Требования программы к монологической речи учащихся

Согласно цели обучения иностранным языкам в рамках базового курса учащиеся должны овладеть основами иноязычного общения. Основу минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции составляют коммуникативные умения, к числу которых относятся навыки и умения монологической речи (МР). Возрастающая роль монологической речи вызвала интерес у исследователей к проблеме обучения данному виду речевой деятельности на всех ступенях обучения.

Работа содержит 1 файл

Из всего вышесказанного следует вывод, что обучение МР является одной из главных задач обучения иностранному языку. МР является более сложной, чем диалогическая. При этом обучению МВ в настоящее время в массовой школе не всегда уделяется достаточно внимания. Но именно МВ учит логически мыслить, доводить свои мысли до слушателя.

Наконец, каждый учитель должен создать такие условия, которые способствовали бы активному общению учащихся. Для создания таких условий учитель должен использовать приёмы активизации, которые учитывают вышеперечисленные признаки устного речевого вида деятельности, характерные особенности учащихся, их возраст, уровень развития. Считают, что преимущества этих приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.

Основы обучения видам речевой деятельности: Аудирование и Говорение

Обучение МР учащихся в современной общеобразовательной школе очень важно. Формирование умений и навыков МР происходит на каждом этапе, при изучении каждой новой устной темы. Планомерное и систематическое обучение МР начинается уже на начальном этапе (5-6 классы) и продолжается на протяжении всех учебных лет.

Целью обучения МР является формирование монологических умений, под которыми понимают умения «логически последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно — мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении» [24].

    1. Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спор, музыка, посещение кино/театра/парка аттракционов). Покупки. Переписка- 80 часов.
    2. Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и их проведение в различное время года- 60 часов.
    3. Родная страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская/сельская среда проживания школьников-90 часов
    4. Здоровье и личная гигиена. Защита окружающей среды- 40 часов.
    1. Межличностное взаимоотношение в семье, с друзьями, в школе; внешность и характеристики человека; досуг и увлечения (спор, музыка, посещение кино/театра, дискотеки, кафе); молодёжная мода; покупки, карманные деньги- 50 часов.
    2. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним; международные школьные обмены; переписка; проблемы выбора профессии и роль иностранного языка- 35 часов.
    3. Родная страна и страна/страны изучаемого языка, их культурные особенности (национальные праздники, знаменитые даты, традиции, обычаи), достопримечательности, путешествие по странам изучаемого языка и России; выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру; средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет)- 75 часов.
    4. Природа и проблемы экологии. Здоровый образ жизни- 30 часов.

Социально-бытовая сфера.

Совершенствование коммуникативных навыков и умений учащихся 5-7 классов. Английский язык

Повседневная жизнь семьи, её доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения в семье и в школе, с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём., самочувствие, медицинские услуги(50 часов).

Социально-культурная сфера.

Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам.

Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.(90 часов).

Учебно-трудовая сфера.

Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль в выборе профессии в современном мире. (50 часов) [21].

Отбор содержания образования осуществляется в соответствии с потребностями речи. Следовательно, с учётом его важности для общения, удовлетворения познавательных, коммуникативных умений и навыков учащихся на каждой ступени обучения.

Таким образом, при отборе содержания обучения иностранному языку важно исходить из реальных потребностей и возможностей детей конкретного возраста в практической, интеллектуальной, эмоциональной сферах, а также из реальных условий пользования иностранным языком.

    1. Требования Программы к уровню сформированности навыков и умений монологической речи
    Читайте также:
    Программы для риэлтора кто чем пользуется

    На каждой последующей ступени обучения учащиеся должны овладевать все новыми умениями и навыками МР. Для этого обратимся, прежде всего, к Государственному образовательному стандарту, на основе которого строится программа обучения английскому языку.

    Развитие МР на начальном этапе обучения предусматривает овладение следующими умениями:

    Объём монологического высказывания – до 8 – 10 фраз.

    Развитие МР на среднем этапе обучения предусматривает овладение учащимися следующими умениями:

    Объём монологического высказывания – до двенадцати фраз.

    На старшем этапе обучения предусматривается совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.

    Объём монологического высказывания 12-15 фраз [21].

    Таким образом, на конец каждого этапа обучения учащиеся должны овладеть вышеизложенными умениями и навыками в полной мере. Отсюда, необходимо знание учителем программы, умение подобрать эффективные приёмы и способы при обучении МР, использовать различного рода опоры, упражнения, снимающие трудности при построении монологического высказывания.

    Выводы по главе I

    Рассмотрев сущность понятия говорения, монологической речи, мы выяснили, что монологическая речь является более трудной, нежели диалогическая. Поэтому следует уделять больше внимания обучению МР. Для того, чтобы процесс формирования умений и навыков МР был успешным, учащиеся «не молчали», а активно участвовали в процессе обучения, высказывали свои мысли, идеи, обменивались информацией, мнениями, оценкой происходящего, обдумывали, вспоминали что-то, использовали изученный языковой материал в речи, учитель должен применять различные приёмы активизации, которые бы учитывали такие признаки МВ как целенаправленность, самостоятельность, логичность, информативность, темп, мотивированность и другие. При этом обучению МВ в настоящее время в массовой школе не всегда уделяется достаточно внимания. Но именно МВ учит логически мыслить, доводить свои мысли до слушателя.

    Глава II. Методика формирования навыков и умений монологической речи на разных ступенях обучения английскому языку

    2.1. Этапы и приёмы обучения монологической речи

    В данном вопросе мы рассмотрим основные этапы работы над МВ, основные приёмы обучения МР, а также упражнения, которые необходимо применять с целью формирования навыков и умений МР.

    Необходимо отметить, что, говоря о приемах, мы будем иметь в виду элементы метода, используемые учителем в организации обучения учащегося, осуществляемые через решение множества конкретных задач, связанных с мыслительными операциями и восприятиями органов чувств [9]. Прием связан с конкретным действием, составляющим суть формируемой речевой деятельности и входящим в нее в качестве компонента. Выделим главные задачи в обучении МВ. Определяя их, напомним, что речь идёт об этапе развития речевого умения (а не навыков). Поэтому, используя термин «высказывание», мы имеем ввиду уровень не фразы, а не сверхфразового единства, которое обычно состоят из нескольких фраз [19].

    1) научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность;

    2) научить логичному развёртыванию мысли;

    3) научить высказываться с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами.

    Чтобы решить эти задачи, надо выяснить тот путь, которым обучающийся пойдёт к намеченной цели, т.е. этапы работы.

    Авторы «Общей методики…» намечают три этапа работы над МВ [2; 19].

    На первом вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Преподаватель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе (предложению). Если ученик произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет. Единственное требование, которое выдвигают авторы на этом этапе, заключается в том, что предложения должны относиться к теме, заданной преподавателем.

    На втором этапе от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь между фразами (например, высказывание: Наш класс большой. В нём четыре окна). Нужно отучить учащихся произносить бессодержательный комплекс предложений и учить высказываться логически.

    Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объёма высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.

    При обучении МВ в методике приняты два пути: «Путь сверху» и «Путь снизу».

    «Путь сверху». Речь идёт о формировании монологических умений на основе различных этапов работы с текстом. Исходной единицей обучения является законченный текст [27]. При этом необходимо максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.

    Читайте также:
    Какой программой открыть файл cdr на компьютере

    Задания после прочтения текста предполагают более продолжительные высказывания. Примеры подобных заданий предложены в работе современного методиста Е.А. Маслыко (Приложение 1).

    Источник: www.stud24.ru

    Организационно-методические требования к работе по развитию монологической речи

    Ведущей формой организации занятий по развитию моноло­гической речи являются специальные уроки, на которых педаго­гом проводятся словарная работа и упражнения по формирова­нию навыков устного общения. Развитие описательно-повество­вательной речи происходит также в связи с разными видами деятельности в интернате и на уроках чтения.

    Как и работа по развитию разговорной речи, работа над описательно-повествовательной речью организационно дол строиться таким образом, чтобы речь детей служила целям непосредственного или опосредованного общения. Важнейшим условием для этого является установление органической связи между разнообразной деятельностью учащихся с ходом работы по развитию навыков в построении предложений полного соста­ва и связных текстов. Иными словами, развивающаяся моноло­гическая речь учащихся должна отражать то, что восприни­мается учениками из окружающей жизни в данный момент или стало достоянием их жизненного опыта раньше. Достигну­тые же успехи в овладении описательно-повествовательной речью должны быть использованы для дальнейшего развития у детей практических, трудовых, а также познавательных и ре­чевых навыков.

    При организации работы по развитию монологической речи необходимо предусмотреть постепенное увеличение дозировки речевого материала и его усложнение: в занятиях по составле­нию предложений следует переходить от использования менее распространенных к более распространенным фразам; в обуче­нии связной речи предлагать сначала задания с меньшим коли­чеством эпизодов, а затем с большим (что будет соответство­вать постепенному возрастанию числа слов предложений в уче­нических рассказах или описаниях); также постепенно увели­чивать и количество логических связей, выражение и соблюде­ние которых потребуется от учащихся в процессе составления предложений и текстов.

    Наряду с этим рассматриваемые занятия должны постепен­но усложняться и в плане преобразования самого характера ре­чевой деятельности учащихся, что будет выражаться в перехо­де от составления рассказов и описаний с использованием на­глядной ситуации (воспринимаемой в момент речи) к составле­нию предложений и связных текстов с опорой на предшествую­щий опыт и от него к самостоятельным устным и письменным работам на основе контекста.

    Обязательным требованием к работе над монологической речью учащихся является использование такой системы упраж­нений, которая подводила бы детей к возможности строить ее совершенно самостоятельно, без помощи учителя. Это относится как к навыкам отбора необходимого по теме речевого материа­ла, так и к построению фразы, составлению плана и написанию самого рассказа с соблюдением логической последовательности «его частей.

    Постепенное увеличение доли самостоятельности детей при переходе от одной серии упражнений к другой должно прояв­ляться относительно каждого из названных компонентов, а так­же относительно и выполнения всего задания. Например, если в предшествовавших упражнениях учащиеся выполняли задание на построение предложений с помощью вопросов учителя, то в последующих упражнениях эти вопросы они ставят сами, поль­зуясь соответствующей таблицей, содержащей аналогичные об­разцы. В дальнейшем те же задания выполняются без таблиц. Или: при составлении рассказа в одних случаях самостоятель­но происходит разбор содержания картины, а план составляется коллективно; в других — все части работы (разбор, составление плана, письмо по плану) учащиеся выполняют самостоятельно (сначала по теме, аналогичной предыдущей, а затем и по теме, имеющей более значительные отличия от известной).

    Развитие самостоятельной описательно-повествовательной речи обеспечивается также подбором тем, картин по принципу аналогии с ранее проработанными. Например, выполнение не­скольких последовательных заданий по сюжетным картинам примерно одного содержания, но с разными персонажами, раз­личиями в месте и времени действия и т. п. дает учащимся воз­можность овладеть навыком словесно передавать определен­ную типовую ситуацию с характерными для нее логическими связями.

    Формирование монологической речи должно протекать во взаимодействии с работой над разговорной речью. Формы этого взаимодействия могут быть различными. В одних случаях уп­ражнения в отдельных высказываниях разговорного типа или диалог предшествуют составлению повествовательных предло­жений; например, выполнение поручений на основе побудитель­ных фраз предваряет составление предложений на вопрос что делать? или что сделал?; написанию рассказа о каникулах пред­шествует диалог на ту же тему.

    Читайте также:
    Программа для настройки шрифтов

    Для развития описательно-повествовательной речи могут быть использованы самые разнообразные виды работ. Проведение каждого из них включает несколько этапов: подготовку работе (сообщение темы и вида занятия, организация материа­ла, инструктирование учащихся), выполнение работы (коллек­тивное или самостоятельное, письменное или устное), самопро­верка выполненной работы (для чего учитель всегда должен оставить время на уроке и показать, каким образом самопро­верку проводить), проверка учителем выполненных письмен­ных работ (ошибки, которые в состоянии исправить сами уча­щиеся, обычно только подчеркиваются или сопровождаются по­метками: род?, вопрос?, число? и т. п.), работа над ошибками в классе (коллективная и индивидуальная, включающая выпол­нение тренировочных упражнений, а иногда, если работа выпол­нена неудовлетворительно, и повторное ее написание).

    Объем подготовительной работы перед выполнением трени­ровочных письменных упражнений зависит от конкретных це­лей занятия, количества материала и его сложности, уровня развития детей и степени овладения навыком выполнения того или иного вида упражнений. В большинстве случаев устная кол­лективная проработка материала (полностью или частично) предваряет самостоятельное письмо. Внимание, которое должно уделяться подготовительной работе и коллективному устному ее выполнению, обусловлено заботой учителя о предупреждении ошибок в письменной речи и о том, чтобы учащиеся работали вполне сознательно и располагали всеми условиями для разви­тия навыков самостоятельно преодолевать возникающие затруд­нения.

    Источник: megaobuchalka.ru

    Анализ программных требований, предъявляемых к монологическому высказыванию на старшем этапе обучения

    В данной разработке выявлена необходимость обучения монологической речи и описаны формируемые у учащихся умения в данной форме речи на основе анализа требований, предъявляемых к уровню владения монологической речью на старшем этапе обучения.

    Оценить 615 0

    Содержимое разработки

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №160 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

    Анализ программных требований, предъявляемых к монологическому высказыванию на старшем этапе обучения

    учитель английского языка

    Рагимли Улькяр Интигам кызы

    Анализ программных требований, предъявляемых к монологическому высказыванию на старшем этапе обучения

    Требования, предъявляемые к уровню владения иноязычной речью на старшем этапе обучения, прописаны в примерной программе по английскому языку и Кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по английскому языку, которые составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.). В данных документах определено, на каком уровне и в рамках какой тематики у учащихся должны быть сформированы способности к иноязычной коммуникации, что должны уметь, какими знаниями должны обладать. В них прописаны эталонные требования ко всем видам речевой деятельности, однако в соответствии с целями и задачами исследования мы рассмотрим требования, предъявляемые к монологической речи.

    Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.

    делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме,

    рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;

    рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка. [Примерная…, 2004: 6]

    Объем монологического высказывания составляет 12-15 фраз.

    В Кодификаторе определены следующиетребования к уровню подготовки выпускников в области монологической речи:

    Рассказывать, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики, приводя примеры, аргументы

    Описывать события, излагать факты

    Создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран/страны изучаемого языка

    Делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля

    Высказывать и аргументировать свою точку зрения

    Оценивать факты/события современной жизни. [Кодификатор…, 2012: 9]

    Учитывая тот факт, что Кодификатор определяет элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ, и, кроме того, будущее введение устной части (Говорения) на экзамене по иностранному языку, в очередной раз подчеркивает необходимость обучения монологической речи.

    Содержание обучения монологической речи отбирается с учетом тематического принципа, а формируются на материале тем, определенных программой.

    Список использованной литературы

    1.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена по английскому языку, 2012. С. 3-9.

    2.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002. С.6-7.

    3.Примерная программа среднего (полного) общего образования. Английский язык. Базовый уровень, 2004. С. 6.

    4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004. С.55-62.

    Источник: www.prodlenka.org

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru