По продолжительности целевые комплексные программы всех видов подразделяются на долгосрочные — свыше 10 лет, среднесрочные — 5 — 10 и краткосрочные — менее 5 лет. Основными требованиями, предъявляемыми к целевым комплексным программам, являются: а) целенаправленность, предполагающая установление главной и промежуточных целей программы; б) комплексность, выражающаяся в охвате всех аспектов решения данной проблемы и органической увязке мероприятий программы по времени и регламенту осуществления, ресурсам и исполнителям; в) адресность, обеспечиваемая закреплением мероприятий программ за конкретными предприятиями и организациями региона. [17]
По продолжительности целевые комплексные программы всех видов подразделяются на долгосрочные — свыше 10 лет, среднесрочные — 5 — 10 лет и краткосрочные — менее 5 лет. [18]
В числе первых целевых комплексных программ на ближайшую перспективу предусмотрена разработка программы по сокращению применения ручного труда. [19]
Методология управления целевыми комплексными программами , включая их инвестиционную часть для условий переходного периода, отработана достаточно слабо. Важным направлением ее совершенствования является использование и развитие опыта, накопленного в процессе работы с методами управления инвестиционными проектами. [20]
Основные принципы цифровой трансформации госуправления
Управление эюй целевой комплексной программой яадравлено яа решение задача увеличения вьшуска продукции за счет роста производагельносм труда щв той же или меньшей численности аромш леяно-пр ОЕзтюдсгвейного персонала. [21]
Переход к составлению целевых комплексных программ отражает качественно новый этап в совершенствовании планирования. [22]
Разработанная во исполнение Целевой комплексной программы ( ЦКП) по созданию отраслевой системы диагностического обслуживания газотранспортного оборудования компрессорных станций ( КС) ОАО Газпром система диагностического обслуживания охватывает основное оборудование и трубопроводы и успешно функционирует и совершенствуется в части повышения глубины и достоверности диагностирования. [23]
Итак, под целевой комплексной программой ( ЦКП) понимается комплекс спроектированных во времени и пространстве мероприятий, направленных на достижение существенной для данной экономической системы и ее внешней среды цели или целей, сбалансированных по ресурсам, реализуемых с помощью исполнителей под централизованным руководством и опирающихся на определенную концептуальную идеологию поведения организации. [24]
Важное значение имеет разработка целевых комплексных программ по решению важнейших научно-технических проблем. Целевая комплексная программа включает комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технических, экономических и социальных мероприятий, решение которых обеспечивает достижение конечного результата. [25]
В десятой пятилетке шесть целевых комплексных программ Государственного комитета СССР по науке и технике непосредственно были направлены на решение важнейших научно-технических проблем в области охраны окружающей среды. [26]
Н.А. Бегчин: «Новации в части разработки и реализации государственных программ»
При разработке программы были учтены республиканские целевые комплексные программы Металл, Энергокомплекс, Агрокомплекс, Труд, Сахар, Транспорт, Биотехнология, Вода, и ряд других. [27]
Предложения о разработке и реализации крупномасштабных целевых комплексных программ общегосударственного значения должны тщательно прорабатываться Госпланом СССР одновременно с перспективными планами экономического и социального развития страны. При необходимости по этим вопросам могут быть внесены в Совет Министров СССР проекты постановлений. [28]
Эти исследования должны предшествовать разработке целевой комплексной программы развития экономики нефтяной промышленности и включить в себя механизмы экономической заинтересованности в ресурсосбережении всех субъектов рынка нефтепродуктов. [29]
При определении эффективности затрат по целевым комплексным программам рассчитываются общая эффективность и эффективность отдельных мероприятий и заданий. При этом показатели общей эффективности определяются исходя из расчетных периодов получения эффекта и осуществления затрат. По тем же целевым комплексным программам, конечная продукция которых — элемент прироста конечного продукта народного хозяйства, важнейшим показателем эффективности является отношение конечной продукции программы в стоимостном или натуральном выражении к полным ( с учетом сопряженных отраслей) затратам в создание программы. [30]
Источник: www.ngpedia.ru
Типы целевых комплексных программ
В социальной работе используется целевое управление программой — управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления возникает при возникновении серьезной и широкой проблемы, решение которой требует принятия специальных мер, концентрации усилий, сочетания действий разных организаций.
Особо важной частью системы программного регулирования являются целевые программы национального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подсекторов, отдельных регионов и привлечь для этого дополнительные ресурсы и инвестиции, и направлено на разработку программы решения важнейших задач межотраслевого, отраслевого, регионального и местного (на уровне субъектов хозяйствования) проблем.
Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С. Васильева под целевой комплексной программой понимается комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационных, экономических и других задач и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в срок.
В современном экономическом словаре трактовка понятия целевой комплексной программы дается как система мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение задачи. общие проблемы, связанные друг с другом по содержанию, срокам, ресурсам. В такой программе должны быть представлены цели, способы решения программной задачи. Известны федеральные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы.
Целевые программы как инструмент государственного и муниципального регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холикова Гулноза Мухамматкуловна
В статье рассмотрены основные понятия и определения целевого программирования , целевых программ . Особое внимание уделено вопросам влияния целевых программ на развитие государства в целом, и на развитие региона в частности и эффективности данных программ.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холикова Гулноза Мухамматкуловна
Программно-целевой метод государственного регулирования аграрной сферы Волгоградской области
Методические аспекты разработки целевых программ развития
Совершенствование подходов к оценке государственных программ Российской Федерации
Программно-целевые инструменты государственного регулирования АПК проблемного региона
Программно-целевые методы в практике регионального управления Алтайского края
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Target programs as a tool for state and municipal regulation
The article describes the basic concepts and definitions of target programming, target programs. Particular attention is paid to the impact of targeted programs on the development of the state in General, and on the development of the region in particular, and the effectiveness of these programs.
Текст научной работы на тему «Целевые программы как инструмент государственного и муниципального регулирования»
УДК 338.246.2 http://doi.org/10.5281/zenodo.2272719
JEL classification: O38 Q18; R51
ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
TARGET PROGRAMS AS A TOOL FOR STATE AND MUNICIPAL REGULATION
Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия и определения целевого программирования, целевых программ. Особое внимание уделено вопросам влияния целевых программ на развитие государства в целом, и на развитие региона в частности и эффективности данных программ.
Abstract. The article describes the basic concepts and definitions of target programming, target programs. Particular attention is paid to the impact of targeted programs on the development of the state in General, and on the development of the region in particular, and the effectiveness of these programs.
Ключевые слова: регион, государство, целевая программа, целевое программирование, регулирование, экономика.
Keywords: region, state, target program, regulation, economy.
Основными задачами развития Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса и санкционной экономики, являются: переход к повышению эффективности работы всей системы государственных институтов, увеличение степени конкурентоспособности национальной экономики, что предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, которая будет направлена на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения будут означать удлинение горизонтов планирования, повышение приоритета целей развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе, разработки соответствующих методов достижения поставленных результатов [1].
Решение обозначенных выше изменений может быть возможно через применение целевого программирования. Направление долгосрочного программно-целевого планирования стало действенным механизмом, позволяющим рационально пользоваться финансовыми средствами и ресурсами для стимулирования и регулирования, что крайне важно для ослабления или снятия проблем, подавления кризисных явлений.
Целевое программирование можно называть особой разновидностью управления, базирующегося на достижении правильно и конкретно поставленных задач и целей [6].
Процесс целевого программирования, в первую очередь, основывается на определении и постановке целей, и только затем требует их четкой реализации, поэтому в рамках второго этапа, можно приступать к обозначению и подбору способов достижения, что дает возможность для правильного понимания важности поставленных задач и целей [3].
Сегодня можно утверждать о сложившемся в России комплексе факторов, обуславливающих актуальность применения целевого программирования или программно-целевого метода для решения наиболее важных проблем, связанных с социально-экономическим развитием как всей страны, так и ее конкретных регионов, а также организацией государственной бюджетной деятельности, особенно в период становления инновационного пути в экономике страны.
Работа над государственными и региональными целевыми программами является целенаправленным и последовательным процессом аккумулирования любых возможностей, имеющихся у страны в целом, и у регионов в частности.
Использование государственных и региональных целевых программ в сочетании с программно-целевым методом позволяет добиться объединения усилий, чтобы комплексно и системно справляться со среднесрочными и долгосрочными программами. Данная методика является сегодня основной и, по сути, единственно отработанной и эффективно действующей в программно-целевом планировании.
Разобраться с сутью характеристики целевой программы можно на основании анализа данного понятия, которое представлено ниже несколькими основными определениями.
Итак, по мнению А. П. Бурдуковской «целевая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства» [2].
В. А. Орлов же считает, что «целевые программы являются основным способом решения крупных социально-экономических проблем и включают в себя разработку и реализацию взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества» [5].
Бреусова Е. А., Яковенко Е. В. считают, что целевая программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на достижение установленных целей и задач [1].
Исходя из представленных понятий и проведенного анализа источников литературы обозначим свое определение целевой программы: «целевая программа — это разработанный официальный документов, который включает в себя несколько подпрограмм, направленных на решение самых основных социально-экономических проблем развития государства или региона» [1; 2; 4; 5].
На сегодняшний день использование целевых программ расширяется как в федеральном центре, так и в регионах, превращаясь в важный инструмент реализации структурной политики. Целевые программы способствуют решению различных вопросов, связанных с социальной и производственной инфраструктурой, преодолением кризисных состояний в некоторых отраслях экономики, развитием ЖКХ и социальной сферы.
В состав государственной и региональной целевой программы входят комплексные мероприятия, направленные на оздоровление социальной сферы и экономики. К примеру, речь может идти об удовлетворении нужд в энергетических и топливных ресурсах, регулировании тарифов, устранении последствий стихийных бедствий.
Отличие региональных программ от государственных заключается в конкретной целевой направленности. В отличие от государственных программ, региональным программам присущи небольшие объемы работ и ресурсные затраты в сочетании с ограниченными временными интервалами, адресной направленностью. Отметим связь региональных программ с государственной концепцией в отношении региональной политики и развития.
Согласно В. А. Орлову, основные задачи, стоящие перед региональными программами — это:
-формирование оптимальной отраслевой и территориальной структуры экономики;
— выравнивание социально-экономических показателей между регионами;
-эффективное пользование природными, материальными и трудовыми ресурсами региона;
-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в рыночных условиях;
-охрана окружающей среды;
-преодоление последствий, связанных со стихийными бедствиями и техногенными авариями;
-сохранение в регионе культурно-исторического наследия, укреплении культурного потенциала, стабилизации общественно-политических и правовых аспектов;
-информационное обеспечение субъектов хозяйствования и органов управления [5].
Следовательно, в качестве основной цели региональных программ можно назвать эффективность использования и развития в условиях рынка природных и производственных, трудовых и интеллектуальных возможностей региона, чтобы добиться его преимущественного участия в сфере национального и международного разделения труда и повышения благодаря этому жизненного уровня населения в регионе.
Решить важные вопросы, относящиеся к социально-экономическому развитию, можно только на основании внедрения эффективных механизмов, способствующих развитию реального экономического сектора России [4]. Необходимо привлекать средства бюджета в значительных объемах, чтобы осуществить существенную технологическую модернизацию основных отраслей и повысить конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках. Этого можно добиться благодаря использованию целевых программ, которые внедряются в центре государства и его регионах в различных сферах развития.
Эффективность реализации целевых программ на государственном и региональном уровне обладает важнейшим практическим значением для населения. Нередко приходится поэтапно решать задачи, связанные с ускоренным освоением, опережающим, адекватным укреплением инфраструктуры, повышением качества жизни населения [7].
Эффективность целевых программ подтверждена в качестве основанного способа решения проблем социально-экономического характера. Они состоят из разработки и реализации программных мер, взаимно связанных между собой и предназначенных для решения задач, связанных с различными сферами общественной жизни.
Если речь идет о небольшом районе, проблемы могут быть ограничены мероприятиями, связанными с агропромышленным и строительным комплексами, социальным обслуживанием и обустройством приграничных территорий. Для любой программы важен раздел, связанный с вопросами финансирования. Реализация мероприятий осуществляется с помощью бюджетных средств и средств, выделяемых внебюджетными фондами. Большая часть финансирования обеспечивается частными инвесторами.
Для повышения эффективности государственных и региональных целевых программ необходимо сделать их документами, которые помогут четко определиться с целями и объемом направляемых бюджетных ресурсов, запланированными и полученными результатами.
Реализация как государственных, так и региональных целевых программ может обладать экономическим и общественным эффектом. Этим определяется специфика отличий между государственным и негосударственным экономическим сектором. Общественная эффективность должна характеризоваться соответствием реализуемых программ и достижением общественных задач и результатов, обладающих социальной значимостью.
1. Бреусова Е. А., Яковенко Е. В. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития // Концепт. 2016. Т. 2. С. 516-520.
2. Бурдуковская А. П. К вопросу об оценке эффективности целевых программ // Проблемы антикризисного управления и экономического развития: сб. материалов конференции. Новосибирск. 2017. С. 23-26.
3. Майская Е. С. Проблемы реализации целевых программ в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат // Современная экономика: проблемы и решения. 2015. №8. С. 107-119.
4. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. №3. С. 227-231.
5. Орлов В. А. Методические аспекты оценки эффективности целевых программ в Российской Федерации // Успехи современной науки. 2016. №6. С.64-68.
6. Савченко И. А., Устинова О. Е. Актуальные проблемы интернет-коммуникации между органом государственного управления и гражданами: социологический анализ // Политика и общество. 2016. №9 (141). С. 1233-1243.
7. Яндиев М. И. Оценка эффективности реализации целевых программ субъектов Федерации // Финансы. 2013. №2. С. 24-28.
1. Breusova, E. A., Bokova, A. (2017). Priority directions of youth policy in vocational education institutions in the subjects of Russian Federation. Vestnik Universiteta, (3). 227-231.
5. Orlov, V. A. (2016). Methodical aspects of an assessment of efficiency of target programs in the Russian Federation. Modern science success, (6). 64-68.
6. Savchenko, I. A., https://cyberleninka.ru/article/n/tselevye-programmy-kak-instrument-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-regulirovaniya» target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]