В первую очередь необходимо выделить примерные основные образовательные программы (далее — примерные программы).
Согласно ст. 2 Закона об образовании примерная основная образовательная
Необходимо подчеркнуть, что примерные программы не включают в себя порядок аттестации обучающихся, оценочные и методические материалы — соответственно, эти части образовательной программы разрабатываются самой образовательной организацией. Кроме того, примерные программы должны включать в себя примерные расчеты нормативных затрат па оказание услуги по реализации этой программы, что немаловажно для участников образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджетных ассигнований.
Несмотря на то что обязательной силы они не имеют, тем не менее они играют существенную роль по двум причинам. Во-первых, далеко не во всех образовательных организациях есть свои методисты достаточной квалификации, которые могли бы разработать полностью самостоятельную образовательную программу, не опираясь на проверенные образцы. Во-вторых, расчет финансирования зачастую осуществляется именно на основе имеющихся примерных программ, что делает финансово сложным реализацию углубленной, а следовательно, более затратной образовательной программы.
Требования к учебным центрам в рамках обучения требованиям охраны труда
Примерным программам посвящена ст. 12 Закона об образовании. Исходя из ее ч. 9, примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС, если иное не установлено законом. Таким образом, данный инструмент работает для общего и профессионального образования (тех видов образования, для которых предусмотрено наличие ФГОС).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность но имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Обязательной силой примерные программы не обладают. Формально примерные основные образовательные программы не должны использоваться для оценки качества образовательной деятельности, а образовательная организация может отступить от ее содержания без всяких негативных для себя последствий при условии соответствия требованиям ФГОС. Примерные расчеты нормативных затрат, включаемые в примерную программу, также служат лишь для общей ориентации учредителя и не могут рассматриваться (например, финансовыми органами) как ограничение, выше которого образовательная программа конкретной образовательной организации, разработанная с учетом данной примерной программы, профинансирована быть не может.
Закон об образовании установил, что примерных основных образовательных программ может быть неограниченное количество и при этом нет никаких механизмов, которые бы гарантировали, что будет разработана хотя бы одна примерная основная образовательная программа по каждому уровню и направленности. То есть количество примерных программ фактически может быть любым, от нуля до тысяч.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594.
Новые требования к рабочим программам учебных предметов
В профессиональном образовании важную роль играют профессиональные стандарты. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 11 Закона об образовании формирование требований ФГОС профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). При этом ранее принятые ФГОС подлежат приведению в соответствие с данными требованиями в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ. Указанная норма еще более усиливает роль профессиональных стандартов.
Именно на основе профессиональных стандартов (при наличии) должна определяться (конкретной образовательной организацией) продолжительность профессионального обучения по соответствующим программам (ч. 8 ст. 73 Закона об образовании).
Статьей 12 Закона установлен и ряд иных специфических инструментов. В частности, исходя из ч. 14, уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы. Таким образом, примерные или типовые дополнительные профессиональные программы (только дополнительные профессиональные) являются обязательными для организаций, которые реализуют соответствующие дополнительные программы — они обязаны разработать свои программы в соответствии с типовыми или примерными. Вместе с тем типовые или примерные дополнительные образовательные программы могут быть разработаны только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Часть 3 ст. 82 Закона об образовании устанавливает, что примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (в настоящее время Минздравом России утверждено более 10 таких программ). Другой пример — установленные ст. 85.1 типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта). В настоящее время восемь типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждены приказом Минтранса России от 08.09.2014 № 243.
Исходя из ч. 15 ст. 12 Закона об образовании, уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных указанным Законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения. Таким образом, примерные или типовые программы профессионального обучения также обязательны для образовательных организаций — они обязаны разработать свои программы в соответствии с ними. А приниматься они могут не только в случаях, предусмотренных Законом об образовании (как примерные или типовые дополнительные профессиональные программы), но в любых случаях, когда это установлено на уровне федерального закона.
Статья 73 Закона об образовании устанавливает, что типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Другой пример — установленные ст. 85.1 типовые программы профессионального обучения в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере транспорта).
Статус описанных типовых или примерных программ делает их значимым инструментом, который позволяет предъявлять четкие требования к содержанию дополнительного профессионального образования, профессионального обучения. Практика показывает, что используется он в случае, когда от образования работника зависит безопасность общества и граждан.
Источник: studme.org
Понятие и методические требования к учебным программам
Учебная программа – это нормативный документ, в котором отражается круг базисных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждой отдельно взятой учебной дисциплине.
- список тем изучаемых материалов;
- указания по количеству времени на каждую отдельную тему;
- разделение их по годам обучения;
- время, которое должно отводиться для изучения всего курса.
Существует несколько типов учебных программ:
- типовые программы;
- рабочие школьные программы;
- личностно-индивидуальные авторские программы, которые создаются и используются учителями-новаторами, специалистами педагогического труда.
Типовые программы одобряются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят необязательный характер. Они отражают только наиболее общий, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и порядок основных научных мировоззренческих понятий, а также наиболее полные разъяснения систематического характера с указанием необходимых и полных средств и приемов обучения, специальных для определенных учебных предметов.
На основании стандартных учебных программ создаются рабочие программы, в которых, как правило, воссоздаются национально-региональные элементы, локальные или школьные, принимаются во внимание вероятности методического ресурса учительства, а также информативного, технического обеспечения и, естественно, степень готовности учащихся.
Авторские программы различаются и логикой создания курса, и серьезностью рассматриваемых в них задач, теорий, и характером их изложения автором программы. Чаще всего их используют при подготовке специальных курсов по выбору, обязательных предметов и других учебных дисциплин. Такие программы при наличии отзывов одобряются советом школы.
Учебная программа включает в себя три главных элементов:
- объяснительная записка, в которой освещены цели и задачи прохождения дисциплины;
- содержательная часть, содержащая список тем, разделение времени на изучение тем и разделов, список рекомендуемых занятий и способы обучения;
- методические инструкции о способах реализации программы, которые касаются методов, организационных форм, способов обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, получаемых учениками в процессе изучения определенного учебного предмета.
В структурном отношении учебные программы делятся на линейные, концентрические, спиральные и смешанные.
При линейной структуре отдельно взятые части материала создают непрерывное постоянство непосредственно связанных между собой звеньев, которые прорабатывают за время обучения, как правило, один раз. Концентрическая структура предусматривает возвращение к усвоенным знаниям. Обзор одной и той же проблемы постепенно увеличивается, обогащается новыми знаниями, связями и зависимостями.
В последнее время усиленно обосновывается так называемый спиральный способ выстраивания школьных программ. Отличительным признаком спиральной структуры изложения материала является то, что ученики, не упуская из поля зрения начальную проблему, постепенно увеличивают и усиливают круг связанных с ней знаний.
Смешанные сочетают в себе линейные и концентрические схемы, что позволяет гибко распределять учебный материал.
Методические требования к учебным программам
Программы отдельных учебных предметов (курсов) направляют на достижение предполагаемых результатов овладения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Программы отдельных учебных дисциплин (курсов) создаются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, которые включены в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов (курсов) должны включать:
- пояснительную записку, в которой рассматриваются общие задачи среднего (полного) общего образования учитывая спецификацию учебного предмета;
- общее описание учебного предмета (курса);
- определение места учебного предмета (курса) в учебном плане;
- личные, метапредметные и предметные результаты усвоения определенного учебного предмета (курса);
- содержимое учебного предмета (курса);
- предполагаемые итоги изучения учебного предмета (курса);
- тематическое планирование с описанием основных видов учебнойдеятельности учащихся;
- изображение учебно-методического и материально-технического оснащение образовательного процесса.
В программу должны быть включены:
- задачи духовно-нравственного развития;
- направленность деятельности по духовно-нравственному формированию и воспитанию учащихся, их социализации, профессиональной нацеленности, здоровьесберегающей деятельности, формирование экологической культуры, которая отражает спецификацию образовательного учреждения. Направленность интересов групп образовательного процесса; содержимое, формы работы и виды занятий с учениками по каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся;
- определение методов и форм профессиональной направленности и организации общественно значимой работы в образовательном учреждении;
- ведущие направления педагогической поддержки по социокультурной работе учащихся, учитывая качества устоявшегося уклада образовательного учреждения;
- модель организации деятельности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся;
- модели организованности деятельности по развитию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
- методику и критерии оценивания духовно-нравственного формирования и воспитания обучающихся;
- критерии и показатели эффективности работы образовательного учреждения по предоставлению воспитания и социализации учащихся;
- предполагаемые результаты духовно-нравственного формирования, воспитания и социализации учащихся, их профессиональной направленности, воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Источник: spravochnick.ru
Образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности. Общие требования к реализации образовательных программ
− содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
− учитывать разнообразие мировоззренческих подходов;
− способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений;
− обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В соответствии с положениями ст. 12 Закона об образовании в РФ в нашей стране по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К основным образовательным программам относятся:
− основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
− основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
− основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
− дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
− дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом об образовании в РФ не установлено иное. В настоящее время связь между образовательной программой и ФГОС становится более факультативной. Если программа реализуется в соответствии с ФГОС, то реализующая ее образовательная организация вправе пройти процедуру государственной аккредитации и приобрести соответствующие привилегии, поэтому разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС обязательна только для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.
Соблюдение ФГОС необходимо также для образовательных программ дошкольного образования (при этом в их отношении государственная аккредитация как раз не проводится). Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом об образовании в РФ право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом об образовании в РФ.
Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.
Разработка примерных образовательных программ является прерогативой федеральных государственных органов, при этом Закон об образовании в РФ содержит:
− нормы о том, что примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся госинфомсистемой общедоступной информации.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Министерством образования и науки РФ, если иное не установлено Законом об образовании в РФ. Утверждение конкретной образовательной программы, которая будет реализовываться, было и остается полномочием самой образовательной организации.
Классификация образовательных программ, с принятием Закона об образовании в РФ, стала более удобной (таб. 4).
Таблица 4. Классификация образовательных программ
Классификация образовательных программ | |||
вид образовательной программы | по уровню образования | подвид программы | дополнительные требования |
Основные образовательные программы | |||
основные общеобразовательные программы | программы дошкольного образования | ФГОС (для всех) (ч. 6 ст. 12) | |
программы основного общего образования | программы, интегрированные с дополнительными профессиональными образовательными программами: в области физкультуры и спорта; имеющими целью подготовку к военной или государственной службе | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | |
программы среднего общего образования | программы, интегрированные с дополнительными профессиональными образовательными программами: в области физкультуры и спорта; имеющими целью подготовку к военной или государственной службе | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | |
основные профессиональные образовательные программы | программы среднего профессионального образования, в том числе: программы СПО, интегрированные с программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ОВЗ или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов; программы СПО в области искусств, интернированные с программами основного общего и среднего общего образования | программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) |
программы подготовки специалистов среднего звена | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы высшего образования | программы бакалавриата | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | |
программы специалитета | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы магистратуры | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5) | ||
программы ординатуры | ФГОС (для всех) (ч. 10 ст. 82) | ||
программы ассистентуры-стажировки | ФГОС (для всех) (ч. 17 ст. 83) | ||
основные программы профессионального обучения | программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих | закон предусматривает наличие соответствующего ФГОС (ч. 3 ст. 5); срок обучения определяется на основе профстандартов и квалификационных требований | |
программы переподготовки рабочих и служащих | |||
программы повышения квалификации рабочих и служащих | |||
Дополнительные образовательные программы | |||
дополнительные общеобразовательные программы | дополнительные общеразвивающие программы | реализуются как для детей, так и для взрослых | |
дополнительные предпрофессиональные программы | дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физкультуры и спорта реализуются для детей | ФГТ (ч. 4 ст. 84) | |
дополнительные профессиональные программы | программы повышения квалификации | направлены на совершенствование или получение новой компетенции или повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации | учет профстандартов, квалификационных требований (ч. 9 ст. 76) |
программы профессиональной переподготовка | направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профдеятельности, приобретение новой квалификации | на основании квалификационных требований, профстандартов и требований соответствующих ФГОС СПО и ФГОС высшего образования (ч. 10 ст. 76) |
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, примерных программ ассистентуры-стажировки – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании в РФ, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.
Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных Законом об образовании в РФ, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения.
Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц.
Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.
Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования[29].
Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено Законом об образовании в РФ.
Источник: megaobuchalka.ru