Требования примерной программы по иностранному языку к обучению говорению

Обучение говорению на уроках иностранного языка

Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорения является одним из важнейших направлений преподавания. Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неученой речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

Методика обучения иностранному языку. Типы упражнений по обучению говорению. Завертяева И.В.

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение. Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.

Обучение диалогической форме общения

Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного общения, который характеризуется поочерёдно сменяющими друг друга и порождающими одна другую репликами двух и более лиц. В состав реплики может входить от одного нерасчленённого предложения – слова в функции предложения (минимальная степень развёрнутости реплики) до монологического высказывания. Продуктами данной формы речевого высказывания являются: диалог разной степени развёрнутости; полилог – групповое обсуждение проблемы; дискуссия и свободная беседа двух и более лиц. Умение вести беседу выступает как показатель высшего уровня обученности в плане диалогической речи.

Диалогическое общение предполагает ряд определённых умений:

1. Осознание и умение чётко определить свою речевую задачу связано с тем, что, вступая в общение, ученик должен чётко знать, чего он хочет достичь: уговорить, убедить, проинформировать, узнать мнение по какому-то интересующему вопросу, посоветовать что-либо. Именно речевая задача определяет функциональный характер диалога.

2. Умение планировать ход беседы заключается в том, что каждый из участников коммуникации организовывает цепочку своих реплик в диалоге так, чтобы оптимальным путём достичь реализации своей задачи (с учётом вероятной реакции партнёра).

ФГОС-2022 (иностранный язык)

3. В реальном диалогическом общении реплика партнёра может в большей или меньшей степени соответствовать прогнозируемой или совсем ей не соответствовать. Этовынуждает говорящего к частичной спонтанной перестройке своей программы по ходу общения. Частичная перестройка возможна путём введения новых, ранее не запрограммированных, речевых поступков или исключения запланированных. Она может быть также связана с временным переходом инициативы к речевому партнёру.

4. Умение захватывать и перехватывать инициативу общения связано с тем, что на каждом участке диалога инициатива может быть в руках одного из собеседников, речевая задача которого является в это время превалирующей, ведущей. Зачастую задачи обоих партнёров не совпадают. Знание правил захвата и перехвата инициативы и соответствующие умения играют важную роль при обучении ДФО.

5. С умением захвата и перехвата инициативы связано такое важное умение речевого этикета, как умение предоставить партнёру возможность реализовать свою речевую задачу, содействовать этому. Это связано с такой особенностью диалогического общения, как временное подчинение одного собеседника другому, — тому, кто является инициатором на данном отрезке диалога.

6. Умение адекватно ситуации реагировать на реплику собеседникасвязано с выбором такого функционально детерминированного речевого поступка, который бы сочетался с функциональной направленностью реплики-стимула в соответствии с ситуацией. Например, в зависимости о ситуации на просьбу могут быть следующие реакции: обещание, отказ, запрос, совет, т.д.

7. Умение спровоцировать тот или иной речевой поступок связано с тем, что говорящий должен уметь подавать такие реплики-стимулы, на которые могли бы последовать реплики-реакции желаемой функциональной направленности. Так, если первый собеседник хочет, чтобы второй пообещал ему что-то, он может подать реплику-просьбу. В реальном общении на просьбу, конечно, может быть и реакция-отказ, но в упражнениях свобода выбора, детерминированность реакций и стимулов регулируется характером установки.

Читайте также:
Программа nfsc exe не работает carbon как исправить

8. Умение функционального манипулирования внутри одной реплики на уровне нескольких речевых поступков связано с умением подавать распространённые, сложные реплики. Распространение реплик может идти по различным направлениям, быть сочетанием нескольких речевых поступков, соответствующих одной речевой задаче.

Обучение монологической речи

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. МР характеризуется большей произвольностью (планируемостью), последовательностью, стройностью, чем диалогическая.

В качестве её продукта рассматриваются следующие коммуникативные типы речи: описание, деловое сообщение, эмоционально окрашенный рассказ, пересказ и рассуждение в форме отзыва, характеристики. Разграничение диалогической и монологической речи условно. МР также предусматривает, как правило, включение в диалогическую речь, точнее в общение, которое , как уже отмечалось, по природе своей диалогично. Монологическое высказывание объёмом свыше двух фраз, т.е. от сверхфразового единства до целого текста, обладает особыми структурными характеристиками.

Система уп ражнений для обучения говорению

Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных тренировочных/подготовительных и речевых/коммуникативных упражнений.

Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.

Подсистема подготовительных/тренировочных упражнений призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его выполнения. Примерную организацию подготовительных упражнений можно представить следующим образом:

имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов);

видоизменение предложений (подстановка, расширение или сокращение предложений, замена реплик в диалоге) ;

синонимические и антонимические замены;

комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул);

конструирование и образование по аналогии;

На этапе подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься на операции, которые помогают:

широко пользоваться аналогией;

определять по самым различным признакам искомое;

выбирать правильное решение из двух противопоставленных;

восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;

ориентироваться в структуре предложений;

переносить найденное решение в новые ситуации.

Для иллюстрации вышесказанного перечислим некоторые виды подготовительных упражнений:

Ответить на вопрос, употребив образцы;

Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами;

Назвать ситуацию, в которой могут употребляться перечисленные речевые/этикетные формулы;

Подобрать предложения в хронологическом порядке на темы: « У врача», «Пишу письмо другу»;

Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные;

Расширить/сократить указанные предложения;

Описать предмет/явление двумя-тремя фразами;

Объяснить указанные слова на иностранном языке;

Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;

Составить ассоциограмму на указанную тему, например, «Любимая профессия», «Экология»;

Сгруппировать слова по семантическому полю или словообразованию;

Провести языковую игру (лабиринт, кроссворд).

Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению.

однозначно формулировать основную мысль;

последовательно развивать мысль;

выражать одну и ту же мысль разными средствами;

строить высказывание с учётом его прагматической ценности;

соотносить высказывание с ситуацией общения;

приспосабливаться к индивидуальным особенностям партнёра по общению;

соотносить паралингвистические явления (жесты, мимику) с ситуацией общения;

формировать и реализовывать речевое намерение;

адекватно выражать эмоционально-оценочную информацию;

прогнозировать реакцию партнёра и адекватно реагировать на его реплики.

Речевые упражнения не рассматриваются как одноуровневая система. Динамика формирования речевых умений, предполагающая в качестве конечной цели свободное комбинирование материала адекватно коммуникативному намерению, связана с разработкой упражнений двух групп_- для обучения подготовленной (с позиции преподавателя – управляемой) речи и для развития умений неподготовленной (неуправляемой) речи.

  • Курсы повышения квалификации
  • Тестирование для педагогов
  • Олимпиады
  • Викторины
  • Творческий конкурс
  • Опубликовать материал на сайте
  • Опубликовать статью в печатном сборнике
  • Заказать рецензию
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Реквизиты

Источник: solncesvet.ru

Требования ФГОС сформированности навыка говорения на английском языке в средней школе
методическая разработка по английскому языку (9 класс)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО). Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения ООП ООО;
  • к структуре о ООП ООО, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • к условиям реализации ООП ООО, в том числе к кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям[2].
Читайте также:
Поставить на Айфон программу найти Айфон

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися ООП ООО «Иностранный язык. Второй иностранный язык», которые должны отражать:

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.

Как видно из требований к результатам освоения ООП ООО, основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции учащегося, свидетельствующая о его умении и способности пользоваться языком как средством общения. В отечественной лингводидактике система компетенций, входящих в коммуникативную компетенцию, формирование которой рассматривается в качестве конечной цели овладения иностранным языком, включает следующие компетенции: речевая, языковая(лингвистическая), социокультурная, компенсаторная (стратегическая), учебно-познавательная и ряд других. Применительно к обучению иностранным языкам понятие коммуникативная компетенция получило детальную разработку в рамках исследований, проводимых Советом Европы для установления необходимого уровня владения иностранным языком. Опираясь на систему уровней владения языком, предложенную Советом Европы, она выглядит следующим образом:

  • A1 — Elementary — Уровень выживания;
  • A2 — Pre-Intermediate — Предпороговый уровень;
  • B1 — Intermediate — Пороговый уровень;
  • B2- Upper-Intermediate — Пороговый продвинутый уровень;
  • C1- Advanced — Продвинутый уровень;
  • C2 — Proficiency — Уровень профессионального владения.

Согласно Государственным стандартам школьного образования по иностранному языку (2004) элементарный уровень владения иностранным языком A1 достигается во 2–4 классах, предпороговый уровень А2 – в 5–9 классах, пороговый уровеньB1 – в 10–11 классах.

Каждый уровень подразумевает определенный набор навыков, умений и знаний. В соответствии с программными требованиями уровень ученика в средней школе, изучающего иностранный язык на базовом уровне, должен соответствовать уровню A2 (предпороговый уровень развития коммуникативной компетенции в говорении), например:

  • в области монологической речи: уметь строить связные высказывания (описание, сообщение, рассказ, с высказыванием своего мнения) о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, зрительную наглядность или заданную коммуникативную ситуацию. Объём монологического высказывания — от 7—10 фраз, (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога — 1—1,5 минуты (9 класс);
  • в области диалогической речи: уметь вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги. Объём диалога — от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик, (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога — 2,5–3 минуты (9 класс).

Как известно, итоговым контролем качества подготовки учащихся школы по иностранному языку являются выпускные экзамены ОГЭ для 9 класса.

В ОГЭ введены задания, позволяющие оценить умения учащихся в области устной речи. Так, в рамках ОГЭ учащиеся должны выполнить 3 задания:

1) прочитать текст;

2) ответить на вопросы собеседника (диалог);

3) высказаться в форме монолога (сообщение по плану).

Таким образом, второе задание связано с контролем диалогических умений школьников, задания под номером 3 направлено на оценку уровня развития монологических умений учащихся. В экзаменах в качестве оценочных критериев выдвигаются следующие: решение коммуникативной задачи, организация высказывания, языковое оформление.

Коммуникативная задача — это критерий, позволяющий оценить способность учащихся полно, точно раскрывать тему сообщения. Данный критерий можно назвать самым важным, поскольку, если коммуникативная задача оказывается нерешенной, все задание оценивается в 0 баллов. Организация высказывания — критерий, направленный на оценку умений логического построения высказывания, владеть приемами введения в тему сообщения и подведения итогов, использовать вводные слова и конструкции. Языковое оформление высказывания — критерий, позволяющий оценить уровень сформированности лексико-грамматических навыков, лежащих в основе говорения как сложного речевого умения.

Читайте также:
Как запустить программу win32

Источник: nsportal.ru

Примерные программы Английского языка

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(525 часов)

5-7 классы
(315 часов)

ЯЗЫКОВЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ
5-7 КЛАССЫ
Графика и орфография

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
а) аффиксации:
• глаголы с префиксами re- (rewrite);
• существительные с суффиксами –ness (kindness), -ship (friendship), -ist (journalist), -ing (meeting);
• прилагательные с суффиксами –y (lazy), -ly (lovely), — ful (helpful), -al (musical), -ic (fantastic), — ian/an (Russian), -ing (boring); — ous (famous), префиксом un- (unusual) ;
• наречия с суффиксом — ly (quickly);
• числительные с суффиксами –teen (nineteen), -ty (sixty), -th (fifth)
б) словосложения: существительное + существительное (football)
в) конверсии (образование существительных от неопределенной формы глагола – to change – change)
Распознавание и использование интернациональных слов (doctor).
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в начальной школе, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке ( We moved to a new house last year); предложения с начальным It и с начальным There + to be ( It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It was winter. There are a lot of trees in the park); сложносочиненных предложений с сочинительными союзами and, but, or; сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами what, when, why, which, that, who, if, because, that’s why, than, so; условных предложений реального (Conditional I – If I see Jim, I’ll invite him to our school party) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would start learning French); всех типов вопросительных предложений ( общий, специальный, альтернативный, разделительный вопросы в Present, Future, Past Simple, Present Perfect, Present Continuous); побудительных предложений в утвердительной (Be careful!) и отрицательной (Don’t worry.) форме
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи конструкций с глаголами на –ing: to be going to (для выражения будущего действия); to love/hate doing something; Stop talking. Конструкций It takes me … to do something; to look/ feel/ be happy.
Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи правильных и неправильных глаголов в наиболее употребительных формах действительного залога в изъявительном наклонении (Present, Past, Future Simple, Present Perfect, Present Continuous); и формах страдательного залога в Present, Past, Future Simple; модальных глаголов и их эквивалентов ( may, can/ be able to, must/have to/should); причастий настоящего и прошедшего времени; фразовых глаголов, обслуживающих темы, отобранные для данного этапа обучения.
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного и нулевого артиклей; неисчисляемых и исчисляемых существительных (a flower, snow) существительных с причастиями настоящего и прошедшего времени ( a writing student/ a written exercise); существительных в функции прилагательного ( art gallery), степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе, образованных не по правилу ( good-better-best); личных местоимения в именительном (my) и объектном (me) падежах, а также в абсолютной форме (mine); неопределенных местоимений (some, any); наречий, оканчивающиеся на –ly (early), а также совпадающих по форме с прилагательными (fast, high); количественных числительных свыше 100; порядковых числительных свыше 20.

8-9 КЛАССЫ
(210 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Источник: english.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru