В данной работе изучен порядок формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы «Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы» и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.
Введение 3
1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5
2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14
3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22
Заключение 29
Список использованных источников 30
Работа состоит из 1 файл
Курсовая работа
по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»
на тему: «Целевые программы»
Выполнил: студентка 3курса
Хабаровск 2012 г.
Онлайн-марафон «Методический час» — Разноуровневые программы: содержание, понятия, особенности
1. Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ. 5
2. Анализ целевых программ и оценка их реализации. Анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. 14
3. Финансирование целевых программ, управление реализацией и контроль за ходом их выполнения. 22
Список использованных источников 30
Введение
В условиях модернизации экономики Российской Федерации особого внимания требует повышение эффективности бюджетных расходов, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Россия имеет достаточно ограниченные бюджетные ресурсы для решения задач социально-экономической политики. Следствием этого, стало принятие программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, в которой отмечено «в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности».
Целевые программы являются традиционным и наиболее отработанным инструментом реализации государственной политики.
По своей сути, целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федеративного строительства, научно-технического, экономического, инвестиционного, социально-демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации.
Целевые программы являются одним из важнейших инструментов осуществления государственной структурной политики, реализации целей и приоритетных направлений социально- экономического развития не только на Федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах и муниципальных образованиях.
Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ
В данной работе изучен порядок формирования программ и их реализация, также проведен анализ целевых программ на примере Краевой целевой программы «Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 – 2014 годы» и анализ расходов бюджета Хабаровского края на целевые программы. Также рассмотрено финансирование целевых программ из бюджетов разных уровней, контроль за ходом их реализации и выполнением.
1.Сущность, порядок формирования и реализации целевых программ.
Для реализации социально-экономического развития страны и других важных целей, формируются программы, носящий целевой характер.
В соответствии с действующим законодательством РФ, целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, направленных на достижение конечных результатов в области экономического, экологического, социального, культурного развития страны. Иными словами, под целевой программой понимается совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели и задачи. По сути, целевая программа – это программа действий по достижению поставленных целей, сбалансированная по ресурсам (финансовым, кадровым и др.)
Законодательство определяет следующие общие требования к бюджетным целевым программам:
• четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности органов исполнительной власти;
• описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы;
• наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы и целевых значений каждого из таких показателей;
• обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков реализации программы;
• определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности.
Применение долгосрочных целевых программ в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием определено статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой:
- Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
- Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
- Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.
- По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом
- государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Целевая программа может состоять из нескольких подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках данной программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
По долгосрочной целевой программе должен быть определен исполнитель-координатор, по каждой из подпрограмм – соисполнитель. Исполнитель – координатор программы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы в целом, соисполнитель подпрограммы – орган исполнительной власти, ответственный за реализацию конкретной задачи. Долгосрочная целевая программа должна содержать показатели конечного и непосредственного результата. Каждая из подпрограмм должна содержать свои показатели непосредственного результата (объемные и качественные).
Для достижения целей и задач развития конкретной отрасли применяется такой инструмент программно-целевого управления как ведомственная целевая программа. Она представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, реализуемых главным распорядителем бюджетных средств и обеспечивающих решение отраслевых задач в поле его ответственности в сфере социально-экономического развития. Мероприятия ведомственной целевой программы не должны совпадать с мероприятиями долгосрочных целевых программ.
Главный распорядитель средств в соответствии с установленным порядком:
• разрабатывает проекты ведомственных целевых программ;
• обеспечивает реализацию ведомственных целевых программ ведомства и их финансирование;
• формирует и представляет отчетность о реализации ведомственных целевых программ.
Применение ведомственных целевых программ в бюджетном процессе обусловлено необходимостью повышения ответственности субъектов бюджетного планирования за достижение конкретных, количественно определенных результатов.
Целевые программы по уровню их разработки и утверждения делятся на:
• федеральные;
Федеральные целевые программы разрабатываются и осуществляются для комплексного решения неотложных и крупных экономических, социальных, научно-технических и других проблем, имеющих национальное значение. Федеральные целевые программы являются гибким инструментом реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.
Они включают конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического; развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета. Поэтому основу ФЦП должны составлять ограниченный круг особо важных общенародных проблем в соответствии с принципами концепции социально-экономического развития государства. Главными параметрами ФЦП являются масштабность, межотраслевой и межрегиональный характер. Немаловажное значение для нормализации социальной и экономической обстановки в стране имеют региональные федеральные программы, с помощью которых достигаются конкретные цели государственной региональной политики. Эти цели закреплены Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации»
Имеется разделение целевых программ на классификационные группы в соответствии с их целевой ориентацией, характером и природой проблем, которые призваны решать программы. По виду целей, достижению которых призвана служить программа, и типу решаемых проблем выделяются следующие виды целевых программ:
— социально-экономические, формирующие целенаправленному преобразование социальных и экономических отношений общества;
— социальные программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей. К социально ориентированным относятся программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;
— научно-технические (инновационные) программы нацелены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технологического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике с целью повышения эффективности производства. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологий, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов;
— инвестиционные программы связаны с долговременным, стратегическим вложением капитала с целью обеспечения устойчивого развития, роста экономического потенциала, укрепления положения страны, ее регионов на внутренних и мировых рынках. Программы этого класса охватывают освоение новых территорий, создание крупных производственных объектов, развитие территориально- производственных комплексов;
— экологические программы ориентированы на бережное использование природных богатств, охрану и предотвращение недопустимого загрязнения земли, водного, и воздушного пространства, создание условий для сохранения растительного и животного мира;
— программы безопасности направлены на обеспечение и повышение уровня следующих видов безопасности:
— оборонная (военная) безопасность, обеспечивающая подавление угрозы нападения и захвата территорий страны, совершения террористических актов;
— экономическая и финансовая безопасность, предусматривающая предотвращение экономических и финансовых кризисов, дефолта, обеспечение устойчивого функционирования экономики, сбалансированность бюджетов всех уровней, подавление угрозы превышения предельно допустимых (пороговых) значений внутреннего и внешнего долга и др.
По срокам реализации программы подразделяются на:
— краткосрочные (продолжительностью до 3 лет);
— среднесрочные (от 3 до 5 лет);
— долгосрочные (свыше 5 лет).
При этом инновационные программы могут быть только краткосрочными, научно-технические — также и среднесрочными, остальные — любой длительности.
Принципы разработки федеральных, межгосударственных, региональных и других программ базируются на понятиях и принципах программно- целевого планирования. Наиболее важными из них являются:
— целенаправленность — целевая ориентация программ на обеспечение конечных результатов;
— системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации программ во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;
— комплексность — достижение частных целей программы в соответствие с общими целями.
— обеспеченность состоит в том, что все мероприятия, предусмотренные в программе, должны быть обеспечены всеми видами ресурсов, в полной мере;
— экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
— согласованность федеральных и региональных интересов;
— своевременность достижения требуемого конечного результата.
Существует определенный порядок формирования и реализации целевых программ. Для того, чтобы определить направление и основные цели программы, следует выявить проблемы для программной разработки. Данные проблемы выявляются посредством анализа статистических данных, анализа докладов о результатах, социологических исследований, общественных советов и круглых столов, фокусных групп, опросов, анкетирования и других способов и средств. На основе проблем формируются цели и направления программы. Исходя из этого разрабатываются концепции программы, их экспертиза и оценка и далее утверждение концепции и принятие решения о разработке программы. Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:
- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития муниципального образования;
- обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
- характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
- предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;
Источник: www.freepapers.ru
Программно-целевой подход в управлении, его сущность и необходимость
Довольно часто низкий уровень эффективности функционирования предприятий связан с недостаточной разработанностью или просто отсутствием программных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей. В такой ситуации невозможно полностью устранить возникшие проблемы и добиться желаемых результатов, что, естественно, приводит к негативным для предприятия последствиям.
В связи с этим для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходимо применение программно-целевого подхода (ПЦП), который наиболее глубоко и последовательно проявляется в разработке и практической реализации различного рода целевых программ.
Теоретическая часть: 2
Введение 2
1. Программно-целевой подход в управлении, его сущность и необходимость. 3
2. Понятие «программа» и ее основные элементы. Виды программ. 4
3. Порядок разработки программ. 5
Практическая часть: 10
1. Характеристика предприятия ЗАО Мясокомбинат «Мелеузовский» 10
2.Возможность использования программно-целевого подхода в управлении ЗАО Мясокомбинат «Мелеузовский». Вариант целевой программы. 18
Выводы и предложения 21
Библиографический список 23
Содержимое работы — 1 файл
Теоретическая часть:
Введение
Довольно часто низкий уровень эффективности функционирования предприятий связан с недостаточной разработанностью или просто отсутствием программных мероприятий, ориентированных на достижение поставленных целей. В такой ситуации невозможно полностью устранить возникшие проблемы и добиться желаемых результатов, что, естественно, приводит к негативным для предприятия последствиям.
В связи с этим для обеспечения эффективной деятельности предприятия необходимо применение программно-целевого подхода (ПЦП), который наиболее глубоко и последовательно проявляется в разработке и практической реализации различного рода целевых программ. Его особую актуальность подчеркивают не только отечественные, но и зарубежные авторы [4,5,6], по мнению которых, ПЦП к повышению эффективности функционирования предприятия является одним из самых известных и наиболее широко применяемым в практической деятельности. Важно отметить, что ПЦП воплощает обширную методологию решения множества проблем, возникающих в различных сферах целенаправленной деятельности.
ПЦП применяется чаще всего в условиях наличия проблемных ситуаций, не находящих своего решения в инерционном режиме функционирования и развития программируемой системы. Иначе говоря, данный подход должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а, наоборот, обладает тенденцией к обострению. Именно этой особенностью программно-целевого подхода объясняется его выбор для решения проблем в области эффективности функционирования предприятий.
1. Программно-целевой подход в управлении, его сущность и необходимость.
Программно-целевой подход состоит в четком определении целей, разработке программ для оптимального достижения поставленных целей, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и формирования организаций, осуществляющих руководство их выполнением.
Программно-целевое управление начинается с выявления и четкой постановки конечных целей. Цели отражают обычно желаемую ситуацию, к которой должна перейти система управления из заданной ситуации через определенный период времени, после решения ряда проблем, отделяющих заданную ситуацию от желаемой.
Таким образом, уже на стадии постановки цели создается обобщенная модель будущего. Завершается этот этап рассмотрением альтернативных вариантов решения и выбором окончательного решения.
После того как оно принято, начинается этап разработки программ. На этом этапе достижение стратегической цели подразделяется на подцели. На каждом этапе выделяются задачи и приоритеты их решения, а также осуществляется их увязка с ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми). При этом выполнение каждого этапа четко определяется по основному результату, объему и сроку.
На стадии формирования программы крайне важно, сохраняя главную целевую установку, обеспечить преемственность и последовательность промежуточных этапов и решений путем выявления и анализа их влияния на конечные результаты реализации программы. Важной характерной чертой ПЦП к решению сложных социально-экономических проблем является его приспособленность к поиску эффективных, экономичных вариантов проблемных решений. Это связано с тем, что в процессе взаимного согласования целей, программных мероприятий и ресурсных потребностей осуществляется не только их взаимная подгонка, но и вариантный анализ путей решения проблемы и видов используемых для этого ресурсов.
Большинство отечественных и зарубежных ученых-экономистов сходятся во мнении о том, что наиболее успешной формой реализации ПЦП в управлении объектами и процессами социально-экономической природы, самым универсальным инструментом программно-целевого управления служат целевые программы.
2. Понятие «программа» и ее основные элементы. Виды программ.
3. Порядок разработки программ.
На первом этапе первой стадии разработки ЦППЭ на основании результатов оценки и анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия происходит выявление и описание проблемной ситуации. После чего ведется ее анализ, который заканчивается предварительной формулировкой проблемы в области эффективности. Это связано с тем, что добиться желаемого результата при решении проблемы можно только лишь в том случае, если она хорошо исследована, правильно сформулирована. Эту работу предлагается возложить на специальные службы — комиссии по эффективности.
Следующий этап заключается в представлении проблемы на рассмотрение комитетом по эффективности, который, в свою очередь, проводит анализ связи проблемы в области эффективности с другими проблемами предприятия, выделение подпроблем и исследование их взаимосвязи. Результатом этого является окончательное уточнение и развернутая формулировка проблемы.
На следующем этапе специалистами комитета по эффективности производится анализ возможности решения проблемы без применения ПЦМ, т.е. с помощью обычных, традиционных способов и методов.
Далее формулируются укрупненные цели будущей ЦППЭ. В общем виде целевая задача повышения экономической эффективности может ставиться либо как задача достижения максимально возможного целевого результата при заданном ограниченном уровне затрат и времени, либо как задача достижения заданного результата при наименьших затратах ресурсов и в возможно более короткое время. При этом можно выделить три группы основных целей: стабилизации, развития, обновления.
Издержки были выявлены по каждой операции всех этапов транспортно — складского обслуживания. Для расчетов потерь была разработана методика, излагающая подходы к их выявлению (табл. 1). В основу расчетов положены следующие составляющие: затраты времени исполнителей процессов; их часовые тарифные ставки либо месячный оклад; численность персонала, занятого на этих операциях, фонд времени в год.
Практическая часть:
1. Характеристика предприятия ЗАО Мясокомбинат «Мелеузовский»
Полное фирменное наименование общества — Закрытое акционерное общество Мясокомбинат «Мелеузовский». Сокращенное наименование общества – ЗАО Мясокомбинат «Мелеузовский».
Место нахождения общества – 453852, Республика Башкортостан, г. Мелеуз, ул. Совхозная, 5.
Почтовый адрес общества – 450081, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шота Руставели, 51/1.
Общее руководство предприятием осуществляет генеральный директор, на принципах единоначалия, которому подчинены все службы и цеха предприятия (через главного инженера, соответствующих заместителей, главных специалистов и руководителей служб и подразделений).
Главный инженер осуществляет решение принципиальных вопросов технического развития с помощью технических подразделений и вспомогательного производства, обеспечивающие технологические разработки серийного производства, подготовку производства, ремонтно-энергетические работы, организацию безопасности методов труда, ремонтно-строительные работы.
Коммерческий директор обеспечивает руководство работами по вопросам труда и заработной платы, коммерческо-сбытовой, договорной работой, поиском потенциальных заказчиков на выпускаемую продукцию (услуги), прием, хранение и отгрузку готовой продукции, своевременной доставкой грузов, а также рекламой и установлением цен на производимую продукцию.
Заместитель генерального директора по производству осуществляет организацию работ производственных подразделений, руководит производственным процессом по выпуску товарной продукции (услуг) и анализирует их деятельность, направленную на увеличение выпуска продукции (услуг).
Заместитель генерального директора по правовым, кадровым и общим вопросам осуществляет организационно-методическую работу с кадрами и работу по подготовке и переподготовке, профессиональной ориентации, обеспечивает кадрами подразделения предприятия, ведёт претензионную и юридическую работу, обеспечивает социально-бытовое обслуживание.
Для ведения делопроизводства предприятия работает специальная служба (см. рис. 2):
Рис. 2. Структура бухгалтерии
Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности предприятия за 2007-2009 гг. представлены в таблице 1:
Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности
за 2007-2009 г.г., тыс. руб.
Показатели | Норм. знач. | Ед. изм. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение, | Темп роста 2009 года от | ||
2009 года от | |||||||||
2007г. | 2008г. | 2007г. | 2008г. | ||||||
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 99 |
Выручка от реализации | Тыс. руб. | 386598 | 476503 | 502674 | 116076 | 26171 | 130 | 105,5 | |
Себестоимость продукции | Тыс. руб. | 356035 | 435603 | 457352 | 101317 | 21749 | 128,5 | 105 | |
Уровень себестоимости | % | 92,1 | 91,4 | 91 | -1,1 | -0,4 | 98,8 | 99,6 | |
Валовой доход | Тыс. руб. | 30563 | 40900 | 45322 | 14759 | 4422 | 148,3 | 110,8 | |
Уровень валового дохода в выручке | % | 7,9 | 8,6 | 9 | 1,1 | 0,4 | 113,9 | 104,6 | |
Прибыль от реализации | Тыс. руб. | 7790 | 8043 | 13298 | 5508 | 5255 | 170,7 | 165,3 | |
Рентабельность продаж | % | 2,015 | 1,688 | 2,645 | 0,63 | 0,957 | 131,3 | 156,7 | |
Балансовая прибыль | Тыс. руб. | 9876 | 10222 | 18284 | 8408 | 8062 | 185,1 | 178,9 | |
Чистая прибыль | Тыс. руб. | 3386 | 6468 | 12896 | 9510 | 6428 | 383,5 | 200,8 | |
Рентабельность по чистой прибыли | % | 0,876 | 1,357 | 2,583 | 1,707 | 1,226 | 249,9 | 190,3 | |
Среднесписочная численность ППП | Чел. | 1240 | 1250 | 1263 | 23 | 13 | 101,85 | 101 | |
Производительность труда | Тыс. | 311,773 | 381,202 | 398 | 86,227 | 16,798 | 127,6 | 104,4 | |
Руб. | |||||||||
Средняя заработная плата одного работника | 5 | 7 | 7,3 | 2,3 | 0,3 | 146 | 104,3 | ||
Тыс. Руб. | |||||||||
Оборачиваемость оборотных средств | Раз | 2,717 | 2,975 | 2,724 | 0,007 | -0,233 | 100,3 | 91,6 | |
Средняя продолжительность одного оборота | Дней | 132,499 | 121,008 | 132,159 | -0,34 | 11,151 | 99,7 | 109,2 | |
Фондоотдача | Руб. | 7,599 | 8,992 | 8,994 | 1,435 | 0,002 | 118,4 | 100,02 | |
Коэффициент оборачиваемости капитала | Раз | 2,002 | 2,233 | 2,087 | 0,085 | -0,146 | 104,2 | 93,5 |
Источник: www.turboreferat.ru
Целевые комплексные программы как фактор повышения эффективности экономики
Цель работы: изучить сущность разработки и реализации целевых комплексных программ в РФ и по Алтайскому краю.
Задачи работы:
Изучить понятие и целевых комплексных программ;
Определить роль целевых комплексных программ как фактора повышения эффективности национальной экономики;
рассмотрение условий применения программно-целевого метода;
разработка направлений совершенствования федеральных целевых программ.
Введение …………………………………………………………………………. …. 2
Глава 1. Теоретические аспекты целевых программ.……………………….….…….3
1.1 Понятие, виды, признаки…………………………………….…………..……..3
1.2 Особенности и условия применения программно-целевых методов. …….6
1.3 ЦП как инструмент проведения социально-экономической политики. ….7
Глава 2 Основные проблемы в области разработки и реализации ЦП и пути их решения..………………………………………………………….………….…..….…..10
Заключение..………………………………………………………………. ……14
Список использованной литературы….………………………………..………. ….15
Файлы: 1 файл
Глава 1. Теоретические аспекты целевых программ.……………………….….…….3
- Понятие, виды, признаки…………………………………….…………..… …..3
- Особенности и условия применения программно-целевых методов. …….6
- ЦП как инструмент проведения социально-экономической политики. ….7
Глава 2 Основные проблемы в области разработки и реализации ЦП и пути их решения..……………………………………………………… ….………….…..….…..10
Список использованной литературы….………………………………..………. . ….15
Федеральные целевые программы становятся важным экономическим инструментом и позволяют сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей.
Цель работы: изучить сущность разработки и реализации целевых комплексных программ в РФ и по Алтайскому краю.
- Изучить понятие и целевых комплексных программ;
- Определить роль целевых комплексных программ как фактора повышения эффективности национальной экономики;
- рассмотрение условий применения программно-целевого метода;
- разработка направлений совершенствования федеральных целевых программ.
На практике имеют место многочисленные факты смешения функций и задач социально-экономического прогнозирования и программирования. Они показывают, что до сих пор отсутствует ясное понимание того, какие хозяйственные и социальные проблемы требуют программного решения, а какие — могут быть решены в рамках текущей деятельности или среднесрочного прогнозирования. К настоящему времени накоплен значительный опыт разработки программ, который требует своего обобщения. Это тем более необходимо, что при достаточно массовой разработке целевых программ в их результативность по ряду причин остается довольно низкой.
Для повышения эффективности региональной экономики страны как многоуровневой социально-экономической системы представляется целесообразным обеспечить координацию работ по разработке и реализации федеральных целевых программ.
Объектом исследования явились федеральные целевые программы. Предметом исследования является место федеральных целевых программ в решении социально-экономических проблем. В работе использованы сравнительный, статистический и исторический методы исследования.
Направленность управления на достижение конкретных результатов предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. Важным инструментом выступают целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода объединить усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической политики страны. Целевые программы являются в настоящее время основным, и, по существу, единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в РФ.
Институциональные изменения, произошедшие в Российской Федерации с переходом к рыночному типу экономики, привели к кардинальным изменениям в бюджетной и финансовой сферах. В этой связи актуальной становится задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансов, создания условий для использования их в качестве важнейшего фактора управления развитием страны.
Особое значение получает методология формирования и инструментарии реализации бюджетных целевых программ, так как сфера применения программно-целевых методов бюджетного планирования расширяется и, наряду с использованием в бюджетной практике федеральных целевых программ, предусматривается введение ведомственных целевых программ.
Глава 1.Теоритические аспекты ФЦП
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. (2, стр1).
В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. (26, стр101) .Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. – по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. (42)
Бюджетная целевая программа — реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа.
Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:
— утверждаемая ведомственная целевая программа (или целевая программа ведомства) — утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;
— аналитическая ведомственная целевая программа (или аналитическая программа ведомства) — выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.(7 стр 2)
Субъект бюджетного планирования – федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации.
Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.
Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.(26,стр 101 )
Государственные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней представляют собой важную составную часть системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана. (19, стр 107)
Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.
Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные программы. Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.
Так как цель программы заключается, в конечном счете, в удовлетворении определенных назревших потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов, то программный цикл охватывает обычно все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, распределение и потребление программного продукта. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и путей, способов, средств достижения этого состояния.
Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными (целевыми) результатами (показателями).
Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:
- отбор проблем для программной разработки;
- принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
- экспертиза и оценка целевой программы;
- утверждение целевой программы;
- управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения.
Классификация государственных целевых программ
1. По государственному статусу программы подразделяются на:
- федеральные программы реализуемые средствами только Российской Федерации ;
- межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.
2. По функциональной ориентации выделяются:
- социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения,
- экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий;
- инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;
- научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;
- фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки.
Источник: www.yaneuch.ru