Мендубаева, З. А. Требования к учебной книге / З. А. Мендубаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1694/ (дата обращения: 12.07.2023).
Требования к любым учебникам и учебно-методическим комплексам, на наш взгляд, определяются требованиями современного общества, предъявляемыми через требования к образованию (школьному, вузовскому), достижения в области наук, теории образования, методики обучения, а также теории учебной книги.
Рассмотрим данный актуальный вопрос о содержании требований современного образования, предъявляемые к учебникам и учебно-методическим комплексам. В данном исследовании нас интересуют требования, которые предъявляются к учебникам по общеобразовательным дисциплинам в вузе, но ради необходимости соблюдения логической структуры и преемственности в раскрытии вопроса, уделим внимание и требованиям, относящимся к школьным учебникам, а также к вузовским учебникам по профилирующим дисциплинам.
Новый ФГОС по технологии-2021: требования к предмету, особенности содержания, программы и учебники
Анализ зарубежных школьных учебников, проведенный коллективом авторов РГПУ им. А.И.Герцена, позволил выявить следующие позитивные черты, которые могут быть использованы в разработке новых подходов к созданию школьной учебной литературы: построение учебника по модульному принципу, введение сюжета в учебник, разнообразие современного иллюстративного материала, основной текст учебников составлен с учетом современных тенденций развития экранной культуры, установление содержательных линий между разными предметами, реализация такого основополагающего дидактического принципа как возрастосообразность, составление учебников для профильной школы [2].
Возможные направления совершенствования учебников для российской школы выглядят следующим образом: конструирование авторами линий учебников на основании разных психологических концепций учебной деятельности (например, теория деятельности А.Н.Леонтьева, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, концепция обучения на высоком уровне трудности Л.В.Занкова и др.), конструирование учебников на основании разных дидактических теорий и технологий обучения (развивающее, проблемное, модульное, дифференцированное, личностно-ориентированное, проектные технологии, технологии работы с текстом и т.д.), совершенствование методических подходов к содержанию и структуры учебника.
- информатизация жизни общества, что требует от человека умений работать с информацией, используя различные ее источники и технологии обработки;
- демократизация, понимаемая в первую очередь как становление гражданского общества, что, с одной стороны, предполагает предоставление человеку большей свободы, а с другой стороны, ориентирует его на проявление большей ответственности по отношению к обществу, семье и самому себе;
- становление нового культурного типа личности (тип личности, соответствующий современной культуре, характеризуется самостоятельностью, творчеством, ответственностью и готовностью к обучению в течение всей жизни);
- реализация компетентностного подхода в образовании (умение сотрудничать; способность к общению, жизни в обществе и участию в общественной жизни; способность к решению проблем; способность самостоятельно организовывать свой труд; способность к сотрудничеству с людьми различных национальностей и уровней культуры; способность к использованию новых технологий, в первую очередь информационных. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах).
- учебник реализует деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, практической, творческой и рефлексивной деятельности, на приобретение студентами опыта деятельности;
- учебник направлен на становление ключевых компетенций – готовности студентов использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- учебник обеспечивает вариативность и свободу выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей и образовательных учреждений).
- Высокий научно-методический уровень содержания, отражающий в нем этические и эстетические нормы конкретной человеческой деятельности и соответствующий основным направлениям и итогам развития научной мысли, ее современному состоянию.
- Соответствие требованиям ФГОСов ВПО, определяющих обязательный набор дисциплинарных знаний.
- Учебник должен удовлетворять как сложившейся системе организации учебного процесса, так и перспективе.
- Дидактический уровень учебной книги, обеспечивающий необходимый обучающий эффект, т.е. доступность, связь с лекционными и практическими знаниями, стимулирование самостоятельной работы.
- Четкое обозначение тем, необходимый справочный аппарат, литература.
- Учебник без особых затруднений должен вписываться в научную и педагогическую концепцию преподавателя, быть инструментом, соотносимым с рабочим планом, графиком учебного процесса. Содержать структурно-логическую связь с компьютерной техникой.
- Объем учебников должен быть соразмерен с ролью и местом дисциплины в учебном плане и, соответствовать времени, отводимому на изучение данного курса.
- Учебники по фундаментальным наукам (физике, математике, химии и др.) не должны дублировать основные разделы школьного учебника.
- Акцентируя внимание на принципиальных вопросах развития науки, необходимо также соблюдать общую логику построения учебной дисциплины, обеспечивать устойчивые междисциплинарные связи внутри своего блока.
- Учебник должен содержать достаточное количество справочной информации, обеспечивать логико-структурную связь с компьютерными средствами обучения, прививать студентам вкус к самостоятельной работе, развивать у них логическое мышление, способность к решению практических задач.
- Учебник по фундаментальным дисциплинам должен отличаться строгостью и общностью доказательств и положений, а также обоснованностью применяемых методов и получаемых результатов.
- соответствие ФГОСам ВПО;
- соблюдение принципов историзма и преемственности, этических и эстетических норм при изложении материала;
- полнота и объективность библиографических сведений;
- включение необходимого справочного аппарата.
- цикл общепрофессиональных дисциплин, которым завершается обучение на втором уровне высшего образования – подготовка бакалавров;
- цикл специальных дисциплин, которыми овладевают студенты на третьем уровне обучения – подготовка специалистов и магистров.
- Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. Создание учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21.
- Учебник фиксированного формата: концепция создания и материалы к разработке / О.В.Акулова, В.В.Барабанов, Е.В.Баранова и др.; Под ред. Г.А.Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 351 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебник, учебная книга, дисциплина, знание, требование, учебная литература, будущий специалист, профессиональная деятельность, системный подход, учебный процесс.
Возможности использования учебников по истории и обществознанию для реализации требований ФГОС 2021
Похожие статьи
О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения
учебник, учебная книга, дисциплина, требование, знание, учебная литература, будущий специалист, профессиональная деятельность, системный подход, учебный процесс.
О проблемах создания современного учебника «Труда»
учебник, учебная книга, дисциплина, требование, знание, учебная литература, будущий специалист, профессиональная деятельность, системный подход, учебный процесс.
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её.
Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].
Реализация системно-деятельностного подхода в процессе.
Литература Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, подход, урок, учитель, действие, учебная деятельность, ближайшее развитие, образовательный процесс, системный подход, познавательное развитие обучающихся.
Особенности, преимущества и эффективность электронных.
Электронный учебник, профессиональное образование, учебник, профессиональная деятельность, учебный материал, система среднего, образовательный процесс, целостное представление, дисциплина, знание.
О повышении роли общеобразовательных дисциплин.
профессиональное образование, связь, предмет, будущий специалист, учебный процесс, будущая профессиональная деятельность, качество образования, дисциплина, знание.
Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества.
Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям
Проектирование содержания общеобразовательных предметов.
профессиональное образование, связь, предмет, будущий специалист, учебный процесс, будущая профессиональная деятельность, качество образования, дисциплина, знание, профессиональная деятельность.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Современные требования к учебнику. К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.
Дидактические требования. Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным.
Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Методические требования — это расположение глав и параграфов, внутренняя целостность, четкость, логическая последовательность, краткость выводов, ясность, выразительность и образность изложения, иллюстрирование, точные и разнообразные вопросы, условия и задания, которые требуют от учащихся мыслительных операций, записей, зарисовок, чертежей, расчетов, практических работ, опытов и т.д.
Психологические требования. Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.
Эстетические требования. Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Гигиенические требования — это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др. В последнее время делаются попытки установить даже предельно допустимую массу комплекта школьных учебников. Кроме того, учебник должен содержаться в порядке учащимся, который им пользуется.
Разработка в 1970-1980-х гг. основ теории школьного учебника привела к выводу о том, что в условиях единой школы, осуществляющей всеобщее среднее образование, единый учебник не может обеспечить учащимся современный уровень образования. Была выдвинута задача создания учебно-методического комплекта (УМК) как открытой системы учебных пособий. Реализация этой идеи требовала издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы. В начале 1980-х гг. УМК были созданы по каждому классу и учебному предмету.
В ходе реформ в 1990-е гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства.
Отличительной чертой учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в расширенном плане, более детализировано, чем в учебнике. Здесь могут содержаться также материалы для практической работы учащихся — задачи, упражнения разного уровня сложности, методические указания к выполнению лабораторных работ, практикумы и т.д. Такие пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся в процессе организации учебной работы в школе и при выполнении домашних заданий. Работая с учебными пособиями, ученики учатся различным приемам мыслительной деятельности, находить более обстоятельные ответы на вопросы, содержащиеся в учебнике.
Особое место в учебно-методическом комплекте принадлежит методическим пособиям, предназначенным для учителя. Здесь даются советы о наиболее рациональном применении технологий обучения, отдельных методов и средств изучения предметного материала, формах проверки знаний и умений учащихся и т.д. Как правило, методические пособия создаются наиболее опытными учителями-методистами.
Значение учебно-методического комплекта велико. Его полноценное использование дает возможность учащимся более глубоко и обстоятельно усвоить учебный материал, а учителю сделать учебный процесс более разнообразным и интересным.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
2. Требования к учебникам и учебным пособиям
Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.
Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.
В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, фактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля (см. тему 1.11).
К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:
□ соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;
□ методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;
□ корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символики, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;
□ отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития науки и техники;
□ соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная, политехническая и профориентационная направленность материала учебника;
□ доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;
□ соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;
□ ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;
□ согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей;
□ выделение основного теоретического и практического учебного материала; наличие обобщений, выводов;
□ пригодность учебника для организации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;
□ использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету и его практическим приложениям;
□ направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме; побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам; развитие воображения учащихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;
□ учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания; высокое качество иллюстративного материала; включение в учебник необходимых справочных материалов.
Работа над усвоением учебной информации осуществляется школьниками не только с помощью учебников, но и с помощью учебных пособий: хрестоматий по литературе и истории; задачников по математике, физике, химии; сборников упражнений по родному и иностранному языкам; контурных карт по истории и географии; тетрадей для лабораторных исследований по биологии, химии; словарей, справочников и энциклопедий и т. д. Учебные пособия служат вспомогательным средством для учителей и учащихся при организации учебной работы, как в школе, так и при выполнении домашних учебных заданий.
Источник: studfile.net