Основные характеристики целевого планирования в управлении инновационными процессами
Замечание 1
Целевое планирование – это составление плана, формирование программы, включающей основные направления деятельности, действий, используемых механизмов и инструментария для достижения конкретных целей.
Использование целевого планирования в управлении инновационными проектами предполагает разработку программ по внедрению инноваций, включающих целевые установки инновационного проекта и решение задач для их достижения.
Составление программы целевого планирования в области инновационного управления реализуется в опоре на соотношение целевых установок проекта с наличием ресурсного обеспечения их реализации. Для этого, реализуется:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- Системный подход к процессу управления инновационной деятельностью, базирующийся на соответствии целевых установок, ресурсов и итоговых показателей деятельности. Инновационное управление предполагает при разработке того или иного инновационного проекта ставить цели, которые могут быть реально достижимыми, исходя из наличия ресурсов т.е. недопустимо ставить цели, достижение которых не может быть реализовано в силу отсутствия средств на реализацию инновационного проекта. При этом идет ориентация на конкретный результат. Вся управленческая деятельность ориентируется на комплексное использование ресурсов и проведение мероприятий, которые способны привести к получению запланированных итогов.
- Обеспечение тесного взаимодействия всех структур научно-технической сферы хозяйствующих субъектов, участвующих в инновационном процессе.
- Сосредоточение управленческого аппарата инновационными программами в одном месте в целях сосредоточения в нем всей базы проектных данных и организации продуктивного управления.
«Программы целевого планирования и управления инновационными процессами»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Программа субсидирования инноваций: как это работает — Володин А.В.
Разработка каждой целевой программы управления инновационными проектам предполагает формирование совокупности мероприятий для полноценной проработки инновационного продукта, а также получения конечного результата посредством его рыночной реализации.
Целевое планирование в области инновационных процессов ориентировано на информационное обеспечение всех стадий инновационного процесса в целях полноты и своевременности доведения информации о важных аспектах деятельности. Также, оно обеспечивает организацию эффективного взаимодействия всех подразделений, занятых разработкой и внедрением инноваций.
В условиях применения целевых программ происходит освобождение высшего уровня менеджмента от функций оперативного руководства, координируются действия всех структур, занятых в инновационном процессе. Посредством целевого планирования реализуется распределение ответственности за результаты инновационного проектирования и практической реализации проектов.
Целевой раздел образовательной программы: структура, содержание, механизмы разработки и реализации
На каждой стадии инновационной деятельности ответственность за ее успешность несут определенные сотрудники, исполнители. Это сокращает количество ошибок и повышает общую эффективность работы. Повышается ответственность органов менеджмента и отдельных исполнителей, занятых разработкой и внедрением инноваций, за результаты и сроки выполнения работ. В этом случае повышается эффективность контроля исполнения запланированных работ каждой стадии инновационного проекта, что формирует фундамент для действенного административного регулирования и мотивирования более высоких результатов работ по качеству и срокам.
Основы реализации программно-целевого планирования в управлении инновационными процессами
Программно-целевое планирование в сфере управленческой деятельности инновационными разработками затрагивает весь процесс проектирования инновационных продуктов. Управление охватывает и постановку целевых ориентиров инвестиционного проекта и разработку механизма реализации инноваций и определение практических аспектов воплощения инновационного проекта.
Программно-целевое планирование реализуется посредством осуществления следующих стадий:
- Постановка целевых ориентиров инновационного развития. На этом этапе осуществляется формирование системы целей конкретного проекта, происходит формирование «дерева целей». По сути, это схематичное выражение целевых ориентиров инновационной деятельности. В качестве целей принимаются утвержденные при продуктово-тематическом планировании темы НИОКР и инновационных проектов. Реализуется, также, разбитие целей на подцели, т. е. их детализация для более качественной проработки. Каждая подцель является задачей (работой), требующей выполнения на определенном этапе реализации инновационного проекта для достижения его основной цели. При разбиении целей на подцели и определении задач деятельности хозяйствующего субъекта в рамках исполнения инновационного проекта реализуется формирование перечня действий, операций, процедур, которые необходимо совершить, чтобы приблизиться к поставленной цели и в конечном итоге обеспечить ее достижение. Цель более низкого уровня или подцель рассматривается как самостоятельная цель, и для нее формируется необходимый перечень задач, т. е. работ, которые необходимо выполнить для ее достижения. Ряд задач может быть ориентирован на достижение различных целей.
- Формирование программы инновационного развития. На данной стадии реализуется разворачивание проектной деятельности по созданию инновационного продукта, инновационной разработки. Здесь определяются механизмы реализации инновационного проекта, методы и средства, используемые в проектной деятельности, определяются сроки работ на каждом этапе реализации проекта и итоговые результаты, которых требуется достичь по завершению того или иного этапа.
- Формирование проектной документации. На данной стадии осуществляется сбор информационного обеспечения инновационного проекта, реализуется утверждение программы и формирование документации по конкретному проекту.
Что касается целевых ориентиров инновационных программ хозяйствующего субъекта, они могут быть следующими:
- проведение реконструкции или расширения производственных подразделений;
- изменение технологий деятельности и технического обеспечения работы;
- замена оборудования на принципиально новое;
- введение в производственный и иные процессы новых материалов;
- разработка и внедрение (или только внедрение) комплексов технологических инноваций при освоении новой продукции.
Источник: spravochnick.ru
Инновационные проекты и программы
В отличие от обычной бизнес-идеи, которая может заключаться в повторении уже существующего бизнеса, инновационную идею можно определить как реально существующую возможность производства оригинального товара, продукта, услуги или же их улучшенных вариантов (модификаций), а также новых марок. Результат практической реализации инновационной идеи — это инновационный продукт или процесс.
Инновационный проект — это система научно обоснованных целей и мероприятий по разработке, созданию, освоению производства и продвижению на рынок инновационного продукта или процесса. Для инновационного проектирования по степени значимости наиболее важным является традиционная стратегия, предполагающая преемственность ранее достигнутого уровня развития.
Классификация инновационных проектов:
· по времени: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;
· по уровню решений: международные, федеральные, региональные, отраслевые;
· по характеру целей: конечные, промежуточные;
· по типу инноваций: новая структура управления, новый метод производства, новый продукт.
Инновационный проект должен содержать следующие основные разделы: 1. Возможности фирмы (резюме). 2. Определение инновационного проекта. 3. Характеристика товаров (услуг). 4. Рынки сбыта товаров (услуг). 5. Конкуренция на рынках сбыта. 6. План маркетинга. 7. План производства. 8. Организационный план.
9. Юридическое обеспечение проекта. 10. Экономический риск и страхование. 11. Стратегия финансирования.
12. Финансовый план. Приложение.
Инновационная программа — это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов, реализуемых предприятием, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам их осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач по осуществлению принципиально новых видов продукции (технологий). Взаимосвязь проектов в программе организуется по следующим направлениям: по целям; по срокам реализации; по ресурсным ограничениям; функционально, когда реализация одного проекта служит предпосылкой начала другой.
Участниками инновационных программ и процессов являются органы государственной власти и управления; инвесторы; промышленники, предприниматели, коммерсанты; обладатели интеллектуальной собственности.
Субъектами инновационной программы могут быть малые инновационные предприятия; крупные объединения промышленных предприятий; финансово-промышленные группы; региональные научно-производственные объединения.
Целевая инновационная программа включает в себя следующие элементы: цели и задачи; технико-экономические и ресурсное обоснование; организационно- экономическая структура.
Источники финансирования инновационных программ:
-по видам собственности: инвестиционные ресурсы государства; предприятий; частных лиц; иностранных государств.
-по уровню собственников: государство, регион, организации инновационной программы.
В России основным источником инноваций в промышленности были и остаются собственные средства предприятий (91% предприятий); вторым по значимости источником финансирования были зарубежные средства (2%) — иностранные инвестиции как источник финансирования инноваций наиболее доступны для предприятий, контролируемых иностранным капиталом.
Инновационный хозяйственный механизм — это совокупность форм и методов хозяйствования, обеспечивающих реализацию инновационной программы. Функциями инновационного механизма являются:
-форма собственности на средства, предметы и результаты инновационной программы;
-формы и методы взаимодействия между субъектами инновационной программы;
-методы регулирования распределения доходов от инновационных программ.
Реализуются следующие виды инновационного хозяйственного механизма: рыночный (маркетинговый); смешанный (административно-маркетинговый). В последнем случае в формировании инновационной программы принимает участие государство в формах установления твердых цен, введения прямых налогов и пошлин, выдачи льготных кредитов.
Инновационная система включает в себя следующие подсистемы:
· целевая подсистема (цели и стратегии);
· обеспечивающая подсистема (ресурсы);
· управляющая подсистема (механизм управления);
· управляемая подсистема (технология и организационная структура).
Одной из наиболее эффективных является инновационная система США, для которой характерны: государственное финансирование значительной части расходов на НИОКР; защита интеллектуальной собственности в рамках государственной инновационной политики; большая доля венчурного капитала в общем объёме финансирования НИОКР; тесные взаимосвязи между компаниями и университетами. Финансирование НИОКР в США осуществляется промышленными корпорациями (свыше 100 млрд. долл. в год), другими частными организациями и администрацией США. В 2004 г. федеральные ассигнования составили — 89 млрд. долл. Около 48,8 млрд. долл. предназначались для финансирования НИОКР в интересах Министерства обороны, НАСА и Министерства национальной безопасности. На финансирование гражданских исследований было выделено 40,2 млрд. долл., в том числе в области машиностроения — 8,2 млрд. долл. и компьютерные исследования — 2,6 млрд. долл.
Анализ внешней среды развития предпринимательства. Аналитические материалы Ресурсного Центра малого предпринимательства. // http :// docs . rcsme . ru / rus / RC / SME — Environment /
Семёнова Е. Возможности инновационного типа развития //Экономист — 2006 — №3
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 258 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Инновационные программы и проекты
Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
К основным элементам инновационного проекта (рисунок 1) относятся:
· сформулированные цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
· комплекс проектных мероприятий по решению инновационной проблемы и реализации поставленных целей;
· организация выполнения проектных мероприятий, т.е. увязка их по ресурсам и исполнителям для достижения целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
· основные показатели проекта: от целевых (по проекту в целом), до частных (по отдельным заданиям, темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:
· комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;
· количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;
· непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;
· обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;
· сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;
· межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.
Основные участники инновационного проекта. Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается его участниками. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем, все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематическое изображение основных участников проекта приведено на рисунке 2.
Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.
Инвестор — физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.
Проектировщик — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер – это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.
Поставщик — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся инновационные, индивидуальные предприятия (ИДП), производственные предприятия, вузы и т.д.
Научно-технические советы (НТС) — ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей, организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.
Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.
Поддерживающие структуры проекта – это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.
Жизненный цикл инновационного проекта включает три стадии:
На предынвестиционной стадии:
ü осуществляется формирование инновационного замысла;
ü формулируются конечные цели инновационного проекта;
ü определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах и источники их поступления.
На инвестиционной стадии:
ü разработка инновационного проекта:
§ анализ альтернативных вариантов реализации проекта и выбор наиболее предпочтительного варианта;
§ составление плана реализации проекта, выбор исполнителей, оформление проектной документации;
§ реализация инновационного проекта: осуществление работ по реализации поставленных задач, контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, регулирование хода выполнения проекта.
На эксплуатационной стадии:
ü завершение проекта: сдача результатов проекта заказчику, закрытие контракта;
ü эксплуатация (использование) результатов проекта
Для обоснования инвестиционной привлекательности и определения потребности в ресурсном обеспечении инновационного проекта осуществляется бизнес-планирование.
Назначение бизнес-плана заключается в детальном анализе параметров проекта, оценке его эффективности и перспективности.
1. Вводная часть: название и адрес компании;
§ суть и цель проекта;
§ потребность в финансах.
2. Сущность предлагаемого проекта:
§ технология; патентные права.
3. Характеристика отрасли:
§ текущая ситуация и тенденции развития отрасли;
§ направление и задачи деятельности по проекту.
§ потенциальные потребители продукции;
§ размер рынка и его рост;
§ оценочная доля фирмы на рынке.
5. План маркетинга:
§ прогноз объемов сбыта новой продукции
6. Производственный план:
§ материально-техническое обеспечение, необходимое для проекта;
§ источники поставки сырья, материалов, оборудования, рабочей силы;
7. Организационный план:
§ организационно-правовая форма предприятия;
§ сведения о владельцах, партнерах организации;
§ информация о руководящем составе;
8. Оценка рисков:
§ слабые стороны организации;
§ вероятность появления товаров-заменителей;
9. Финансовый план:
§ план доходов и расходов;
§ прогноз движения денежных поступлений.
§ копии контрактов, лицензий;
Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления, составляет инновационную программу.
Инновационные программы в зависимости от уровня принятия решения и охватываемых сфер могут подразделяться:
§ на федеральные и президентские;
Для решения задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития РФ осуществляется разработка и реализация целевых инновационных программ. Утвержденные целевые, программы могут реализовываться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников.
К целевым программам относятся инновационные и научно-технические программы.
Инновационная программа – согласованный по срокам, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий по созданию и внедрению новшеств.
Научно-техническая программа – согласованный по срокам, ресурсам и исполнителям комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятия по их осуществлению.
Цели научно-технических программ:
ü получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки;
ü решение научно-технических проблем;
ü создание конкурентоспособных технологий, техники, материалов.
Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:
1) Соответствие входящих в программу проектов приоритетным направлениям развития науки и техники перечню критических технологий.
2) Существенная значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники.
3) Невозможность решения проблемы в приемлемые сроки без государственной поддержки.
4) Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов.
5) Возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики.
Инновационная программа состоит из следующих разделов:
1) Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
2) Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
3) Система программных мероприятий, финансово-ресурсное обеспечение программы.
4) Механизм реализации программы.
5) Организация управления программой.
6) Контроль над ходом реализации программы.
7) Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы.
Источник: studopedia.su