Целевая программа что такое

Федеральная целевая программа – это взаимоувязанная в отношении задач, сроков, ресурсов совокупность мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского, производственного, социально-экономического, организационно-хозяйственного и иного характера, призванных обеспечить эффективность решения проблем системного характера в сфере развития государства в экономическом, экологическом, социальном, культурном и ином плане.

Сущность и назначение федеральных целевых программ

Для эффективное решения задач, стоящих перед государством, используется такой инструмент как федеральная целевая программа, включающая в себя комплекс мероприятий, взаимоувязывающих между собой исполнителей, сроки, ресурсы.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Федеральные целевые программы применялись в России и в условиях командного регулирования экономики, но наибольшее распространение они получили в рамках рыночной экономике. Федеральные целевые программы призваны обеспечить решение определенных социально-экономических задач на территории всего государства за счет реализации целостной концепции управления той или иной сферой общественной жизнедеятельности.

Управление и финансирование целевых программ

Начало современному этапу применения федеральных целевых программ было положено в 1995 году, когда было принято Постановление Правительства «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Федеральные целевые программы имеют четкую ориентацию на решение конкретных социальных задач. Специфика этих программ состоит в повсеместном применении на территории Российской Федерации. При этом в российской экономике имеет место использование региональных целевых программ, направленных на поддержку федеральных целевых программ.

Порядок формирования федеральных целевых программ

Согласно российскому законодательству высшим органом исполнительной власти Российской Федерации является Правительство, которое обязано формировать и обеспечивать реализацию федеральных целевых программ. При этом полномочия российского Правительства включают в себя мероприятия, направленные на формирование федеральных целевых программ и определение их целей. Таким образом, задача Правительства Российской Федерации состоит в поведении итогов предварительной работы по разработке и реализации федеральных целевых программ. Правительство составляет паспорт федеральных целевых программ, но не участвует в непосредственной реализации этих программ.

«Формирование и структура федеральных целевых программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Подготовительные мероприятия в отношении формирования федеральных целевых программ также не является обязанностью российского Правительства. Подготовительную работу по разработке федеральных целевых программ выполняют отраслевые министерства и ведомства, ответственные за решение конкретных социально-экономических проблем.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ?

Федеральные министерства и ведомства осуществляют разработку федеральной целевой программы от этапа разработки идеи до выбора способов реализации программ.

Подготовительный этап формирования федеральной целевой программы включает в себя следующие мероприятия:

  1. Разработка проектов вертикальных нормативно-правовых актов, определяющих перечень государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в процессе формирования и реализации федеральной целевой программы;
  2. Создание регулирующих схемы и направления нормативно-правовых документов, содержащих вопросы федеральной целевой программы;
  3. Осуществление иных организационных мероприятий, направленных на подготовку федеральных целевых программ и их реализацию.

К разработке федеральных целевых программ может привлекаться несколько ведомств одновременно. При этом назначается ответственное ведомство, на которое возлагается процесс формирования и реализации федеральных целевых программ.

Структура федеральной целевой программы

В состав разделов федеральной целевой программы входят:

  • во-первых, раздел, содержащий характеристику проблемы, для решения которой разработана федеральная целевая программа;
  • во-вторых, раздел, содержащий основные цели и задачи федеральной целевой программы. В этом разделе указываются этапы и сроки реализации федеральной целевой программы, утверждается перечень целевых показателей и индикаторов федеральной целевой программы;
  • в-третьих, раздел, содержащий перечень мероприятий федеральной целевой программы;
  • в-четвертых, раздел, обосновывающий ресурсное обеспечение федеральной целевой программы;
  • в-пятых, раздел, характеризующий механизм реализации федеральной целевой программы, в том числе порядок управления этой программы и взаимодействия государственных заказчиков;
  • в-шестых, раздел, содержащий оценку экологической социально-экономической эффективности федеральной целевой программы.
Читайте также:
Типы графических компьютерных программ

Обязательным элементом федеральной целевой программы выступает ее паспорт, который содержит в себе следующие составляющие:

  • наименование федеральной целевой программы;
  • дату принятия решения относительно разработки федеральной целевой программы и дату ее утверждения;
  • наименование государственного заказчика;
  • наименование государственного заказчика-координатора;
  • перечень основных разработчиков федеральной целевой программы;
  • цели и задачи федеральной целевой программы.

Структура федеральной целевой программы должна соответствовать следующим требованиям:

  • во-первых, обеспечивать развернутое понимание проблемы, на решение которой направлена федеральная целевая программа с указанием возможных рисков, приоритетов социально-экономического развития, обоснование необходимости того или иного варианта решения социально-экономических проблемы;
  • во-вторых, цели и задачи федеральной целевой программы должны быть специфическими, достижимыми, измеряемыми, привязанными к определенным срокам;
  • в-третьих, перечень мероприятий федеральной целевой программы должен носить конкретный и исчерпывающий характер с указанием планируемых к достижению результатов.

Источник: spravochnick.ru

Целевые программы: понятие, структура, виды

Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.

Программа – это адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующих участия многих отраслей и хозяйствующих органов.

Разделы целевой программы:

  1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация;
  2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной;
  3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения;
  4. Ресурсный — определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий;
  5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации;
  6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др.

Стадии разработки программы:

  1. Отбор проблем;
  2. Принятие решения о разработке;
  3. Обоснование намечаемых мероприятий;
  4. Экспертиза и оценка эффективности;
  5. Утверждение;
  6. Контроль за ходом выполнения.

Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти.

Виды целевых программ:

  1. По продолжительности и времени упреждения:
  • долгосрочные (более 5 лет);
  • среднесрочные (до 5 лет);
  • краткосрочные (1-2 года);
  1. По масштабам решаемых проблем:
  • международные (сотрудничество со странами СНГ);
  • национальные или федерально-государственные программы;
  • региональные;
  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • на уровне фирмы;
  1. По содержанию или характеру исследований:
  • производственные (развитие средств связей в сельской местности);
  • топливно-энергетические (топливо и энергия, безопасность атомной энергетики);
  • научно-технические (национальная технологическая база России, Робот, Лазер);
  • экологические (отходы, охрана водных бассейнов, предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий);
  • социально-экономические программы (повышение жизненного уровня населения, занятости);
  • социальные (социальная защита пожилых людей, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков);
  • продовольственные («Картофель», «Сахар», «Белок», «Растительное масло»)

Существует еще специфический вид программ – президентские.

  • организационно хозяйственные программы, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.

Положения разработки и реализации целевых программ в условиях перехода к рынку

Недостатки современной практики реализации целевых программ в РФ:

  1. Во всех развитых странах значительная часть (50%) расходов бюджета, распределяется непосредственно на выполнение программ. В России основную часть бюджета получают министерства и ведомства, а доля финансирования программ остается ничтожной. То есть основные средства получают управляющие структуры, а не конкретное мероприятие, объекты, процессы.
  2. Недостаточно конкретно формируется сама цель решаемой проблемы, что препятствует объективной оценке соответствия формируемых заданий программы текущего состояния решения проблемы.
  3. Состав конечных подцелей не всегда учитывает рыночную ситуацию и часто не соответствует цели решаемой проблемы, что приводит лишь к частичному решению исходной проблемы.
  4. Оценки ресурсных требований обычно формируются без разработки бизнес-плана и часто оказываются завышенными.
  5. В большинстве программ отсутствуют механизмы и структура управления, обеспечивающие целевое финансирование и контроль за ходом выполнения работ, что приводит к нецелевому расходованию средств и замедлению темпов выполнения программы.
  6. Неполное и недостаточное финансирование целевых программ, что приводит к омертвлению уже вложенных средств, к убыточному выполнению проектов и увеличивает остроту проблемной ситуации.
Читайте также:
Инфографика как сделать программа

Новые подходы к разработке и реализации целевых программ:

  • общегосударственные программы следует разрабатывать по ограниченному кругу особо важных общегосударственных проблем, и при этом должны утверждаться основные экономические регуляторы и объемы финансирования из госбюджета;
  • необходимо ввести практику ежегодного пересмотра состава федеральных целевых программ и их деление на 3 группы:
  1. программы, которые должны финансироваться в полном объеме;
  2. программы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена;
  3. программы, по которым может быть временно прекращено финансирование;
  • источники финансирования целевых программ: бюджетные средства и внебюджетные источники, к которым относятся: взносы участников программ, целевые отчисления работников предприятий, получаемые в результате реализации программы, кредиты банков, средства общественных организаций и иностранных государств, зарубежных инвесторов и другие поступления. Могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств этих фондов является: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства соответствующих бюджетов РФ и местных бюджетов, средства внебюджетных фондов, министерств и ведомств РФ. Источниками финансирования программ служат инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии;
  • материально–техническое обеспечение программы: либо на основе государственного заказа, либо по прямым хозяйственным связям или через посредников;
  • методы воздействия на исполнителей государственных программ должны быть не административными, а преимущественно экономическими, то есть необходимо использовать налоговые льготы, субсидии, субвенции, гарантированные льготные кредиты, в ряде случаев регулирования цен и тарифов и государственную контрактную систему;
  • важным вопросом является выбор наиболее эффективных целевых мероприятий. Его надо осуществлять исходя из возможности получения максимума целевых результатов. Это либо максимальный эффект при заданном уровне расхода дефицитных ресурсов, либо достижение необходимого уровня конечных результатов при минимуме расходов;
  • организация выполнения программы:
  1. Заказчик программы;
  2. Ответственный разработчик программы;
  3. Разработчики программы;
  4. Руководитель программы;
  5. Администрация программы;
  6. Фонд данных программы;
  • государственные программы должны проходить государственную экспертизу. При правительстве РФ создан экспертный совет. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программ, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Выявляется приоритетность характера проблемы, научная обоснованность, экологическая безопасность и эффективность осуществления программы.

Источник: studfile.net

Уточнение понятия «Целевая программа»

Становихина, А. М. Уточнение понятия «Целевая программа» / А. М. Становихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46828/ (дата обращения: 13.06.2023).

Согласно статье 1 Конституции РФ Россия является правовым государством. Главное в идее правового государства — это связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. Главенствующую роль в нашей стране имеет Конституция, ни один документ, принятый на территории России не должен противоречить ей. В настоящее время всё большую популярность набирают целевые программы. Что же такое целевая программа?

Читайте также:
Как создать свою игру программа

Законодательно определение целевой программы не закреплено. Но современная наука дает множество определений данного термина, которые могут быть как в широком, так и узком смысле.

Начнем с определений зарубежных ученых экономистов. Например, Дж. Блэк в своем экономическом словаре дал следующее понятие: «Целевая программа (entitlement program) — американский термин, обозначающий программу государственных расходов, получатели средств по которой имеют законодательно закрепленное право на соответствующие выплаты» [6] Далее по тексту будет понятно, что определение зарубежного автора абсолютно не совпадает с пониманием и определениями отечественных ученых.

Ещё один зарубежный автор А. С. Гольдберг, в своем англо- русском словаре, приводит такое понятие: «Целевая программа — это директивный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей, независимо от их ведомственной подчиненности, по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам» [2] Данное определение уже ближе к пониманию российских авторов, но в понимании данного автора, целевая программа разрабатывается не государственными органами, а организациями страны.

Далее хотелось бы перейти к определениям отечественных ученых и сравнить их с приведенными выше понятиями зарубежных коллег.

В. В. Туртушов дает такое определение: «Целевая программа — это документ, в котором содержится определенные по содержанию, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы» [5]

«Целевая программа — это система мероприятий, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций достижения приоритетов и целей политики в соответствующей сфере развития» [4] данное определение даёт И. А. Липатникова.

Более развернуто понимает целевые программы Н. Б. Культин «Целевая программа — это система ориентированных в пространстве и во времени, согласованных по содержанию, срокам, исполнителям, обеспеченных ресурсными источниками мероприятий научно- исследовательского, опытно- конструкторского, производственно –технологического, социально- экономического, организационного, экологического характера, направленных на решение единой проблемы, достижение единой цели» [3]

Существуют и другие определения отечественных ученых на данное понятие, но основываясь на трёх выше приведенных, хотелось бы сделать следующие выводы:

  1. Понимание отечественных и зарубежных ученых абсолютно не совпадают.
  2. Все отечественные авторы сходятся в едином мнении, что целевая программа заключается в выполнении комплекса определенных мероприятий;
  3. Данный комплекс мероприятий, по мнению авторов, направлен на достижение определенных целей, и при этом строго увязан по срокам, исполнителям и др.
  4. Также авторы делают акцент на то, что мероприятия могут носить различный характер, как научно- исследовательский, так и социально-экономический и другие.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398;
  2. Гольдберг, А. С. Англо-русский энергетический словарь. 2006 г;
  3. Культин, Н. Б. Управление инновационными проектами / СПб, «Санкт- Петербург», 2011;
  4. Липатникова, И. А. Теоретические основы программ социально-экономического развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11;
  5. Туртушов, В. В. Роль и место федеральных целевых программ в программно-целевом регулировании экономики России // Вестник ЧГУ. 2013. № 2;
  6. Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М.. 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): целевая программа, автор, зарубежный автор, комплекс мероприятий, правовое государство.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru