Основной проблемой при проведении изменений методов управления, которые неизбежно должны произойти в Кузнечном производстве ОАО «ГАЗ», на наш взгляд, является нежелание или боязнь изменений. Причем такая боязнь наблюдается как у руководителей, так и у работников. Особенно ярко это отразилось при внедрении новой производственной системы, которая «буксовала» только вследствие субъективных причин. Поэтому следует выделить препятствия, которые затрудняют широкое использование нововведений:
— множественность объектов, режим которых может быть нарушен в результате вносимых изменений;
— не всегда определен в полной мере объем результатов реализации тех или иных управленческих новшеств;
— психологический барьер неприятия нововведения, который может быть вызван отсутствием авторства на него, т.е. местной, подчас неаргументированной критике подвергается новшество;
— необходимость решения множества вопросов с органами управления, от которых зависит сам инновационный процесс и его результативность.
Управление требованиями к информационным системам
Идеология развития, инновационное мышление, совершенствование методов управления завоевывает в российском бизнесе все большую популярность. Тем не менее, нельзя не видеть, что значительная часть производственных предприятий продолжает работать, как 10-20 лет назад, ожидая то ли команд сверху, то ли чьих-то действий по обеспечению перемен.
Рассмотрим ОАО «ГАЗ» и Кузнечное производство в меняющемся обществе, прослеживая социальные сдвиги, необходимо заметить, что задачей руководителя является спроектировать и поддерживать такую внешнюю среду, в которой люди, работающие совместно, побуждаются действовать производительно и эффективно в направлении достижения общей цели. В книгах по менеджменту и маркетингу традиционно даются описания не только внутренней, но и внешней среды организации, их социального и природного окружения. Предприятие — это открытая социально-экономическая система, которая:
— призвана выполнять социально задаваемые функции и цели;
— не может существовать без «приходящих из общества»;
— не может работать без выделяемых обществом ресурсов — финансовых, материальных и т.д.;
— не может полностью абстрагироваться от социальной ситуации.
Когда организация становится на путь обновления, прогрессивного развития, перед ее коллективом и администрацией во весь рост встает вопрос: «Что нужно и можно развивать и совершенствовать?»
Развитие любой организации невозможно представить себе без личностного и профессионального развития персонала, прежде всего руководителем. Развивающими возможности руководителей могут стать и участие в исследовательской, экспериментальной работе, и проведение аттестации, и индивидуальная работа с конкретными работниками. В рамках кадровой политики ОАО «ГАЗ» могут быть выработаны требования к принимаемым на работу руководителям. В этом ряду должна стоять и аттестация персонала.
Переход организации в новое качественное состояние не может быть осуществлено иначе, чем через освоение новшеств, через инновационный процесс. Всякий процесс представляет собой сложное динамическое образование- систему. Руководителю необходимо обладать системным мышлением, при этом он может видеть множество реально существующих структур инновационного процесса в своем развивающемся подразделении.
Образовательные результаты: общая характеристика
Управленческая структура предполагает взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование — организация — руководство — контроль. Каждый компонент этой структуры имеет свое строение. Планирование сводится к подготовке программы совершенствования методов управления и развития Кузнечного производства, включает проблемно-ориентированный анализ его деятельности, формирования концепции нового управления и стратегии ее реализации.
Подходы к управлению развитием. Как и любая другая деятельность, управление развитием может осуществляться на основе разных подходов. К сожалению, мы часто сталкивались с ситуациями, когда те, кто осуществляет реальное управление, не осознавали оснований своих действий и не могли ответить на вопрос: почему они делают именно так. Но, чтобы совершенствовать свой способ действий, нужно уметь отличать его от других способов, понимать его достоинства и недостатки в сравнении с ними.
Первый признак различения — по субъекту управления развитием. Выступает ли в качестве субъекта только администрация Кузнечного производства или в разработке планов, обсуждении хода работ, выработке решений широко участвует коллектив.
Второй признак различения подходов к управлению — по его ориентации: на процесс или на результат. При управлении, ориентированном на процесс, субъект, обеспечивая освоение каких-то новшеств, не представляет себе четко ожидаемого конечного результата.
При целевом управлении сначала определяется желаемый результат, а затем уже ищется или разрабатывается то нововведение, которое позволяет его получить. Каждое новшество оценивается прежде всего с точки зрения того, какой полезный эффект оно может дать.
Общие и частные цели развития определяются в виде проекта будущего Кузнечного производства в виде целостной системы. В разработку и оценку этого проекта руководство должно стараться включить как можно больше членов коллектива, создавая временные творческие группы по проблемам и организуя широкое обсуждение. Разрабатываются детальные планы реализации проекта и формируется комплект промежуточных целей, позволяющих своевременно выявлять угрозы достижения конечных результатов.
Следует иметь в виду, что ни один из подходов к управлению развитием не является самым лучшим. В зависимости от условий эффективными могут быть разные подходы. Так партисипативное управление далеко не всегда приводит к лучшим результатам чем административное.
Кроме того, когда по каким-то причинам существует жесткий лимит времени но планирование развития организации, административный подход — единственно возможный системный подход требует высокой квалификации руководителей. Если ситуация относительно стабильная, то реактивное управление может давать те же результаты, что и опережающее. Выбор того или иного подхода должно базироваться на учете реальных условий. Но если ближе управление к системно — целевому, тем большими потенциальными возможностями оно обладает для обеспечения своей эффективности.
Понятие эффективности, хотя и очень часто используется, но оно одно из наименее разработанных в теории управления. Не существует общей теории эффективности, и все попытки создать ее пока не привели к желаемому результату. В разных сферах деятельности используются свои частные показатели эффективности.
Управление по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем более эффективно. Показатель эффективности управления развитием — заинтересованность коллектива. Этот показатель отражает наличие важнейшего условия реализации планов развития — мотивированность исполнителей.
Все большее внимание в управленческой деятельности уделяется психологической службе как одному из механизмов эффективного управления. Это определяется основными направлениями деятельности психолога, результаты которой могут существенно повлиять на принятие управленческого решения. Проводимые в современных условиях разного рода социологические исследования усиливают роль психологической службы в управлении, это касается и Кузнечного производства. Изучение микроклимата в коллективе связано не только с подготовкой рекомендаций разного рода, но и с квалифицированным их анализом.
Рассмотрение роли психологической службы именно с позиции механизма управления позволяет ставить вопрос о взаимосвязи качества управления и нетрадиционных подходов к определению механизмов управления. Вместе с тем следует выделить аспекты, решение которых будет определять эффективность использования психологической службы как механизма управления. К ним можно отнести четкое определение прав и обязанностей психолога в системе управления; планирование работы на основе целей и задач подразделения, соблюдение единства психолого-педагогической и исследовательской деятельности в конкретных условиях, связь теоретических знаний с анализом фактов повседневной жизни, подготовка практических рекомендаций, влияющих на качество управления.
Основными направлениями профессиональной психологической службы могло бы быть:
· создание комфортного психологического микроклимата в коллективах производства;
· минимизация психологических конфликтов (избежание скандалов, снятие стрессов, разрешение споров);
· разработка персонифицированной служебной карьеры и перспектив роста сотрудников производства;
· формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов «идеальных» сотрудников.
У психологической службы может быть целый арсенал форм для непрямого морального воздействия на работника, среди них: убеждение, внушение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, намек, комплемент, просьба, совет.
Психологическая служба может также проводить тестирования работников, организовывать семинары и тренинги для руководителей всех уровней управления.
Специфика управленческого консультирования заключается в разновидности экспертной помощи, распространении современных научных достижений и передового опыта, повышении управленческой квалификации руководителя. (Консультирование по проблемам, процессу управления, что побуждает к поиску вариантов решений.)
Консультирование через рефлексию, например подготовка и проведение «фотографии или самофотографии» деятельности руководителей с анализом всех отрицательных и положительных моментов; проведение учебного консультирования – чтение лекций, семинары; консультирование через взаимообучение – обмен достижениями и навыками.
В современной теории управления особое место занимает системный подход, который предполагает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.
Системный подход открывает возможность для более полного учета информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного трудового коллектива.
Вот несколько рекомендаций, которых должны придерживаться в работе руководители Кузнечного производства:
1. Четкое разграничение функций между начальником и его заместителями. Для этого на основе учета должностных инструкций составляется перечень обязанностей членов администрации. Данный перечень закрепляется приказом.
2. Проведение всех собраний, совещаний, планерок с одинаковой периодичностью в одно и то же время и в одном и том же месте (желательно на рабочей площадке). При этом до минимума сократить проведение различных внеплановых совещаний.
3. Ввести ежедневный регламент работы, предусматривающий:
— отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, сложных хозяйственных дел, длительных бесед и разговоров «по душам» с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих, заранее запланированных задач пресекать вежливо, но решительно;
— отказ от решения вопросов, входящих и компетенцию заместителей, в их отсутствие. Иначе впоследствии приходилось затрачивать дополнительное время на перепоручение дел заместителям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.п. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящим в компетенцию заместителей, могло отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть их самолюбие;
— максимальное использование в повседневной работе телефона и различных приставок к нему, персональной ЭВМ и т.п.;
— обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса (желательно в специальном блокноте, тетради). Необходимо также фиксировать все замечания и предложения подчиненных.
Источник: kazedu.com
Целевые комплексные программы
Для решения новых перспективных межфункциональных стратегических проблем в рамках организации формируются и реализуются специальные целевые комплексные программы (ЦКП).
ЦКП представляют собой совокупность взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий, централизованно обеспечиваемых ресурсами.
Они различаются по функциональной ориентации (экономической, технической, социальной и т. п.) и срокам реализации (среднесрочные — от 1 года до 5 лет; долгосрочные — свыше 5 лет).
Обычно с их помощью решаются стратегические проблемы, которые не являются «своими» для каждого отдельного подразделения, например компьютеризация, ликвидация тяжелого ручного труда, финансовое оздоровление и проч.
Организационное руководство программой предполагает создание на высшем уровне управления специального подразделения по ее планированию, финансированию, координации и контролю исполнения.
В зависимости от масштабов и сложности программа может включать в себя несколько подпрограмм (проектов). Последние охватывают комплекс работ, обеспечивающих реализацию в течение 2—3 лет промежуточных целей и задач, и выполняются как оперативными, так и функциональными подразделениями.
Разработка целевой программы начинается с формулировки проблемы и цели ее решения; затем создается прогнозный сценарий; строится «дерево» целей; формулируются критерии их достижения; распределяются ресурсы; конкретизируются задачи; формируются органы управления.
- описание решаемой проблемы и причин ее появления, уже предпринятых шагов по ее решению;
- постановку цели и подцелей;
- совокупность конкретных мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям.
К таким мероприятиям могут относиться научные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, испытания образцов, создание или реконструкция объектов, внедрение новых форм и методов управления.
Важную роль в успехе программы имеет ее надежное ресурсное обеспечение.
Источники финансовых ресурсов могут быть как собственными (прибыль, накопленная амортизация, взносы собственников), так и заемными (кредиты, выпуск облигаций). Их необходимая величина определяется общими затратами на программу за вычетом ожидаемых компенсирующих доходов, получаемых в ходе ее реализации.
В качестве научно-технического обеспечения выступают результаты собственных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также закупленные патенты, лицензии, ноу-хау.
Материально-техническое обеспечение программы составляют как собственные, так и привлекаемые на основе лизинга средства.
Обеспечение программы трудовыми ресурсами исходит из потребности в кадрах необходимой квалификации для реализации всех предусмотренных мероприятий с учетом их этапов и сроков. Их источниками является набор новых работников, внутреннее перераспределение, переобучение персонала с возложением на него новых или дополнительных обязанностей.
Наконец, информационное обеспечение программы составляют база стратегических данных, результаты специальных обследований, экспертные оценки, различного рода прогнозы, основывающиеся на математическом моделировании внутриорганизационных процессов.
Суммирование всех видов затрат, имеющих отношение к программе, независимо от источников их финансирования дает ее общую стоимость, распадающуюся на стоимость соответствующих подпрограмм, проектов, заданий.
Ожидаемые результаты характеризуются с помощью системы количественных и качественных показателей: прибыли, снижения затрат и проч.
В основе расчетов лежат экспертные оценки, нормативы, математические и статистические модели.
Механизм реализации программы состоит из двух элементов: общих регуляторов в виде системы нормативов деятельности организации и специальных, созданных исключительно для нее.
Эффективность реализации программ оценивается двояким образом: путем соотнесения фактически полученных результатов с запланированными и с исходной ситуацией.
Источник: studfile.net
Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС»
Данная работа представляет собой Проект: «Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС» в рамках программы «Менеджмент образования». Предназначена администрации школы.
Картинками
Проект: « Создание комплексно – целевой программы управления качеством образования с учетом требований ФГОС »
Выполнила: Пашиц Оксана Вадимовна
1.Перечень требований к качеству образования на основании ФГОС
Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Таким образом, качество образования – это уровень успешности социализации гражданина, а также уровень условий освоения им образовательной программы школы (образовательного учреждения).
Качество обучения в контексте реализации ФГОС является важной интегральной характеристикой, которая отражает:
— степень соответствия педагогических и рабочих процессов в ОУ, выраженных в форме показателей и критериев, определённым установленным государственным требованиям, реальным достижениям и индивидуальным социальным ожиданиям;
— степень усвоения содержания учебного материала, морального умственного и физического развития, которого обучающийся достиг в соответствии со своими индивидуальными желаниями и способностями.
Таким образом, качество образования в условиях реализации ФГОС является ключевым показателем успеха образовательного учреждения.
Ключевыми требованиями к качеству образования являются:
— качество содержания образования;
— качество методического обеспечения образовательного процесса;
— качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
— профессиональный уровень педагогов;
— положительная мотивация обучающихся;
— качество знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
— качество системы диагностики в образовательном учреждении, контроля и оценивания знаний, умений, навыков и способов самостоятельной деятельности учащихся;
— качество внутриучрежденческого контроля.
В рамках реализации ФГОС качество образования предъявляет требования к целевым программным компонентам, к учебной среде, к ожидаемым результатам.
Основной целью образовательных программ является обеспечение запланированных результатов для достижения выпускниками на каждом уровне образования определённых навыков, знаний, умений, компетенций и способностей, которые, в свою очередь, определяются личными, социальными, семейными, государственными потребностями каждого ребёнка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья. Таким образом, формируются определённые универсальные учебные действия (УУД), которые отображают индивидуальные или личностные результаты, метапредметные показатели и предметные результаты.
Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Критерии эффективности:
Во время реализации базовых образовательных программ в образовательном учреждении предъявляются следующие требования: должны определяться финансовые, кадровые, материальные, технические и другие условия, при которых должно осуществляться овладение учебным материалом. С целью решения задач освоения образовательных программ, дальнейшего самоопределения и решения проблемных задач, в школе должны быть созданы условия для обучения инвалидов, детей с ограниченными возможностями и особенностями развития (коррекционная работа, индивидуальные программы, дистанционные методы обучения).
Управление качеством образования складывается из качества образовательной среды и качества результатов.
Создание среды, которая является критерием эффективности внедрения этих стандартов обеспечивает:
• защиту и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей;
• стремление к достижению целей образовательного процесса, его высокое качество, духовное и нравственное воспитание, открытость и доступность для учащихся и их родителей;
• развитие детей на основе психофизиологических возрастных особенностей
Таким образом, основными задачами становятся конструирование образовательной среды школы, стимулирование и поддержка инициатив педагогов, учащихся, родителей и социальных партнеров, направленных на формирование комплекса ключевых компетентностей выпускника образовательного учреждения и повышения качества образования в целом.
Диаграмма Исикавы
Требования, влияющие на качество образования и условия достижения оптимальных конечных результатов
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
|||
![]() |
2. Создание комплексно–целевой программы управления качеством образования
Дерево целей двух уровней для управления качеством образования
Комплексно–целевая программа управления качеством образования
Сроки реализации программы
Источник: znanio.ru