Целевая программа это в инновационном менеджменте

Целевая программа является инструментом комплексного планирования. Это — взаимосвязанный по ресурсам, времени и исполнителям планируемый комплекс научно-технических, производственных и организационных мероприятий, объединенных конечной целью и осуществляемых под единым организационно-экономическим руководством. При этом осуществляется научно обоснованный выбор возможных технических решений, разрабатываются организационные и экономические условия, обеспечивающие своевременное финансирование и рациональное распределение ресурсов по этапам работ. Выявляются внутрипрограммные и внешние технологические связи. На этой основе строится оптимальная по срокам структура реализации проекта с учетом общих ограничений на ресурсы.

Программа характеризуется конкретным обоснованием конечной цели и органической связью с системой социально-экономического развития, высокой степенью внутренней сбалансированности технологических способов решения поставленных задач и требуемых для этого ресурсов, определением прав, ответственности и взаимных обязательств заказчиков и исполнителей работ, целевым финансированием.

Инновационная деятельность

Особенностью применения программно-целевого метода на современном этапе является разработка и реализация совокупности селективных комплексных программ.

9.7. Понятие и основные элементы инновационного проекта

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно — конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям). Все мероприятия оформлены комплектами проектной документации и должны обеспечивать эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

К основным элементам ИП относятся: цели, задачи, комплекс мероприятий, увязка их по ресурсам и исполнителям, по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям и т.д.

При профессиональном подходе к разработке ИП все указанные компоненты могут быть уже отражены в протоколе намерений на создание и внедрение того или ИП.

Пример протокола намерений: (взаимодействуют «Заказчик» и «Исполнитель»:

Стороны выразили намерение изучить состояние проблем в области создания материалов для ……. и начать совместные работы по созданию и внедрению этих материалов на производственных мощностях «Заказчика».

1.1. Подготовка к созданию.

1. 1.1. Технико-экономическое обоснование указанных разработок, в том числе:

1.1.2.Технико-экономическое обоснование разработки с указанием сфер и направлений применения материалов для производства ….

1.2. Формулирование исходных требований к материалам для производства и их технико-экономическое обоснование;

1.3. Подготовка ТЭО, согласование и утверждение заявки по форме, принятой в Российской Федерации.

Целевой раздел образовательной программы: структура, содержание, механизмы разработки и реализации

2.1. Техническое задание:

2.1.1. Предварительное обоснование применения новых материалов для производства

2.1.2. Предпроектные научно-исследовательские работы по новым материалам для производства

2.1.3. Эскизная разработка проектно — технологической документации для производства материалов для … и на технологическую оснастку для их изготовления.

2.1.4. Системотехнический анализ комплексного применения материалов для производства для различных образцов

2.1.5. Разработка ТЗ на производство материалов для и оснастки для их производства.

2.2. Технический проект:

2.2.1. Системотехнический синтез дифференцированного применения материалов для производства для создания

2.2.2. Разработка заданий на разработку различных типов материалов, применяемых для производства

2.2.3. Составление смет, ведомостей и, при необходимости, совместных патентных формуляров для каждого типа материала, используемого для производства и систем технологий для их производства.

2.2.5. Оформление технического проекта по каждому типу материалов.

2.3. Рабочий проект:

2.3.1. Разработка рабочей документации на технологическое обеспечение производства каждого типа материала для различных образцов…

2.3.2. Составление заказных спецификаций на производство каждого типа материала для различных образцов

2.3.3. Разработка рабочей документации на техническое, информационное и программное обеспечение производственного оборудования для выпуска каждого типа материала для различных образцов

2.3.4. Разработка эксплуатационной документации на технологическую оснастку и оборудование по производству каждого типа материала для различных видов

2.4. Внедрение в производство:

2.4.1. Подготовка производства к выпуску соответствующих материалов для различных образцов

2.4.2. Отладка технологического оборудования для производства;

2.4.3. Опытная эксплуатация;

2.4.4. Доработка технологического оборудования для серийного производства материалов для каждого образца;

2.4.5. Приемо-сдаточные испытания по вводу технологической оснастки и оборудования в промышленную эксплуатацию.

3. Промышленная эксплуатация:

3.1. Определение циклов производства и ремонтов различной сложности и объема:

3.1.1. Анализ функционирования технологического оборудования;

3.1.2. Анализ маршрутно-технологических карт по организации производства;

3.2. Подготовка к реконструкции или ликвидации.

Определение содержания стадии технико-экономического обоснования производства материалов для каждого образца согласовывается между Заказчиком и Исполнителем исходя из начальных предложений Исполнителя, которые включают:

— технические характеристики каждого типа материала для соответствующего образца …., согласованные с его функциями;

— условия совместимости производства материалов для требуемых образцов

На основании предполагаемых данных, предложенных Исполнителем, Заказчик определяет исходные технические параметры и в дальнейшем несет полную ответственность за разработку и результаты ТЭО.

Заказчик совместно с Исполнителем проводят анализ известных случаев применения каждого типа материала для производства ….. различных образцов и согласовывают возможные (существующие) образцы-аналоги материалов для разрабатываемых изделий.

Результаты, полученные в ходе анализа и обследования, позволяют разработать обоснованные, с позиции Заказчика, исходные технические требования к каждому типу материала для производства согласованных образцов.

Читайте также:
Адоб афтер эффект похожие программы

Основанием для выполнения работ стадии ТЭО является решение руководства предприятия-заказчика, согласованное с …..

1. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандо ра, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

2. Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2003. — 175 с.

3. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

6. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. — 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, — 238 с. – (Высшее образование).

План практических занятий

1. Особенности научно-технологической политики России.

2. Приоритеты научно-технической политики России. Необходимость селективной модели инновационной политики.

3. Опыт США, Европы, Японии в планировании программ научно-технического развития.

4. Организация разработки и реализации программ научно-технического развития.

5. Типы и классы программ и проектов нововведений.

6. Основные правила эффективного решения инновационных задач.

7. Этапы формирования и реализации научно-технических программ

8. Программно-целевое планирование инноваций.

1.Трофилова А.К. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и статистика», 2003. — 175 с.

2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003.- 528 с.

3. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. проф. В.А. Швандора, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 382 с.

4. Янковский К.П., Мухарь И.Ф., Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СП б Питер, 2001 – 448 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).

5. К.П. Янковский. Введение в инновационное предпринимательство. – СПб.: Питер, 2004. — 189 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Оголевой. М.: Инфра-М, 2004, — 238 с. – (Высшее образование).

Тема 10. Формирование конкурентных преимуществ в инновационном менеджменте

(к.т.н. Старовойтенко О.А.)

10.1. Виды конкурентных преимуществ.

10.2. Формирование конкурентных преимуществ

10.3. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ.

10.4. Методы анализа процессом создания конкурентных преимуществ.

10.1. Виды конкурентных преимуществ.

Впервые концепцию конкурентных преимуществ обосновал М. Портер [1]. Его концепция построена исходя из того, что конкурентное преимущество, как система отношений, затрагивает всю систему создания ценностей и проявляется в каждом элементе и процессе функционирования исходной организационно-экономической системы.

В цепочку ценностей конкурентного преимущества входят: цепочки ценностей поставщиков комплектующих изделий, оборудования и услуг, собственно цепочки ценностей фирмы, цепочки ценности каналов сбыта, цепочки ценностей покупателей, каждая из которых требует непрерывного улучшения в процессе функционирования любого элемента системы.

Фирмы добиваются конкурентного преимущества благодаря нововведениям, к которым относятся:

— новые технологии, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшения соответствующих услуг;

— новые или изменившиеся запросы покупателей;

— появление нового сегмента отрасли;

— изменение стоимости или появление новых компонентов производства;

— изменение параметров правительственного регулирования, таких как новые стандарты, ужесточение требований к охране окружающей среды, требования к новым отраслям и др.

Удержание преимущества зависит от трех факторов:

1. Каков источник преимущества, какая иерархия источников преимущества; — преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сырье довольно легко могут получить и конкуренты; на нижних ступенях иерархии также находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштабе от применения технологий, оборудования или методов, взятых у конкурентов;

— преимущества более высокого (второго) порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, или тесные связи с клиентами, укрепляемые тем, что менять поставщика клиенту будет накладно) можно удерживать более длительное время. Таким преимуществам присущи определенные особенности:

— для получения этих преимуществ необходимы большие навыки и способности;

— преимущества высокого порядка обычно возможны при условии долговременных и интенсивных капиталовложений в производственные мощности, в специализированное обучение персонала, зачастую сопряженное с риском, с проведением НИОКР или в маркетинг.

Преимущества на основе лишь уровня издержек, как правило, не так стойки, как на основе дифференциации.

Источник: kazedu.com

Программно-целевое управление инновационной деятельностью и проектами

Методом управления ограниченными по срокам и ресурсам программами, имеющими целевое назначение, является программно-целевой менеджмент. Объектом программно-целевого менеджмента является целевая программа. Целевая программа – плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, осуществляемых под единым менеджментом. Целевая программа включает следующие структурные элементы: 1) цели и задачи; 2) функционально-исполнительская структура (научно-исследовательские мероприятия по программе, работы по освоению и внедрению инноваций); 3) технико-экономическое и ресурсное обоснование программы; 4) организационно-экономическая структура (права и ответственность заказчика, исполнителей, порядок финансирования и пр.).

Читайте также:
Топ программ для создания баз данных

В отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ (ЦКП), представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйственного механизма управления научно-техническим развитием страны.

Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Наиболее полно и комплексно сущность проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

8.6.5 Программно-целевое управление инновационной деятельностью и проектами

Методом управления ограниченными по срокам и ресурсам программами, имеющими целевое назначение, является программно-целевой менеджмент. Объектом программно-целевого менеджмента является целевая программа. Целевая программа – плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной целью, осуществляемых под единым менеджментом. Целевая программа включает следующие структурные элементы: 1) цели и задачи; 2) функционально-исполнительская структура (научно-исследовательские мероприятия по программе, работы по освоению и внедрению инноваций); 3) технико-экономическое и ресурсное обоснование программы; 4) организационно-экономическая структура (права и ответственность заказчика, исполнителей, порядок финансирования и пр.).

В отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ (ЦКП), представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйственного механизма управления научно-техническим развитием страны.

Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Наиболее полно и комплексно сущность проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.

Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Природа и последствия конфликта. Причины конфликтов организационного и личностного характера.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

В самом общем виде причины возникновения конфликтов можно разделить на следующие три группы:

· возникающие в процессе труда;

· вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений;

· обусловленные личностными особенностями сотрудников организации.

В современной конфликтологии выделяют следующие четыре группы причин конфликтов:

1. Объективные:

· идеологические и др.

2. Организационно-управленческие:

· структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры; изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре; неодинаковая оснащенность рабочих мест; изматывающий темп работы; проблемы во властной структуре; несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности; распределение власти в целом);

· функционально-организационные (неоптимальные функциональные связи с внешней средой, между структурными подразделениями организации; взаимозависимость задач; неправильное распределение ответственности; ограниченность ресурсов, которые нужно делить, между отдельными работниками; неудовлетворительные коммуникации (отсутствие, искаженность или противоречивость информации; слабость контактов руководства и рядовых сотрудников));

Читайте также:
Кто разрабатывает программу комплексных испытаний

· личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и другим качествам; противоречивость должностных инструкций; различие формальных требований к работнику, противоречивость профессиональных и личных требований);

· ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).

3. Социально-психологические:

· естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

· конфликт ценностей между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофибией (враждой к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией на частную собственность);

· потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания; невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин);

· разбалансированное ролевое взаимодействие людей (пересечение трансакций);

· выбор разных способов оценки результатов деятельности (сравнение с идеальным положением дел; требование к данной деятельности по нормативам; степень достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности; сравнение с положением дел в начале деятельности);

· разный подход к оценке одних и тех же должных событий, внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей);

· концепция депривации (состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения);

· стремление больше брать, чем отдавать;

· стремление к власти;

4. Личностные, т. е. субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое; к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения), низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться следующими обстоятельствами:

· необходимостью выбора между двумя взаимоисключающими вариантами действий, каждый из которых в одинаковой степени желателен;

· несовпадением внешних требований и внутренних позиций;

· неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения, потребностей и возможностей их удовлетворения;

· влечениями и обязанностями;

· различного рода интересами и т. п.

Чаще всего речь идет о «выборе в условиях изобилия», т. е. конфликт мотивационного характера (мало кто удовлетворен работой; многие не верят в себя, испытывают стрессы, перегрузки или недогрузки на работе, не могут полностью реализовать свой внутренний потенциал), или о «выборе наименьшего зла», т. е. конфликт ролевого характера (проблема выбора одного из нескольких возможных и желаемых вариантов).

Взаимодействие человека с группой может носить характер либо кооперации, либо слияния, либо конфликта. Для каждой формы взаимодействия может наблюдаться различная степень ее проявления, т. е., например, можно говорить о скрытом, слабом или же неразрешимом конфликтах.

В случае конфликта наблюдаются противопоставление интересов человека и группы, борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу. Конфликты могут быть порождены двумя группами факторов (организационными и эмоциональными).

Первая группа факторов связана с различием во взглядах на цели, структуру, взаимоотношения, распределение ролей в группе и т. п. Если конфликт порожден этими факторами, то его относительно легко разрешить. Ко второй группе относятся такие факторы, как недоверие человеку, чувство угрозы, страх, зависть, ненависть, злоба и т. п. Конфликты, порождаемые такими факторами, слабо поддаются полному устранению.

Конфликт между членом группы и группой нельзя рассматривать только как неблагоприятное, негативное состояние отношений в группе. Оценка конфликта принципиально зависит от того, к каким последствиям для человека и группы он приводит. Если конфликт превращается в антагонистическое противоречие, разрешение которого носит разрушительный характер для человека или группы, то такой конфликт должен быть отнесен к разряду нежелательных и отрицательных форм взаимоотношений человека и группы.

Однако часто конфликт в отношениях внутри группы носит позитивный характер. Это связано с тем, что конфликт может привести к следующим благоприятным последствиям. Во-первых, он может повысить мотивацию на достижение целей, вызвать дополнительную энергию к действию, вывести группу из устойчивого пассивного состояния. Во-вторых, конфликт может привести к лучшему пониманию отношений и позиций в группе, уяснению членами их роли и места в группе, к более четкому пониманию задач и характера деятельности группы. В-третьих, он может играть созидательную роль в поиске новых путей функционирования группы, новых подходов к решению задач группы, в генерировании новых идей и соображений относительно того, как строить отношения между членами группы, и т. п. В-четвертых, конфликт может привести к проявлению межличностных отношений, выявлению отношений между отдельными членами группы, что может предотвратить возможное негативное обострение отношений в будущем.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru