Тренинговые программы что это такое

ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.

Ключевые слова: Тренинг, интерактивное обучение, активный методобучения.

Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Среди множества методов активного обучения выделим тренинг.В истории человечества тренинги появились давно, а именно тогда, когда появился процесс обучения одного человека другим. Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка)– форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования. И первыми такими обучающими формами можно, наверно, считать разнообразные посвящения и инициации древних людей, целью которых был качественный скачок сознания, переход его на новый уровень.

Программы тренингов

Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога К. Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.

В 1950-е–1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе

Тренинг — один из интерактивных методов социально-психологического обучения и развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по5–15минут).

МК «10 правил составления программы тренингов, которые клиенты захотят купить» 12.05.18

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории.

Сегодня среди видов тренинга выделяются:

— Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К.Левина и К.Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

— Психотерапевтический тренинг- тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

— Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

— Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

— Аутотренинг-тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

— Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

— обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

— ​ достижение наработки и развития требуемого навыка.

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.

Их можно рассматривать с точки зрения разных парадигм:

— тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

— тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

— тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, позволяет наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков и в решении личностных проблем. Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы.

— Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

Читайте также:
Blackboard программа что это

— Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

— Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

— Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

— Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим.

Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе. Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

— Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

— Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

— Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний, суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни.

Преподаватель-арбитр должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и подачи информации обучающимся, влиять на их поведение и отношения. Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.

В конце каждого занятия подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения анонимных анкет. Преподаватель-тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя, таким образом, пройденный материал.

  1. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009.
  2. Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии», М., Знание, 1995г.
  3. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485.
  4. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / Кей Торн, Дэвид Мак-кей. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.:Высш. шк., 1991.

Источник: nsportal.ru

Что такое тренинги и зачем их посещать?

Жизнь бьёт ключом! Как говорится, tempora mutantur et nos mutantur in illis. Времена меняются, и мы меняемся с ними. Сегодня у нас другие цели и приоритеты, другие идеалы и жизненные ценности. Центральные позиции в этих приоритетах занимают предпринимательство и личные достижения. Амбициозным, желающим быть в лидерах нужно совершенствоваться.

А для этого параллельно с работой мы стремимся получить второе высшее образование, изучить иностранные языки, посетить курсы повышения квалификации и, конечно же, тренинги.

Сейчас тренинги можно найти в широком разнообразии на любой вкус, запрос и кошелёк. Это одна из самых интересных и эффективных форм обучения востребованных и высококвалифицированных специалистов.

Сегодня даже само слово «тренинг» стало популярным и модным. Люди воспринимают тренинг как некую волшебную палочку, с помощью которой можно легко решать даже самые невероятные задачи.

Что такое тренинг?

Для тех, кто перед тем, как решиться на что-то новое и неизвестное, предпочитает сначала получить об этом как можно больше теоретической информации, дадим одно из определений тренинга: «Тренинг — это спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности» (Роджер Бакли, Джим Кэйпл «Теория и практика тренинга»).

Когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продажами и т.д. Как правило, это осуществляется через деловые и ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии, психодраму, психогимнастику и т.д.

В крупных компаниях тренинг сегодня является одним из основных элементов системы управления персоналом, особенно в условиях необходимости постоянного развития и усовершенствования бизнеса, поиска новых идей, повышения экономической эффективности. Профессионализм сотрудников играет определяющую роль в дальнейшем развитии компании и является способом обеспечения её конкурентных преимуществ и повышения рентабельности бизнеса.

Всё большее число руководителей осознаёт, что в нынешних рыночных условиях лидерство будет за теми компаниями, чьи сотрудники обучены новым технологиям. Именно знания и умения персонала — основной капитал современной компании и основное конкурентное преимущество. А тренинг — высокоэффективный инструмент подготовки квалифицированных кадров. Это экономичность и результативность современной компании.

Читайте также:
Check device что это за программа

По форме проведения тренинги делятся на открытые и корпоративные.

Открытые тренинги проводятся для всех желающих по единой программе. На такие тренинги можно свободно попасть по предварительной записи с тем, чтобы обучиться определённой технологии. Смотрите полное расписание бизнес-тренингов в вашем городе.

Корпоративные тренинги являются элементом общего организационного консультирования компании и направлены на решение внутрикорпоративных задач.

Корпоративные тренинги, в свою очередь, делятся на следующие группы:

  1. Управленческие. Они выполняют широкий спектр задач: от выработки различных навыков участников тренинга до формирования миссии компании и разработки стратегий её реализации.
  2. Маркетинговые. В их задачи, наряду с управлением маркетингом на предприятии, входит также изучение искусства продаж.
  3. Кадровые. Задачи этих тренингов расположены в диапазоне от технологий эффективного поиска новых сотрудников до формирования команды.
  4. Тренинги по безопасности. Этот класс тренингов предполагает обучение коммерческой разведке и организации корпоративной безопасности.

Коммуникативные и личностно-развивающие тренинги необходимы, например, в ситуациях, когда сотрудники осваивают новые должностные обязанности. Предположим, специалиста назначили руководителем отдела, а он никогда не занимался управлением персоналом. Чтобы стать высокоэффективным управленцем, ему понадобятся годы практики, когда он будет учиться на своих ошибках, принося предприятию убытки. Менеджерские курсы (курсы управления) дадут базовое представление о том, как и что должен делать грамотный руководитель: как замотивировать сотрудников (курс создания мотивации и целеполагания), распределить своё рабочее время (курс тайм-менеджмента), делегировать полномочия и ставить задачи своим подчинённым и т.д.

Тренинги отличаются от лекций и семинаров тем, что на них участники осваивают навыки, которые можно использовать на практике уже на следующий день.

Прямой и точный перевод слова «тренинг» звучит даже несколько жёстко — «дрессировка».

Тренинги отличаются от любой другой формы обучения активностью всех участников, причём особое внимание уделяется получению практических навыков, необходимых в работе. На тренинге обучение происходит посредством действий, анализа полученного опыта, обратной связи участников, что даёт возможность исследовать свои собственные успешные (или не очень) методы работы и стратегии взаимодействия с другими людьми, а также извлечь уроки и многому научиться в безопасной ситуации тренинга.

Преимущество тренингов заключается в том, что, работая в группах, можно воздействовать сразу на несколько человек, что весьма эффективно. В группе происходит взаимное обучение её участников благодаря доверительному обмену личным опытом. Приёмы обучения могут быть различными: и лекции, и семинарские занятия, и моделирование, и различные формы проведения игры, и т.д.

Приглашаем всех, заинтересованных в самом эффективном способе обучения, в пространство современных тренингов и семинаров. Смотрите городское расписание тренингов.

Источник: vsetreningi.ru

Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов

Тренинг – слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг — это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

что такое тренинг

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

личностные тренинги

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения.

Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

тренинг общения

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки.

Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Читайте также:
Для чего создана программа джава

тренинг развитие

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным.

Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Источник: www.syl.ru

Основы тренинговой работы

В подходах к определению психологического понятия «тренинг» нет четкой согласованности и определенности, но в основном термин «тренинг» определяют следующими образами:

  1. Тренинг — это метод активного обучения социально-психологическим навыкам, в ходе которого формируется психологическая и коммуникативная компетентность личности.
  2. Тренинг – это метод психологического воздействия на человека, которое направлено на достижение определенного результата (развитие знаний, умений и навыков в области межличностного общения).
  3. Тренинг – это метод развития и совершенствования определенных сторон личности.
  4. Тренинг – это метод намеренного формирования изменений отдельного человека, группы лиц или организации с целью их личностного или профессионального развития.

Определение 1

Актуальным на данное время является определение тренинга как системы технологий психологического воздействия на личность или группу людей с целью их обучения, изменения и развития. Важным акцентом данного определения является единство реализации этих трех составлющих.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Основными отличительными особенностями тренинговой работы являются:

  • наличие группы (более или менее постоянной) количеством от 7 до 15 человек, которые периодически собираются для совместной работы или работают интенсивно в течение 3-5 дней;
  • определенная пространственная организация (спокойное и комфортное место);
  • наличие и соблюдение ряда принципов внутри группы (правила группы), которые направлены на создание безопасности и доверия;
  • наличие групповой динамики, которая обусловлена естественными социально-психологическими процессами внутри группы;
  • акцент на взаимодействии между участниками группы, которое является предметом анализа;
  • открытое выражение чувств и переживаний, возникающих в процессе групповой работы.

Основные компоненты и структура тренинга

Реализация тренинга осуществляется на основе тренинговой технологии — это совокупность методов и процедур, реализуемых последовательно и модульно.

Основой технологии тренинга, в таком случае, является модуль — совокупность научно обоснованных и последовательно предъявляемых процедур, направленных на воздействие на одном из трех уровне тренинга: личностный, групповой и уровень взаимодействия. В связи с этим выделяют:

«Основы тренинговой работы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

  • личностный модуль тренинговой технологии: направлен на развитие и совершенствование личности,
  • групповой модуль тренинговой технологии: направлен на развитие и совершенствование тренинговой группы,
  • профильный модуль тренинговой технологии: направлен на развитие и совершенствование процессов, связанных с взаимодействием личности и тренинговой группы в рамках тренинговой задачи.

Структурной единицей модуля является процедура — это конкретный метод, прием или техника, которые направлены на личность в целом или на отдельные ее компоненты с целью их развития, обучения или изменения в рамках тренинговой задачи. В связи с этим, выделяют следующие модульные процедуры:

  • обучающая процедура модуля: направлена на обучение,
  • корректирующая процедура модуля: направлена на изменение,
  • развивающая процедура модуля: направлена на развитие.

Завершением каждого модуля, как правило, является рефлексия (осмысление проделанной работы), которая реализуется как на уровне процедуры (то есть конкретной техники), так и на уровне модуля в целом (то есть в контексте личности, группы и взаимодействия).

Кроме этого, важной частью каждого тренингового модуля является психогимнастическое упражнение, которое, как правило, реализуется в самом начале работы любого модуля — это работа, направленная на регуляцию психоэмоционального состояния на тренинге (“разминка”).

Помимо структурных понятий самого тренинга, ключевым понятием в данной теме является понятие тренинговой группы.

Определение 2

Тренинговая группа — это специально созданная малая группа людей, которые во главе с ведущим, вступают в интенсивное психологическое взаимодействие друг с другом и общение.

Основные цели и принципы тренинговой работы

Тренинговая работа может быть направлена на решение разных задач. Выделим основные виды тренинговой работы по ее целям:

  1. Развитие навыков общения: основные задачи в рамках данной цели направлены на развитие навыков установления контакта и поддержания общения; осознание собственных барьеров в общении и их снятие; развитие навыков эмпатического общения и прогнозирования поведения другого человека в коммуникации.
  2. Развитие чувствительных способностей в межличностном взаимодействии: развитие способностей к анализу собственных эмоций и чувств других людей; развитие собственной чувствительности; работа по анализу экспрессивных и импрессивных компонентов эмоциональной сферы других людей; развитие понимания и способности прогнозировать эмоциональное поведение и реакции других.
  3. Личностное развитие: работа направлена развитие адекватных представлений о самом себе, развитие навыков анализа собственной личности, снятие неадаптивных установок личности в межличностном общении, работа с внутриличностными конфликтами, формирование навыков конструктивного общения.
  4. Развитие психических процессов: развитие творческого мышления, освоение мнемотехник, развитие внимания и его свойств и т. д.

Независимо от специфики тренинга основные цели такого формата строятся следующим образом: исследование психологического затруднения для участников и создание возможностей для его разрешения, улучшение психологического самочувствия участников, изучение закономерностей формирования межличностного взаимодействия, развитие самосознания и рефлексии собственного поведения, реализация личностного и творческого потенциала.

К главным принципам тренинговой работы можно отнести: организационный принцип (формирование групп, наличие места), принцип создания тренинговой среды (наполненности, реальности), принципы поведения участников тренинга (активность, включенность, общение, выражение чувств «здесь и сейчас»), этические принципы (конфиденциальности, не нанесение ущерба).

Источник: spravochnick.ru

Тема 2. Виды тренинга

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru