Построение идеальных конструкций не физического рода. Числа, пропорции, правильные многоугольники, сферические тела, связанных с представлениями идеальных сущностей.
Пифагор. Предмет научной программы – математические идеализации и бесплотные сущности вещей.
Модель, в основе которой лежит число, как основа всего, видимого и невидимого. То, что не имеет числового значения, не существует. Пифагор: «числу всё подобно». Сущность вещи есть число (или пропорция). У пифагорейцев числа в значительной степени вещественные.
В этой модели математика первична по отношению к физике.
Основная проблема – проблема движения. Пифагор занимает среднее место между людьми и богами. Всё, что ученики делают после его смерти – тоже он.
Платон. Дихотомическая структура мира: мир вещей, мир идей. Вещь –воплощение идеи в материи. Идея + материя = вещь. Идея – нематериальная сущность, находящаяся за пределами самой вещи (гибель вещи не приносит ущерба идеи вещи).
Ранги идей: идея блага (в качестве предела к которому стремится наше мышление). Идея добра, идея справедливости, красоты, моральных ценностей, материальных объектов, физических вещей, не созданных человеком.
Климат античности. Сергей Карпюк. Родина слонов №18
2. Атомистическая парадигма.
Демокрит (здравый смысл и наблюдения). Идея атома. Атомы не делимы никакими физическими средствами. Приходится ввести понятия бесконечного пространства и пустоты (физическое представление 0 = ничто). Если не вводить пустоту, невозможно объяснить движение – исчезновение объектов.
Свойство макрообъектов зависит от родов атомов, количества, взаиморасположения и поворота. Все макросвойства могут быть редуцированы (нет ни холодного, ни горячего, ни сладкого, ни солёного, есть лишь атомы и пустота, чтобы использовать только объективное представление). Понятие материальной души, отсутствие жизни после смерти.
Епикур. Бессмысленен страх перед смертью и гневом Бога. Смысл жизни человека – эфтюмия – спокойное, равновесное положение человека в жизни. Миры возникают в результате турбулентного движения атомов.
Все процессы объясняются, как механические процессы сцепления и расцепления атомов (редукционизм — разложение сложных вещей до самых простых, материализм – атомы физичны, тотальный детерминизм). Но! Епикур: «атомы, падая в пустоте, могут отклоняться спонтанно, и это воздействует на макрообъекты» — отклонение от тотального детерминизма.
Аристотель. 1) Нет недостойных предметов для изучения. Нет запретных тем.
2) После Аристотеля наука перестаёт быть монологичной – однонаправленной. А (причина) ->B (событие) -> (цель) C. Каждое событие имеет связь с последующим и предшествующим. Понятие цели – объективная телеология. Одно переходит в другое, т.к. есть некая сила, программа, почему так происходит. Энтелехия – энергия, программа, которая заставляет перейти объект из одной формы в другую.
Всюду, где есть движение, есть и энтелехия. Физика должна изучать движение. Аристотель поднимает и изучает проблемы движения, о которых раньше всегда умалчивалось.
А 1.9 Зарождение науки, ее становление в античности, средневековье — Философия науки для аспирантов
Сущность – то, на что навешиваются определения – предикаты (количество, качество, отношение, место, время). Сущность, по Аристотелю, должна быть связана с существованием (впереди всегда цель, а позади — причина). То, что уходит за пределы общей причины и цели – это метафизика и дело философа, а всё остальное – дело ученого.
Мир должен иметь конец. Движение: всё хочет занять своё место, всё движется.
Такая система объясняли всё и становится лидирующей на много веков.
Источник: studopedia.org
Научные программы античности
Наука в современном понимании этого слова зародилась в поздней античности. Ее колыбелью стала Древняя Греция. Уже в Y — I в. до н.э. у греков достаточно хорошо была развиты математика, механика, астрономия.
Сложившаяся социокультурная ситуация способствовала становлению нового мировоззрения — античной натурфилософии и создала условия для возникновения системы доказательных знаний, в основе которой лежит рациональное обоснование. Сформированный в античности аппарат логического рационального мышления представлял собой определенный алгоритм производства доказательных знаний. Являясь принципиально новым по сравнению с мифологией подходом к постижению мира, натурфилософия подводила к пониманию, что истина — не продукт догматической веры, а логически обоснованный результат созерцания и осмысления окружающей действительности. В ее недрах зародились традиции современного «европейского» научного мышления.
В отличие от мифологии и религии натурфилософия пыталась решать мировоззренческие вопросы средствами разума, опирающегося на чувственное наблюдение, интуицию, эмпирическое знание, систему понятий и суждений, связанных друг с другом по определенным логическим законам. Античные философы создали логику и диалектику, которые в Древней Греции стали важнейшими методами познания действительности.
В те времена считалось, что именно созерцание и размышление, отвлечение от мирской суеты, обращение к самому себе и своей интуиции позволяет приобщиться к вечному и глубже познать законы Мироздания. Ее вниманием пользуются преимущественно вопросы отношения человека к превосходящим силам природы, понимание мира, строения материи, живых организмов и самого человека. Глубина их представлений поражает. И современная нам наука, вооруженная тончайшей измерительной техникой и накопившая огромное число экспериментальных данных, не намного продвинулась по сравнению с античностью в понимании мира как единого органичного целого, бесконечного в пространстве и времени.
Главный вопрос натурфилософии: из чего все произошло. Мыслители древности выдвигали в качестве первоосновы мира четыре стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), землю и огонь (Гераклит). Одним из крупнейших в раннегреческой натурфилософии являлось учение Гераклита. По его представлениям все предметы рождаются из огня и разрушаясь, вновь превращаются в огонь.
На основе представлений о превращении огня он строил свою космологию. Все в мире изменчиво, утверждал он, «в один и тот же поток нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии». Все изменения в мире подчинены всеобщему закону — Логосу, благодаря которому первичный Хаос превращается в упорядоченный Космос.
Исследователи выделяют три научные программы античности:
1. Математическая программа Пифагора (VI в. до н.э.) и Платона (427- 348 г. до н.э.).
Пифагорейской школе удалось сформулировать два важнейших тезиса, которые легли в основу всей последующей науки:
— явления природы и ее законы наиболее четко и лаконично выражаются языком математики;
— количественные (числовые) отношения отражают гармонию и порядок мира, симметрию его частей, правильность их объединения и ритмичность движения.
2. В основе корпускулярной (лат. corpusculum — частица) атомистической программы лежат представления эпикурейской школы (Левкипп, Демокрит, Эпикур), которые позднее были изложены древнеримским поэтом и философом-материалистом Лукрецием Каром (I в. до н.э.) в его поэме «О природе вещей». По их мнению окружающий мир состоит из некой субстанции, которая существует вечно и независимо от человека. Сегодня ее называют — «материя».
Ядро этой программы составляет учение Демокрита (470-405 г. до н.э.) об атомах. Вселенная состоит из пустоты и невидимых глазу телец — атомов, которые являются первокирпичиками Мироздания. Атомы бесчисленны по количеству, разнообразию, формам и величинам. Мир дискретен (прерывен).
Находясь в вечном движении, атомы сталкиваются, образуют единый вихрь, соединяются и разъединяются. При этом они образуют самые разнородные по свойствам тела и порождают все сложное — огонь, воду, воздух, землю. В вихре движения тяжелые тельца собираются в центре и образуют шарообразное тело.
От него отделяется оболочка, которая простирается над всем миром и образует бесконечную Вселенную, в центре которой находится Земля. В своих философских построениях Демокрит опирался на непосредственное исследование природы. Им было выдвинуто предположение об атомистическом происхождении чувственных ощущений человека за счет взаимодействия атомов, истекающих от тел, и атомов в теле человека, что и вызывает, по его мнению, ощущения цвета, вкуса, запаха, звука.
Эпикур (341- 270 г. до н.э.) развил идеи Демокрита и дал им философское обоснование. Первоосновой любого учения он признавал логические умозаключения, считая, что таким путем можно получить новое знание о вещах даже при отсутствии данных непосредственного опыта.
Отвергнув концепции Платона, он стремился вывести законы природы из самой же природы, представляя окружающий его мир зримым, ощущаемым, движущимся, вечно меняющимся, и в то же время непреходящим, остающимся единственной реальностью. Он признавал что материя — это бесконечное множество движущихся атомов, но при этом пытался выяснить, что за сила движет ими, и какова конечная цель этого движения. Он считал, что мир — это нагромождение случайностей, и совершенно лишен какой-либо внутренней логики и внутреннего смысла. Размышляя над природой случайного, он создал учение об отклонениях атомов от прямолинейных путей, в результате которых происходят столкновения, и возникает вихревое движение, приводящее к образованию вещей. Случайность, по его мнению, лежит в природе самих вещей и носит объективный характер.
Эта программа стала истоком корпускулярной традиции современной науки.
3. Завершающим этапом развития античной науки можно считать создание континуальной (лат. continuum — непрерывное)программы, объединившей в себе все достижения античности. Ее основоположником был Аристотель (384-322 г. до н.э.).
Его сочинения охватывают многие области знания: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика». Он разработал первую систематику животных, сделал попытку создать единую картину мира.
В трактате «О душе» он утверждал, что всему материальному миру присуща некоторая внутренняя сущность — душа, которая имеет несколько уровней бытия. Самый низкий уровень души свойствен неживым объектам — камням, воде, воздуху. На следующем уровне находятся растения — травы, цветы и деревья; на следующем — насекомые, рыбы, животные. И на самом высоком уровне находится человек, душа которого бессмертна. В его представлениях находится место и Богу, который вращает небесную сферу, в центре которой находится Земля.
Свои воззрения на устройство природы он представил в книге «Физика», в которой изложил учение о четырех причинах существования мира — материи, форме, действии и цели, а также свои взгляды на взаимосвязь пространства, времени и движения. Занимая промежуточную позицию между Демокритом и Платоном, он считал, что материя существует вечно и образует в разных соединениях различные предметы.
Все явления протекают во времени. Вместилищем предметов является пространство. Пространство неразрывно связано с телами. Пустоты или чистого места без тел не существует. Только тогда тело находится в пространстве, когда соприкасается с другими телами.
Мир непрерывен. Порядок и гармония мира по Аристотелю обусловлены целевой причиной движения и формой.Когда-то давно, под действием первотолчка материя пришла в вихревое движение, упорядочив ранее существовавший Хаос. Движение — это изменение вообще. Оно осуществляется борьбой противоположных качеств — тепла и холода, сухости и влажности.
В мире нет ничего неизменного и случайного, развитие его во времени строго детерминировано. Его учение о событийности движения почти два тысячелетия господствовало в представлениях человечества. Этот взгляд стал истоком континуальной традиции современной науки.
C тех самых пор на протяжении многих столетий в науке преобладали попеременно то континуальная (Гюйгенс, Френель, Максвелл и др.), то корпускулярная (Ньютон, Планк и др.) традиции. И лишь наука XX века осознала дуалистичность мира, дуалистичность (лат. dualis — двойственный) материи, которой присущи как полевые (волновые), так и корпускулярные свойства (корпускулярно-волновой дуализм).
Средневековая наука
С распадом античных цивилизаций (I-II в. н.э.) рассеялась по миру их уникальная культура, а с ней и те зачатки наук, которые сформировались в натурфилософии. И лишь к середине X века, после окончательного установления христианства, сквозь тьму варварства и мракобесия начинают пробиваться ростки новой культуры.
Рождаются средневековые города, а с ними и элементы демократического управления, интенсивно развиваются ремесла. В XII-XIII в. разрозненные остатки древней науки начинают собираться воедино. Переводятся на современные языки, сохранившиеся труды древнегреческих философов. Ренессанс гуманитарной культуры послужил мощным толчком к возрождению знаний античности.
В недрах средневековой культуры появляются зародыши экспериментальной науки. Ее провозвестником стал Р.Бэкон (1214-1294). «Есть два способа познания: через аргументы и через опыт» — утверждал он. Занимаясь опытами, он нашел способы получения фосфора, магния, висмута, изучал оптические явления и преуспел в их объяснении. Становлению опытного естествознания во многом способствовали бурноразвивающиеся и процветающие астрология, алхимия, ятрохимия (химия ядов).
XII-XIII века — начало эпохи Возрождения, расцвет которой приходится на XIY-XY в. Она подарила человечеству такого титана как Леонардо да Винчи (1452-1519), на плечах которого сформировалась наука XVI-XVII веков. Один из лучших умов человечества, живописец и скульптор, архитектор, ученый, инженер, он изучал движение тел, трение скольжения, гидравлику, сопротивление материалов, разрабатывал проекты каналов, ирригационных систем, машин для подъема и транспортировки грузов, металлургических печей, прокатных станов, ткацких, печатных и деревообрабатывающих станков, летательных аппаратов, подводных лодок, мостов. В музеях мира хранится около 10 тысяч листов с его чертежами и проектами. Как ученый, он считал, что любой проект должен подтверждаться математическими расчетами и проходить экспериментальную проверку.
Культура Возрождения подготавливала почву для становления «зрелой» науки. Этому во многом содействовали средневековые монастыри, школа и университет. Поощрялась книжная ученость. В средневековой схоластике (греч. scholastikos — школьный, ученый) высокий уровень развития получило логико-дискурсивное мышление. Во многом это способствовало возвращению к античной математической программе, ее активному развитию и внедрению в научные исследования.
XY — это век великих географических открытий, зарождения океанических цивилизаций и колониальной системы. К этому времени Западная Европа истребила бо¢льшую часть своих природных ресурсов и в поисках возможностей их восполнения обратила свои взоры на восток и на запад.
Не просто любопытство вело Колумба, Магеллана, Васко да Гама в неизведанные края, а необходимость — завоевание новых территорий и развитие торговли. Нужно было уплывать в неизведанные дали в поисках сказочно богатых стран, но и велико было желание вернуться на родину.
Однако парусный флот и примитивные способы навигации, доставшиеся средневековью в наследство от античности, уже не удовлетворяли требованиям времени. Нужно было развивать кораблестроение, технику, навигацию. А это невозможно сделать без физики и астрономии. Необходимость овладения навигацией заставила человека более пристально взглянуть на небо и выделить астрономию в самостоятельную область исследования. Именно в это время она отделяется от астрологии.
В конце XYI века средневековая цивилизация с ее феодальным укладом и ремесленным производством подходит к своему закату. Нарождается новый тип социально-экономических отношений, основанный на развитии мануфактурного производства. Возвышение практической деятельности, одобрение практицизма и предпринимательства, новый взгляд на человека как энергичную личность, устремленную на преобразование мира, поощрение индивидуализма, замешанного на религиозных ценностях- все это способствовало формированию нового общественного сознания.
Этот период в развитии цивилизации ознаменовался крупнейшей революцией в естествознании, сопровождавшейся жесткой борьбой с религией за новое мировоззрение. У ее истоков стояли Н.Коперник (1473- 1543), Д.Бруно (1548-1600), Г.Галилей (1564-1642), И.Кеплер (1571-1630). Умирающий Н.Коперник в 1543 году публикует свою книгу «О вращении небесных сфер», в которой утверждается гелиоцентрическая система мира, о которой догадывался еще Аристарх Самосский в III в. до н.э. Зарождается пантеизм — философское учение, отождествляющее бога и природу, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, причину самой себя. Философ — пантеист и поэт Д.Бруно выдвинул гипотезу о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров, за что и был, как еретик сожжен на костре, на площади Цветов в Риме.
Революция, произведенная Н.Коперником в астрономии, стала мощным толчком для развития оптики и механики и обусловила переход к новому методу исследования, основу которого составили эксперимент и математическое описание его результатов. В 1609 г. Галилей изобрел телескоп. С его помощью он рассмотрел рельеф Луны, темные пятна на Солнце, открыл спутники Юпитера, наблюдал фазы Венеры.
Будучи активным защитником гелиоцентрической системы, он в 1633 году был, подвергнут суду инквизиции, вынудившей его отказаться от учения Коперника. Галилей заложил основы экспериментальных исследований в механике макромира. Внедрение математики в физические исследования позволило ему представить свои результаты в виде кинематических уравнений.
Им впервые было сформулировано понятие физического закона в его современном значении. Он ввел в механику представление об относительности. И.Кеплер, используя собственные наблюдения и измерения Тихо Браге, Кеплер открыл законы движения планет вокруг Солнца и вывел уравнения их орбит, о чем и возвестил миру в книгах «Новая астрономия» и «Гармония мира».
В это время происходит становление рационалистического метода познания. Именно ему наука обязана своими крупнейшими достижениями и своим превращением в могучую производительную силу. В его представлениях человек не может что-либо изменить в природе, но покорить ее силы и заставить их работать на себя, он в состоянии. Методологические основы классического рационализма были заложены английским философом Ф.Бэконом (1561-1625), свою завершенность он получил в работах Р.Декарта.
Небывалого уровня развития по сравнению с античностью достигла экспериментальная техника, что способствовало углублению научных исследований, разработке новых станков, инструментов, механизмов и производственной техники. Подготавливался переход к новому, машинному производству и вызревали условия для промышленной революции XYII-XYIII веков.
Новые понятия и термины: натурфилософия, корпускулярный, континуальный, дуализм, схоластика, ятрохимия, кинематика, гелиоцентрическая система.
Ведущие идеи:
— принципиальное отличие натурфилософии от других способов познания окружающего мира;
— научные программы античной натурфилософии как истоки традиции современной европейской науки;
— зарождение экспериментальной науки;
— становление рационалистического метода исследования.
КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник: cyberpedia.su
Три научные программы античности2
Научные программы античности во многом представляют собой различные варианты попыток решения проблемы бытия, поставленные Парменидом. Парменид ввел жесткое различение «бытие – не бытие», в котором «бытие» связал с мышлением, порядком, неизменностью, неделимостью, а «не бытие» — с изменчивой человеческой жизнью.
Его ученик Зенон сформулировал известные апории 3 , которые должны были иллюстрировать главные положения его учителя – движение и множественность нельзя непротиворечиво помыслить. Наиболее известный из них «Ахилле́с и черепа́ха» утверждает, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса. Рассуждение строится так: допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов, но за то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов, и т.д. до бесконечности. Отметим, что эта апория утверждает не отсутствие движения, а невозможность его помыслить.
«В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три принципиально важных момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо. Эти принципы по-разному были интерпретированы в античной философии Демокритом, Платоном и Аристотелем» [5].
В основе натурфилософии Платона (427- 347 до н.э.) лежат числа и фигуры, которые являются идеальными сущностями (образованиями), они недоступны чувствам, их можно только мыслить. Из них он строит Космос. «До создания космоса демиургом все четыре природные стихии находились в хаотическом, неупорядоченном состоянии, «в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся бог.
Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел». «Если нам удастся попасть в точку, – говорит Платон, – у нас в руках будет истина о рождении земли и огня, а равно и тех стихий, что стоят между ними как средние члены пропорции»… Платон выделяет именно геометрически-пространственные образования как исходные при изучении физических объектов. Выделив их, он затем устанавливает количественное соотношение между тремя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой (земля образована из других треугольников, поэтому о ней речь в этой связи не идет).
И в самом деле, легко сосчитать, сколько «треугольников» составляют одну «пирамиду» огня: в каждой грани их 6 – значит, в четырех гранях будет 24. Соответственно в восьмиграннике воздуха их будет 6 х 8 = 48, а в двадцатиграннике воды – 6 х 20 = 120. Тем самым установлено количественное соответствие между стихиями; это соответствие может быть применительно к физическому миру выражено в следующей форме: будучи составленными из одних и тех же элементов в определенном числе, три стихии – огонь, воздух и вода – могут превращаться друг в друга: «. вода, дробимая огнем или воздухом, позволяет образоваться одному телу огня и двум воздушным телам, равно как и осколки одной рассеченной части воздуха могут породить из себя два тела огня»» [5]. Таким образом, в программе Платона появляется мыслимость множественности.
Демокрит (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) в сферу мыслимого наряду с множественностью – неделимых атомов, которые он наделял свойствами бытия, было бесконечно много, — вводил движение. Для этого атрибутами существования наделялось небытие-пустота. «Все физические процессы в мире атомисты стремятся объяснить, исходя из свойств атомов… Для того чтобы из атомов и пустоты объяснить все многообразие эмпирического мира, Демокрит вводит дополнительную характеристику атомов: они различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения – положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и порядок атомов должны, по убеждению Демокрита, объяснять различные чувственные качества тел эмпирического мира… Все изменения в качестве своей причины имеют в конечном счете движение атомов, их соединение и разъединение, причем чувственно воспринимаемые качества эмпирических предметов (теплота и холод, гладкость и шероховатость, цвет, запах и т.д.) объясняются только формой, порядком и положением атомов» При этом «атомы – это то, что невозможно видеть, их можно только мыслить», но «специфической чертой атомизма является наглядность объясняющей модели» [5].
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) понятие движения связывает с учением о природе, которое называет физикой и дает ему следующее определение: «учение о природе должно быть … умозрительным знанием лишь о таком сущем, которое способно двигаться, и о выраженной в определении сущности, которая по большей части не существует отдельно [от материи]» [Аристотель, Метафизика, кн. 6, гл. 1]. Поскольку физика Аристотеля царствовала два тысячелетия и именно в споре с ней возникает естественная наука Нового времени, то мы на ней остановимся несколько подробнее.
Само понятие движения, являющееся центральным понятием его физики – умозрения о вещах изменчивых и движущихся – он вводит на основе понятий возможности и действительности. Движение – это «энтелехия существующего в потенции», т.е. реализация возможного. Аристотель вводит четыре вида движения (изменения) – качественное изменение, рост и убыль, возникновение и уничтожение и, наконец, перемещение с помощью формулы: «энтелехия могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению, есть качественное изменение» (аналогично выглядят утверждения для других трех видов). При этом «Не существует движения помимо вещей, так как все изменяющееся изменяется всегда или в отношении сущности, или количества, или качества, или места…». Т.е. «видов движения и изменения столько же, сколько и сущего».
В принципе ни один из этих видов движения не может быть сведен к другому или выведен из другого, однако перемещение оказывается «первым среди движений, а перемещение неба – первым среди всех перемещений» [5]. При этом аргументация Аристотеля логическая, а не эмпирическая.
Теория движения-перемещения Аристотеля использует понятия времени и места и утверждает два типа движения: бесконечное по кругу, характерное для небесных сфер, и стремление в «свое место» для «подлунного мира».
«Место, – говорит Аристотель, – есть не только нечто, но оно имеет и какую-то силу. Ведь каждое из них (физических тел. – П.Г.), если ему не препятствовать, несется в свое собственное место, одно вверх, другое вниз, а верх, низ и прочие из шести измерений – части и виды места». «Именно благодаря «силе» места существует так называемое естественное движение, т.е. движение тел на свое исконное место: легких – вверх, тяжелых – вниз… Место нельзя отождествить ни с материей, ни с формой, ибо и та и другая неотделимы от тела, а место отделимо: место не пропадает, когда находящиеся в нем вещи гибнут. В результате этих размышлений Аристотель останавливается на аналогии между местом и сосудом: «По-видимому, место есть нечто вроде сосуда, так как сосуд есть переносимое место, сам же он не имеет ничего общего с содержащимся в нем предметом».
Время для Аристотеля есть «мера движения или покоя вещи, и эта мера у каждой вещи своя. Время отмеряет каждому сущему его срок; поэтому оно не вполне абстрактно и не вполне «равнодушно» к своему содержанию».
Источником кругового движения в «надлунном» мире является «вечный перводвигатель», «который, сам будучи неподвижен, движет первое движимое круговым движением… для этого первый двигатель должен быть неделимым, т.е. не имеющим никаких частей, а стало быть, и никакой величины… Оно движет так, говорит Аристотель, как «предмет желания и предмет мысли: они движут, (сами) не находясь в движении». Вечный двигатель, стало быть, движет как причина целевая, т.е. как цель. Аналогия с мышлением здесь весьма существенна: Аристотель подчеркивает, что мыслящий ум приводится в движение действием того, что им постигается».
Всякое движение предполагает движение и движущее. При движении брошенных тел, по Аристотелю, имеет место последовательная передача движения через ближайшую к ним среду. Бросающий приводит в движение не только бросаемое тело, но и воздух (или другую среду, способную двигаться), и последний некоторое время сохраняет способность приводить в движение тело, непосредственно соприкасающееся с ним. Среда, таким образом, является промежуточным двигателем (ибо первым двигателем здесь был бросающий).
Наличие насильственного движения, с одной стороны, служит Аристотелю основанием для отрицания наличия пустоты: если вместо среды оно движется в пустоте, то «никто не сможет сказать, почему тело, приведенное в движение, где-нибудь остановится, ибо почему оно скорее остановится здесь, а не там? Следовательно, ему необходимо или покоиться, или бесконечно двигаться, если только не помешает что-нибудь более сильное» (через полторы тысячи лет аналогичный ход мысли приведет к формулировке принципа инерции). С другой стороны, оно оказывается ахиллесовой пятой всей концепции, особенно когда от полета стрелы переходят к полету камня или ядра. Это место является ключевым в критике Галилея, который создает альтернативную физику. Но до этого два тысячелетия царствовала физика Аристотеля.
Наследников этих программ можно найти в современной физике: платоно-пифагорейская программа популярна среди физиков-теоретиков, занимающихся общей теорией относительности и теориями «великого объединения», демокритовская программа лежит в основе теории элементарных частиц, аристотелевская программа реализуется в курсах теоретической физики.
Источник: dereksiz.org