Второй – народовластие, которое, в представлении Сунь Ятсена, соответствовало западному парламентскому образцу — конечно, в идеальном его понимании: соблюдение гражданских прав населения и их возможность выражать свои политические требования. Правда, он расширил западную теорию трёх ветвей власти и системы сдержек и противовесов, соединив её с китайской традицией пяти ветвей, добавив к законодательной, исполнительной и судебной контрольную и экзаменационную.
И, наконец, третий принцип – народное благосостояние, которое понималось им как создание индустриальной экономики и обеспечение равенства крестьянского землевладения.
Но сегодня, говоря о Сунь Ятсене, стоит, наверное, вспоминать о нем, а не об интерпретаторах его идей. Ясно, что при жизни этого выдающегося политика и мыслителя выработанные им три принципа не могли быть претворены в жизнь в полуфеодальном Китае. Да и позже и в КНР, и в тех же Соединенных Штатах, где Сунь Ятсен набрался свободомыслия, и в России, к которой он тяготел в последние годы жизни, они пока не более чем благодушное устремление либерального меньшинства, его невыполнимая мечта. А реалии таковы: в своем большинстве народы – столь разные по менталитету, традициям и культуре – отдают предпочтение патернализму, вождизму и диктату силы…
Всемирная история. 8 класс. Как три принципа Сунь Ятсена изменили Китай? /11.12.2020/
Источники политического учения Сунь Ятсена можно разделить на две группы. Первая из них — это традиционные для Китая учения, прежде всего конфуцианство.
Надо сказать, что как публичный политик Сунь дистанцировался от конфуцианской ортодоксии — слишком тесно она была связана с маньчжурской династией, — но влияние укоренившегося в массовом сознании конфуцианства на его учение весьма заметно. Оно проявляется в вере Суня во всемогущество идеологии, в поиске окончательного, раз и навсегда найденного абсолюта, в апелляции прежде всего к нравственным категориям, составляющим ядро конфуцианства, в идеализации китайской культуры и истории и в неадекватно высокой оценке роли китайских императоров и мыслителей. Вторая группа источников — это достижения европейской политической мысли. Вначале это был либерализм, затем Сунь стал склоняться к идеям социалистического толка. К концу жизни он проявлял большой интерес к учению В.И.Ленина, но коммунистом не стал.
Вторым элементом триады является принцип народовластия («демократия»). Сунь Ятсен понимал его как необходимость изгнания манчжуров и уничтожения монархии. В результате чего будет установлен демократический конституционный режим. Для традиционно патриархального китайского общества, не выработавшего понятия прав человека (в том числе и права определять свою судьбу) и не знавшего в течение тысячелетий иной формы правления, кроме монархии, этот принцип был безусловной новеллой.
Теория демократии Сунь Ятсена не является копией теорий западных образцов. Наиболее ярко это можно увидеть в его модели Конституции пяти властей. Согласно этой Конституции государственная власть в Китае подлежала разделению на пять ветвей: законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную. Она свидетельствует о том, что источником его вдохновения безусловно была Америка, но ее систему Сунь Ятсен обогащает традиционными китайским требованиями, добавляя контрольную и экзаменационную ветви власти.
Экзаменационная ветвь – это не что иное, как отсылка к многовековой традиции экзаменов на звание шиньши. По мнению Сунь Ятсена, если отдать кадровый вопрос в руки исполнительной власти, то чиновники начнут формировать управленческие кадры, руководствуясь принципом личной преданности. Если же выделить систему отбора чиновников в отдельную ветвь, то ее авторитет укрепится, а справедливость восторжествует.
Выделении контрольной ветви власти тоже имеет традиционные истоки – в Китае всегда существовали ревизоры, находящиеся на службе у императора, которые контролировали местных и центральных чиновников. Представители этой ветви власти должны быть наделены полномочиями проводить учет утрат государственного аппарата и контроль за ними, собирать и рассматривать жалобы простых граждан, критиковать правительство за ошибки, — словом, представлять интересы народа.
Помимо земельной реформы, Сунь Ятсен разработал программу индустриализации страны и контроля правительства над частным капиталом. Под «ограничением капитала» Сунь Ятсен понимал национализация крупных монополий. Национализацию следовало осуществить, «дабы частный капитал не мог держать в своих руках жизнь народа», — главной целью индустриализации (гипертрофированной копии планаГОЭЛРО) являлась модернизация Китая и выведение его на уровень Западной Европы и США.
Исторические судьбы учения Сунь Ятсена противоречивы. Почти четверть века после смерти Суня оно оставалось официальной идеологией Китая, но политика Чан Кайши дискредитировала и учение, и Гоминьдан.
После бегства в 1949 г. на Тайвань Гоминьдан во главе с Чан Кайши (а после его смерти — с его сыном Цзян Цзинго) построил высокоразвитую динамичную экономику, но и ее все больше и больше стесняла «политическая опека», и в конечном счете от нее отказались. На материке, в Китайской Народной Республике, три принципа и разделение на пять властей уже на рубеже 40-х-50-х гг. были заменены на гораздо более жесткие коммунистические установки. Но это мало отразилось на авторитете Сунь Ятсена. Идеалист и бессребреник, чистый и честный человек, превыше всего ставивший интересы китайского народа, он навсегда остался в его памяти.
Второй принцип — народовластие — предусматривал борьбу за создание в Китае буржуазно-демократической республики.
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, с. 401. ** Там же, с. 403.
В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китайское освободительное движение. Установление республики в Китае было невозможно без громадного духовного и революционного подъема масс.
А это предполагало и порождало самое искреннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демократов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета буржуазии, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации — феодализм.
«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа „изменения всех правовых основ» одной только „недвижимой собственности», программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.
Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.
Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-конституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации конституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников
Второй принцип — народовластие — предусматривал борьбу за создание в Китае буржуазно-демократической республики.
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, с. 401. ** Там же, с. 403.
В. И. Ленин объясняет эту особенность мировоззрения Сунь Ятсена объективными условиями, в которых развивалось китайское освободительное движение. Установление республики в Китае было невозможно без громадного духовного и революционного подъема масс.
А это предполагало и порождало самое искреннее сочувствие Сунь Ятсена и других китайских демократов к положению трудящихся. Между тем в Европе и Америке, где передовые китайцы заимствовали свои освободительные идеи, на очереди дня стояло освобождение от гнета буржуазии, т. е. социализм. На этой почве возник субъективный социализм китайских демократов, их стремление уничтожить угнетение и эксплуатацию масс. Но объективные условия Китая выдвигали лишь один определенный вид этого угнетения и эксплуатации — феодализм.
«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа „изменения всех правовых основ» одной только „недвижимой собственности», программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации.
Осуществление аграрной программы Сунь Ятсена, т. е. проведение национализации земли, теоретически возможное и при капитализме, создало бы наиболее благоприятные условия для быстрого развития капитализма в Китае.
Сунь Ятсену и его сторонникам пришлось вести идейную борьбу против ожививших свою деятельность либералов-конституционалистов. Кан Ювэй и Лян Цичао призывали своих сторонников объединиться во имя борьбы за конституцию. В различных провинциях возникали общества и организации конституционалистов. Борьба завершилась победой революционно-демократического крыла. Однако либералы отнюдь не сошли с политической арены. Хотя влияние Кан Ювэя и его соратников
Понятие демократии должно было включать широкое право на участие в голосовании — хотя Сунь никогда не уточнял избирательные цензы. Он воспринял либеральные доктрины о народной инициативе и референдуме с отзывом избранных должностных лиц. Так как полная демократия все еще оставалась мечтой, Сунь Ятсен призвал к предварительным этапам военной унификации и политической опеки со стороны экспертов. Левые критики увидели в его желании отсрочить введение демократии признак возрождения автократии.[359]
1. 1. Формулировка принципа
1. 1. Формулировка принципа В работах [1]…[5] А. Т. Фоменко сформулировал фундаментальный принцип затухания частот, позволяющий строить естественные статистические модели эволюции во времени собственных имен исторических персонажей, упоминаемых в хрониках, летописях и т.п.
Подмена принципа веры
Подмена принципа веры Однако жрецы на то и жрецы, чтобы отличить чужую душу от родственной. Для своих – вечная жизнь в родном клане, для чужих – вечное изгнание и небытие. Этот принцип исповедовали арийские жрецы. Религиозная реформа Зороастра внесла в этот принцип
Практические образцы применения принципа фюрерства
Дело принципа
Дело принципа Об этой войне большевики, любившие вообще-то похвастать успехами непобедимой и легендарной, постарались забыть. И я их понимаю. Никогда не сталкивавшиеся с серьезным сопротивлением на национальных окраинах (Украина – играючи – за три недели, Грузия – за
ГЛАВА II О разложении принципа демократии
ГЛАВА II О разложении принципа демократии Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. В таком случае народ
ГЛАВА V О разложении принципа аристократии
ГЛАВА V О разложении принципа аристократии Аристократия терпит ущерб, когда власть знати становится произвольной; при этом уже не может быть добродетели ни у тех, которые управляют, ни у тех, которыми управляют.Когда правящие фамилии соблюдают законы, аристократия
ГЛАВА VI О разложении принципа монархии
ГЛАВА VI О разложении принципа монархии Как демократии погибают, когда народ лишает правителей и судей отправления служебных обязанностей, так монархии разлагаются, когда мало-помалу отменяются прерогативы сословий и привилегии городов. В первом случае идут к
ГЛАВА X О разложении принципа деспотического государства
ГЛАВА X О разложении принципа деспотического государства Принцип деспотического государства непрерывно разлагается, потому что он порочен по самой своей природе. Другие государства гибнут вследствие особенных обстоятельств, нарушающих их принципы; это же погибает
Жизненная сила принципа мирного сосуществования
Жизненная сила принципа мирного сосуществования Мирное сосуществование государств с различным общественным строем нашло свое выражение еще в ленинском Декрете о мире. Если в истории бывают события-исполины, то таковым является Октябрьская революция. Она в порядок дня
2.1. Формулировка принципа малых династических искажений
2.1. Формулировка принципа малых династических искажений Принцип малых династических искажений и основанный на нем метод был предложен и разработан мною в [884], [885], [888], [1129], [895], [1130].Пусть обнаружен исторический текст, описывающий неизвестную нам династию правителей с
- Технология приготовления блюд из отварной рыбы кратко
- Кистеперые рыбы характеристика кратко
- Линейно функциональная структура управления это кратко
- Основные задачи автоматизации доу
- Вклад петра 1 в развитие культуры россии кратко
Источник: obrazovanie-gid.ru
Вопрос 42: Сунь Ятсен и три народных принципа.
Источники политического учения Сунь Ятсена можно разделить на две группы. Первая из них — это традиционные для Китая учения, прежде всего конфуцианство.
Надо сказать, что как публичный политик Сунь дистанцировался от конфуцианской ортодоксии — слишком тесно она была связана с маньчжурской династией, — но влияние укоренившегося в массовом сознании конфуцианства на его учение весьма заметно. Оно проявляется в вере Суня во всемогущество идеологии, в поиске окончательного, раз и навсегда найденного абсолюта, в апелляции прежде всего к нравственным категориям, составляющим ядро конфуцианства, в идеализации китайской культуры и истории и в неадекватно высокой оценке роли китайских императоров и мыслителей. Вторая группа источников — это достижения европейской политической мысли. Вначале это был либерализм, затем Сунь стал склоняться к идеям социалистического толка. К концу жизни он проявлял большой интерес к учению В.И.Ленина, но коммунистом не стал.
Итак, в 1905 г. В Токио он создает «Объединенный союз», в последствии преобразованный им в Национальную партию (Гоминьдан). Именно здесь он провозгласил три знаменитых принципа: национализм, народовластие и народное благосостояние. Остановимся подробнее на каждом из них.
Первый из них – это принцип нации («национализм»). Сам Сунь Ятсен так разъяснял этот принцип: «Смысл термина «национализм» понятен без особых разъяснений. Например, человек всегда узнает своих родителей и не спутает их с прохожими, так же как и не примет прохожих за родителей. То же следует сказать и о чувстве национализма — оно у каждого в крови.
Хотя с тех пор, как маньчжуры вторглись в Китай, прошло уже более 260 лет, любой ханец, даже ребенок, встретив маньчжура, сразу узнает его и никогда не примет за ханьца. В этом — суть национализма.
Следует, однако, понять один очень важный момент: принцип национализма отнюдь не предусматривает изгнания из нашей страны каждого иноплеменника, а предполагает лишь положить предел захвату иноплеменниками власти, принадлежащей нашей нации. Ведь мы, ханьцы, обретем свое государство лишь тогда, когда возьмем власть в наши руки, в противном случае государство, хотя и будет существовать, останется по-прежнему не нашим, не китайским, государством».
Другая задача, которая вытекала из этого принципа – достижение Китаем равноправного положения среди других государств. В литературе в качестве иллюстрации этой задачи приводится его «Воззвание к иностранным державам», в котором он провозглашает свержение чужеземного абсолютисткого правительства и установление республики. Однако представляется, что под чужеземным имеется в виду манчжурское правительство Цин, а не иностранное господство в прямом смысле.
Вторым элементом триады является принцип народовластия («демократия»). Сунь Ятсен понимал его как необходимость изгнания манчжуров и уничтожения монархии. В результате чего будет установлен демократический конституционный режим. Для традиционно патриархального китайского общества, не выработавшего понятия прав человека (в том числе и права определять свою судьбу) и не знавшего в течение тысячелетий иной формы правления, кроме монархии, этот принцип был безусловной новеллой.
Сунь Ятсен стремился активизировать деятельность масс. Он определял политику, как «публичное управление делами государства» и считал, что каждый гражданин имеет право на участие в делах государства. В этом заключается его идея равенства.
Сунь Ятсен никогда не утверждал, что люди равны по физическим или интеллектуальным возможностям, но он считал злом искусственное неравенство, навязанное людям правителями, которое является причиной социальной несправедливости и возмущения. Он определял истинное равенство, как возможность для всех людей реализовать свои способности, отсутствие в обществе препятствий для реализации каждой личности. Любой человек должен иметь возможность самореализации, а такая возможность обеспечивается только соответствующим образованием.
Теория демократии Сунь Ятсена не является копией теорий западных образцов. Наиболее ярко это можно увидеть в его модели Конституции пяти властей. Согласно этой Конституции государственная власть в Китае подлежала разделению на пять ветвей: законодательную, исполнительную, судебную, контрольную и экзаменационную. Она свидетельствует о том, что источником его вдохновения безусловно была Америка, но ее систему Сунь Ятсен обогащает традиционными китайским требованиями, добавляя контрольную и экзаменационную ветви власти.
Экзаменационная ветвь – это не что иное, как отсылка к многовековой традиции экзаменов на звание шиньши. По мнению Сунь Ятсена, если отдать кадровый вопрос в руки исполнительной власти, то чиновники начнут формировать управленческие кадры, руководствуясь принципом личной преданности. Если же выделить систему отбора чиновников в отдельную ветвь, то ее авторитет укрепится, а справедливость восторжествует.
Выделении контрольной ветви власти тоже имеет традиционные истоки – в Китае всегда существовали ревизоры, находящиеся на службе у императора, которые контролировали местных и центральных чиновников. Представители этой ветви власти должны быть наделены полномочиями проводить учет утрат государственного аппарата и контроль за ними, собирать и рассматривать жалобы простых граждан, критиковать правительство за ошибки, — словом, представлять интересы народа.
Третий элемент триады — «принцип народного благосостояния». Сунь Ятсен считал, что социальный вопрос в Китае еще не проявился полностью, он находится только в зародышевом состоянии, в отличие от стран Европы, где проблема достигла уже критической стадии.
Основную причину социальных проблем Европы он видит неравенстве, вызванном существованием крупного капитала и капиталистов. «Происходит это потому, что человек не может устоять перед силой капитала. В древности земледелие и ремесло основывались на силе человека.
В наш век, когда мы покорили силы природы, человек, обладающий только физической силой, никак не может соперничать с человеком, имеющим машины. Поэтому как сельское- хозяйство, так и промышленность находятся в руках капиталистов». Почему же Европа и Америка не в состоянии решить социальный вопрос? Да потому, что у них не решен вопрос аграрный.
Общий прогресс цивилизации обусловливает и рост цены на землю. Сельское хозяйство в Англии постепенно захирело вовсе не потому, что там не хватает земли, а потому, что английские богачи превратили пахотные земли в пастбища или в охотничьи угодья, с которых доход больше и получать его легче. Бедняки не имеют своей земли, поэтому они вынуждены добывать себе пропитание работой в промышленности. Промышленность же целиком находится в руках капиталистов.
Выход из такой ситуации Сунь Ятсен видел в установлении твердых цен на землю. «Предположим, — писал он, — у земледельца имеется участок ценой в тысячу юаней. На него устанавливается цена и тысячу или максимально в две тысячи юаней.
Если вследствие развития путей сообщения цена на эту землю поднимется до десяти тысяч юаней, то землевладелец, получив за нее положенные две тысячи, не будет в убытке и даже окажется в выигрыше. Остальные же восемь тысяч должны поступить государству, что принесет большую пользу стране и поднимет благосостояние народа.
Что касается такого зла, как монопольное право кучки богатых на эти доходы, то оно, разумеется, должно быть уничтожено навсегда. Предложенная мера является самой простой и наиболее легко осуществимой … После установления твердых цен на землю, по мере развития цивилизации, государство будет становиться богаче, и решение финансовых проблем не представит особой трудности.
Нынешние непосильные налоги будут отменены, цены на товары — снижены, народ станет зажиточным, и политике злоупотреблений, ‘царившей у нас в течение нескольких тысячелетий, придет конец … После осуществления социальной революции в Китае частным лицам не нужно будет платить налоги, а наше государство, собирая одну только земельную ренту, станет самым богатым в мире. Государство с таким общественным строем будет недосягаемым для других стран. А для этого нам надо идти впереди, а не плестись в хвосте. Такая социальная революция, несомненно, явится примером для всех цивилизованных стран».
Помимо земельной реформы, Сунь Ятсен разработал программу индустриализации страны и контроля правительства над частным капиталом. Под «ограничением капитала» Сунь Ятсен понимал национализация крупных монополий. Национализацию следовало осуществить, «дабы частный капитал не мог держать в своих руках жизнь народа», — главной целью индустриализации (гипертрофированной копии планаГОЭЛРО) являлась модернизация Китая и выведение его на уровень Западной Европы и США.
Исторические судьбы учения Сунь Ятсена противоречивы. Почти четверть века после смерти Суня оно оставалось официальной идеологией Китая, но политика Чан Кайши дискредитировала и учение, и Гоминьдан.
После бегства в 1949 г. на Тайвань Гоминьдан во главе с Чан Кайши (а после его смерти — с его сыном Цзян Цзинго) построил высокоразвитую динамичную экономику, но и ее все больше и больше стесняла «политическая опека», и в конечном счете от нее отказались. На материке, в Китайской Народной Республике, три принципа и разделение на пять властей уже на рубеже 40-х-50-х гг. были заменены на гораздо более жесткие коммунистические установки. Но это мало отразилось на авторитете Сунь Ятсена. Идеалист и бессребреник, чистый и честный человек, превыше всего ставивший интересы китайского народа, он навсегда остался в его памяти.
Источник: infopedia.su
Три принципа сунь ятсена характеристика программы сунь ятсена
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Обзор сайта:
Источник: webkonspect.com