Целевые программы: виды и механизмы применения в бюджетном процессе Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора. — презентация
Презентация на тему: » Целевые программы: виды и механизмы применения в бюджетном процессе Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора.» — Транскрипт:
1 Целевые программы: виды и механизмы применения в бюджетном процессе Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора
2 Место ДРОНДов в системе планирования Среднесрочный финансовый план Система прогнозирования и планирования социально- экономического развития Реестр расходных обязательств Сводный доклад Доклады о результатах и основных направлениях деятельности БДО БПО БЮДЖЕТ Бюджетные целевые программы БДО – бюджет действующих обязательств; БПО – бюджет принимаемых обязательств госзадания стандарты Фин. нормативы
3 Программы – что это? Бюджетные целевые программы Документ, обеспечивающий взаимосвязь стратегических планов деятельности ОИВ с тактикой их достижения Что конкретно делать Сколько стоит Зачем
ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ?
4 Долгосрочные целевые программы Виды бюджетных целевых программ Федеральные (региональные, муниципальные) целевые программы Ведомственные целевые программы УтверждаемыеАналитические
5 ФЦП (РЦП, МЦП) и ДЦП – каковы перспективы ФЦП (РЦП, МЦП) Оптимизация: Состава Содержания (в т.ч. исключение текущей деятельности) Установления показателей ДЦП Создание правового регулирования Четкое регулирование сроков составления и утверждения ФЦП (РЦП, МЦП) = ДЦП ? Урегулирование прекращения РЦП!
6 Общие черты ФЦП и ВЦП четкая формулировка цели программы в соответствии с приоритетами государственной политики, полномочиями и сферами ответственности ФОИВ; описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы; наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы; обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы; оценка внешних условий и рисков для реализации программы; определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
8 Бюджетные целевые программы Нормативно-правовая основа бюджетных целевых программ Постановление Правительства РФ от «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» Концепция реформы. Положение о докладах. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Постановление Правительства РФ от «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ВЦП Ведомственные целевые программы субъектов бюджетного планирования (ВЦП) Постановление Правительства РФ от Порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ Федеральный целевые программы (ФЦП)
9 Структура федеральных ВЦП Утверждаемая ВЦП паспорт ВЦП характеристика проблемы Цели и задачи ВЦП Ожидаемые результаты Мероприятия Срок реализации Социальные, экономические, экологические последствия Вклад ВЦП в достижение стратегической цели Оценка рисков Оценка эффективности Обоснование потребности в ресурсах Система управления ВЦП Аналитическая ВЦП Цели ВЦП Целевые индикаторы Обоснование объемов финансирования
Жилищная программа «Молодая семья» в 2022 году в России
10 Основные сложности составления федеральных ВЦП. Ч.1 Введение в ВЦП новых расходных обязательств Возникновение не обеспеченных финансирование расходов и отказ от предложенных ВЦП Неохват ВЦП текущей деятельности Включение в федеральные ВЦП мероприятий регионального уровня Невозможность практической реализации таких мероприятий Несоответствие мероприятий полномочиям ОИВ Невозможность реализации мероприятий, незаконность правового регулирования в данных сферах Несопоставимость с ДРОНДом Невозможность достижения показателей ДРОНДа Необходимость переработки ВЦП либо ДРОНДа
11 Основные сложности составления федеральных ВЦП. Ч.2 Сложность оценки управленческих расходов на реализацию мероприятий, реализуемых центральным аппаратом Отсутствие объемов расходов на мероприятия либо высокая степень неточности объемов планируемых расходов Отсутствие регулирования в ВЦП вопросов взаимодействия другими ОИВ Неоценка взаимного влияния на задачу со стороны разных ОИВ Неумение выявлять проблемы, описывать их, ставить задачи, меропирятия, показатели для решения проблем Создается видимость: проблемное поле отсутствует, программа не нужна Проблемы одни, а программа решает другие проблемы Неумение выявлять риски, описывать их, бороться с ними Планирование заниженных значений показателей деятельности
12 Результаты составления и перспективы ВЦП Практика составления федеральных ВЦП отработана недостаточно (разработано более 100, утверждены единицы) В новой редакции БК РФ ВЦП предусмотрены : «В … бюджете … могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном … высшим органом исполнительной власти субъекта РФ Желательно: упрощение процедур, отказ от видов ВЦП, ускорение проведения экспертизы проектов ВЦП
13 Организация работы по составлению программ Определение состава задач и ВЦП, подготовка ВЦП Подробная проработка состава мероприятий Оценка стоимости выполнения мероприятий ВЦП Составление плана мер по реализации ВЦП (принятие НПА, создание рабочих групп и т.п.) Оценка стоимости достижения целей ОИВ (?) Первый шаг – четкая структура деятельности Второй шаг – распределение расходов с учетом ожидаемых результатов + мониторинг достижения результатов
14 Мероприятия действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении определенных объектов, дающее четкое представление о содержании производимых работ Не менее 2-3-х для одной задачи Не менее 2-3-х для одной задачи Соответствие мероприятий задаче (достаточность, неизбыточность) Соответствие мероприятий задаче (достаточность, неизбыточность) Максимальная конкретность Максимальная конкретность ПРИМЕРЫ: Предоставление услуг … Строительство (реконструкция) объекта «…» Проведение фестиваля «…..» НЕЛЬЗЯ: «реализация целевой программы» ПРИМЕРЫ: Предоставление услуг … Строительство (реконструкция) объекта «…» Проведение фестиваля «…..» НЕЛЬЗЯ: «реализация целевой программы»
15 Описание проблемного поля Соответствие приоритетам развития территории Четкая структура Сопоставимость с задачей и мероприятиями К настоящему времени в сфере…. (краткая характеристика достигнутого состояния) Однако дальнейшему развитию препятствуют следующие проблемы: — проблема 1 (формулировка, краткое описание); — проблема 2 (формулировка, краткое описание); — проблема 3 (формулировка, краткое описание)… Из них проблема 1 носит внешний характер, а проблемы 2 и 3 могут быть решены в рамках деятельности ГРБС. К настоящему времени в сфере…. (краткая характеристика достигнутого состояния) Однако дальнейшему развитию препятствуют следующие проблемы: — проблема 1 (формулировка, краткое описание); — проблема 2 (формулировка, краткое описание); — проблема 3 (формулировка, краткое описание)… Из них проблема 1 носит внешний характер, а проблемы 2 и 3 могут быть решены в рамках деятельности ГРБС. Пример: Требования:
16 Риски реализации Внутренние зависят от деятельности ГРБС и могут быть им предотвращены Внешние зависят от внешних факторов и не могут быть предотвращены усилиями ГРБС РИСКИ Недофинансирование – не основной внешний риск ! Недостатки организации процесса работ Недостаточная квалификация кадров и т.п. Недостатки организации процесса работ Недостаточная квалификация кадров и т.п. Перераспределение полномочий между РФ и субъектами РФ Низкая активность населения, организаций коммерческого сектора Перераспределение полномочий между РФ и субъектами РФ Низкая активность населения, организаций коммерческого сектора
Источник: www.myshared.ru
Классификация и особенности бюджетных целевых программ
В связи с использованием целевого программного управления для решения большого многообразия проблем различного уровня, существует множество видов административных целевых программ. В связи с главной особенностью административных целевых программ, состоящей в том, что они инициируются путем включения в бюджет определенного уровня, в последнее время (понятие впервые введено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249) их стали называть бюджетными.
Классификация бюджетных целевых программ субъекта РФ возможна по большому числу признаков. К основным признакам классификации таких программ относятся [51]:
- а) объект целевого управления (комплексные программы, целевые программы межотраслевого характера, ведомственные целевые программы);
- в) статус программы (федеральные, окружные, субфедеральные);
- г) срок реализации программы;
- д) направленность программы (социальные, экономические, экологические, специальные);
- е) механизм реализации программы (заказные, конкурсные и смешанные).
По объекту целевого управления все бюджетные целевые программы делятся на комплексные и отраслевые (ведомственные). В первом случае объектом целевого управления является федерация, регион, региональные или местные органы власти.
Во втором случае объектом целевого управления является определенная отрасль жизнеобеспечения территории, а органом управления — определенное ведомство, имеющее соответствующие полномочия. На региональном уровне это отраслевые управления, департаменты, комитеты и прочие крупные подразделения региональных органов исполнительной власти; на местном — аналогичные отраслевые подразделения местных администраций. Комплексные целевые программы развития субъектов РФ согласно Постановлению Правительства РФ включают в себя в качестве составных частей: долгосрочную стратегию развития субъектов РФ, среднесрочную программу, документы территориального планирования. Целевые программы межотраслевого характера ориентированы на развитие или решение проблем нескольких отраслей, но при этом детально законодательством не регламентируются.
В комплексных программах отражаются стратегии развития ведущих предприятий, а также в них должны входить наиболее важные инвестиционные проекты. В документах территориально8.2. Классификация и особенности бюджетных целевых программ го планирования отражаются объекты регионального значения, а в генеральных планах — функциональные зоны и определяются виды разрешенного использования земли, что очень важно инвесторам. Каждая комплексная программа развития субъекта РФ состоит из трех элементов:
- 1) долгосрочной стратегии развития субъекта РФ;
- 2) среднесрочной программы развития;
- 3) документов территориального планирования.
Долгосрочная стратегия основана на выборе оптимального сценария развития территории, который должен содержать:
- а) общую характеристику места и специализации субъекта РФ в национальной экономике с учетом международного разделения труда на 15-25 лет;
- б) комплекс показателей, характеризующих это место и специализацию, оптимальное значение этих показателей на 15-25 лет;
- в) перспективный план действий региональных органов исполнительной власти;
- г) прогноз развития субъекта РФ, оценку экономической эффективности и рисков реализации стратегии.
Цели стратегии должны быть увязаны с наиболее значимыми для региона в настоящий момент проблемами, разворачиваться в систему задач и мероприятий. Кроме того, стратегия может содержать систему индикативных (сбалансированных) показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ с установленными целевыми показателями на среднесрочную перспективу. Система индикативных (сбалансированных) показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта РФ по реализации мер государственного управления, предусмотренных стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона. Целевые показатели должны устанавливаться на глубину 3-летнего периода и в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития региона. В стра тегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как:
- • экономическая политика органов власти субъекта РФ;
- • бюджет субъекта РФ;
- • механизм частно-государственного партнерства;
- • региональные целевые программы;
- • система федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ, а также прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета.
Механизмы частно-государственного партнерства и использование средств федерального бюджета экономят средства бюджета субъекта РФ. Стратегия может согласовываться с крупнейшими налогоплательщиками региона, иными заинтересованными лицами и должна утверждаться органами власти субъекта РФ.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения региона в результате реализации среднесрочной программы должны использовать: увеличение величины ВРП; повышение инвестиционной привлекательности региона; изменение показателя бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации в динамике; увеличение объема промышленного производства в отраслевом разрезе.
Впервые понятие ведомственных целевых программ, как и понятие бюджетных целевых программ, было введено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», которым была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг.
Расширение сферы применения программно-целевого подхода возможно за счет преобразования сметных расходов, формируемых органами исполнительной власти разных уровней, в ведомственные целевые программы, имеющие четкие цели, измеримые результаты, систему оценки, индикаторы их достижения.
Исходя из этого комплексные и ведомственные целевые программы должны рассматриваться в качестве двух типов единых по принципу формирования и реализации, но различающихся по содержанию и статусу бюджетных целевых программ.
Основными различиями между ведомственными и комплексными программами являются:
Таким образом, сравнение комплексных программ развития и ведомственных программ можно представить в виде таблицы.
Комплексные и ведомственные целевые программы
Комплексные целевые программы
Ведомственные целевые программы
ут вержда ем ы е
аналитические
Субфедеральные, местные органы власти
Субъект бюджетного планирования (СБП)
Не менее 3-5 лет
Федеральные исполнительные органы власти для программ развития субъектов РФ, для муниципальных программ развития городских округов и муниципальных районов — органы исполнительной власти субъектов РФ, для муниципальных поселений — согласование с органами исполнительнораспорядительной власти муниципального района
Комиссия из представителей заинтересованных ведомств (согласно положению)
В составе докладов
Субфедеральные, местные органы власти
Бюджет (без разделения)
Бюджет действующих обязательств с возможностью использования бюджета принимаемых обязательств
Бюджет действующих обязательств
Отражение в бюджете
По видам расходов
С точки зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся [51]:
- а) четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности;
- б) сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора;
- в) возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в комплексную целевую программу (подпрограмму).
В целом ведомственные целевые программы являются инструментом бюджетного планирования (учета), а территориальные целевые программы — инструментом экономической политики.
Ведомственные целевые программы направлены на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов бюджета и базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.
В соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, они могут быть двух видов:
- 1) Утверждаемая ведомственная целевая программа (далее — целевая программа ведомства) — утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования.
- 2) Аналитическая ведомственная целевая программа (далее — аналитическая программа ведомства) — выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами. Аналитическая программа ведомства содержит:
- а) цели программы, описание целевых индикаторов с количественными показателями решения конкретной тактической задачи по годам;
- б) обоснование объемов и состава расходов средств, выделяемых из бюджета на реализацию программы.
Реализация аналитической программы ведомства осуществляется в пределах расходов, выделенных субъекту бюджетного планирования на исполнение действующих обязательств. Аналитическая программа ведомства отражается в докладе о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, утверждаемом субъектом бюджетного планирования.
Формирование среднесрочных ведомственных программ может проходить следующие стадии [51]:
- — Оценка функций и задач ведомств.
- — Утверждение требуемых количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и задач ведомств для всех главных распорядителей бюджетных средств.
- — Утверждение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов.
- — Публикация в СМИ и сети Интернет ведомственных целевых программ.
По срокам реализации различают срочные (продолжительностью менее года; обычно 3, 6 или 9 месяцев), краткосрочные
8.2. Классификация и особенности бюджетных целевых программ (продолжительностью 1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) и дальнесрочные (продолжительностью более 15 лет) целевые программы. Дальнесрочные, а иногда и долгосрочные целевые программы разрабатываются в форме концепций (концептуальных программ).
По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, технические, специальные и другие целевые программы. К специальным относятся, например, целевые программы, направленные на решение оборонных проблем и проблем приграничных регионов.
По механизму реализации различают заказные целевые программы (с заранее определенными исполнителями) и конкурсные целевые программы (исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования). Отметим, что с 01.01.2005 г. все бюджетные средства (начиная с определенного объема финансирования) могут расходоваться только на конкурсной основе. В связи с этим заказными могут быть только специальные целевые программы федерального уровня.
По статусу, связанному с административно-территориальным уровнем органов исполнительной власти, утвердивших целевую программу, все целевые программы делятся на федеральные, субфедеральные и муниципальные. В последнее время стали разрабатываться целевые программы для уровня федеральных округов (например, целевые программы «Сибирь», «Юг России»).
Следует отметить, что федеральные округа не являются административно-территориальными образованиями и не имеют собственных бюджетов. В связи с этим, окружные целевые программы обычно имеют «смешанный», федерально-субфедеральный статус. Окружные, субфедеральные и муниципальные целевые программы по классификации, введенной Постановлением Правительства Российской Федерации № 594, относятся к региональным программам. Муниципальные программы по статусу подразделяются на целевые программы городских округов, муниципальных районов, городских поселений и сельских поселений.
Стимулами для расширения программно-целевого планирования послужит распределение средств бюджета планируемых обязательств только между бюджетными целевыми программами и, кроме того, возможность финансирования программ одной строкой. В перспективе может быть также рассмотрен вариант ежегодного сокращения на 5-10 % непрограммных расходов субъектов бюджетного планирования.
При этом потребуется существенно улучшить качество подготовки бюджетных целевых программ разных типов, внедрив на всех этапах их отбора и реализации постоянно действующую систему мониторинга и оценки в соответствии с единой системой критериев.
Источник: ozlib.com
Введение
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Бюджетное финансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например «Дети — сироты», и комплексными, например «Диабет», «Туберкулез» и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению). Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.
Экономическая сущность целевых бюджетных программ
Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.
Согласно действующему законодательству, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации».
Бюджетные инвестиции это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Данное определение термина бюджетные инвестиции приведено в Письме Министерства экономического развития РФ от 4.12.2009 г. №18863-ОС/Д17 «О приказе Минэкономразвития России от 1 октября 2008 г. №305» Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год. Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса.
Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) — это финансирование увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно исследовательских, опытно конструкторских производственных, социально экономических, организационно хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Финансирование подготовки проектов целевой программы и концепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе Прочие статьи федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии.
Федеральные целевые программы в рамках бюджетных инвестиций, являются инструментом реализации приоритетных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Они финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных средств.
Приоритетные секторы, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружения для федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.
Источник: studbooks.net
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ
Необходимость совершенствования бюджетного процесса, слабая связь между ограниченными бюджетными ресурсами и результатами использования бюджетных средств обусловили переход к системе бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Бюджетирование, ориентированное на результат – система организации государственного (муниципального) управления бюджетными средствами, при которой расходование бюджетных средств осуществляется в непосредственной взаимосвязи с достигаемыми результатами.
Бюджетирование, ориентированное на результат имеет значительные преимущества:
· для государства – систематическое получение полной информации о реализации государственных целей и задач, а также об использовании средств бюджетов. Появляется возможность более эффективного распределения финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики, что в конечном итоге способствует экономии бюджетных средств за счет повышения эффективности работы государственного сектора;
· для общества – наглядное представление насколько цели и приоритеты государственной политики удовлетворяют интересам граждан;
· для учреждений – самостоятельность в оперативном управлении расходами, возможность подкрепления запросов об увеличении бюджетного финансирования экономически обоснованным расчетом эффективности реализации программы [3].
Применение целевых программ в качестве инструмента программно-целевого бюджетирования – это возможность в значительной степени повысить эффективность и результативность бюджетных расходов. Использование программно-целевых методов позволяет оптимизировать формирование бюджета, обеспечить преемственность экономической и бюджетной политики.
Процесс внедрения программного подхода в управление бюджетами бюджетной системы Российской Федерации начался в 1995 году, когда появилась возможность принятия федеральных (региональных и муниципальных) целевых программ. Назначение таких программ – решение приоритетных социально- экономических, научно-технических, экологических и других задач государства.
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в 2004-2007 годах предусматривалось определение целей, задач и показателей для всех видов деятельности органов исполнительной власти, а также внедрение ведомственных целевых программ.
Следующий этап внедрения программного подхода связан с принятием Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на 2010-2012 годы, в которой предусмотрено внедрение государственных программ и переход к программному формату федерального бюджета.
Программная структура расходов бюджета предполагает распределение законом (решением) о бюджете бюджетных ассигнований по целевым статьям классификации расходов бюджета, соответствующим целевым программам, в том числе с привязкой к главным распорядителям средств бюджетов. Определяющим признаком целевых программ является формирование различных целей использования бюджетных средств с разбивкой на подцели, определение механизма их достижения, временных рамок и индикаторов промежуточного состояния выполнения задач. Суть программно-целевого управления бюджетными расходами состоит в использовании целевых программ как инструмента организации использования бюджетных средств с учетом необходимых и значимых результатов.
В Российской Федерации действуют следующие виды целевых программ:
· государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъектов Российской Федерации, муниципальные программы;
· федеральные и региональные целевые программы;
· ведомственные целевые программы;
· федеральная адресная инвестиционная программа.
Основным видом целевых программ в настоящее время выступают государственные программы. Государственная программа является инструментом государственной политики. Государственная программа – это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического и социального характера, взаимосвязанных по срокам, направленная на достижение поставленных целей и решение проблем, сбалансированная по финансовым, кадровым и другим ресурсам.
Государственные программы как инструмент программно-целевого управления формируются с 2011 года. Государственная программа — это документ, в котором определены цели и задачи, результаты, направления и инструменты государственной политики, направленные на реализацию приоритетов, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
С 2011 года осуществляется практика аналитического распределения ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации. В рамках реализации государственных программ Российской Федерации с 2012 года осуществляется переход к программному формату федерального бюджета.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013-2015 годах», переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить, начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Использование целевых программ в качестве инструмента управления бюджетными расходами позволяет решать проблемы социально-экономического развития комплексно, способствует развитию государственно- частного партнерства в ходе реализации программы, дает возможность оценить результаты, что в конечном итоге отражается в повышении эффективности расходования средств бюджета.
Однако у целевых программ имеется ряд недостатков, которые обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования. Это отсутствие эффективного мониторинга за ходом реализации целевых программ. В качестве приоритетного направления совершенствования механизма управления целевыми программами выступает мониторинг, который целесообразно проводить по двум направлениям: мониторинг результативности реализации целевых программ (оценка степени достижения цели) и мониторинг эффективности реализации программ (оценка затрат на ее реализацию).
Существенным недостатком целевых программ является дублирование мероприятий государственных программ и федеральных целевых программ. С этой целью целесообразно сократить количество последних и включить запланированные в них мероприятия в состав государственных программ.
Во избежание отставания России от ведущих стран мира, необходимо сопоставлять международный опыт в сфере реализации бюджетных целевых программ с российским опытом, что на сегодняшний момент не происходит.
Не менее важным направлением в использовании целевых программ является автоматизация процессов разработки целевых программ и управлениями ими.
Список литературы
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»
3. Макашина О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат // Вестник ИГЭУ. №1, 2008
Источник: izron.ru