Программа образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» — «Конструктивно-модельная деятельность» (далее — «Конструирование» ) для детей старшей группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Цели и задачи деятельности старшей группы дошкольного отделения гимназии по реализации программы — «Конструирование» определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума.
НОД по конструированию. Программа Н.М.Крыловой «Детский сад-дом радости»
Конструктивно-модельная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.
Конструктивно- модельная деятельность развивает у детей:
- восприятие (освоение сенсорных эталонов и формирования действий с ними)
- мышление (освоение действия замещения и формирование действий моделирования)
- воображение (освоение действия и формирование действий преобразования, создания новых образов, реализация их в творческой деятельности.
- Связная речь.
Процесс конструирования является пространством не только для развития познания и творческих способностей детей, но и для художественного и социально- личностного развития, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Формирование интереса к эстетического отношения к предметам произведениям искусства; воспитание интереса к художественно- творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, образных представлений, воображения, художественно- творческих способностей.
Развитие детского творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (конструктивно-модельной); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Ожидаемые результаты к концу года
У детей расширяется интерес к деятельности людей архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.
СанПиН-2021: как настроить работу в детском саду по новым требованиям
Формируется интерес к конструированию из разных материалов.
Совершенствуется конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоском моделировании.
Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.
Совершенствуются навыки работы простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)
Формируется умения видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы
Формируется умения анализировать природный материал как основу бедующей поделки.
Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем.
Совершенствуются навыки пространственной ориентации.
Дидактические игры, пазлы, головоломки, мозаика, настольные и печатные развивающие игры, конструкторы разных видов, крупный и мелкий строительный материал, лего.
Деревянные напольные конструкторы. Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных, людей)
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности (глянцевая, матовая, гофрированная, прозрачная и т. п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, катушки, конусы, пробки.
Подборка из природного материала: шишки желуди, ракушки, Морские камушки, кусочки меха, ткани, сухоцветы, орехи.
Конструкторы из серии «Лего- Дакта» («Город», «Железная дорога»).
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования.
Тематический строительный набор: город, ферма, зоопарк, транспорт.
Игрушки для обыгрывания построек: животные, человечки и т.д.
Конструирование из строительного материала
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).
Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.
Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.
Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими.
Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Продолжать знакомить с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры и др.
Обращать внимание на сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина и т.д.)
Подводить детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр и т.д.
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций деталей.
При чтении художественных произведений, сказок обращать внимание на описание сказочных домиков (теремок, избушка на курьих ножках), дворцов.
Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять .
Конструирование из бумаги
Совершенствовать умение работать с бумагой сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке.
Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры; делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Конструирование из природного материала
Закреплять умение детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ракушки, сухие листья) и других материалов, прочно соединяя части.
Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно- ролевых игр; сувениры для родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения.
Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материал.
Дети умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что видят в окружающей жизни.
Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций.
Умеют создавать разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Умеют строить по рисунку.
Умеют работать в коллективе.
Умеют конструировать из бумаги, складывая ее по диагонали, пополам с совмещением противоположных сторон и углов. Умеют изготавливать простые поделки на основе этих способов.
Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы.
Работа с родителями :
Приобщение детей к конструктивно-модельной деятельности предполагает тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Формы и методы работы с родителями :
- Информационные письма.
- Консультации. (индивидуальные, групповые)
- Привлекать родителей к проектной и продуктивной деятельности.
- Организация выставок детского творчества (из бумаги, природного материала, из бросового материала)
Условия реализации программы
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструирование на прогулке из песка, снега, природного материала, проектную деятельность, дидактические игры.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной, безопасной, здоровье сберегающей; эстетически-привлекательной .
В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков, в оформлении используются детские коллективные работы и рисунки.
Пространство группы, организованно в виде хорошо разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности детей в конструировании.
В качестве таких уголков в первую очередь выступает уголок конструирования, а также уголок изобразительной деятельности, выставочный, тематический уголки.
В уголке конструирования находятся: деревянные строительные конструкторы; тематический строительный набор «Город»; конструктор типа «Лего»; мозаики крупные, средние, мелкие; «Тангосы», пазлы, головоломки; наборы из мягкого пластика для плоскостного моделирования; дидактические игры; наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, деревья и кусты, дорожные знаки); подборка бросового (бумажные коробки, катушки, пробки, ткани, нитки) и природного материалов (шишки, желуди, ракушки, камушки, веточки, орехи, семена); наборы цветной бумаги и картона разной фактуры.
Программа «Конструктивно-модельной деятельности» разработана с учетом интеграции образовательных областей.
Организация предметно- развивающей среды.
Технические средства обучения:
- Музыкальный центр,
- Мультимедийное устройство,
- Компьютерный моноблок,
- Фотоаппарат,
- Видеокамера.
- Схемы построек,
- Модели,
- Альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
- Альбомы с фотографиями построек.
- Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Учебно- методический комплект, дополнительная литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
- Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» . / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- СанПин 2.4.1.3049 – 13.
- Образовательная программа дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год.
- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова. «Лего- Конструирование в Детском саду» Е.В. Фешина.
- Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»
- Е. В. Фешина «Лего-Конструирование в детском саду»
- Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет»
- Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду»
- Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок».
Календарно – тематическое планирование занятий по конструированию в
старшей группе детского сада
Источник: nsportal.ru
Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста. (Опыт работы)
Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.
Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания и недостаточность методического обеспечения.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Но, однако, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.
Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.
Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.
В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.
Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.
На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.
Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.
В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши, мягкие модули, яркий красочный дидактический материал.
Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их). Представлен нетрадиционный материал : пробки, выпиленные плашки, различные контейнеры, игры «Логический домик», «Куб» и другие.
Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения, мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё, конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера, игрушки застежки, шнуровки, игрушки трансформеры. Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.
При планировании непрерывной образовательной деятельности учитываю возраст детей и уровень их развития. Непрерывную образовательную деятельность провожу систематически согласно планированию с подгруппами детей в первой половине дня. Распределение детей по группам осуществляю по принципу разных возможностей с учетом «зоны ближайшего развития». Для меня существует определенный «алгоритм» проведения непрерывной образовательной деятельности:
- Мотивация к деятельности.
- Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
- Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
- Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
- Самостоятельная деятельность детей (помощь).
- Идентификация с образцом.
- Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).
Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.
С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.
Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он состоит, его практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.
Одним из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей. Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.
С родителями моей группы было проведено родительское собрание, на тему: «Конструктивная деятельность детей 3-4 лет», подготовлена консультация «Значение конструирования в жизни младшего дошкольника», оформлена папка-раскладушка «Приемы и методы конструирования», представлен вниманию родителей мастер-класс «Алгоритм проведения непрерывной образовательной деятельности», даны советы и рекомендации по обучению детей конструированию, родители привлечены к изготовлению нестандартного оборудования для игры.
Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:
— сооружают элементарные постройки по образцу;
— овладели простейшими приемами конструирования;
— различают детали по величине, форме, цвету;
— называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);
— выкладывают изображение по образцу;
— разворачивают игру вокруг собственной постройки;
— разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.
Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.
Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.
Источник: centrideia.ru
Как подготовить и провести занятие по конструированию в детском саду
Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь. Именно поэтому перед воспитателем встают вопросы: как организовать занятия по конструированию для детей разного возраста, какие нюансы возникают в процессе работы, как грамотно составить конспект и помочь детям осваивать новые навыки с большим интересом.
Теоретические аспекты обучения конструированию в детском саду
Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.
Робототехника — наиболее перспективный и востребованный вид конструирования на сегодняшний день
Конструирование само по себе может стать одним из очень востребованных обществом элементов дошкольной подготовки, а воспитатели, способные творчески организовать такие занятия, без труда найдут себе применение не только в рамках детского сада, но и в других организациях.
Цели
Традиционно организация любого типа занятия начинается с постановки определённых целей, достижение которых будет свидетельствовать об успешности и эффективности мероприятий. В процессе занятий конструированием преследуются следующие цели:
- образовательная (осваиваются новые слова и понятия, такие как названия конструируемых и моделируемых объектов, геометрических фигур, технических терминов, названия материалов и инструментов, техник работы и т. д.);
- развивающая (развивается мелкая моторика, внимание и концентрация, логическое и пространственное мышление, трудовые индивидуальные и коллективные навыки, аналитические и творческие способности);
- воспитательная (воспитывается желание работать и завершать начатое, интерес к коллективному и индивидуальному творчеству, любознательность и аккуратность).
Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Конструирование для ребёнка — это игра, в ходе которой он познаёт форму, цвет и другие характеристики объектов
Типы конструирования в ДОУ
В зависимости от возраста и состава группы (преобладания в детском коллективе девочек или мальчиков), особенностей её интересов (например, когда профессия родителей вызывает в детях явное любопытство) и просто для яркого разнообразия можно выбрать разные типы конструирования для проведения занятий. Например, возможен такой выбор:
- Художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.
- Техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы.
Видео: художественное конструирование из бумаги
Формы конструирования
- Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
- Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
- Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
- Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
- Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
- Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
- Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.
Формы организации обучения конструированию следует чередовать в зависимости от требований программы определённой возрастной группы.
Видео: конструирование по образцу в технике оригами
Рекомендации по обучению конструированию в детском саду
При планировании занятий с элементами конструирования следует учитывать ряд аспектов:
- Размеры поделок. Не рекомендуется сразу выполнять поделки небольшого размера с миниатюрными деталями. Полезнее начинать с простых изделий, среднего или достаточно крупного размера с малым числом деталей (детали также должны быть достаточно крупными, не менее 6–7 см).
- Сложность поделок, разнообразие применяемых техник. Начните с самых простых поделок и постепенно их усложняйте (вводите новые детали, уменьшайте размеры изделий). Этот же принцип касается и используемых техник. Правильным решением будет вводить новшества постепенно. Дети должны использовать уже освоенные техники (например, рисование) и новые (склеивание бумаги), комбинируя их. Так, модель дома можно будет склеить из бумаги (простой белый куб или призма), а далее нарисовать детали (окна, двери, фактуру стен). При дальнейшей работе нарисованные детали можно будет заменить деталями, изготовленными с использованием других техник (например, аппликацией из бумаги или приклеиванием иных материалов).
- Доступность и лёгкость использования материала. Материал можно использовать разнообразный, но работа с ним не должна вызывать у детей затруднений. Он должен быть подготовлен к использованию и обработан заранее. Природные материалы лучше всего использовать не пересушенные и чистые (крупные сухие листья и стебли растений, крупные семена и шишки, орехи и жёлуди). Можно использовать ткань, обрезки текстиля или верёвок, салфеток и полиэтиленовой плёнки разных цветов. Рекомендуется избегать применения дорогостоящих и малодоступных материалов.
Наиболее доступным является природный материал, который ребята с удовольствием соберут на прогулке
Воздержитесь от излишне эмоциональных восторгов в пользу работы одного творца, помните, что каждый ребёнок в группе — художник и творец. Похвалите каждого и даже замечания и предложения по доделке и переделке обязательно подайте в конструктивном ключе, как улучшение и так уже заслуживающей всяческого одобрения работы.
В начале или середине занятия по конструированию рекомендуется провести тематическую физкультминутку
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия
Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём). Если дошкольники не сталкиваются с данным объектом в повседневной жизни, желательно использовать рисунки, натурные примеры и модели, видеоматериалы.
Примеры мотивирующего начала занятий для различных тем:
- Тема технического конструирования «Дом». Рассказывается сказка «Теремок», проводится просмотр одноимённого мультфильма. Беседа актуализирует знания детей о домах, демонстрируются сказочные герои, небольшие игрушечные фигурки зверей (для которых необходимо сделать из бумаги небольшой домик). Можно раздать по маленькой фигурке каждому ребёнку или группе детей, в таком случае они будут делать домик для конкретного героя (конструируют индивидуально или совместно).
- Тема художественного конструирования «Осенний пейзаж». Показываются картинки осенней природы для формирования у детей образа изменений природы в это время года. Обсуждаются изменения в природе и различные элементы осеннего пейзажа. Демонстрируются элементы конструкции (шишки, семена, листья и стебли растений), обсуждается, на что они похожи и как их можно использовать.
- Тема художественного конструирования «Мост». Детям показывается небольшая игра, герой которой не может преодолеть препятствие — реку или глубокий овраг. Игра может быть с фигурками и игрушками, может быть отражена в рисунках, последовательно описывающих развитие ситуации и затруднения героев. В роли героя может быть кто-то из детей (заранее подготовленный), в таком случае препятствие (овраг или речка) может быть отражено физически ленточками или флажками прямо на полу. В последнем случае игра может носить подвижный характер и сочетаться с небольшой коллективной разминкой после предшествующего занятия. В процессе игры дети выполняют несколько несложных заданий, а затем сталкиваются с непреодолимым препятствием. Ширина преграды не позволяет её перепрыгнуть. Ставится проблемная задача, и дети предлагают решение.
Будьте готовы к неожиданным вариантам (постройка воздушного шара или плота), в этом случае вы либо направляете детей на нужный вариант действий, либо имеете заготовку для конструирования предлагаемых вариантов.
Источник: melkie.net