Трудоемкость: что это и как ее рассчитать
Трудоемкость это один из основных показателей эффективной работы предприятия. Без ее расчета сложно планировать развитие бизнеса и выявлять проблемные организационные моменты.
Рассказываем в нашем материале, как правильно рассчитывать трудоемкость, как именно полученное число поможет оптимизировать производство и зачем ее периодически рассчитывать.
Трудоемкость работ — что это такое?
Трудоемкость — это время, за которое производят единицу продукции. На основе этого коэффициента легко разработать объективно выполнимый производственный план, а также обосновать уже составленный.
Показатель тесно связан с производительностью, с которым его как раз часто объединяют или путают. Но важно уметь разграничивать эти термины, потому что производительность труда — это количество товара, которое предприятие создает за единицу времени, то есть рассчитывается она в обратных пропорциях. Получается, чем меньше трудоемкость, тем больше производительность.
Оценка сложности алгоритмов | О большое | Алгоритмы и структуры данных
Отрицательные результаты работы предприятия важно анализировать, чтобы устранять их и налаживать процесс. Понять, где проблема и как правильно подойти к ее решению можно через расчеты, в которых без трудоемкости не обойтись.
Трудоемкость является важным фактором при составлении бизнес-плана или при анализе результатов проделанной работы. При ее расчете можно увидеть:
- время и трудовые затраты, которые нужны для производства единицы продукта;
- эффективность работы предприятия: соотношение финансов с объемами выпускаемого товара и количеством сотрудников;
- неверное распределение ресурсов, которые надо оптимизировать;
- слабые места в технологическом процессе;
- наличие резерва для улучшения рабочего процесса.
Трудоемкость по характеру управления делится на следующие категории:
Нормативная | Рассчитывается на основе актуальных трудовых норм: время на изготовление, объем выпуска, число работников и мест для них в разных отделах, размер пространства на одного человека или бригаду, сумма подчиненных у одного руководителя. То есть сколько товара должно быть сделано при учете всех вышеперечисленных факторов. |
Плановая | Устанавливается на основе ожидаемых затрат. Но при расчете надо учитывать возможное снижение затрат. Речь идет об экономии за счет увеличения производительности: приобретение современной техники, модернизация старой, улучшение настроения коллектива и другое. То есть внесение изменений, которые снизят коэффициент. |
Фактическая | Вычисляется по факту: сколько продуктов, за какое время и сколькими людьми было выпущено. Каждый фактор нужно рассматривать, конечно же, в рамках одного периода. |
Формула и порядок расчета трудоемкости
Чтобы найти коэффициент трудоемкости, надо взять время, которое нужно для производства одной единицы продукта, и разделить его на объем выпускаемого товара.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. ТРУДОЗАТРАТЫ. ТРУДОЕМКОСТЬ. Введение. Определения
Обязательно перед началом работы нужно определить период, в рамках которого будут рассматриваться эти два показателя. Невозможно правильно произвести расчет, если взять, например, неделю рабочего времени и поделить на месячный объем товара — результат будет в корне неверен, потому что изначально были взяты данные разных периодов.
Расчет коэффициента трудоемкости по формуле:
- Количество времени (T) — это сумма часов, которые отработали сотрудники. Данные надо брать из первичных бухгалтерских документов, книг учета.
- Объем продукции (Q) — сумма созданных продуктов. Это может быть как сумма единиц товара, так и сумма его стоимости. Главное, сразу определиться, на какой показатель ориентироваться, чтобы расчеты и планирования были верны. Данные тоже надо брать из первичных учетных документов.
- Трудоемкость (Tp) — отношение количества времени к объему созданной продукции.
Получается, что для получения коэффициента надо число первого пункта разделить на число второго: Tp = T / Q
Например, в компании работает 12 человек, у которых рабочий день — 9 часов. 12 × 9 = 108 сумма часов за одну смену. За смену они производят 20 штук продукта по 300 руб. каждый. 20 × 300 = 6 000 руб. — совокупная стоимость созданного товара за день. 108 / 6 000 = 0,018 — коэффициент трудоемкости.
Это был пример на основе суммарной стоимости выпускаемого продукта.
Теперь рассмотрим тот же пример, но на основе объема произведенного товара, а не его стоимости. 12 работников × 9 часов = 108 — сумма часов работы за одну смену. И поделим ее на объем: 108 / 20 = 5,4 — коэффициент трудоемкости.
Можно выбрать любой удобный для специфики предприятия вариант, но при дальнейших расчетах строго придерживаться только выбранного.
Как интерпретировать коэффициент трудоемкости?
Подняли бумаги, произвели расчет, получили число — чем оно ниже, тем выше производительность, тем лучше налажен процесс работы предприятия.
Периодически коэффициент необходимо высчитывать. Это позволяет контролировать процесс производства и вовремя предпринимать меры по улучшению. Нужно наблюдать за его динамикой:
- Если число увеличивается, значит надо найти причину падения производительности труда: новые поставщики, новые специалисты, снижение мотивации работников и многие другие варианты.
- Если число уменьшается, значит технологической процесс оптимизируется и работа улучшается.
Что влияет на трудоемкость?
Для точного ответа на этот вопрос надо разбирать конкретное предприятие со своей спецификой и организацией. Но есть основной перечень факторов, которые надо анализировать в первую очередь:
- Организация работы и технологического процесса.
- Комфорт и удобство условий работы.
- Профессионализм сотрудников.
- Мотивация специалистов, оплата работы и общий фон настроения коллектива.
- Сотрудничество с поставщиками: сырье, логистика, стоимость, формат, общение.
- Настройки коммуникаций и инфраструктуры предприятия.
Как снизить трудоемкость?
Значение коэффициента демонстрирует, достигает ли компания плановых целей или нет. Если нет, то значение надо снижать за счет увеличения производительности труда:
- Использование передового оборудования для автоматизации производства, улучшения качества продукта и скорости его создания. Или модернизация имеющейся техники.
- Улучшение качества сырья, например, за счет смены поставщиков.
- Повышение квалификации специалистов, или отбор и сокращение.
- Изменение условий и организации работы.
- Минимизирование объемов бракованных товаров.
- Оптимизация расхода рабочего времени.
- Модификация структуры производства и методов создания продукта.
Зачем и как рассчитывать удельную трудоемкость?
Удельная трудоемкость — это число, которое показывает объем труда, затраченного одним работником на производство одного продукта. Она даст средний показатель, на который можно ориентироваться, например, при индивидуальных беседах с сотрудниками и анализе их работы, при разработке бизнес-плана.
Расчет происходит путем деления всех работников на совокупный объем созданной продукции.
Возьмем тот же пример. В компании работает 12 человек, которые производят 20 штук продукта по 300 руб. каждый. Коэффициент трудоемкости уже рассчитан ранее — 0,018. А удельная получится: 12 / 6 000 = 0,002.
Если коэффициент высчитывался из суммы созданного товара, то он составлял — 5,4. Удельная трудоемкость в данном случае: 12 / 20 = 0,6.
Можно ли рассчитать трудоемкость для производственной программы?
Производственная программа — это основа бизнес-плана предприятия, в котором указывают желаемые данные на определенный период: объем изготовления и выпуска продукции по заданной номенклатуре, качеству и ассортименту.
Трудоемкость для производственной программы покажет нужное число человеко-часов для выполнения этого бизнес-плана. Ее можно рассчитать загодя — перед началом выполнения плана на основе прошедших периодов, — или по факту: понять, сколько человеко-часов потребовалось для создания определенного количества продукции.
Для расчета трудоемкости производственной программы нужно:
- Число товара в производственной программе.
- Время работы, затраченное на производство этого товара.
Для получения коэффициента надо первое число умножить на второе.
Например, программа предполагает производство 500 единиц продукта, где на создание одного потребуется 2 человеко-часа: 500 × 2 = 1000 человеко-часов.
Разновидности трудоемкости
Трудоемкость можно разделить на несколько видов по составу затрат:
- Технологическая. Расход ресурса рабочих, которые изготавливают продукт. Здесь суммируются все виды работников: основные, повременщики и сдельщики.
- Обслуживающая. Расход ресурса вспомогательных работников, которые обслуживают производство.
- Производственная. Сумма технологической и обслуживающей трудоемкости, а именно всех людей, которые занимаются непосредственно изготовлением товара.
- Управленческая. Расход ресурса специалистов, технических работников, руководителей технологического процесса.
- Полная. Сумма расхода ресурсов всех областей производства.
Заключение
Расчет трудоемкости помогает при составлении бизнес-планов: наглядно демонстрирует результативность работы предприятия, позволяет анализировать прошедшие отчетные периоды, находить проблемные моменты и фиксировать их.
Показывает слабые стороны в организации работы, которые надо оптимизировать, чтобы увеличить производительность, заработать много денег и радоваться жизни.
Источник: yagla.ru
Расчет трудоемкости образовательной программы в зачетных единицах
Введение модульной системы планирования и организации учебного процесса (см. параграф 3.2) предполагает планирование и учет трудоемкости освоения ООП в зачетных единицах (кредитах).
В связи с началом перехода на систему зачетных единиц (кредитов), аналогичную принятой в европейских странах (см. параграф 1.5), в 2002 г. Министерством образования РФ была разработана Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах (письмо Министерства образования РФ от 28 ноября 2002 г. № 14-52-ин/13). Данная методика, в частности, включала следующие положения:
- – в учебном году выделяется 40 учебных недель, включая теоретическое обучение, зачеты, экзамены, практику, подготовку выпускной квалификационной работы, итоговую аттестацию;
- – одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам);
- – максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы;
- – расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам;
- – зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ), практики и семестровые экзамены входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
Однако практический опыт использования методики Министерства образования РФ в ходе эксперимента позволил выявить ряд существенных недостатков [90. С. 15]. В результате вузы вынуждены были вырабатывать свои, альтернативные подходы к расчету трудоемкости, дополняющие методику Министерства образования. Альтернативные подходы, позволяющие совместить нормы отечественных кредитных систем с нормами ECTS, некоторые авторы [89] предложили делить на следующие разновидности: 1) долевой метод; 2) метод использования понижающих коэффициентов; 3) методы округления.
Наиболее широко в вузах России используется долевой метод пересчета трудоемкости из часов в кредиты [11; 89; 90], основу которого составляют следующие положения:
- 1. Трудоемкость учебного модуля/учебной дисциплины, выраженная в кредитах, не имеет прямого эквивалента в академических часах, а указывает долю трудоемкости данного курса в рамках всей образовательной программы. Таким образом, суммарная трудоемкость всех дисциплин годового учебного плана приравнивается к 60 зачетным единицам, а затем перераспределяется для каждого предмета в зависимости от доли его часов в годовом бюджете учебного времени.
- 2. Для каждого направления подготовки (специальности) учебные модули, направленные непосредственно на формирование профессиональных компетенций, должны иметь большее количество кредитов по сравнению с дисциплинами общеобразовательного характера. Естественно, чем более значим модуль (или дисциплина), тем более трудоемким он должен быть для студента как в части временных затрат, так и в части разнообразия и уровня форм выполняемой учебной нагрузки.
Кредиты назначаются всем компонентам учебной программы (модули, дисциплины, практика, исследовательская работа, итоговая выпускная работа, диссертационная работа и т.д.). Они отражают объем работы, необходимый для достижения результатов образования средним по способностям студентом в отношении к общему объему работы, требуемой для успешного завершения полного года обучения. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю должен быть не более 54 академических часов, т.е. 1,5 зачетных единицы.
Более полное представление о сущности долевого метода можно получить на примере анализа алгоритма расчета трудоемкости дисциплины в кредитах для четырехлетнего бакалавриата в МГУ имени М. В. Ломоносова.
- 1. Суммарная трудоемкость дисциплин, включая учебные практики, итоговую аттестацию, самостоятельную работу студента четырехлетнего бакалавриата, приравнивается к 240 зачетным единицам.
- 2. Вычисляется «приведенная» величина по дисциплине, т.е. количество академических часов, предусмотренных ФГОС ВПО, плюс экзамены и практики (одна зачетная единица на семестровый экзамен). Например, по ФГОС ВПО трудоемкость четырехлетней программы равна 8640 академическим часам, «приведенные» часы составят 8972 академических часа.
- 3. Путем деления «приведенных» часов на общую трудоемкость в зачетных единицах (240 зачетных единиц) вычисляется «долевой вес» одной зачетной единицы в данном учебном плане. Например, 8972 академических часа: 240 зачетных единиц = 37,383 академического часа/зачетная единица. Полученная цифра составляет «долевой коэффициент» дисциплины в учебном плане.
- 4. Вычисляется доля каждой дисциплины в учебном плане: «приведенные часы» по каждой дисциплине делятся на «долевой коэффициент».
- 5. Полученные дробные значения округляются до целых при условии, что сумма зачетных единиц по всем элементам учебного плана остается равной 240 зачетным единицам.
Долевой метод позволяет учесть болонские нормативы по количеству кредитов в масштабе всего учебного плана, роль каждого компонента в учебной программе, не нарушая годового и семестрового норматива ECTS (60 и 30 зачетных единиц соответственно), и определить кредитный «вес» каждой курсовой единицы, исходя из ее роли в формировании тех компетенций, которыми студент должен обладать по окончании учебы. Выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы – учебной дисциплины, модуля, выпускной работы, учебной практики и т.д. – указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы [89. С. 18].
В поисках адекватных механизмов перевода академических часов в трудоемкость, выражаемую зачетными единицами, нельзя упускать из вида тот факт, что «при полномасштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и фактически составляет основу организации учебного процесса» [56]. Д. Бадарч и Б. А. Сазонов, разделяя эту точку зрения, предлагают понимать под системой зачетных единиц системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса (рис. 3.1) [11. С. 45].
Рис. 3.1. Организация учебного процесса в системе зачетных единиц
Как отмечают отечественные эксперты, система зачетных единиц:
- – способствует индивидуально ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
- – стимулирует использование балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов, «позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента» [124. С. 15];
- – стимулирует формирование и постоянное развитие учебных планов и образовательных программ;
- – предоставляет преподавателям широкий круг академических свобод, в том числе право свободного выбора технологии обучения;
- – упрощает экономические расчеты размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
- – помогает в формировании бюджетов структурных образовательных подразделений университета [11].
Однако образовательный потенциал системы зачетных единиц, по мнению В. Сенашенко и Н. Жалниной, наиболее полно может быть реализован лишь в том случае, если эта система осмысленно воспринимается как рыночная структура, нацеленная на «куплю-продажу» образовательных услуг: «система зачетных единиц – это определенная философия образования, ориентированная на переход образовательных учреждений от коллективистских к индивидуалистическим формам обучения, удобным для рынка образовательных услуг формам организации учебного процесса – а стало быть, к рыночному пониманию качества образования, когда ключевым аспектом функционирования образовательных институтов становятся ценовые характеристики их образовательной деятельности» [124. С. 18].
Источник: studme.org
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1 — Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы для очной формы обучения*
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | 5 | 180 |
Аудиторные занятия (всего) | 1,3 | 48 |
В том числе: | ||
Лекции | 0,7 | 28 |
практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,5 | 20 |
Самостоятельная работа (всего) | 3,6 | 132 |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 2 | 72 |
Подготовка контрольных работ | — | — |
Изучение тем лекций | 1,0 | 36 |
Подготовка к рубежному контролю | 0,2 | 8 |
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) | 0,4 | 16 |
Контроль (форма) ** | ||
Входной, текущий, рубежный | + | + |
Экзамен | 2 | 72 |
Зачет | — | — |
* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Система контроля степени освоения дисциплины и оценка приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики
Таблица 2 — Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы для зочной формы обучения
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | 5 | 180 |
Аудиторные занятия (всего) | 0,2 | 8 |
В том числе: | ||
Лекции | 0,05 | 2 |
Лабораторные работы (ЛР) или практические занятия (ПР) или семинарские занятия | 0,16 | 6 |
Самостоятельная работа (всего) | 4,7 | 172 |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 0,94 | 34 |
Подготовка контрольных работ | 0,94 | 34 |
Изучение тем лекций | 0,94 | 34 |
Подготовка к рубежному контролю | 0,94 | 34 |
Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену) | 0,94 | 34 |
Контроль (форма) | ||
Входной, текущий, рубежный | + | + |
Экзамен | 2 | 72 |
Зачет | — | — |
* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Система контроля степени освоения дисциплины и оценка приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программой систему диагностики
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
И рекомендуемые виды учебной работы
В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.
Таблица 2 — Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы для очной формы обучения*
п/п
НАИМЕНОВАНИЕ
МОДУЛЯ И ТЕМЫ
Зачетные единицы/ академические часы
*Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах
Таблица 2 — Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы для заочной формы обучения*
п/п
НАИМЕНОВАНИЕ
МОДУЛЯ И ТЕМЫ
Зачетные единицы/ академические часы
*Примечание: в знаменателе приведена трудоемкость в часах
Дидактический минимум учебно-образовательныхмодулей дисциплины
Таблица 3 — обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
Модуль 1. Определение эконометрики. Моделирование
Модуль 2. Множественная регрессия
Модуль 3. Временные ряды
Модуль 4. Системы одновременных уравнений
Это важно знать:
Отличие вещных правоотношений от обязательственных Разграничение вещных и обязательственных прав РП не известно. В РП существовала классификация исков.
Высшие органы власти и управления Российской империи в первой половине XIX века Высшей властью в Российском государстве оставалась императорская.
Определить полную себестоимость изд Определить полную себестоимость изд. А и Б. Выпуск изд. А — 500 ед.
Ответ: 1. Ситуационно обусловленная реакция. Возможна реактивная депрессия. 2. Желательны консультация психиатра и проведение психологической коррекции. Задача 1. Вова Т , 7 лет Обратилась учительница с жалобой на нарушения в поведении ребенка Он встает во время урока, громко.
Важнейшие правовые и законодательные акты мирового и регионального значения. Акты международного права Система современного международного права сложилась после Второй мировой войны и принятия Устава ООНhttps://studopedia.ru/20_59901_trudoemkost-distsiplini-i-vidi-uchebnoy-raboti.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]
Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам. Credit — кредит (зачетная единица) — числовой способ выражения объема и уровня знаний, основанный на достижении результатов обучения, а также соответствующей этому уровню трудоемкости, измеренной в единицах времени. В кредитах выражается трудоемкость учебной работы, они определяют время, необходимое для освоения определенного учебного материала. Система зачётных единиц является механизмом, позволяющим оценить в условных единицах измерения объём получаемых знаний, умений и навыков, исходя из средней трудоёмкости их получения при традиционной педагогической технологии очного обучения (лекции-семинары-практикумы, самостоятельная работа, контроль промежуточный и на выходе).
Согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки Продукты питания из растительного сырья, квалификация (степень) — Бакалавр занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.
Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Рекомендуемое распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы*
Вид учебной работы | Зачетных единиц | Академических часов |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 1,22 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0,50 | |
Лабораторные занятия | 0,72 | |
Самостоятельная работа (всего) | 1,78 | |
в том числе: самостоятельное изучение отдельных тем модуля, подготовка реферата, подготовка к лабораторным работам, подготовка к рубежному контролю, подготовка к промежуточной аттестации (зачету) | ||
Контроль (всего) | 0,14 | |
В том числе | ||
Входной, текущий, рубежный | — | — |
Промежуточная аттестация (зачет)** | 0,14 |
* В зависимости от технологии обучения вуз самостоятельно устанавливает распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы в соответствии с рекомендациями примерной программы
** Система контроля степени освоения дисциплины и оценки приобретенных компетенций, знаний, умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины, используя рекомендованную примерной программы систему диагностики.
Содержание дисциплины
Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы
Рабочая программа дисциплины должна быть построена по модульно-блочному принципу.
Модуль – это совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения:
— базовая часть –включает минимум (ядро) знаний, законов, принципов, понятий, обладающих значительной временной стабильностью (трудоемкость блока не менее 50 % общей трудоемкости дисциплины);
В таблице 2 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые в вузовской рабочей программе детализируются в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах устанавливается вузом в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.
Таблица 2
Базовые модули дисциплины, рекомендуемые трудоемкость в зачетных единицах и виды учебной работы для групп областей знаний
НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ | Зачетные единицы/ академические часы | ||||
Всего | Лекции | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | Контроль (входной текущий, рубежный) | |
Модуль 1. Введение в технологии продуктов питания | 3/108 | 0,5/18 | 0,72/26 | 1,78/64 | 0,14/5 |
Промежуточная аттестация (зачет) | 0,14/5 | ||||
Всего на дисциплину «Введение в технологии продуктов питания» | 3/108 | 0,5/18 | 0,72/26 | 1,78/64 | 0,14/5 |
Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
Таблица 3
Источник: poisk-ru.ru
Трудоемкость образовательной программы
(Laboriousness of the educational program) плановое число часов аудиторных и самостоятельных занятий студента по освоению всех дисциплин (модулей), включенных в учебный план. При максимальном плановом числе часов занятий студента в неделю 54, трудозатраты на освоение ООП равны: по одним ФГОС числу недель теоретического обучения, по другим числу недель теоретического обучения и экзаменационных сессий. Трудоемкость образовательной программы в кредитах равна частному от деления ее трудоемкости в часах на 54 часа.
Найдено научных статей по теме — 1
Часовые эквиваленты зачетных единиц для расчета трудоемкости образовательных программ и учебной нагр
Сазонов Борис Алексеевич
Одной из важнейших задач, которую необходимо решить российской высшей школе в рамках согласованной программы действий стран-участниц Болонского процесса по созданию Европейского пространства высшего образования, является переход к
Источник: didacts.ru