Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, которые легли в основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса, впервые зафиксированная еще в мифах. Хаос понимался как некое первичное состояние мира, аморфное и бессистемное.
По мере внесения в него идеи порядка он превращался в известный нам сегодня мир, разумно организованный и устроенный – Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Именно он превращал беспорядок (Хаос) в порядок (Космос). Изучение процесса превращения Хаоса в Космос, поиск космического (упорядочивающего) закона и должны были стать предметом исследования античной науки.
Еще одной важной идеей стало представление о единстве микро- и макрокосмоса, абсолютном подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным – эта ключевая для теории познания мысль также была сформулирована в Древней Греции.
А 1.9 Зарождение науки, ее становление в античности, средневековье — Философия науки для аспирантов
Итак, объектом изучения древнегреческой науки стал Космос – окружающий мир, существующий вечно, не созданный никем ни из богов, ни из людей, – мир, ставший упорядоченной системой благодаря универсальному космическому закону. Поэтому самым важным для древнегреческих мыслителей было ответить на вопрос, что является этим законом-Логосом. Иными словами, что лежит в основе мира и является его первоначалом, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается? Не случайно первые древнегреческие философы – представители милетской школы – начали с поисков этого первоначала. Фалес нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном.
Постепенно был дан ответ и на вопрос, как возможно познание мира. Он был сформулирован в работах философов-элеатов (Парменида, Зенона). Они впервые обратили внимание на разницу между представлением о мире, формируемым на основе чувственного познания, и данными разума. Они заявили, что ум человека – это не просто зеркало, пассивно отражающее природу.
Разум накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. В работах элеатов, которые создали фундамент античной науки, было сказано, что бытие (Космос) постигается только разумом и ни в коем случае не чувствами. Поэтому древнегреческая наука практически не использовала эксперимент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской культуре.
Ответы на вышеназванные вопросы дали возможность сформулировать первые научные программы, или парадигмы. Они отличались друг от друга прежде всего ответом на вопрос, что лежит в основе мира.
Дата добавления: 2022-04-12 ; просмотров: 148 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Вопрос № 26401 — Концепции современного естествознания
Укажите три основные научные программы античности:
Лекция 04 по истории и философии науки. Три программы античной натурфилософии (Храмов О.С.)
А) теологизм;
Б) математическая программа Пифагора-Платона;
В) программа Аристотеля;
Г) гелиоцентризм Коперника;
Д) атомизм Левкиппа-Демокрита.
Варианты ответов
Тип вопроса: Вопрос с одним правильными вариантом
Правильный ответ
Ответ на этот вопрос уже получили: 26 раз(а)
Помогли ответы?
Ставь лайк
Расскажи другу:
Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 11 Ноябрь 2015 в 12:39
На вопрос ответил(а): Любимов Павел, 11 Ноябрь 2015 в 12:39
Похожие вопросы
Вопрос № 955929
Установите соответствие между исследовательской программой (концепцией) и свойственным ей положением:
1) программа Левкиппа и Демокрита
2) программа Аристотеля
3) концепция Ньютона
числа и геометрические фигуры определяют мир
все в мире сводится к перемещению атомов в пустоте
материя непрерывна, бесконечно делима, пустоты не существует
все в мире можно объяснить механическим движением корпускул
Вопрос № 955932
Установите соответствие между программой (картиной мира) и концепцией описания природы:
1) программа Левкиппа и Демокрита
2) программа Аристотеля
3) неклассическая картина мира
Источник: testna5.ru
Становление первых научных программ в античной культуре. Античный идеал науки. Рационализм в Древней Греции и Древнем Риме
Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до начала VI в., от возникновения первых философских учений «о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).
В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока: впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки. Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены» в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне связи с обязанностями чиновников и жрецов.
Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов. Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика постоянных величин. На основе чистой математики становится возможным создание теоретической астрономии, в том числе геоцентрической системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.
В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики, экономики, права и политики.
Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до Р.Х., эпохи расцвета античной науки, насчитывала около полумиллиона свитков.
Некоторые из крупнейших научных достижений античности:
· атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и Лукреция (I в. до Р.Х.);
· диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);
· теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
· метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
· геометрия и теория чисел, изложенные в форме дедуктивной научной системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), но подготовленные в пифагорейском союзе и Академии Платона;
· статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;
· теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до Р.Х.);
· геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;
· теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);
· исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;
· медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).
классическая система римского права, труды древнеримских юристов, и др.
Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер.
Она опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям. Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию оборонительных машин. Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.
Античная наука, от арифметики до метафизики, рассматривает мир в аспекте вечности. Само слово «теория» происходит от греческого «теос» (Бог) и означает «созерцание божественного». Достижение истинного знания об истинном бытии рассматривается как конечная цель науки.
Научное знание, как познание вечного и неизменного бытия, самодостаточно, имеет совершенно самостоятельную, более того – высшую ценность. Занятия наукой, познание истины, приобщение души к божественному, совершенному – лучшее, высшее, наиболее достойное занятие человека. Только в научной теории человек достигает конечной цели своего существования как разумное, мыслящее существо, достигает высшего возможного для человека блага. Теория есть высшее добро и высшее благо. По сравнению с тем благом, который даёт человеку само познание, все удобства и удовольствия, которые способны доставить ему техника и практическая деятельность, второстепенны.
Наиболее полное выражение античный идеал научности нашёл в учении Аристотеля, создателя первой теории науки. Для Аристотеля «знать» – это значит:
1) в поисках причин отдельных явлений восходить ко всё более общим причинам и подняться до всеобщих, первых начал всего существующего;
2) остановиться на умозрительном «созерцании» этих начал;
3) в этом созерцании истинного, вечного и неизменного бытия достичь покоя, конечной цели, завершения процесса познания.
При таком понимании бытия и научного знания центр всей совокупности человеческого знания, главную и высшую науку образует метафизика.
Таким образом, античная наука ставит научному знанию предел. Бесконечно разнообразно лишь единичное, несущественное. Чем выше мы поднимаемся в науке в поисках причин вещей, тем меньше число начал. Число «первых начал» конечно и невелико. Их можно познать исчерпывающим образом. Подниматься «выше» и «дальше» или идти «глубже» в науке уже невозможно.
Можно достичь и «крайней сферы» бытия, и высших пределов знания.
Источник: megalektsii.ru