Цель и задачи наблюдения программа наблюдения

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспитателю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом.

23 октября 2019 Смирнова Елена Александровна
9010 126 0 0

Содержимое публикации

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение.

Будем Наблюдать / Алексей Венедиктов* и Сергей Бунтман // 17.06.23

Умение наблюдать является одним из важных условий успешной работы педагога с детьми. Оно необходимо воспита­телю, поскольку позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, це­ленаправленно руководить группой в целом. Повседневные заботы по уходу за маленькими детьми, поддержанию поряд­ка в помещении, организация групповых занятий могут поглотить все силы и внимание воспитателя, заслонить его ин­терес к поведению детей в свободное от занятий и режимных моментов время, потребностям, состояниям каждого малыша, к переменам в его развитии. Поэтому наблюдение за поведени­ем детей должно быть специальной задачей педагога.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмыслен­ным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно ста­новиться самоцелью. В отношении детей с нормальным разви­тием информация, полученная в результате наблюдения, не­обходима для фиксации новых умений, формирующихся у ребенка, его интересов и предпочтений, для развития взаимо­действия с ребенком и вовлечения каждого в ту сферу деятель­ности, которая соответствовала бы его естественному ходу раз­вития. Наблюдение должно быть направлено на то, чтобы вовремя заметить воз­никшие проблемы, скорректировать собственную деятель­ность по отношению к ребенку, создать условия для продвиже­ния вперед, помочь ему справляться с трудностями.

Необходимым условием успешной работы воспитателя яв­ляется координация усилий с коллегами: вторым воспитате­лем, помощником, педагогами, работающими по отдельным направлениям развития детей музыкальным руководителем, учителем-логопедом, психологом и т.д.) Совместное обсуж­дение, участие в ведении записей, внесение дополнений по­могут лучше понять ребенка, разработать совместную про­грамму взаимодействия с ним.

Будем Наблюдать / Алексей Венедиктов* и Лиза Аникина // 08.07.23

Чтобы научиться наблюдать, необходимо, помимо житей­ских или интуитивных представлений о ребенке данного воз­раста, иметь научные знания о закономерностях психическо­го развития. В противном случае педагог не сможет во всей полноте реализовать задачи воспитания, заметить возмож­ные отклонения в развитии ребенка или особые способности в какой-то сфере.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребен­ком и группой в целом. Составив четкое представление о сво­их воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений.

Время наблюдения зависит от того, что именно собирается увидеть воспитатель. Если он хочет уточнить, как ребенок играет или как дети взаимодействуют между собой, лучше всего это сделать во время свободной игры малышей в группе и на детской площадке. Если намерен проанализировать, как ребенок общается со взрослым, следует специально организо­вать ситуацию взаимодействия, например, предложить ма­лышу вместе с воспитателем собрать матрешку, поиграть с формами-вкладышами или почитать книжку.

Внимательный воспитатель может извлечь полезную ин­формацию для понимания особенностей ребенка даже из ко­роткого эпизода наблюдения, сделать выводы и в случае не­обходимости провести педагогическую коррекцию или обра­титься за помощью к психологу.

Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо фик­сировать его результаты с целью последующего анализа. Спо­собы фиксации зависят от характера наблюдений и от педаго­гических целей.

Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

— позволяет непосредственно охватить и зафиксировать конкретную картину проявлений развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих особенности и качества конкретного ребёнка.

— позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д..

— позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

— оперативность получения информации.

— наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

— регистрация событий в момент их протекания;

— независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

К слабым сторонам метода можно отнести:

— недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

— ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

— пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.

— на результаты наблюдений могут повлиять: настроение наблюдателя;

— его предубеждение ( искажение восприятия тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу);

— его усталость (в результате чего наблюдатель перестаёт замечать важные изменения, делает ошибки при записях );

— адаптированность наблюдателя к происходящему.

Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.

Виды наблюдений.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ– это наблюдение, когда педагог сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления.

ОПОСРЕДОВАННОЕ (косвенное) наблюдение – это наблюдение, когда к его проведению привлекаются другие лица (студенты, другие педагоги и др.). Методика проведения таких наблюдений должна быть заблаговременно отработана теми, кто будет их вести.

ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение, когда педагог включён в процесс взаимодействия с теми за кем наблюдает. Оно может быть открытым и закрытым. При открытом наблюдении дети знают, что за ними ведётся наблюдение. Если же участники не осведомлены, что они в поле зрения наблюдателя, то речь идёт о закрытом наблюдении. При закрытом наблюдении применяется записывающая аппаратура: видеокамера, фотоаппарат, диктофон.

Читайте также:
Программа чтобы открыть файл sig

НЕ ВКЛЮЧЁННОЕ наблюдение – это наблюдение со стороны.

НЕПРЕРЫВНОЕ (сплошное) наблюдение – это наблюдение, которое предполагает фиксацию всех наблюдаемых факторов, проявлений, качеств, реакций и т. д. от начала до конца какого-либо процесса.

ДИСКРЕТНОЕ (выборочное) наблюдение – это наблюдение по определённым параметрам. Чаще всего педагогами используется метод открытого включённого наблюдения.

Алгоритм действия при наблюдении:

Действия педагога.

1. Определелить цель и задачи наблюдения. Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д..

2. Определить объект наблюдения. Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.

Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.

Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.

Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.

Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:

1) выявляется проблемная ситуация,

2) определяются цели и задачи,

3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;

4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);

6) выбирается метод обработки результатов;

7) осуществляется наблюдение согласно плану;

8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Способы фиксации результатов наблюдения

Принципы наблюдения:

Наблюдения в разных видах деятельности: в ситуациях применения детьми культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания; в ситуациях игровой деятельности; на прогулке; в образовательной ситуации; при экспериментировании; в уголке природы; в НОД; при выполнении поручений; во время проведения детских праздников; при общении детей с родителями. и т.д.

Метод наблюдения относится к мало формализованным методам мониторинга. Эти методы дают очень ценные сведения о ребёнке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например: ценностные ориентации, отношение ребёнка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию ( динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоёмки. Только наличие высокого уровня культуры проведения наблюдения помогает избегать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования.

-Уважаемые коллеги! Консультацию я предлагаю закончить игрой «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.

ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ».

Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары».Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака(например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.

Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.

Источник: www.art-talant.org

Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО «Познание»

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).

Задачи познавательного развития направлены на :

— развитие интересов детей, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.

Публикация «Наблюдение — одна из активных методик обучения воспитанников в ДОУ как средство реализации задач ОО „Познание“» размещена в разделах

Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Читайте также:
Как начать работать в программе фотошоп

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1)Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Задача данного этапа — обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3)Завершение наблюдения.

Задача данного этапа — подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Классификация наблюдений :

— по продолжительности наблюдения могут быть : кратковременные (в течение нескольких минут — за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев — за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

— по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;

-по степени активности детей : по инициативе воспитателя и по инициативе детей;

— по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.

— по характеру познавательных задач : распознающие и воссоздающие.

Распознающие наблюдения — это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т. д., а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам.

Виды наблюдений.

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).

Требования к организации наблюдения.

При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением.

Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно.

В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения — «капельки дождя за окном», в старшей группе — «птичья столовая» и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная «копилка» — картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений :

1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.

В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей, например: «Что происходило с деревьями в разные сезоны». Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1) Устанавливать факты;

2) Формировать связи между частями объекта;

3) Накапливать представления у детей;

4) Проводить сопоставления;

5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе наблюдений дети учатся : видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики, как:

— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Источник: www.maam.ru

Цель и задачи наблюдения программа наблюдения

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Организация и проведение наблюдения

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Кафедра «Экономической оценки и земельного кадастра»

по дисциплине «Статистика»

на тему: Организация и проведение наблюдения

Читайте также:
Как удалить программу вымогатель с Андроид

1. Информационная база статистического исследования

2. Статистическое наблюдение и его этапы

3. Программно-метологические задачи статистического наблюдения

4. Организационные вопросы статистического наблюдения

5. Формы, виды и способы проведения статистического наблюдения

5.1 Формы статистического наблюдения

5.2 Виды статистического наблюдения

5.3 Способы проведения статистического наблюдения

6. Контроль за полнотой и достоверностью статистических данных

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.

Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера.

Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа.

Статистика — это отрасль знаний и, одновременно, отрасль практической деятельности. Особенность статистики состоит прежде всего в том, что статистические данные выражаются в количественной форме.

Слово «статистика» происходит от латинского «статус» — состояние, положение вещей. В науку этот термин был введен немецким ученым Готфридом Ахенвалем в 1749 г., и означал он тогда государствоведение. Родоначальником статистики можно считать английского ученого Вильяма Петти. В 19 веке его последователи предприняли попытку представить статистику как науку о закономерностях развития общественных явлений.

Таким образом, статистика — наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, дающая количественное выражение закономерностей общественного развития. Статистика представляет собой систему научных дисциплин. Основными ее разделами являются: общая теория статистики, где рассматриваются наиболее общие категории, принципы и методы статистической науки, экономическая статистика, изучающая явления и процессы, происходящие в экономике, социальная статистика, изучающая социальные явления и процессы.

В настоящее время под статистикой понимается :

  • определение времени и сроков наблюдения: даты начала, даты окончания наблюдения, критической даты,
  • определение места (территории) проведения наблюдения ,
  • определение органов (исполнителя), отвечающих за проведение наблюдений,
  • выбор способа собирания и регистрации данных,
  • определение круга подготовительных мероприятий.
  • непосредственное наблюдение;
  • документальный способ;
  • опрос.
  • экспедиционный (устный);
  • саморегистрации;
  • корреспондентский;
  • анкетный
  • явочный
  • отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);
  • специально организованное статистическое наблюдение;
  • регистры.
  • Статистическая отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность собираемых сведений [2]. Отчетность составляется на основе данных первичного учета. Она является главной организационной формой статистического наблюдения. Ею охватывается все народное хозяйство, отдельные субъекты хозяйствования различных форм собственности (государственные, кооперативные, арендные предприятия, а также различные организации и учреждения).
  1. Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
  2. Форма № П-2 «Сведения об инвестициях»;
  3. Форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»;
  4. Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»;
  5. Форма № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (введена постановлением Росстата от 27.07.2004 № 34).
  • Общегосударственная отчетность собирается органами общегосударственной статистики по всем хозяйственным структурам не зависимо от формы их собственности и отраслевой принадлежности;
  • Ведомственная отчетность собирается для нужд управления в рамках министерств или других многофилиальных организаций [7].
  • С пециально организованные статистические наблюдения представляют собой сбор сведений посредством переписей, единовременных учетов и обследований. Эта форма наблюдения позволяет более углубленно изучать изменения в составе населения, семейном бюджете, изучать рыночный спрос и т.д. Такие наблюдения проводятся с целью получения данных, отсутствующих в отчетности, или для проверки сведений, взятых из нее.
  • Регистром называется форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами по совокупности показателей . Виды регистров представлены на Рис.5.
  • сведения об отраслевой принадлежности и территориальной, вид экономической деятельности;
  • вид собственности и организационная форма;
  • справочные данные (адрес, фамилии руководителей, телефоны, факсы);
  • экономические показатели (среднесписочная численность, средства, направленные на потребление, остаточная стоимость ОПФ, уставный фонд и т.д.)
  • По полноте охвата исследуемой совокупности различают два вида статистических наблюдений:
  • По характеру регистрации фактов во времени выделяют несколько видов наблюдений:
  • По источнику сведений различают:
  • наблюдение непосредственное, когда факты, подлежащие регистрации, устанавливаются лицами, проводящими наблюдение;
  • документальное, при котором необходимые сведения берутся из соответствующих документов;
  • опрос, особенность которого состоит в том, что сведения фиксируются со слов опрашиваемого.
  • экспедиционный,
  • корреспондентский,
  • саморегистрация,
  • анкетный.
  1. Жаров А.Н.. Основы статистики в схемах и таблицах. Учебное пособие для студентов вечернего и заочного отделений.- М., Из-во РУДН – 53с.
  2. Иода Е.В., Герасимов Б.И. Статистика: Учеб. пособие / Под общей ред. Е.В. Иода. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 104 с.
  3. Общая теория статистики / Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. — М.: финансы и статистика, 1996. 296 с.
  4. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005. – 80 с.
  5. Статистика: Практикум/Сост. Т.В. Ивашина. – Гродно: ГрГу, 1999. – 74 с.
  6. Статистика: Учеб. пособие / И.Е. Теслюк, В.А. Тарловская., И.Н. Терлиженко и др. – 2-е изд. – Ми.: Ураджай, 2000. – 360 с.: ил. – (Учебники и учебные пособия для средних специальных учебных заведений)
  7. Теория статистики: Учебник под ред. Р.А. Шмойловой – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  8. Т.В. Чернова. Экономическая статистика: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999
  9. www.perepis-2010.ru
  10. www.demoscop.ru

Источник: doc4web.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru