в новое оборудование (новые технологии оказания услуг);

— динамика подготовки персонала;

— коэффициент обновления активной части основных фондов;

— целевые показатели эффективного использования ресурсов;

— стоимость услуг, удовлетворяющих стандартам качества на одного субъекта потребности;

— стоимость оказания единичной услуги (по видам услуг и в разрезе целевых групп);

— эффективность труда персонала, занятого в данной сфере;

— объем услуг на одного занятого;

— стоимость основных фондов на одного занятого в данной сфере;

— пропускная способность учреждений, оказывающих услуги (в здравоохранении – пропускная способность стационара в пересчете на одно место);

— объем инвестиций на создание мощностей по оказанию услуг в пересчете на единицу услуг (инвестиции на одно место в образовательных учреждениях, инвестиции на создание одного места в медицинских учреждениях и т.п.);

— объем затрат отдельных видов ресурсов на единицу оказания услуг;

— производительность труда основного персонала лечебных учреждений при оказании услуг, удовлетворяющих стандартам качества.

Анализ значений приведенных показателей и индикаторов позволяет также характеризовать и уровень эффективности управления социально-экономическими процессами в регионе.

Необходимо отметить, что на базе официальной статистической информации может быть построено достаточно широкое множество целевых показателей и индикаторов, характеризующих качество функционирования различных элементов социально-экономической подсистемы региона. Одно из требований, предъявляемое к используемым показателям и индикаторам – возможность сопоставления значений различных показателей. Различные индикаторы, характеризующие одну и ту же цель, также должны быть сравнимы таким образом, чтобы исключить неоднозначность выводов об уровне социально-экономического развития и эффективности реализации проектов целевой программы.

Определение множества индикаторов эффективности осуществления проектов программы является предметом «взаимной договоренности» всех участников процессов формулирования и реализации той или иной региональной стратегии развития или целевой программы, а основная задача установления соответствия между характеристиками конкретного проекта и значениями целевых показателей социально-экономического развития решается, в общем случае, на основе экспертных процедур анализа.

При определении индикаторов важно учитывать то обстоятельство, что рассмотренные выше цели социально-экономического развития региона не являются независимыми в том смысле, что характеризующие их показатели имеют общие факторы, определяющие их значения, либо значения одних параметров влияют на значения других. Например, уровень заработной платы в системе зависит от производительности труда, которая, в свою очередь, определяется уровнем механизации и автоматизации производства.

Потребность системы в ресурсах, сырье и комплектующих изделиях зависит от объема производственной программы и уровня технологии. Уровень выполнения требований, предъявляемых органами управления и потребителями к качеству продукции и услуг, также зависит от уровня технологии.

Сам же уровень технологии на достаточно продолжительном отрезке времени зависит от воспроизводства научно-технического задела, воспроизводства квалифицированных кадров, активной научно-технической политики в целом. Проведение научно-технической политики предполагает соответствующее распределение финансовых и инвестиционных ресурсов между различными сферами деятельности системы. Следует также учитывать, что различные цели ориентированы на различный временной горизонт. В частности, существует определенное противоречие между целями повышения качества жизни и создание потенциала для будущего развития.

В силу наличия сложных прямых и обратных связей в любой социально-экономической системе, при попытке формального применения процедуры построения системы целей для реальных территориальных хозяйственных систем, возникает ситуация взаимосвязанности и взаимозависимости целевых показателей. Будем называть две цели взаимосвязанными, если уровень достижения одной из них играет роль фактора, влияющего на уровень достижения другой цели. Так же взаимосвязанными будут являться две цели, имеющие третью цель в качестве общего фактора. При этом, очевидно, между целевыми показателями, характеризующими данные цели, существует функциональная взаимосвязь или высокая корреляционная зависимость.

Необходимо также учитывать различную значимость перечисленных выше целей, а, следовательно, и целевых параметров, и отражающих их индикаторов, несмотря на то, что они характеризуют цели, принадлежащие одному уровню дерева целей. Так, например, перед Администрацией Владимирской области объективно стоит задача установления оценок относительной важности таких целей, как повышение технологического потенциала отдельных производств отрасли машиностроения и повышение человеческого потенциала.

Необходимость установления относительной важности обусловлено необходимостью принятия решений об распределении ограниченных ресурсов между проектами направленными на достижения различных целей. Все зависит от конкретной ситуации. При устаревшей технологии даже первоклассный коллектив навряд ли способен обеспечить производство конкурентоспособной продукции.

Точно также, самая современная технология не гарантирует эффективного производства при неквалифицированном и немотивированном персонале. При этом необходимо также учитывать временной фактор: очевидно, что смена технологии требует гораздо большего времени, чем замена какого-либо элемента персонала. Основное влияние на оценку относительной важности или значимости целей и целевых показателей оказывает «расстояние» между существующим и желательным уровнем каждой из целей. Так, если существуют реальные возможности повышения технологического уровня производства, то, следовательно, «расстояние» до потенциально возможного уровня невелико, и более значимым может оказаться «отставание» от потенциально возможного и необходимого уровня качества персонала. Если уровень качества персонала достаточно высокий, то более актуальным будет именно повышение технологического потенциала.

Таким образом, построение системы целей социально-экономического развития региона предполагает обязательное формирование системы оценок относительной важности различных целей. Без этого любая структуризация целей не является конструктивной.

Источник: studfile.net

Целевые показатели — это… Определение понятия, особенности, методы определения

Показатели направления — важный инструмент развития бизнеса, который позволяет определить, какие являются основными векторами прогресса, как достичь успеха в выбранном направлении. Этот термин широко используется не только в этой среде. Некоторые цели ставят учителя, которые планируют работать с группами, специалисты программы ООН, которые решают проблему продовольственного кризиса на международном уровне. Словом, любой план, любая программа почти всегда подразумевает наличие определенных показателей, которые необходимо достичь.

Общая информация

Цели проекта на английском языке кодируются консолидированной аббревиатурой KPI. В общем, определение предполагает котировку показателей как параметров, отражающих эффективность компании или ее подразделения. Индексы необходимы для эффективной организации достижения различных целей, как в области общей стратегии развития, так и в практических операциях. Применяя такие индикаторы, можно быстро и точно оценить состояние дел, состояние предприятия, степень успешности текущей стратегии.

цели

Целевые показатели эффективности — это инструмент для отслеживания активности каждого нанятого сотрудника, подразделения компании, компании в целом. Довольно интересные интерпретации этого термина можно найти в ISO 9000, опубликованном в 2008 году. Стандарт предполагает рассматривать производительность как уровень достижения определенного результата, заранее зафиксированного в плане. Это во многом зависит от показателя того, насколько компания умеет работать, ориентируясь на результат.

Эффективность (согласно ISO) — это взаимосвязь между результатами и ресурсами, которые были потрачены на их достижение. Этот термин относится к способности компании достигать своих целей при соблюдении заранее определенного уровня качества. Чтобы выразить эту способность, они используют оценки времени и потерь. Система KPI предполагает оценку эффективности и результативности по ключевым показателям. Такое понимание термина связано с тем, что в результате всегда есть определенная степень достижений и затрат, на которые компании пошли для достижения этой цели.

Понимание и терминология

Цели (образование, энергосбережение, сбыт продукции, производство) — это инструмент для измерения того, насколько план был достигнут. Если выбранный для анализа показатель не связан с поставленной перед предприятием целью (он не формируется непосредственно из содержания работы), его применение не дает достоверных результатов. Нет смысла прибегать к такому показателю.

Управление по целям — это современная концепция, в основе которой лежит технология по формулированию ключевых показателей, мониторингу достижения целей, их пересмотру при необходимости. Подавляющая часть современных предприятий работает по этой схеме.

достижение целей

Методология

Придерживаясь идеи целевых показателей программы развития, можно управлять компанией, планировать пути достижения поставленных целей и анализировать возможные результаты всех операций. Питер Друкер (1909-2005) считается пионером в этой области. Этот немецкий экономист превратил «менеджмент» в научную дисциплину, малоинтересную для публики.

В середине прошлого века этот район многим казался бесперспективным, не заслуживал уважения общества. Благодаря Друкеру были разработаны первичные системы оценки эффективности. Предлагается взять ключевые показатели, с помощью которых анализировались цели.

Новая метрология, предложенная Друкером, должна была избежать ловушек времени или ситуации, когда руководство компании полностью погружено в решение текущих проблем и проблем за счет действительно важных задач для достижения бизнес-цели. Как указал Друкер, чрезмерное вовлечение в мелкие повседневные сложности приводит к рассеиванию внимания.

Люди забывают то, что можно назвать самым важным с точки зрения важности. Сегодня этот (слегка измененный) подход известен широкой публике как система KPI. Содержит множество концепций управления. Эта область активно улучшалась в течение последних десятилетий. Использование такой системы продуктивно интегрирует классическое управление целями, позволяя компании выйти на новый уровень эффективности.

Актуальность и нюансы

Объясняя важность целей развития, автор научной дисциплины обратил внимание на то, что только отдельные аспекты управления могут влиять на компанию так же сильно, как и оценка деятельности подразделений и компании в целом. Важно отметить, что оценка — одна из наименее рассматриваемых областей научного управления, что связано с некоторым риском ошибки, если такой подход будет применяться на практике. Некоторое время назад некоторые американские исследователи организовали опрос, который показал, что более половины (около 60%) руководителей высшего звена не считают системы, внедренные в их компаниях для оценки результатов, действительно функциональными и эффективными. В нашей стране (по подсчетам исследователей, ответственных за статистику) количество таких недовольных достигает 80%. Причина недовольства — отсутствие ярко выраженной и действенной связи между аппаратом управления, планами, мотивирующей составляющей и реальными результатами.

Читайте также:
Программа что выключает компьютер

В последние годы расчет целей считается необычно близким к мотивации наемных работников. Именно с помощью систем KPI можно сформировать действительно работающую мотивационную систему, позволяющую стимулировать сотрудников компании. Правильная настройка такой системы — гарантия справедливости, а значит, каждый заинтересован в наилучшем качестве рабочего процесса.

целевой уровень заработной платы

Варианты и возможности

Результативность достижения целей варьируется от случая к случаю. Все зависит от того, что вы решите использовать в качестве индекса, а это, в свою очередь, определяется общими целями и задачами, поставленными перед компанией. Во многом с этим связана стратегия развития компании. Обычно KPI используются для оценки эффективности работы административного и управленческого персонала компании.

KPI нельзя отождествлять с ключевыми факторами успеха. Предположим, что задача персонала — увеличить средний доход клиента на 15 рублей. В этом случае индексом будет средний доход, а фактором — некий инструмент, благодаря которому план реализуется. Например, добиться желаемого результата можно, переформулируя производственный процесс, выпуская новые продукты.

Индексы

Отставляют цели и основные показатели. Первые показывают, насколько хороши результаты за анализируемый период. Последние помогают отслеживать развитие ситуации в режиме реального времени, то есть в течение периода, за который будет сформирован отчет. Основная идея использования основных показателей — успешное достижение запланированного уровня к концу отчетного периода.

Типичный представитель запаздывающих показателей — финансовые. Этот тип информации демонстрирует, в какой степени возможности фирмы и устремления ее владельца согласованы, как фирма может создавать денежные потоки. При этом отставание финансовых показателей заключается в том, что оно не позволяет использовать эту группу информации для описания текущей эффективности в разрезе отдельной группы сотрудников или юридического лица.

Операционные цели — это показатели, по которым можно узнать, как развиваются обстоятельства в настоящее время. Они позволяют оценить работу отделов, компании в целом. Одни предоставляют прямую информацию, другие косвенно следят за денежными потоками, какими они будут в ближайшем будущем. На основе этих показателей можно определить, довольны ли клиенты продуктом и услугой, насколько хороши продукты, производимые компанией, и насколько хорошо отлажены внутренние рабочие процессы.

цели проекта

Внимание аспектам

Цели являются частью сбалансированной системы индексов, которая может связывать причины и следствия. Задача внедрения такой системы — определить аспекты и показатели, важные для достижения целей. Правильно применяя ключевые показатели эффективности, вы можете четко определить модели и определить, как различные факторы влияют друг на друга. Следует помнить, что результаты каждого отдела всегда корректируют работу других отделов предприятия. Именно благодаря КПЭ можно максимально четко и точно оценить величину этого воздействия.

Откуда взять результат

Чтобы цели (энергосбережение, образование, продуктивность) были полезными, их необходимо правильно реализовывать. Существует специальная методика разработки KPI, которая предполагает последовательность операций.

Во-первых, необходимо провести предпроектную работу, получить согласие высшего руководства, запустить проект, приступить к составлению плана и сформировать команду, которая будет работать над проектом. Следующим шагом является разработка самой методики. Он предполагает анализ организационной структуры с целью ее совершенствования, формирование методологической модели и процессов управления с применением идеи KPI. Задача команды проекта — сформировать все регламенты, документы, стандарты и методические материалы, необходимые для практического применения системы.

Важным элементом достижения целевых показателей является создание информационной системы, полностью отвечающей требованиям конкретной компании. Для программистов необходимо составить техническое задание, согласно которому будет настраиваться проект, а затем настроить его и обучить персонал, который должен использовать эту систему, тонкостям работы с ней. Последний шаг на этом этапе — пробный запуск программного продукта.

Вывод — введение KPI (как методологии, так и системы программного обеспечения) в использование.

цели производительности

Тонкости вопроса

Чтобы целевые показатели производительности были максимально полезными, вам необходимо помнить об основных принципах определения и реализации таких производственных практик. Придется реструктурировать организационные процессы, внести изменения в культуру в компании, чтобы KPI правильно воспринимались персоналом. Задача менеджеров — донести до каждого нанятого сотрудника важность и достоинства такого подхода, разработать единую стратегию развития показателей. При внедрении KPI необходимо проанализировать, какие конкретные показатели наиболее важны для компании в целом, и для этого необходимо сначала определить коэффициенты управления, применимые ко всей компании.

Для быстрого и успешного достижения целей команды, ответственные за разработку и внедрение KPI, должны создать структуру отчетности, включающую сотрудников всех уровней. Выбрав основные показатели, необходимо согласовать нюансы их применения, а также сформировать механизмы обновления данных, чтобы KPI всегда были максимально точными.

Как внедрить

Рассматривая тему KPI, известные экономисты Нортон и Каплан предложили использовать систему «10/80/10». Идея состоит в том, чтобы выбрать не более двух десятков целевых показателей. Рекомендуется разделить их пополам: десяток баллов относится к эффективности, столько же — к оценке результатов. Остальные 80% — это производственные индексы.

Альтернативный вариант экономиста Панова предлагает размещать не более 155 индексов. Глядя на цели производительности, ученый предполагает, что большая нагрузка перегрузит планировщиков. В то же время это негативно скажется на работе управленческого персонала, которому придется с головой погрузиться в анализ проблем и выяснение обстоятельств, не позволивших в конкретном случае достичь сформулированного показателя. Кроме того, весьма вероятно, что показатель действительно достаточно слабо влияет на работу и ее результаты как в отдельном подразделении, так и на предприятии в целом.

оценка целей

Принципы работы

Чтобы целевые показатели эффективности были оптимальными, необходимо выстраивать работу компании на принципах контроля и управления процессами. Если отдел назначен ответственным за индекс, руководство должно предоставить персоналу инструменты, навыки и ресурсы, которые персонал будет использовать для управления индексом. Не менее важно дать сотрудникам возможность контролировать результаты в определенных пределах.

Еще один важный принцип работы — партнерство. Чтобы производительность росла и все задачи, стоящие перед предприятием, успешно решались, необходимо наладить взаимовыгодную работу между заинтересованными людьми. Стратегия и информационная система должны разрабатываться и внедряться теми, кто их использует, а руководство должно объяснять необходимость нового подхода всему персоналу компании.

Основное – в первую очередь

Планируя достижение целей по заработной плате, успеху в бизнесе, энергосбережению, обучению, имеет смысл определить, какое направление является наиболее важным для решения проблемы. Именно на нем нужно сосредоточить все свои силы и ресурсы. Такой подход дает больше шансов на успешное решение поставленных задач.

Повышение производительности бизнеса обычно сопровождается расширением прав и возможностей отдельных сотрудников. В большей степени это касается тех, кто ближе всего к работе с бизнесом. Роль менеджмента — предоставить государству возможность развивать навыки. Бизнес-менеджеры могут регулярно проводить тренинги, отлаживать систему коммуникации как внутри уровня, так и между уровнями иерархии. Кроме того, есть смысл доверить формирование индивидуальных показателей сотрудникам.

Для того чтобы КПЭ были высокими, при их реализации следует помнить об интегративном принципе, согласно которому проводится оценка целей. Задача менеджеров — сформировать единую схему, на основе которой можно оценивать показатели, а также систему отчетности, одновременно мотивирующую персонал. Необходимо организовать рабочий процесс таким образом, чтобы у людей был стимул делать все в срок, максимально эффективно и результативно. Руководителям рекомендуется организовывать встречи по отчетам и срокам, выбирая частоту таких мероприятий, исходя из сложности задачи, поставленной перед сотрудниками.

достижение целей

Нюансы эффективности

Еще один важный принцип, которому можно следовать, чтобы гарантировать высокие показатели производительности, — это постоянство производственных показателей. Они должны быть сбалансированы со стратегией. Хотя здесь нет ссылки на реальность работы в компании, индексы представляют собой лишь незначительный набор звуков и слов. Критические факторы успеха, от которых зависит формирование KPI, должны быть связаны с этими показателями, образуя гармоничную информационную систему показателей, адаптирующуюся к пониманию бизнес-стратегии.

Связи и работа

Некоторые убеждены, что KPI напрямую связаны со сбалансированной системой индексов. Авторами такого подхода являются упомянутые выше Нортон и Каплан. Экономисты отмечают, что при создании сбалансированной системы они предлагали использовать некоторые меры, не обязательно KPI.

Однако нельзя отрицать косвенную связь между двумя системами. Сбалансированная система требует оценки бизнес-процессов в будущем. Таким образом вы сможете точно отразить и описать цели, связанные с этими процессами. Вы можете использовать ключевые показатели эффективности, чтобы оценить, насколько хорошо достигаются ваши цели.

Типы и формы

В системе KPI есть несколько типов индексов. Есть соответствующие индикаторы для оценки результатов и их объемов. Один из них используется для отражения затраченных ресурсов.

Индикатор производительности демонстрирует степень выполнения бизнес-процесса, а также дает представление о соответствии между фактическим рабочим процессом и алгоритмом, по которому он должен выполняться. Показатель эффективности (производная) описывает взаимосвязь между результатами и временем, затраченным на их достижение. Индекс эффективности — это производный показатель, который показывает, как связаны общая сумма и затраченные на нее ресурсы.

При формировании системы KPI для конкретного предприятия нужно создавать ее таким образом, чтобы индексов было как можно меньше. Однако их должно быть достаточно, чтобы контролировать процесс. В качестве показателей следует использовать строго измеримые факторы. Стоимость их измерения должна быть меньше или равна управленческому эффекту, связанному с использованием показателя на практике.

Похожие записи:

  1. Бразилия: промышленность и сельское хозяйство
  2. Районы Калининграда и их особенности
  3. Импортер — это… Понятие и описание
  4. Есть ли нефть в Чечне? Объемы добычи нефти в Чечне

Источник: samarastat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru