При формировании перечня программных мероприятий необходимо учитывать основные направления, определенные программными документами федерального и регионального уровней и специфику сферы культуры муниципального образования. Перечень мероприятий муниципальной целевой программы может быть сформирован по следующим основным направлениям:
Обеспечение максимальной доступности для жителей муниципального образования культурных благ и образования в сфере культуры и искусства, в том числе: выравнивание возможностей участия граждан в культурной жизни общества независимо от уровня доходов, социального статуса и места проживания; развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе муниципальных библиотек; формирование сети многофункциональных культурных комплексов; увеличение количества универсальных передвижных систем (автоклубов, библиобусов, киноустановок, а также многофункциональных центров и др.); развитие и поддержка межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности; обеспечение доступности культурных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями; совершенствование системы поддержки детского и юношеского творчества; развитие системы профессионального образования в сфере культуры и искусства; укрепление материально- технической, учебной и вспомогательной баз образовательных учреждений сферы культуры; сохранение и развитие кадрового потенциала учреждений культуры и искусства; установление стипендий для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, обладающих выдающимися способностями и др.
Мировая художественная культура XIX в: основные направления и особенности
Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры, в том числе: модернизация и обеспечение инновационного развития организаций культуры путем инвестирования в технологическое обновление; обеспечение условий для функционирования и развития библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; развитие системы стимулирования и поддержки новых направлений, видов и жанров искусства; развитие проката произведений отечественной кинематографии и др.
Сохранение и популяризация культурного наследия народов России, в том числе: сохранение и пополнение библиотечного, музейного, архивного, кино-, фото-, видео- и аудиофондов; участие в создании единой информационной системы общероссийского мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры; проведение реставрационных работ, улучшение технического состояния объектов культурного наследия, позволяющих вернуть их в хозяйственный и культурный оборот; разработка и внедрение систем охранной и учетной маркировки музейных предметов, а также хранения страховых электронных копий недвижимых объектов культурного наследия.
Совершенствование организационных и экономических механизмов развития сферы культуры, в том числе: развитие механизмов частно- государственного партнерства; перевод организаций культуры в автономные учреждения; содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений и др.
Основные направления государственной политики в сфере культуры Российской Федерации (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
Источник: studopedia.su
Виды программ культурного развития.
Программы культурного развития могут быть федеральными, региональными и территориальными (муниципальными).
Важнейшее значение имеет разграничение круга вопросов, решаемых программами разного уровня.
Федеральные программы направлены на решение задач, приоритетных для всей страны, разрабатываются федеральными органами и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Региональные программы позволяют определить стратегию культурного развития конкретных регионов, разрабатываются соответствующими региональными органами и финансируются из региональных бюджетов.
Территориальные программы развития культуры разрабатываются применительно к различным муниципальным образованиям (городской ок Руг, муниципальный район и др.) с учетом специфических именно Для этой территории проблем развития культуры, возможностей, путей и способов их решения. Их реализация должна финансироваться из местных бюджетов.
Большое значение имеет взаимодействие между органами управле- Ия к У л ьтурой разного уровня в области разработки и реализации программ.
Основные федеральные программы в области культуры.
Федеральная программа «Сохранение и развитие культуры и искусст- ва Российской Федерации (1993-1995 гг.)». Ее пролонгация на 1996 год.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие и сохранение Ультуры и искусства Российской Федерации (1997—1999 гг.)». Прида-
ние ей статуса Президентской Указом Президента РФ «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации» (1996 г.)
Федеральная целевая программа «Культура России (2001— 2005 гг.)».
Федеральная целевая программа «Культура России (2006— 2010 гг.)».
Ее основные разделы.
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.
10. Научное, организационное и информационное обеспечение федеральной целевой программы «Культура России (2006—2010 гг.)».
Возможность участия организаций культуры в реализации других целевых программ (федеральных, региональных, территориальных).
ФЦП, в которые могут «вписываться» субъекты культурной деятельности:
— «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы»;
— «Социальное развитие села до 2010 года»;
— «Дети России» (2003—2006 гг.);
— «Электронная Россия (2002—2010 гг.)»;
— «Жилище» на 2002—2010 гг. и др.
Количество ФЦП в перспективе будет значительно сокращено в соответствии с основными приоритетами развития страны. Предполагается совершенствование методологии и процедуры их разработки и реализации.
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) является одним из разделов федерального бюджета. В рамках ФАИП финансируется строительство, реконструкция или техническое перевооружение объектов культуры вне зависимости от подчиненности.
8.3-4. Типы программ.
Реформирование бюджетного процесса предполагает разработку
х типов бюджетных программ: федеральных (региональных, муници-
Д ьных) целевых и ведомственных целевых программ. Они едины по
инципам формирования и реализации, но различаются по содержанию
Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым
__ четкая формулировка цели программы, соответствующей пол
номочиям и сфере ответственности администратора (координа
тора) программы;
__ описание поддающихся количественным оценкам ожидаемых
результатов реализации программ;
— наличие системы показателей для измерения результатов программы;
— обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, рисков и устойчивости программы к внешним условиям;
— описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления, их отчетности.
Программы первого типа рассмотрены в пункте 8.3.3.
Ведомственные целевые программы внедряются в бюджетную практику впервые. Это способ планового распределения средств, которыми распоряжается соответствующий орган управления, по целям и результатам. Тем самым обеспечивается более тесная связь между отраслевой стратегией и бюджетным финансированием.
Достоинства: не требуется утверждение органами законодательной и исполнительной власти разного уровня, расширяются полномочия органов управления культурой в администрировании программных расходов по сравнению со сметными расходами.
Недостатки: более низкий статус, возможность досрочного прекращения их реализации по инициативе экономических ведомств.
Ведомственные целевые программы могут быть утверждаемыми и аналитическими.
Под утверждаемой ведомственной целевой программой понимается утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной так-ической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюд- ет а, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая рограмма является самостоятельным документом.
Аналитическая ведомственная целевая программа — выделяемая в аналитических целях группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств бюджета, описываемой целевыми индикаторами.
Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ определяется Правительством РФ. 21
8.3.5.Важнейшие особенности и преимущества программ. Отличие программ от традиционных планов.
Выступают инструментом самопланирования, реализации собственной культурной политики (страны, региона и т.д.).
Направлены на достижение определенных целей, решение конкретных проблем. Возможность обсуждать различные варианты и сознательно выбирать наиболее приемлемый вариант стратегии культурного развития. Серьезная проработка целей с привлечением общественности. Формулировка целей на содержательном уровне, но в достаточно конкретной форме.
Не имеют жестко заданных временных горизонтов. Срок действия программы определяется спецификой поставленных целей.
Оперируют не количественными показателями, а мероприятиями. Это гарантирует приоритет качественных изменений, делает документ более детализированным.
Позволяют усилить комплексность, уменьшить ведомственную разобщенность уже на стадии разработки. Кооперация и координация действий и ресурсов всех участников.
Для реализации программ культурного развития требуется привлечение значительных средств: как бюджетных, так и внебюджетных. Поиск дополнительных источников финансирования — одна из ключевых задач, которые должны решаться при разработке программ.
Другой ключевой задачей является организация мониторинга и формализованная оценка результативности программ, ее учет при определении объемов финансирования.
К программному методу примыкает социально-культурное проектирование. «Проект — это идея, реализуемая в процессе, дающем опре-деленные результаты».
Таким образом, проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые результаты.
Основные характеристики проекта.
1. Ориентирован на достижение определенных целей.
21 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о разработке, ут
верждении и реализации ведомственных целевых программ» от 19.04.05. №239
22 Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, марке
тинг. Новосибирск, 2000. С. 153.
? Ограничен четкими временными рамками.
3 Предполагает систему взаимосвязанных действий.
4 Имеет разовый характер, уникален, неповторим.
5 Дает определенные результаты, сопряжен с изменениями.
В целом, проектный метод достаточно близок по сути, но отличается от программного подхода.
8.4. Планирование в организациях культуры. 8.4.1.Директивное планирование.
Развитие культуры и туризма
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации»;
Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р
Ответственный исполнитель программы
министерство культуры Красноярского края
министерство строительства Красноярского края;
архивное агентство Красноярского края;
служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края;
министерство транспорта Красноярского края;
министерство здравоохранения Красноярского края;
агентство по туризму Красноярского края
подпрограмма 1 «Сохранение культурного наследия»;
подпрограмма 2 «Подготовка к 400-летию города Енисейска в 2019 году»;
подпрограмма 3 «Развитие архивного дела»;
подпрограмма 4 «Поддержка искусства и народного творчества»;
подпрограмма 5 «Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия»;
подпрограмма 6 «Развитие внутреннего и въездного туризма»
Создание условий для реализации стратегической роли культуры как фактора формирования духовно-нравственной, творческой, гармонично развитой личности, консолидации общества, а также развитие туризма на территории Красноярского края
1. Сохранение исторического и культурного наследия Красноярского края как основы культурной и гражданской идентичности, фактора укрепления национального единства;
2. Обеспечение доступа населения Красноярского края к информации, культурным ценностям и участию в культурной жизни, создание условий для реализации творческого потенциала населения Красноярского края;
3. Создание условий для устойчивого развития культуры в Красноярском крае;
4. Развитие конкурентоспособного регионального туристского комплекса, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах
Этапы и срок реализации программы
срок реализации программы: 2014 — 2030 годы
Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры, — 260,5% в 2030 году;
доля выпускников профессиональных образовательных организаций в области культуры, подведомственных министерству культуры Красноярского края, трудоустроившихся по специальности в учреждения культуры и образовательные организации в области культуры Красноярского края в первый год после окончания образовательной организации, — 38,6% в 2014 году;
доля оцифрованных заголовков единиц хранения, переведенных в электронный формат программного комплекса «Архивный фонд» (создание электронных описей), в общем количестве единиц хранения, хранящихся в краевом государственном казенном учреждении «Государственный архив Красноярского края» и муниципальных архивах Красноярского края, — 72,0% в 2030 году;
количество туристов (по учетным событиям) — 76,0 тыс. человек в 2030 году.
Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма» представлен в приложении N 1 к паспорту программы
Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы
общий объем финансирования программы –
33 133 100,88 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год – 3 471 072,80 тыс. руб.;
2015 год – 3 910 466,10 тыс. руб.;
2016 год – 3 184 611,34 тыс. руб.;
2017 год – 3 882 316,74 тыс. руб.;
2018 год – 5 213 963,10 тыс. руб.;
2019 год – 5 622 297,40 тыс. руб.;
2020 год – 4 062 241,60 тыс. руб.;
2021 год – 3 786 131,80 тыс. руб.;
общий объем финансирования программы
за счет средств краевого бюджета –
32 046 993,63 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год – 3 399 126,40 тыс. руб.;
2015 год – 3 492 335,90 тыс. руб.;
2016 год – 3 073 980,98 тыс. руб.;
2017 год – 3 769 830,35 тыс. руб.;
2018 год – 5 101 520,70 тыс. руб.;
2019 год – 5 438 281,50 тыс. руб.;
2020 год – 4 024 712,30 тыс. руб.;
2021 год – 3 747 205,50 тыс. руб.;
общий объем финансирования за счет средств краевого бюджета, в том числе средств, поступивших из федерального бюджета, –
999 999,35 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год – 71 946,40 тыс. руб.;
2015 год – 418 130,20 тыс. руб.;
2016 год – 110 630,36 тыс. руб.;
2017 год – 112 486,39 тыс. руб.;
2018 год – 106 258,50 тыс. руб.;
2019 год – 155 737,20 тыс. руб.;
2020 год – 12 162,80 тыс. руб.
2021 год – 12 647,50 тыс. руб.;
общий объем финансирования за счет внебюджетных источников – 86 107,90 тыс. руб., в том числе по годам:
2018 год – 6 183,90 тыс. руб.;
2019 год – 28 278,70 тыс. руб.;
2020 год – 25 366,50 тыс. руб.;
2021 год – 26 278,80 тыс. руб.
Постановление Правительства Красноярского края от 28.05.2019 № 286-п «О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 511-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие культуры и туризма».
Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края
660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110
Обращения граждан:
телефон: 8-800-707-77-44
Написать обращение
Cправочные телефоны:
Социальная защита и социальное обслуживание
телефон: 8-800-100-00-01
Здравоохранение и лекарственное обеспечение
телефон: 8-800-700-000-3
Консультации по вопросам ЖКХ
телефон: 8-800-333-7007
Единая справочная служба МФЦ
телефон: 8-800-200-3912
Источник: www.krskstate.ru