Целевая программа это в менеджменте

Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но их активное развитие на западе началось в середине XX века. Это было обусловлено повышением деловой активности, возникновением большого количества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами. Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательства государства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образом появилось планирование на микро- и макроурованях.

В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в данной работе.

Этот метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.

Однако в России в связи с историческими обстоятельствами теория планирования и управления развивалась в иных направлениях, чем на Западе. В результате возникла ситуация почти полного отсутствия отечественных научных разработок в этой области при переходе к рыночной экономике. При планировании приходилось использовать западные модели, которые не всегда подходят к российским условиям.

Менеджмент простыми словами

Актуальность данной темы, таким образом, связана с необходимостью более детального изучения теории планирования в России и создания собственных разработок для оптимизации внутрифирменного и государственного управления.

1.Понятие программно – целевого планирования 1.1.Определение программно-целевого планирования

Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного, как планирование, следует начинать с его точного определения. Итак, дадим определение программно – целевого планирования, которому посвящена данная работа.

Программно – целевое планирование — это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели — пути – способы — средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Jobs to Be Done или целевая аудитория. JTBD. Отрывок лекции о современной маркетинговой стратегии

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, — не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.

1.2.Процедура программно-целевого планирования

Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планирования является постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути и конкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее.

Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевого планирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и есть основание, на котором базируется выполнение программы. Т. е. планирование решения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многом сводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии.

1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции).

2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации).

3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации).

Читайте также:
Что такое программа duolingo

При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку она определяет структуру системы управления (организации). На ней определяются система целей и задач организации, её тип и правовой статус, степень самостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй и третьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы.

Теория планирования и построения систем управления для решения новых проблем должна основываться на анализе практики создания и функционирования существующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования и построения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие:

Источник: kazedu.com

Целевой подход к управлению

Целевой подход основывается на формулировки миссии — глобальной цели функционирования и развития фирмы, декомпозиции ее в систему стратегиче­ских, тактических и оперативных целей, взаимосвязанных по срокам, ресурсам, и исполнителям, разработке бизнес-планов, проектов, бюджетов и других эле­ментов реализации целей управления.

Одним из самых выдающихся представителей данного подхода является Питер Друкер, консультант крупнейших фирм, автор многих книг по управле­нию, профессор Нью-йоркского университета. Друкер приписывает себе пер­венство в создании систематизированного учения об управлении, что дало воз­можность преподавать менеджмент в учебных заведениях. Имя Друкера связы­вается со спасением умирающей автомобильной компанией «Форд», с внедре­нием на фирме «Дженерел электрик» децентрализованного управления, с по­слевоенным подъемом японской экономики.

Концепция управления по целям (УПЦ) — одно из известных теоретиче­ских положений, выдвинутых П. Друкером. Оно явилось революционизирующим начинанием в управлении, так как в 50-х годах, когда он выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе. Идея Друкера о том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаи­модействия и процесса, в корне перевернула логику управления. В свое время этот метод послужил успеху таких организаций, как «Дженерал Моторс», «Дженерал Электрик», «IBM».

Итак, в наиболее общем виде управление по целям — это формальная или квалифицированная процедура, которая начинается с постановки целей и за­канчивается вместе с оценкой исполнения, обычно в годичном цикле. В основу метода управление по целям положена идея, предусматривающая совместное определение начальниками и подчиненными целей для каждого отдела, проекта и работника. Позже с помощью этих целей будет оцениваться работа подчи­ненных. Участие подчиненных в постановке целей, интеграция целей во все ор­ганизационные уровни, а также связь целей с оценкой их исполнения — это три существенные черты любой УПЦ — программы.

Когда разрабатывается УПЦ — программа, необходимо уделить достаточно времени на то, чтобы ознакомить менеджеров и подчиненных с УПЦ, что это, в чем будет заключаться их роль, и насколько серьезны их обязательства. Для менеджеров УПЦ — это инструмент для повышения участия подчиненных в по­становке целей и принятии решений.

Для подчиненных — это программа для создания лучшей связи организационными и индивидуальными целями и улучшения общения, а также для лучшего понимания подчиненными того, чего от них ожидают, и насколько хорошо они это делают. Исследования, проведен­ные в этой области, показали, что ясная и заметная поддержка высшим управ­лением УПЦ — программы и принятие в них участия — это основной показатель успеха или неудачи программы. Схематично модель УПЦ представлена на рис. 1.3.1.

Эффективный процесс УПЦ включает в себя следующие стадии:

1. Постановка целей — самый сложный этап управления. Он включает со­трудничество менеджеров и подчиненных. Такое сотрудничество является га­рантом того, что подчиненные будут помогать менеджерам ставить реалистич­ные цели, так как они лучше других знают свои возможности и ресурсы. Про­цесс постановки целей призван ответить на вопрос: «К чему мы стремимся?».

Цели должны быть четко сформулированы, иначе их нельзя будет достичь. Не­четкость формулировки цели приводит к выбору ошибочных средств, невоз­можности правильно распределять обязанности и оценивать деятельность. Кроме того, очень важно, чтобы в процессе постановки целей принимало уча­стие большинство сотрудников, что стимулирует работников к их достижению.

2. Разработка планов действий. План действий определяет конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей (сроки, промежуточные и конечные результаты, ресурсы). Такие планы разрабатываются как для отделов, так и для сотрудников.

3. Контроль над движением к целям. Периодически менеджеры должны контролировать «график» движения к целям, чтобы убедиться в том, что планы действительно работают. Контроль обычно проводится через 3,6 и 9 месяцев после начала планируемого периода. Однако разработанный «маршрут» не является самоцелью, возможно, ситуация требует изменения намеченного курса. Главное — достижение конечных целей.

Читайте также:
Егаис декларант отзывы о программе

4. Оценка результатов деятельности. Последняя стадия процесса УПЦ заключается в оценке достигнутых результатов целей отделов и работников. Оценки могут быть положены в основу системы вознаграждения (к примеру, уровень результатов определяет и уровень заработанной платы). Оценка дея­тельности отдела или компании в целом служит основанием для постановки цели на следующий год, и цикл УПЦ возобновится.

Большинство менеджеров и специалистов оценивают УПЦ как весьма эф­фективный управленческий метод. Правильное использование УПЦ позволит компании рассчитывать на целый ряд выгод:

• Прежде всего, концентрация усилий и менеджеров, и работников на общих целях способствует повышению вероятности их достижения;

• Улучшаются показатели деятельности компании, так как работники заинтересованы в достижении целей. Более того, участие сотрудников в постановке целей и распоряжении ресурсами, благоприятствует повышению мотивации;

• УПЦ привязывает работу с персоналом к стратегическому планированию и дает возможность быстро реагировать на изменения внешних условий, позволяет работникам точно знать, что от них нужно, улучшает общение между руководителем и подчиненными;

• Производительность людей, имеющих конкретные цели, выше производительности тех, кому цели не установлены. Этому не в последнюю очередь способствует предоставление людям самостоятельности и всесторонней информации о задачах организациями из собственной роли в их решении.

Слабой стороной УПЦ является чрезмерное внимание к количественным целям и показателям. Фирмы попадают в эту ловушку, когда они пытаются ко­личественно выразить и измерить каждую возможную цель и требуют выпол­нения ненужной бумажной работы и чрезмерной отчетности для проведения процесса УПЦ. Результатом этого, может стать недоверие, обида или разочаро­вание в программе.

В целом же УПЦ может быть эффективной программой, которая дает пре­имущества, связанные с постановкой целей. Она может разъяснить претензии, улучшить взаимопонимание между менеджерами и подчиненными и помочь и тем и другим извлекать больше пользы из проверки и оценки исполнения.

Более подробно целевой подход мы рассмотрим в книге «базовые функ­ции».

Источник: studopedia.info

V. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2011 — 2018 ГОДЫ)» | ПАСПОРТ федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 — 2018 годы)»

V ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА . МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ ПРОГРАММЫ

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕР
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ЗАКАЗЧИКОВ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных и экономических мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач Программы.

В основу механизма реализации Программы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор мероприятий Программы и сбалансированное решение основных задач:

консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации;

комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма с использованием кластерного подхода при отборе проектов, планируемых для реализации в рамках Программы;

привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

эффективное целевое использование средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств внебюджетных источников в соответствии с установленными приоритетами для достижения целевых индикаторов и показателей Программы;

приоритетность услуг и работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма;

недопустимость дублирования мероприятий, включенных в Программу, и мероприятий, реализуемых с использованием иных финансово-организационных инструментов;

контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере защиты окружающей среды.

Неотъемлемой составляющей частью механизма реализации Программы является формирование и использование современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные инвестиционные проекты для финансирования в рамках Программы, проводить независимую экспертизу конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов, и осуществлять эффективную проверку качества полученных результатов. Экспертиза и отбор проектов проводятся на всех стадиях реализации Программы и основываются на принципах взаимосвязанности, объективности, компетентности и независимости.

Руководитель Федерального агентства по туризму является руководителем Программы, несет ответственность за ее реализацию и результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, а также определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Федеральное агентство по туризму обеспечивает координацию государственных заказчиков Программы, организует и контролирует реализацию инвестиционных проектов, направленных на строительство и реконструкцию инфраструктуры туристских объектов (включая комплекс обеспечивающей инфраструктуры кластера), организует проведение работ, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма и созданием современных информационных систем комплексной поддержки туристской отрасли, отвечает за реализацию мероприятий, направленных на повышение престижности туристских профессий и привлечение квалифицированных специалистов в отрасль, а также за проведение мероприятий по повышению квалификации и подготовке кадров.

Читайте также:
Критерии оценивания урока по обновленной программе

Федеральное агентство по туризму обеспечивает взаимосвязь реализации мероприятий Программы со стратегиями и комплексными проектами социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации, а также осуществляет анализ эффективности использования средств государственной поддержки субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в ходе реализации Программы.

Федеральное агентство по туризму обеспечивает проведение широкомасштабной кампании, направленной на продвижение российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

В ходе реализации Программы в целях рационального использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а также обеспечения публичности информации государственный заказчик — координатор Программы:

утверждает порядок формирования детализированного организационно-финансового плана мероприятий по реализации Программы, утверждает ежегодные планы по реализации разделов Программы, разработанные государственными заказчиками;

ежеквартально представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в установленной форме доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;

вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения по корректировке Программы, продлению срока ее реализации либо прекращению ее реализации (при необходимости);

выполняет функции государственного заказчика в пределах своих полномочий и сферы ответственности.

Государственные заказчики Программы:

осуществляют ведение ежеквартальной (ежегодной) отчетности о реализации Программы;

участвуют в рассмотрении представляемых инвестиционных проектов, инициируемых субъектами Российской Федерации и направленных на капитальное строительство и модернизацию компонентов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости с применением механизма субсидирования бюджетов субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы в пределах своей компетенции.

В целях обеспечения согласованности действий при реализации Программы Федеральным агентством по туризму создается координационный совет Программы (далее — координационный совет) под председательством руководителя указанного Агентства.

В состав координационного совета, действующего на общественных началах, входят представители государственных заказчиков Программы, иных заинтересованных федеральных органов государственной власти, представители научных и общественных организаций.

Основной задачей координационного совета является общее стратегическое управление Программой посредством:

выработки единой политики, стандартов и подходов к реализации Программы;

формирования планов реализации мероприятий Программы;

координации деятельности участников реализации мероприятий Программы.

Решения координационного совета по вопросам, относящимся в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти, не являющихся заказчиками Программы, подлежат обязательному согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти.

Положение о координационном совете, определяющее его состав, полномочия и порядок работы, утверждается приказом Федерального агентства по туризму.

Информационное, организационно-техническое и методическое обеспечение деятельности координационного совета, выполнения его решений, а также иные функции и полномочия по обеспечению реализации мероприятий Программы и мониторингу хода ее выполнения осуществляет государственный заказчик — координатор Программы.

С учетом предложений координационного совета, согласованных с государственными заказчиками Программы, а также Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, по решению Правительства Российской Федерации возможно приостановление или пропорциональное сокращение софинансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы, реализуемых субъектом Российской Федерации и отобранных на конкурсной основе, с перераспределением высвобождающихся средств между другими региональными проектами.

Приостановление финансирования либо пропорциональное сокращение размера средств федерального бюджета при невыполнении исполнителями мероприятий Программы своих обязательств осуществляется в следующих случаях:

нецелевое использование выделенных бюджетных средств;

непредоставление в установленные сроки отчетов о реализации мероприятий Программы, предусмотренных договорами о софинансировании строек и объектов;

уменьшение объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

недостижение значений показателей результативности предоставления субсидий в соответствии с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), предусмотренными приложением N 6 к Программе.

Приостановление финансирования или пропорциональное сокращение размера средств федерального бюджета в указанных случаях не влечет возникновения обязательств Российской Федерации по их увеличению в последующие годы.

Источник: bazanpa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru