2. Подвести ребят к главным мотивам пьесы: мечта и мечтатели, мечта и действительность, неспособность мечтателей бороться за реальное воплощение своей мечты, бездейственность, тоска о лучшей жизни.
3. Уделить должное внимание каждому действию.
4. Обратить внимание на своеобразие построения пьесы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система уроков по драме А.П.Чехова «Три сестры»
Цели: 1. Проследить вместе с автором, как развивается тема пьесы, как движется её действие.
2. Подвести ребят к главным мотивам пьесы: мечта и мечтатели, мечта и действительность, неспособность мечтателей бороться за реальное воплощение своей мечты, бездейственность, тоска о лучшей жизни.
3. Уделить должное внимание каждому действию.
4. Обратить внимание на своеобразие построения пьесы
А) прочитать пьесу
Б) определить сезон, время года и дня.
2. Вступительное слово учителя.
А) Своеобразие чеховских драм.
1. Рассказ о причинах провала «Чайки»
Три сестры 53 серия турецкий сериал русская озвучка (2023) | Обзор
Б) Общие вопросы на восприятия.
1.Понравилась ли вам драма Чехова «Три сестры»
2.Все ли вам было понятно?
3. Какая сцена показалась наиболее интересной и ярко запомнилась?
4.Чем интересно знакомство с пьесой для человека нашего времени?
Знакомство с героями пьесы.
III. Работа над текстом пьесы.
-Давайте обратимся к тексту и посмотрим:
Когда происходит действие пьесы?
(1д. 5.05 полдень, весна, праздник, свет.)
2д. 8ч. вечера, праздник – масленица, зима.
3д. 3ч. ночи, пожар. Лето.
4д. прощание, осень, полдень.
Но обращаем внимание на то, что у Чехова всё действие вложено в сутки. Это природный цикл.
-Откройте 1д. пьесы.
- Как Чехов использует цветовую гамму в начале 1действия?
Значит ли она что-нибудь?
(три цвета платья, как бы три судьбы. Ирина – в белом, Маша – в чёрном, Ольга – в синем).
2. Найдите слова – описания дня?
( « На дворе солнечно, весело»)
-Атмосфера чистоты, света, прелести жизни – характерно для начала пьесы. Праздник Ирины. (именины). Она в белом платье.
3. Найдите в тексте: «Отчего так счастлива Ирина?
4. Какие мысли волнуют её?
(это мысли о счастье)
— А счастье – в беззаветном труде во имя красоты и правды, конечно, мысль о любви, и о Москве.
Ирина чувствует, что она может дать много счастья людям. Весна. Мелодично перекликаются голоса «Трёх сестёр», как звонок голос именинницы!».
5. Как вы думаете: «Что это начало праздника или вступление в новую жизнь, полную счастья?
Тема ожидания счастья открывает пьесу.
6. Но почему вся эта атмосфера чистоты света кажется напряжённой, как будто слышится в ней слишком высокая, звенящая нота?
— Тоскует Маша. Она верит в мечтательность сестёр. Она думает о своём сидя с книгой в руках. К ней привязалась одна фраза.
7. Что это за фраза найдите в тексте и прочитайте её.
(!У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…»)
Три сестры (Все серии)
— Эта фраза её тоска.
Цепь. Хождение по кругу. Маша в плену у жизни.
Именины, дни рождения – это всегда даты, подчёркивающие движение, ход времени. Маша решает уйти с праздника.
8. Так каков же этот праздник?
Ожидание счастья или прощание с надеждой на него?
— Маша окончательно прощается с молодостью, с мечтами. А Ольга ещё хочет надеяться – хотя бы ради Ирины: Она мечтает о Москве! Но слышны грубые реальные голоса реальной жизни.
Удивительно красивый, музыкальный текст Ольги перекликается с текстом реплик Чебутыкина, Тузенбаха, Соленого, доносящихся из соседнего зала.
9. Найдите это в тексте и прочитайте.
— Такую же роль насмешки играет и насвистывание Маши, заменяющее её реплики в ответ на мечты Ольги и Ирины.
10 Найдите это в тексте.
11 Понимают ли сестры друг друга
— После того как заканчивается перекличка с сёстрами появляются другие герои.
12. назовите их. Какую роль они выполняют, отвечая на реплики сестёр?
13. Как вы думаете, какова главная тема 1д.?
(появление Наташи. Она разрушит и погубит надежды сестёр)
— так мотив праздника переплетается с темой тревоги, прощание с мечтами.
14. какой ещё сигнал из тёмного мира нахлынет сюда с цветами и тортом?
15.Как торт взволновал Машу? Прочитайте
— и вдруг снова подъём. Появление Вершинина. Снова мысли о Москве. Своеобразное появление Кулыгина.
16. Когда появляется Кулыгин? Что мы узнаем о нём?
— Он жалок в своём стремлении видеть только форму явлений и не видеть их сущность, не замечать правды. То ли дело Вершинин. Это тёплый вихрь.
17. Что же сделалось с Машей?
(она влюбилась, она остаётся)
Вывод: В 1д. даны все главные идейные, философские мотивы пьесы. Начат спор между Вершининым и Тузенбахом?
18. Зачитайте эти строки.
19. Как вы думаете, на чьей стороне автор?
(На стороне Вершинина).
— Чехов мечтает вместе с ним. Эта мечта всей пьесы.
IV. Обобщение : Вывод.
- в чём гениальность Чехова?
(он осуждает бездейственное ожидание будущего, разговоры о нём вместо поисков путей и способов борьбы за него)
- Каково главное событие 1д?
(появление Н. в розовом платье с зелёным поясом.).
- Какие чувства вызывает появление Н. у окружающих?
-Остра деталь в конце: — плачущий голос Наташи. Предложение Андрея. Наташа не уверена ни в чём, поэтому она «вползает в дом».
4. Как вы думаете, к чему готовит нас Чехов?
- Озаглавить 1д.
- Прочитать 2д.
- Умение отвечает на вопросы.
Цель: Продолжение 1 урока.
2.переход к главному событию 2 д.
-Какое это событие?
(ожидание ряженых и запрещение Наташи принимать их в доме).
Все мечтали о нём. Тузенбах – играть всю ночь на рояле.
3.Почему Наташа запретила праздник?
4. Запретив праздник другим, как поступает она?
5.Какова главная цветовая гамма этого действия? (вечер, сумрак, нет света)
-Наталья – хозяйка, с её приходом в дом связывается скука, сумрак, нечто мёртвое, тупое, узкое. Наталья погасила праздник – вот тема 2 действия. Она – хозяйка дома.
6. каким представлен Андрей в этом действии?
(нерешительным, он капитулирует перед женой, предаёт сестёр, проигрывает деньги)
7. Завершена ли победа Натальи?
(нет она продолжает своё наступление).
— с именем ребёнка она добивается всего.
8. Какую роль играет Чебутыкин?
9. Прочитайте спор Солёного с Чебутыкиным.
10. вызывает ли эта сцена смех. ( Да. Гротесковая сцена).
11.Что такое гротеск?
12. Какое пародийное сопоставление использует Чехов?
(сопост.сестёр с Натальей) Сстры выше Натальи во всём
13. Какие замечания допускает Наталья по отношению к сестрам? Прочитайте.
14. Нужно ли отметить диалог Андрея с глухим сторожем управы Ферапонтом?
15. Где хочет оказаться Андрей?
16. Что на это бормочет Ферапонт, прочитайте.
17.Что дальше продолжает вычитывать из газет Чебутыкин?
(Цицикар! Экзотично звучит это слово! Но в этом далёком Цицикаре свирепствует грязь, нужда
III. Вывод урока: Обобщение
— Не ждите перемен от перемены места, а ждите их от перемены жизни!
Д/З Как можно озаглавить это действие?
Цель 1.Проследите за ходом событий 2 действия
- Ответить на вопрос: « О чём эта пьеса?»
- Проверка д/з
- Слово учителя, вопросы
1 Чем необычна композиция этого действия?
2.Какую роль играет пожар?
( С пожаром сгорает всё. Все надежды сестёр о Москве, их надежды о счастье. Дом формально переходит к Наташе, и вот этот реальный Наташин дом не горит. Сгорает дом сестёр. И это катастрофа.
Надо отметить небывалое в мировой драматургии соотношение между внешним и внутренним действием. В этом своеобразие Чехова.
- Что говорит Ольга об этой ночи?
- Все герои совершают не типичные поступки, какие, прочитайте?
- Для чего появляется в 3д.Ферапонт? Прочитайте его фразу?
— Сейчас тоже горит Москва, но только 3-х сестёр.
6. Кто же поджёг и разрушил все их мечты, сжёг их дом?
(Наташа со свечкой проходит через сцену из правой двери в левую молча).
- Какую роль играет потеря ключа Андреем?
- С чем сравнивает свою душу Ирина? (прочитайте)
- Чем окрашен финальный акт (прощанием)
(Уходит Вершинин с бригадой. Навсегда уходит из жизни Тузенбах, Прощание с домом, А Наташа приветствует начало новой жизни!)
10. Как она размышляет о завтрашнем дне?
(Тонкое сочетание осенней грусти и осенней ясной бодрости окрашивает финал «Жизнь задела 3-х сестёр» — пишет Анненский.)
- Как ведут себя сёстры в конце драмы?
(жмутся друг к другу)
— Потеряв все они не потеряли главного – своей души, веры в жизнь, в будущее. Приближается великая гроза, и скоро быть может, мы узнаем, зачем страдаем», -слова Тузенбаха в начале пьесы о близкой буре перекликаются с финалом «Пришло время…
— Прочитайте эти слова
-Осудив слабость и бездейственность Вершининых и Тузенбахов, Чехов высоко поднял образы 3-х сестёр, воплощающих грусть о том, что так много пошлости и грубости в жизни, и надежду на близкое будущее, на торжество красоты и свободы.
Вывод: Так как вы думаете, о чём эта пьеса?
(тоска по настоящей жизни)
— согласны ли вы со словами Немировича-Данченко?
«Из неясной, изломанной, запутанной жизни, где всё превращается в усталость и неудачу, — возникает не нытьё , не хныканье, а нечто активное, но лишённое элемента борьбы – тоска о лучшей жизни».
Источник: nsportal.ru
В каком классе изучают Чехова в школе? Какие произведения?
Чехова начинают изучать в четвертом-пятом классе, а заканчивают уже в десятом. Есть школы литературной направленности, программы разные, факультатив. Вот например в девятом классе изучают «О любви», но факультативно и не везде. В пятом классе «Хирургию» проходят, в шестом «Толстый и тонкий», а «Хамелеон», «Злоумышленник» и «Размазню» уже в седьмом.
Произведения «Тоска» и «Смерть чиновника» изучают в девятом классе, а «Вишнёвый сад» уже в десятом классе. «Каштанку» изучают в 4-5 классе, как и «Ваньку». Опять же все в зависимости от программы и от направленности школы. Произведений Чехова много включено в школьную программу по литературе.
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Презентация на тему: А.П.Чехов Три сестры
№ слайда 1
Описание слайда:
А.П.Чехов Три сестры Презентацию подготовили ученицы 10 «А» класса Пяткина Ульяна, Гусева ГалинаМОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Учитель Халяпина Л.Н.
№ слайда 2
Описание слайда:
Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца. Обучение Чехова проходило сначала в греческой школе, гимназии, затем в московском университете на медицинском факультете. После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры».
Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся. Из-за болезни писатель переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Вследствие обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.
№ слайда 3
Описание слайда:
Здесь нечего играть, есть только сюжетная схема, наброски действия, намёки на характеры… Так отозвались актёры МХАТ после первого прочтения пьесы в 1900 году Подлинное действие драмы развивается в глубине, в сердцах и душах людей: «Весь смысл и вся драма человека внутри, а не во внешних проявлениях» В ходе совместной работы поняли, что автор должен показать не внешний сюжет, а саму драматизированную жизнь
№ слайда 4
Описание слайда:
Драма А.П.Чехова «Три сестры» состоит из четырех действий. Действующие лица — Прозоров Андрей, его невеста Наташа; Прозоровы Ольга, Маша и Ирина; учитель гимназии Кулыгин Федор Ильич — он же муж Маши; барон Тузенбах, штабс-капитан Соленый, военный доктор Чебутыкин, подпоручики Федотик и Родэ.
№ слайда 5
Описание слайда:
I действие Три сестры Прозоровы вспоминают, как год назад умер их отец. Ольга говорит, что устала от работы в гимназии, и добавляет, что мечтает только об одном – уехать в Москву, туда, где они все родились. Появляется барон Тузенбах. Он уведомляет сестер, что на именины Ирины придет командир Вершинин.
По словам Тузенбаха, Вершинин кругом распространяется о своей счастливой семейной жизни, которая в действительности состоит из одних ссор. Вечером на именины приходит и доктор Чебутыкин. Он дарит Ирине серебряный самовар. Приходит и Вершинин, он только что из Москвы, чем сразу заинтересовывает сестер. Они сразу говорят о том, что к осени переедут в Москву.
№ слайда 6
Описание слайда:
Во время именин слышно, как за стеной Андрей играет на скрипке. Он не любит гостей, теряется на публике. Однако он успевает сообщить Вершинину, как их покойный отец «угнетал воспитанием». На именины приходит и Наташа — она одета в розовое платье с зеленым поясом. Ирина указывает ей на то, что она безвкусно одета.
За столом все подшучивают над Андреем и Наташей, она выбегает из-за стола, за ней – Андрей, утешает ее, говорит о любви и делает ей предложение.
№ слайда 7
Описание слайда:
II действие драмы А.П.Чехова «Три сестры» Начинается с описания семейной жизни Андрея и Наташи. У них уже родился сын Бобик. Наташа погружена в заботы о хозяйстве, но главная ее цель — взять в свои руки власть в доме. Андрей после женитьбы очень изменился.
Ему стали смешны прежние устремления к университетской карьере, теперь он думает о другом, так как его избрали секретарем земской управы. Но иногда ему снится, что он — профессор Московского университета, и он начинает мечтать о Москве.
№ слайда 8
Описание слайда:
Между тем Маша сближается с Вершининым, они находят много общих тем для разговора, но больше жалуются друг другу на окружающихлюдей.
№ слайда 9
Описание слайда:
Тузенбах каждый вечер провожает Ирину домой, когда она идет с работы. Ирина очень устает, ее ничего не радует вокруг, а каждую ночь снится, как она с сестрами переезжает в Москву. Однажды, когда в доме заходит разговор о счастье, Вершинин высказывает мысль о том, что счастливая жизнь настанет лишь через несколько столетий, и никто из них этого не увидит.
№ слайда 10
Описание слайда:
Наташа продолжает ущемлять права других ради своей власти. Она просит гостей разойтись только потому, что они мешают маленькому ребенку. Из-за ее мелочного характера жизнь Андрея становится невыносимой, и он жалеет, что женился. В то же время каждая из сестер осознает бессмысленность своей жизни. В заключение этого действия Ирина с тоской повторяет самой себе: «В Москву!
В Москву! В Москву».
№ слайда 11
Описание слайда:
III действие Пожаре в квартале. Появляется старая няня, которая просит не выгонять ее из дома. Но Наташа настаивает на том, чтобы ее отправили в деревню. Теперь Наташа стала действительно главой дома: она часто кричит, очень требовательна ко всем, из-за нее даже Ольга переселяется в одну из нижних комнат.
№ слайда 12
Описание слайда:
После пожара Маша просит мужа, чтобы он ушел и оставил ее у сестер. В действительности же она влюблена в Вершинина, а Кулыгин этого не замечает. Сестры заводят разговор о том, что их семья изменилась: после женитьбы Андрей изменился, им полностью управляет Наташа, при этом, успевая изменять ему. Сестры вновь замечают, что тратят жизнь впустую.
Приходит Андрей, разговаривает с сестрами о Наташе, а затем начинает рыдать. Ему кажется, что он очень несчастлив. В заключение Ирина говорит Ольге, что из города переводят бригаду военных, и теперь действительно они останутся «совсем одни».
№ слайда 13
Описание слайда:
IV действие Ирина и Тузенбахсобираются обвенчатьсяи уехать из города. Но Тузенбах ссоритсясо штабс – капитаномСоленым, назначенадуэль, в результатекоторой Тузенбах погибает.
№ слайда 14
Описание слайда:
Вершинин тоже собирается уезжать, Маша расстроена и плачет. Кулыгин, уже знающей о ее измене, все прощает ей в надежде, что можно будет «начать жизнь по-новому».
№ слайда 15
Описание слайда:
Драма завершается словами Ольги: «…придет время, когда страдания перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь…»
№ слайда 16
Описание слайда:
В «Трёх сёстрах» А.П.Чехов пишет, что драматизированная жизнь исчерпывает себя, во многом потеряв силу и смысл.Писатель подводит итоги «недолжной жизни».
№ слайда 17
Источник: ppt4web.ru