Групповые формы психологической работы. Тренинги
На западе тренинги приобрели большую популярность в 70х годах двадцатого столетия. В России тренинги стали широко использоваться для личностного и профессионального развития почти на двадцать лет позже. На сегодня тренинговая индустрия в крупных городах достигла своего пика и находится на этапе перенасыщения. Анонсируется огромное количество тренингов самой разной тематики.
Однако не существует однозначной и достоверной статистики, насколько результаты оправдывают ожидания участников. Как человеку, который не является специалистом в области психологии, понять, что такое «тренинг» и подходит ли ему данный метод?
Термин «тренинг» произошёл от английского training — обучать, тренировать. Тренинговые программы существуют разные, на данный момент их так много, что можно лишь очертить несколько самых крупных областей, где они могут применяться:
- Бизнес-тренинги — тренинги для деловых людей, менеджеров, собственников бизнеса (например, time-менеджмент, тренинг ведения жёстких переговоров, целеполагание и др.);
- Корпоративные тренинги — тренинги для персонала (например, тренинг продаж, «верёвочные курсы», тренинг на сплочение команды и т.п.)
- Обучающие и образовательные тренинги — используются в учебных заведениях;
- Психологические тренинги (например, тренинг личностного роста, тренинг развития женской сексуальности, тренинг повышения уверенности в себе и т.д.)
Все группы тренингов основаны на механизмах поведенческой психологии. Иногда применяются дополнительно и другие техники и методы (такие, как нейролингвистическое программирование — НЛП). Большая часть тренинговой работы сводится к закреплению у участников желаемой реакции на определенные стимулы.
МК «10 правил составления программы тренингов, которые клиенты захотят купить» 12.05.18
Для первых трёх групп из нашей классификации формат тренинга подходит оптимально, т.к. основная задача — это приобрести новые знания, сформировать на их основе навыки и умения.
Подходит ли метод тренинга для решения личностных проблем?
Не существует двух одинаковых проблем, как и людей. И даже если внешне проблемы выглядят «похоже», они могут быть вызваны совсем разными причинами. Таким образом, без исследования индивидуальных причин, которые привели к формированию личностных сложностей, нельзя однозначно сказать, какой метод психологической работы подойдет. В противном случае есть риск усугубить ситуацию.
Как правило, «корни» психологических проблем находятся на более глубинном уровне, чем только стереотипы поведения (на которых основан тренинг). И если не устранить причины, то проблема вернётся вновь.
В то же время нельзя отрицать пользы, которую может принести правильно подобранный тренинг. По мнению психологов Центра Эмбер, тренинги целесообразно использовать в сочетании с другими методами и техниками. Таким образом, после осознания индивидуальных причин проблемы и их устранения, тренинг выполняет задачу «репетиции» нового поведения, приближая и облегчая желаемые жизненные изменения.
Психотерапевтическая группа.
Психотерапевтическая группа, в отличие от тренинга, характеризуется глубинностью. То есть предметом ее воздействия является не поведенческие реакции, а сама личность, эмоции, чувства.
Давайте сравним тренинг и психотерапевтическую группу, рассмотрев следующие определения (заимствованы из Википедии как наиболее популярного источника информации).
Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Такие группы имеют стандартную программу для всех участников.
Групповая психотерапия — форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно встречается под руководством психотерапевта для достижения следующих целей: разрешения внутренних конфликтов, снятия напряжения, коррекции отклонений в поведении, и иной психотерапевтической работы. Такие группы, как правило, не имеют жесткой программы, направлены на потребности каждого участника (которые определяются в ходе индивидуальной психодиагностики) и глубинной проработке причинпроблемы. Обычно такие группы более длительные, чем тренинги.
Это общее определение групповой психотерапии как метода, внутри которого можно выделить еще несколько более специфических направлений (гештальт-группы, группы встреч, психодинамические и другие).
Отличия психотерапевтической группы от тренинга:
- глубина воздействия на личность (направленность не на стереотипы поведения, а на проработку внутриличностного конфликта, истоков проблемы);
- длительность во времени;
- индивидуальный подход и решение для каждого участника (отсутствие единой стандартной программы);
- ведущий имеет обязательную медицинскую подготовку, которая позволяет работать с невротическими элементами проблемы (как правило, «психотерапия» или «медицинская (клиническая) психология»).
Для каждой задачи есть свои средства решения. Для того, чтобы устранить психологические трудности, будь то неуверенность в себе или что-то еще, необходимо сначала проанализировать причины, которые привели к их появлению, и только после этого подбирать методы психологической работы. С этой целью психологи Центра Эмбер проводят психологическую диагностику, в ходе которой собирают информацию о человеке, его жизненной истории, с помощью специальных методик определяют особенности его личности. После этого специалист индивидуально составляет индивидуальный психологический «маршрут», подбирает методы дальнейшей работы, которые могут включать как групповые программы, так и индивидуальное, семейное консультирование и другие.
Запишитесь на психологическую диагностику по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.
Источник: emberint.ru
Что такое тренинг: чему можно научиться
Что это такое? Тренинг – это практическое занятие на заранее заданную тему. Он нацелен на оттачивание или обретение новых навыков, решение психологических, социальных проблем, создание новых кластеров деловых знакомств.
Какие бывают? Тренинги могут проводиться в индивидуальном порядке или при участии группы. Наиболее распространенные виды – тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, психологические и психотерапевтические практические занятия.
- Что такое тренинг простыми словами
- 9 видов тренингов
- Ценности тренингов
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
Что такое тренинг простыми словами
В переводе с английского, тренинг (training, train) означает обучение, воспитание, тренировка. Представляет собой методику, которая применяется для получения знаний, развития навыков и оценки социального поведения.
Говоря о тренинге, мы имеем в виду групповое занятие, целью которого становится приобретение практических умений. Теоретическая база составляется лишь 10-20 % всего плана обучения. Остальное время на тренинге посвящено отработке этих знаний и навыков с помощью сюжетно-ролевых игр и активного взаимодействия участников.
Бывает, что организаторы тренинга дают ему такое название, хотя на самом деле проводится лекция. Вниманию слушателей предлагается только теория, речь спикера совмещается с демонстрацией слайдов на экране или дополняется раздаточным материалом. Практика отсутствует вовсе, хотя именно она является неотъемлемой частью тренинга.
Представьте, что вы хотите научиться ездить верхом на лошади и обращаетесь к тренеру за получением этого умения. А вам вместо этого предлагают к просмотру фильм о верховой езде. Как это поможет в практике?
Известный американский писатель Дейл Карнеги был в числе первых, кто старался донести до масс, что такое тренинг. В 1912 году им был создан специализированный центр Dale Carnegie Training, существующий поныне, в котором большое внимание уделяется умению уверенно выступать на публике и не сомневаться в своих силах.
Не меньшую роль в развитии такого метода обучения, как тренинг, сыграл немецкий психолог Курт Левин, в 1946 году с помощью своих коллег основавший Т-группы для развития навыков коммуникации. Большой акцент он делал на выявлении внутренних переживаний человека, мешающих ему адаптироваться в коллективе.
Результаты обучения этих групп стали настолько показательными, что метод Левина лег в основу разработки тренингов для топ-менеджеров, управленцев и даже публичных деятелей. Для их проведения в Соединенных Штатах была создана Национальная лаборатория тренинга.
Позже особую популярность обрел социально-психологический метод, разработанный в 70-х годах в Лейпцигском и Йенском университетах. Его основоположником стал философ Манфред Форверг, который считал, что использование ролевых игр в обучении позволит участникам развить навыки общения.
9 видов тренингов
Сегодня существует много разновидностей тренингов, направленных на улучшение качества той или иной сферы жизни, будь это социальное взаимодействие, профессиональная деятельность, межличностные отношения и пр. Ниже рассмотрим, какие виды тренинга бывают и зачем они нужны.
Источник: gb.ru
Что такое тренинг — в чем преимущество перед семинарами и лекциями, отличия от курсов и коучинга
Саморазвитие способствует эффективной работе мозга и продвижению по карьерной лестнице.
Но в некоторых случаях освоить новый материал почти невозможно без помощи профессионала, так как полученные знания нужно отработать на практике.
В последнее время стало модно посещать тренинги, а подобные мероприятия собирают большое число участников. Я попытаюсь простыми словами рассказать, почему они так популярны и что собой представляют.
Тренинг — это.
Слово тренинг образовано от английского training — тренировка. Этот термин впервые был предложен в начале XX века Дейлом Карнеги, когда он стал проводить занятия, мало чем отличающиеся от современных.
Тренинг — это интенсивная форма обучения, в ходе которой основной упор делается на приобретение практических навыков, и лишь малую его часть составляет теория.
Он проводится в группах по 10-15 человек в течение короткого промежутка времени — не более 5 дней по 6-8 часов с перерывами. Главная задача тренера состоит в том, чтобы придать импульс участникам для поиска решения определенной проблемы.
Тренинги обычно включают в себя командную работу, выполнение практических заданий, мозговые штурмы, ролевые игры. Это лучшая форма получения навыков, дающая возможность взглянуть на себя со стороны, получить адекватную критику от других учеников, работать над самосовершенствованием.
Зачем нужны тренинги
Основная задача тренингов — получение практических навыков, которые могут потребоваться в дальнейшей жизни. Обучение в этом случае происходит за счет действий и анализа приобретенного опыта.
Вот еще несколько причин попасть на такие занятия:
- Получение знаний. Несмотря на то что тренинги направлены на совершенствование преимущественно практических навыков, определенный теоретический базис также является их частью.
- Возможность посмотреть на себя со стороны. Участники тренингов не только сами меняются, но и помогают другим становиться лучше и работать над собой. В ходе тренингов можно получить осознанную реакцию окружающих, которая будет лишена оскорбительных сравнений.
- Общение с единомышленниками. Так или иначе, во время тренингов вам придется иметь дело не только с тренером, но и с другими учениками. Некоторые знакомства могут оказаться крайне полезными, не стоит упускать возможность найти друзей по интересам.
Кому нужны тренинги
Тренинги подойдут всем, кто хочет повысить свой профессионализм в определенной сфере или освоить новый навык. Особенно полезными такие занятия будут в случаях, когда человек:
- не уверен в собственных силах и возможностях;
- некоммуникабелен;
- хочет увеличить свой доход;
- имеет определенные страхи;
- хочет развить свой творческий потенциал;
- страдает от приступов агрессии, регулярно становится участником конфликтов.
Виды тренингов
Теперь давайте рассмотрим, какие их разновидности существуют. Наиболее популярными из них являются:
- Образовательные. Направлены на получение новых способностей и знаний. Сюда можно отнести тренинги для руководителей, бухгалтеров, парикмахеров, специалистов в сфере IT и всех тех, кто хочет научиться чему-то новому.
- Психологические. Участники таких тренингов работают над самопознанием, здесь решаются психологические проблемы учеников.
- Тренинги личностного роста. Их главные задачи — трансформация сознания, преодоление комплексов и неуверенности в себе, формирование готовой к свершениям зрелой личности.
Отличие от лекций и семинаров
Часто под видом тренингов людей завлекают на лекции и семинары (что это?), но все эти виды обучения имеют принципиальные различия.
Лекции состоят исключительно из теоретического материала, а семинары основаны на дискуссиях и обмене опытом между участниками.
Тренинг же предназначен для получения практических навыков, объем теоретического материала в этом случае не должен превышать 10-20%.
Схожие формы обучения
Не только тренинги направлены на получение практических навыков. Вот несколько максимально схожих с ними видов обучения:
- Курсы. Вы же ходили на курсы английского в подростковом периоде? Так вот, это тот же тренинг, только более растянутый по времени. Количество пройденного материала в обоих случаях будет одинаковым, но в курсах информация выдается порционно, а в тренинге — сразу. Например, курсы ораторского мастерства могут длиться в течение 15 занятий по 1 часу, в то время как аналогичный тренинг пройдет за 2 дня по 7,5 часов.
- Коучинг. Слово образовано от английского coaching, что переводится как тренировка. Коучинг предназначен для персонального обучения под руководством тренера (коуча), является наиболее эффективным видом получения знаний и навыков. Говоря простыми словами, это тренинг для одного или двух человек. Если учеников больше, коучинг превращается в тренинг.
Курсы чаще всего выбирают студенты, бизнесмены и предприниматели предпочитают тренинги, а руководители предприятий — коучинг.
Каким должен быть хороший тренер
Тренер — это мозговой центр мероприятия, имеющий множество задач. Именно от него зависит, насколько хорошо тот или иной ученик усвоит материал.
В числе основных задач тренера — умение:
- «тормошить» пассивных участников, тактично одергивать слишком активных;
- способствовать поднятию духа учеников;
- уделять достаточно внимания всем участникам тренинга;
- объяснять материал доступным и легким языком, при необходимости помогать ученикам.
Как проходят тренинги
Любой тренинг проходит в аудитории при относительно небольшом количестве участников: от 10 до 15 человек. В некоторых случаях рядом с тренером работает помощник.
На тренингах можно понять, что все трудности в жизни преодолимы, и услышать диаметрально противоположные мнения касательно одной и той же темы.
Для проведения таких занятий обычно используются следующие формы и инструменты:
- непродолжительные лекции;
- дискуссии;
- просмотр видео;
- различного рода упражнения;
- медитация;
- игровая форма;
- и другие.
Спасибо за внимание! Остались вопросы? Не стесняйтесь задавать их в комментариях: ответ от меня или других читателей блога не заставит себя долго ждать.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Столько негативного слышал о тренингах личностного роста, что вряд ли когда-нибудь воспользуюсь подобной услугой. Людей там матерят, мужчин одевают в женские наряды и заставляют в таком виде ходить по улице, в общем, потенциальных психопатов с девиантным поведением там готовят, а не уверенных в себе личностей.
Тренинги действительно могут быть очень эффективными, помогать приобрести новые актуальные навыки.
Но, ввиду популярности такой формы обучения, многие, даже не компетентные люди начали эксплуатировать ее и называть себя тренерами.
Кроме того, заряда мотивации обычно хватает не надолго. Пришедший на тренинг человек должен понимать, что волшебства не будет, в любом случае успех приходит если приложить усилия.
Ваш комментарий или отзыв
Источник: ktonanovenkogo.ru
Обучение персонала: насколько эффективны тренинги?
Некоторые руководители до сих пор уверены, что текущие умения и навыки их рабочего персонала — это максимальные возможности работников, их так называемый потолок. Однако как показывает практика, возможности и потенциал сотрудников при должном обучении практически безграничен. Это доказывают различные тренинги, проводимые с целью повышения профессиональных, коммуникативных и интеллектуальных навыков.
Многие компании считают такое капиталовложение одним из самых выгодных для эффективной работы и развития бизнеса. Креативное мышление, расширенные профессиональные познания, умение брать инициативу в нужный момент на себя — вот те качества, которые развивает в себе постоянно обучающийся персонал.
Определение понятия
Если говорить простым языком, тренинг — это концентрированное обучение или передача знаний и опыта в сжатые по времени сроки.
В более широком смысле любой тренинг — это также:
- Практическое обучение. Персонал тренируется и отрабатывает какие-то определённые навыки, вырабатывает особый способ мышления и модель поведения. Практические упражнения делают обучение живым. Важно преподать не столько и не только теорию, сколько применение знаний в реальных условиях бизнеса.
- Эффективное групповое обучение. Работая в группе, каждый сотрудник получает уникальный опыт взаимодействия, находит оригинальные решения той или иной проблемы. Позже все полученные навыки он сможет воплотить в жизнь. Работа любой группы, сконцентрированная на одной идее или общих интересах, всегда результативнее работы одиночки. В группе рождаются дискуссии и обсуждения, позволяющие изменить ракурс и подход к той или иной проблеме.
- Интерактивное обучение. Общение во время тренинга несравнимо с любыми другими способами обучения. Например, на лекциях инициативу проявляет только один лектор. А при групповой работе во взаимодействие включаются все участники. Их активность поощряется тренером. Он хочет услышать мнение каждого человека и это единственный способ для всех овладеть новым способом мышления или моделью поведения.
Востребованность
К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:
- он должен обладать ораторским искусством;
- управлять эмоциональным состоянием аудитории;
- иметь достаточный опыт в проведении таких мероприятий;
- и являться профессионалом в той области, которой посвящён конкретный тренинг.
Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик. Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача. Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.
Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.
Неопытный специалист чувствует себя на работе неуверенно, а, значит, он может допустить ошибки в профессиональной деятельности.
Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.
Наиболее востребованы следующие темы:
- управленческие, рассматривающие вопросы, связанные с управлением персоналом или производственной, коммерческой деятельностью;
- посвящённые тайм-менеджменту или искусству управления личным и служебным временем;
- касающиеся продаж и ведения переговоров.
История развития
Такой вид передачи ценной и полезной информации, как тренинги насчитывает тысячелетнюю историю.
Ну а первооткрывателем тренингов в современном понимании стал Дейл Карнеги, который с 1912 года занимался в своём центре обучением всех желающих навыкам публичного выступления и уверенности в себе.
Полноценные тренинговые группы стали создаваться чуть позже, с 1946 года Куртом Левиным, известным на то время социальным психологом. Его ученики успешно обучали политиков, менеджеров и управленческий персонал. Такие группы со временем приобрели большую популярность, а с 1960 года началась активная подготовка профессионалов разного уровня и самых различных профессий.
В России бизнес-обучение подобного рода только набирает популярность, но уже пользуется большим спросом среди деловых людей, как инструмент повышения эффективности персонала.
Основные виды
Руководители предприятий и компаний чаще всего организуют и оплачивают следующие виды тренингов для своего рабочего персонала:
- Психологические, призванные повысить самооценку каждого члена коллектива, вселить уверенность в собственных силах и умениях, а также снизить тревожность. Опосредствованно такое обучение влияет на профессиональный и карьерный рост.
- Посвящённые тайм-менеджменту, важному для продуктивного и своевременного решения производственных задач. Сотрудник, умеющий правильно спланировать своё время, всегда успевает справиться с поставленными перед ним задачами.
- Посвящённые навыкам коммуникации, необходимой для эффективного взаимодействия работников в коллективе и решения общих задач, поставленных перед ними руководством. Такой тренинг помогает погасить конфликтные ситуации и найти альтернативные варианты решения проблем.
- Посвящённые навыкам управления — это один из самых важных для бизнеса видов тренинга, помогающий выявить лидерские качества, умение сплотить коллектив и объединить вокруг одной цели дружную команду профессионалов.
- Посвящённые профессиональным навыкам, например, умению вести переговоры, правильной организации продаж и так далее.
Как строится обучение?
Результативность любого тренинга во многом определяется его правильным планированием, чёткой формулировкой задач и точным выбором целей. В этой сфере всё зависит от конкретных потребностей компании или предприятия. Тренер должен понимать, что именно и для чего он делает.
Упрощённый алгоритм обучения выглядит следующим образом:
- Руководство подбирает тематику тренинга и приглашает специалиста в нужной для коллектива сфере.
- Тренер составляет план обучения с учётом потребностей всех уровней рабочего коллектива (выясняет, кто будет участвовать и в какое время лучше проводить обучение). Затем ещё раз согласовывает тематику и форму обучения с руководителями компании, организации или предприятия.
- После получения одобрения от руководства по всем пунктам плана (по времени, форме и темах обучения) выбранный тренер (наставник) приступает к обучению персонала. Тренинг может быть как разовым, так и состоящим из цикла групповых встреч.
Каким должен быть тренер?
Правильный выбор тренера (инструктора) играет решающую роль. По статистике 80% успеха обучения зависит именно от личности тренера.
Он должен:
- обладать навыками оратора и хорошо владеть «языком тела»;
- уметь правильно себя подать аудитории;
- уметь установить доверительные и даже дружественные отношения в группе;
- управлять групповым общением (вовремя реагировать на любые эмоциональные изменения в группе, участвовать в активном обсуждении и дискуссиях);
- добиваться высокой эффективности через комбинирование различных методик и стилей обучения;
- активно применять свои познания;
- поддерживать и поощрять учеников, дарить им мотивацию для действий.
Различают следующие методики подачи материала:
- в виде кейсов или готовых решений проблемных ситуаций;
- в виде деловой игры или проработки возможных ситуаций с предложением их решения;
- в виде ролевой игры или проработки возможных проблем в коллективе;
- в виде групповых дискуссий или активного общения для решения общих проблем;
- в виде мозгового штурма или поиска креативных способов решения поставленной задачи.
Как оплачивают больничный лист вы можете узнать в нашем подробном материале!
В нашей профессиональной статье полностью описан механизм формирования средней заработной платы.
Ваша командировка пришлась на выходной день? Изучите этот материал и узнайте какие бонусы вы можете получить в этом случае!
Достоинства и недостатки
При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.
Это:
- Замкнутость и неискренность участников — не все хотят раскрываться перед коллегами или обсуждать свои недостатки, проблемы.
- Возможность утечки информации. Для избегания этой проблемы с участниками заключаются договоры о неразглашении информации, полученной во время обучения.
- Ошибки тренера. Например, он не смог правильно расставить приоритеты обучения или дал отрицательный импульс, подвергнув кого-то из работников критике.
К очевидным достоинствам для участников относят:
- получение новых знаний и практических навыков;
- приобретение уверенности в себе;
- понимание собственных ошибок и способов их устранения;
- расширение общих познаний в профессиональной и психологической сфере.
А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.
Источник: zakonguru.com