XI
При подсчёте слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Если контрольный диктант сопровождается дополнительным заданием, то берётся текст объёмом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Количество проверяемых орфограмм и пунктограмм в текстах контрольных диктантов не должно превышать:
VI
VII
VIII
IX
В тексты контрольных диктантов по русскому языку могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух – трёх предыдущих уроках).
Слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, правописанию которых ученики специально обучались, в диктанте должно быть не более пяти в V классе, семи – в VI и VII классах, десяти – в VIII и IX классах.
До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Объём сочинений по литературе, независимо от источника и места работы:
Изучение трудных тем программы по русскому языку в начальной школе
Класс
V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Количество страниц
Объём классного сочинения по литературе зависит также от времени, отведённого на выполнение работы.
Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения.
4.Порядок проверки письменных работ учителями.
4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:
I. по русскому языку:
- в V классе и в первом полугодии VI класса – после каждого урока у всех учеников;
- во II полугодии в VI классе и в VII – IX классах – после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись;
- в X – XI классах – после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчётом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;
II. по литературе:
в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.
4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
- контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
- изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
- сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.
4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
– при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V;
ИДЕАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ЗА 5 МИНУТ (КЛИКБЕЙТ) / РУССКИЙ ЯЗЫК С АСТАПОВЫМ / ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020
(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.
- при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
- подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
- проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
- после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.
4.6. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
4.7. Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности;
- этап обучения;
- объём работы;
- чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
5. Выведение итоговых оценок
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Источник: www.sinykova.ru
Цели и задачи обучения русскому языку
Понятие и требования к обучению русскому языку. Какие цели ставить дидактика и методика преподавания при обучении русскому. Задачи обучения русскому языку перекликаются с целями. Они сформулированы с целью повысить общую эффективность обучения предмету.
Нестерова И.А. Цели и задачи обучения русскому языку // Энциклопедия Нестеровых
Цели обучения русскому языку
Обучение русскому языку обязательно в современной школе. Его цели формируются из потребностей современного общества, образования и уровня развития лингвистической науки.
Современная школа обязана дать учащимся высокий уровень лингвистических умений и навыков. Именно в там формируются коммуникативные компетенции, и строится манера реализации речевой функции.
Существует несколько подходов к формулированию целей обучения русскому языку. Согласно Т.М. Воителевой, цели обучения русскому языку реализуются через компетенции.
Компетенция представляет собой сочетание полученных знаний и умений с речевой деятельностью для адекватного построения речи и использования различных языковых единиц в общении.
Развитие компетенций – основная цель обучению русскому языку.
В рамках обучения русскому языку в школе, особое внимание уделено следующим компетенциям:
- Языковая компетенция;
- Лингвистическая компетенция;
- Коммуникативная компетенция;
- Культуроведческая компетенция.
Развитие языковой компетенции направлено на изучение структуры русского языка. В процессе обучения учащихся знакомят со структурными элементами, формируют навыки по их использованию. В процессе развития языковой компетенции изучаются различные нормы, в том числе и нормы литературного языка.
Лингвистическая компетенция включает в себя обучение школьников теоретическим основам русского языка, включая лингвистический анализ. Учащимся разъясняются основополагающие аспекты теоретических трудов по русскому языку, даётся толкование терминов и формируется понятийный аппарат, необходимый для свободного владения актуальными знаниями в области языкознания и истории языка.
Значимой целью обучения русскому языку является развитие коммуникативной компетенции. Она необходима для формирования речемыслительного процесса учащихся. Уровень развития коммуникативной компетенции отражается в уровне понимания, порождения и пересказе речи в соответствии с заданной коммуникативной установкой.
Формирование культуроведческой компетенции является необходимостью при обучении русскому языку так как, её освоение откроет восприятие родного языка и культуры, как кладези бесценной информации и уникального культурного кода.
Широкое распространение получило разделение целей обучения русскому языку на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные цели:
- усвоение основ знаний о языковой системе;
- осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний;
- овладение умениями и навыками правильной устной и письменной речи.
Развивающие цели обучения русскому языку:
- развитие мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
- овладение приемами языкового анализа;
- овладение приемами учебной деятельности;
- понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
Воспитательные цели:
- воспитание любви к родному языку;
- воспитание эстетического отношения к слову;
- формирование школьника как личности, развитие его воли, самостоятельности, мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.
Для реализации целей обучения русскому языку необходимо решение сложных учебных задач, которые подразделяют на учебно-познавательные и практические.
Задачи обучения русскому языку
Задачи обучения русскому языку перекликаются с целями. Подробно рассмотрим самые актуальные задачи обучения русскому языку в условиях современной школы.
Прежде всего, следует дать учащимся знания в области фонетики, фразеологии, грамматики и стилистики русского языка. Учащиеся должны получить научно обоснованные сведения о языке, как общественном явлении, узнать основы истории русского языка.
В рамках обучения русскому языку, решается задача научить школьников сознательно использовать языковые единицы на практике в различных ситуация. Нужно соблюдать стилистические и грамматические нормы языка.
Важной задачей является формирование навыков правописания у школьников. То как учащиеся расставляют знаки препинания и формулируют предложения, отражает общий уровень владения языком.
Задача каждого педагога воспитать у учащихся любовь к родному языку. Это необходимо для формирования эстетической картины миры в полном соответствии с национальным менталитетом. Для этого используются высокохудожественные произведения русской литературы.
Не менее важной задачей обучения русскому языку является формирование логического мышления и умение анализировать свою и чужую речь.
Источник: odiplom.ru
Минпросвещения: увеличено количество учебных часов по русскому языку и литературе
В соответствии с обновленными ФГОС было увеличено количество учебных часов по русскому языку и литературе. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на встрече с участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, которая проходит в Московской области.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что утверждена единая программа по литературе и увеличено количество учебных часов. Он привел пример, что в 1959 году в школах было 18 часов в неделю по всем классам, а по новым стандартам – уже 35. По его словам, в том же 1959 году на русский язык, включая литературное чтение, отводилось 54 часа, а в 2022 году – уже 61 час.
«В целом по предметной области «Русский язык и литература» в 1959 году было 72 часа, а в действующих программах 2022 года заложено 80 часов в неделю по всем уровням образования», – приводит пресс-служба Минпросвещения слова Кравцова. Он подчеркнул, что никакого сокращения количества часов не произошло, наоборот, оно увеличено.
На данный момент русский язык ребята изучают на всех уровнях образования, в том числе в старших классах. Согласно федеральной рабочей программе по русскому языку, количество часов в 10–11 классах увеличилось до двух в неделю. Особое внимание будет уделяться вопросам речевой культуры, практической и читательской грамотности. Глава Минпросвещения напомнил, что уже в младшей школе ребята изучают произведения Константина Дмитриевича Ушинского и Алексея Константиновича Толстого. Это и русские народные сказки, и другие важные для ребят книги, отметил он.
В федеральные рабочие программы по литературе включены: стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста», роман-эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон», рассказ Алексея Толстого «Русский характер», роман Александра Фадеева «Молодая гвардия», книга Сергея Смирнова «Брестская крепость», роман Юрия Бондарева «Горячий снег», избранные главы из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», роман Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого».
Министр просвещения напомнил, что на финал Всероссийской олимпиады школьников по литературе приехали ребята из разных регионов страны. Они примут участие не только в состязаниях, но и в специально подготовленных для них мероприятиях. Кравцов подчеркнул, что все присутствующие школьники – талантливые, кто-то из них станет поэтом или писателем, прославит страну.
Стоит добавить, что в Подмосковье на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников приехали более 300 старшеклассников – учеников 9, 10 и 11 классов. Им предстоит пройти три тура. В первом (аналитическом) туре участникам нужно будет сделать целостный анализ эпического или лирического текста, во втором (творческом) – написать собственный текст по заданным параметрам (эссе, статью, рецензию), в третьем (устном) – выступить на заданную тему.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало, что Президент РФ поручил Минпросвещения рассмотреть вопрос о включении в федеральные основные общеобразовательные программы произведений советских писателей, которые формируют историческое сознание молодого поколения.
Вопрос о включении произведений советских писателей был поднят зимой этого года, когда Владимир Путин приехал в Санкт-Петербург для участия в памятных мероприятиях, посвященных 80-летней годовщине прорыва блокады Ленинграда. Во время встречи главы государства с ветеранами Великой Отечественной войны и жителями блокадного города создатель передвижного музея «Вещи блокадного Ленинграда» Валерий Исаков предложил, чтобы в школах ребята вновь изучали такие произведения как: роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, стихотворение «Сын артиллериста» Константина Симонова, роман «Как закалялась сталь» Николая Островского, «Брестскую крепость» Сергея Смирнова и другие. Он отметил, что эти произведения «не должны быть факультативными». Глава государства поддержал эту идею.
Источник: ug.ru